Главная страница
Навигация по странице:

  • Общенаучные принципы познания

  • Статистическая (вероятностная) детерминация.

  • Принцип методического атеизма.

  • Принцип устойчивого неравновесия

  • Специфически психологические принципы. Принцип детерминизма.

  • Суть принципа детерминизма

  • Принцип единства сознания и деятельности

  • СРС-1 экспереминтальня Психология. Санктпетербургский гуманитарный университет профсоюзов


    Скачать 26.52 Kb.
    НазваниеСанктпетербургский гуманитарный университет профсоюзов
    Дата30.11.2022
    Размер26.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС-1 экспереминтальня Психология.docx
    ТипДокументы
    #821766

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

    Алматинский филиал

    Дисциплина: Экспериментальная психология

    Тема: СРС-1

    Студенты _2_ курса

    Очной формы обучения

    Направление подготовки _Прикладная психология_

    Алматы

    2022_ год

    Общенаучные принципы познания

    Антропный принцип

    Утверждает принципиальную познаваемость мира, возможную из­меняемость под влиянием познающего субъекта. Впервые этот принцип был выдвинут в 1961 году американским физиком Р. X. Дайком.

    Принцип гласит: «Физическая Вселенная представляет собой структуру, допускающую наше присутствие как наблюдателей» (Д. Клифтон).

    «Законы и построение Вселенной должны быть таковы, что она непременно когда-нибудь породит своего наблюдателя» (Б. Картер).

    «Наблюдаемая Вселенная выделена со­вокупностью значений параметров, благоприятных для развития жизни и разума» (А. Д. Сахаров).

    Принцип детерминации – это принцип всеобщей обусловленности.

    Детерминация [от лат. determinare — определять] — обусловленность чего-либо чем-либо. Чаще всего рассматривается причинная детерминация: причина определяет следствие. Другие виды детерминации:

    системная (зависимость системы от свойств входящих в ее состав частей и элементов и, наоборот, зависимость компонентов системы от свойств целого);

    целевая (цель как образ будущего результата действий обусловливает процесс и способы ее достижения);

    акту­альная (обусловленность активности взаимодействующих объектов их актуальным состоянием, особенностями ситуации взаимодействия и спецификой совершаемых действий);

    детерминация типа обратной связи, при которой следствие воздействует на вызвавшую его причину;

    статистическая (возможность получения различных следствий при действии одной и той же причины, обусловленных вероятностными закономерностями) и др.

    Причинная детерминация (принцип причинности, каузальности)

    Причина — это предшествующий во времени фактор, следствие — дальнейшее во времени событие, причина — это необходимое условие, предпосылка возникновения, изменения или развития следствия. Причина – фактор, порождающий следствие, а следствие есть фактор, закономерно вытекающий из действия причины. Первое научное оформление принципу детерминации дал П. С. Лаплас (1749—1827). Он сформулировал механистический вариант детерминизма, бази­рующийся на динамических законах ньютоновской механики и приводящий к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Согласно Лапласовскому (динамическому) детерминизму, значение координат и импульсов всех частей и элементов Вселенной в данный момент времени однозначно определяет ее состояние в любой прошедший и будущий момент (концепция фатализма, вера в божественную предопределенность. Для динамического детерминизма характерно признание однозначности причинно-следственных связей: каждая причина порождает определенное следствие, и наоборот, каждое явление имеет свою определенную причину. Лапласовский детерминизм отражает положение дел на макроскопическом уровне организации мира (в том числе внутреннего субъективного мира). «Ничего не бывает без причины». С переходом на экстремальные (микро и мега) уровни организации мира приходится констатировать доминирование случайности над строгой однозначной причинностью. Причинная детерминация. Современные представления о причинности отвергают указанную однозначность и толкуют причинность расширительно.

    Во-первых, учитываются разные формы детерминации (упомянутые выше системная, целевая, статистическая и пр.).

    Во-вторых, признается сложность, изменчивость и многозначность причинных связей. Трудность осознания совмещения классической причинности с вероятностной обусловленностью хорошо иллюстрируется знаменитым высказыванием А. Эйнштейна: «Бог в кости не играет». Создатель теории относительности не мог примириться с мыслью о возможности вероятностной детерминации процессов Природы.

    Статистическая (вероятностная) детерминация.

    Суть статистической детерминации раскрывается в следующих высказываниях физиков.

    «В разных сферах жизни атома — в поведении ядра и в по­ведении электронов — проступала общая черта: существование набора возможностей, разрешенных природой, вместо одного-единственного варианта.

    Природа стала представляться вероятностным миром — миром вероятностных, а не строго однозначных закономерностей».

    «Квантовая механика в подражание самой природе может разговаривать лишь о вероятностях разных вариантов.

    «Движение микрообъектов подчиняется статистическим законам, учитывающим объектив­ность случайности, возможности и неопределенности».

    Статистическая (вероятностная) детерминация.

    Суть статистической детерминации раскрывается в следующих высказываниях физиков.

    Сегодня большинством научного сообщества действие принципа вероятностной детерминации с явлений микромира перенесено и на явления мега- и, что для психологии особенно важно, макромира. Психическая жизнь человека предопределена не только отношениями строгой причинности, но и в значительной степени вероятностными зако­номерностями:

    «Психические явления — это явления в основном статистические».

    «Вероятностные законы игры в кости парадоксально дают детерминизму — независимость результата от пути процесса, порядок, возникающий из хаоса». Во второй половине XX века в материалистической науке постепенно формируется мнение, что как динамическая (строго причинная), так и статистическая (вероятностная) детерминации являются специфическими проявлениями закона причинности.

    Принцип дополнительности (комплементарности)

    Принцип констатирует сложность организации (структурной, функциональной, генетической и пр.) любых объектов реальности и, как следствие, необходимость в многоплановом описании этих объектов.

    «Понятие дополнительности, введенное Бором, при истолковании квантовой теории, сделало для физиков более желательным использовать двузначный язык вместо однозначного». Понятие дополнительности «призвано описывать ту ситуацию, когда одно и то же событие мы можем охватить с помощью двух различных способов рассмотрения. Н. Бор «воспринимал дополнительность как центральную черту описания природы». Он распространял действие своего принципа на живую природу: «Типично биологические закономерности, для которых не существует аналога в неорганической материи, имеют место благодаря ситуации, описываемой принципом дополнительности». Возможность и необходимость применения принципа дополнительности к описанию психических явлений. А. Е. Шерозия: «Психология, как и квантовая физика, должна использовать принцип дополнительности как метод воспроизведения целостной картины психики во всех ее модификациях».

    Принцип инвариантности

    Инвариант — это нечто остающееся неизменным в изменяющихся условиях, нечто остающееся постоянным при некоторых относящихся к этому «нечто» преобразованиях.

    Принцип инвариантности — относительно новый принцип теории познания.

    Во-первых, подчеркивает единство (равновесие) тенденций устойчивости (сохранения) и изменчивости (динамики) в организации мира.

    Во-вторых, требует от исследователей выявления константных характеристик Природы, свидетельствующих об основополагающей общности всех фрагментов реальности на всех уровнях их организации.

    Понятие инвариантности введено английским математиком Дж. Сильвестром в середине XIX века для обозначения сохранения постоянства некоторых математических выражений при изменении входящих в эти выражения переменных величин (например, при переходе от одной системы координат к другой). Позже категорию «инвариант» стала использовать лингвистика для обозначения языковых структурных единиц (фонем, графем, морфем и т. п.). Классическим примером инвариантности в психологии выступает свойство константности восприятия.

    Принцип методического атеизма.

    Данный принцип запрещает ссылку на Бога как на кау­зальный (причинный) фактор.

    Принцип безоговорочно принят естественными науками и служит заслоном толкованиям научных фактов в теологическом (ссылка на Бога) и телеологическом (ссылка на целесообразное устройство мира, то есть фактически на божественное предусмотрение) ключах.

    Телеологическое направление (известное в науке также под наименованием «финализма») исходит из принципа целесооб­разности мира, в том числе нашего внутреннего мира. Всякое развитие, согласно этому принципу, есть осуществление заранее предопределенных целей.

    Принцип методического атеизма должен быть безусловно принят психологической наукой для ограждения от соблазна уклоняться от поиска достоверных доказательств и научных обоснований при интерпретации психологических фак­тов, построении психологических теорий и практической работе по оказанию психологической помощи людям.

    Принцип объективности.

    Констатирует наличие объективной реальности, которая пофрагментно и в целом принципиально познаваема. Эта сущность принципа сближает его с рассмотренным выше антропным принципом.

    Принцип объективности, утверждая наличие объективной реальности, тем не менее не утверждает абсолютной объективности (как полного соответствия) наших знаний об этой реальности, хотя бы потому, что сам процесс познания объекта может вносить изменения в его актуальное состояние.

    Любое измерение — акт вторжения в бытие измеряемого. Этот акт изменяет состояние микросистемы. И никакой изощренностью опыта, равно как и никакими обыч­ными поправками на ошибки, такого вмешательства не устранить.

    Принцип относительности

    В самом общем виде этот принцип указывает на зависимость любых свойств объектов реальности от их движения.

    Здесь необ­ходимо иметь в виду два обстоятельства.

    Во-первых, что свойствообъекта есть результат проявления имманентно присущего этому объекту качествапри его взаимодействиис другими объектами реальности.

    Во-вторых, движениекак способ существования материи в самом общем виде есть любые изменения(изменения вообще) как результат взаимодействияматериальных объектов. Виды движения разнообразны: от механического и физического до биологического и социального. Оба отмеченных обстоятельства и определяют смысл «относительности» — любойобъектреальностивсегданаходитсявотношениик другим объектам.

    Впервые в науке принцип относительности был сформули­рован Г. Галилеем для механического перемещения, позже этот принцип был отшлифован И. Ньютоном и вошел в историю науки как утверждение, что механические процессы происходят единообразно в инерциальных системах отсчета, движущихся одна относительно другой прямолинейно и равномерно.

    Принцип самоорганизации

    Это один из основополагающих принципов организации мира, предопределяющий возможность его поступательного развития (объективный аспект), и, соответственно, один из важ­нейших принципов реализации научного пути познания мира (субъективно-познавательный аспект).

    Этот принцип неразрывно связан с принципами системности и целостности.

    В первом смысле (объективный аспект) суть принципа в самом общем плане заключается в том, что материя обладает способностью к самодвижению, понимаемому обычно как ее внутренняя актив­ность.

    Откуда же берется спонтанная (самопроизвольная) вну­тренняя активность, именуемая самодвижением? Ответ таков: спонтанная активность материи вызывается «неустойчивостью неравновесных состояний, в которые рано или поздно приходит любая система в результате взаимодействия с окружающей средой».

    Во втором смысле (субъективно-познавательный аспект) принцип обязывает учитывать при исследовании различных объектов реальности эту способность материи к самоорганизации, способность к возникновению новых структур в сложных дина­мических системах (то есть в «открытых» неравновесных системах неупорядоченных элементов).

    В синергетике под самоорганизацией обычно понимают некоторый процесс, в ходе которого создается, воспроиз­водится или совершенствуется организация сложных динамических систем». Для процессов самоорганизации характерны спонтанность их возникновения и целенаправленность протекания.

    Принцип системности.

    Принцип системности (и базирующийся на нем системный подход) — это методологическое направление в изучении реаль­ности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного принципа как неотъемлемого методологического компонента научного познания и к его строгому научному оформлению послужили исследования австро-американского ученого биолога Л. Берталанфи (1901-1972), в которых он разработал общую теорию систем. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов и частей, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Под уровнем организации системы (понятие, многократно использовавшееся нами ранее) понимается определенное сочетание вну­треннего строения системы, эффективности исполнения ею своих функций, степени развития ее управляющих блоков и пр. Системные исследования осуществляются с помощью систем­ных анализа и синтеза.

    Принцип соответствия

    Принцип выражает диалектику процесса научного познания: продвижения от относительных истин, заключенных в частных теориях, ко все более общим теориям, стремящимся в пределе к абсолютной истине. Суть положений принципа заключается в указании на обязательность преемственности при смене одной теории другою. Иначе говоря, новая обобщенная теория должна включать сменяемые ею предшествующие теории как частные случаи своего проявления. При этом предшествующие теории должны удовлетворять определенным требованиям, позволяющим трактовать их как «замкнутые», или «завершенные», теории. Повышенный интерес к принципу соответствия проявляется научным сообществом в кризисные для той или иной науки вре­мена. Похоже, что для психологии сейчас этот принцип особенно актуален, поскольку абсолютно очевидна необходимость в синтезе (объединении и обобщении) многочисленных накопившихся частных взаимоисключающих психологических теорий.

    Принцип соотношения неопределенностей

    Принцип сформулирован в 1927 году В. Гейзенбергом — сподвижником Н. Бора и М. Борна.

    Первоначально «обслуживал» лишь квантовую физику.

    Согласно этому принципу, любое уточнение положения электрона на его орбите в данный момент времени влечет потерю точности в определении его скорости (точнее импульса) движения в этой точке, и наоборот, повышение точности значения импульса влечет повышение неточности в определении координат положения электрона. Таким образом, уровень неопределенности одного параметра предопределяет значение неопределенности другого параметра. Однако соотношение обеих неопределенностей есть величина постоянная, то есть инвариант, и имеет ограничение своей минимальной величины. К настоящему времени этот принцип в более общем виде принят на вооружение и другими науками, поскольку «соотношение неопределенностей само составляет лишь специфический случай более общей ситуации дополнительности».

    Принцип устойчивого неравновесия

    Принцип определяет фундаментальное свойство живой материи, отличающее ее от материи косной, неживой.

    Принцип сформулирован Э. С. Бауэром в 1930-е годы и иногда называется «основ­ным» или «всеобщим законом биологии».

    Он звучит так: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях».

    Самой существенной и самой общей чертой живого (на любом уровне его организации, от «живой молекулы» до «человека разумного») является его самопроизвольное неравновесное состояние, обеспечивающее всему живому специфическую форму движения материи.

    Принцип устойчивого неравновесия

    Принцип определяет фундаментальное свойство живой материи, отличающее ее от материи косной, неживой.

    Принцип сформулирован Э. С. Бауэром в 1930-е годы и иногда называется «основным» или «всеобщим законом биологии».

    Он звучит так: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях».

    Самой существенной и самой общей чертой живого (на любом уровне его организации, от «живой молекулы» до «человека разумного») является его самопроизвольное неравновесное состояние, обеспечивающее всему живому специфическую форму движения материи.

    Поскольку психика есть результат биологической эволюции, для адекватного понимания ее функционирования с неотвратимой необходимостью требуется учет принципов ее организации на уровнях:

    физиологическом (что в психологии за­частую лишь декларируется);

    социальном (что в психологии человека обычно чрезмерно акцентируется);

    общебиологическом (что для психологии принципиально важно и что в первую очередь и отражает принцип Бауэра);

    на биофизическом и биохимическом (включая генетические аспекты).

    Принцип целостности

    Этот принцип теснейшим образом связан с системным принципом, поскольку целое обычно в современной науке рассматри­вается в первую очередь как система.

    Целостность есть неотъемлемое свойство всех объектов реальности на всех уровнях их организации. Целостность объекта выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

    Основными формами существования любого целого как объекта реального мира являются пространство и время.

    Основным способом существования любого целого является движение.

    Движение может рассматриваться в двух аспектах: энергетическом и информационном.

    В энергетическом аспекте движение представляется как бесконечные взаимодействия и преобразования объектов, изменения их состояний в пространстве и времени.

    Категория «энергия» выступает в качестве общей меры различных форм материального движения (укрупненно: механиче­ского, физического, химического, биологического, социального).

    Специфически психологические принципы.

    Принцип детерминизма.

    Принцип детерминизма — базовый принцип научного познания психических явлений, объединяющий на уровне психоло­гической конкретизации общенаучные принципы объективности и детерминации (причинности в широком смысле).

    В материалистически ориентированной психологии детерминизм провозглашает первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика — свойство мозга) и первичность объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика — способ отражения действительности).

    Механистический детерминизм: внешние материальные причины непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия.

    Биологический детерминизм: психика как – необходимая для выживания организмов функция. Если механистический детерминизм рассматривал психику как побочное явление (эпифеномен), то теперь она выступила как неотъемлемый компонент жизнедеятельности.

    Принципа детерминизма на уровне социальной организации человеческой деятельности: изменяя реальный, не зависимый от сознания, мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

    Суть принципа детерминизма

    Психика направлена на то, чтобы в процессе адаптации к окружающей среде учитывать неопределенность этой среды и устранять ее.

    «Внешняя среда находится в постоянном движении, изменении. <...> Животным и человеку надо приспособиться к этим непрекращающимся изменениям.

    Вероятностные ситуации поведения становятся основными его детерминантами, а веро­ятностная характеристика среды — наиболее существенной для организма.

    Относительно жестко детерминированными являются, по-видимому, лишь врожденные безусловные реакции, некоторые натуральные условные рефлексы, системы автоматизированных условнорефлекторных актов, сложившихся в динамический стереотип, навыки как автоматизированные системы реакций».

    Принцип единства сознания и деятельности

    Принцип единства сознания и деятельности отображает факт объединения интегральной формы психического отраже­ния мира (сознание) и высшей формы взаимодействия с миром (деятельность) в высшей общей форме проявления человека как биосоциального существа (личность).

    Этот принцип, в сущности, включает в себя два принципа:

    единства сознания и личности;

    единства личности и деятельности.

    Поскольку их неразрывная связь через понятие «личность» очевидна, в научной практике используется объеди­ненный вариант.

    Принцип системного подхода

    Принцип системного подхода в психологии заключается в рассмотрении психики и любых ее проявлений как систем.

    Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психоло­гические знания, устранять избыточность накопленной инфор­мации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений.

    Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

    Наиболее полно системный подход применительно к психологии освещается в работах В. А. Ганзена, А. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, В. Ф. Сержантова, Э. Г. Юдина и др.

    Анализ.

    Научный принцип — это конкретизация мировоззренческих пози­ций, убеждений и общих принципов в процессе научного позна­ния.

    Научные принципы заключают двоякий смысл.

    Во-первых, в них отражаются на научном языке основы организации мира (то есть дается научное отражение принципов организации Природы). Это объяснительные представления (модели) по поводу получаемых в научных исследованиях фактов и закономер­ностей.

    Во-вторых, направляют исследовательскую мысль по наиболее адекватному и эффективному пути научного поиска истины. Это исходные условия (регуляторы) научных исследований.

    Научные принципы предопределяют и стимулируют накопление предельно адекватных знаний о природе, человеке и обществе, что, в свою очередь, расширяет возможности людей в выборе предельно адекватных моделей и способов своего индивидуального и общественного поведения. Каждый из принципов имеет свой смысл, и каждая работа ученого, внесла вклад в развитие психологии и жизни.


    написать администратору сайта