Реферат.Коррекция заикания средствами логоритмики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени н. Г. Чернышевского
Скачать 2.37 Mb.
|
МИНОБРАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО Балашовский институт (филиал) Кафедра дошкольного и начального образования РЕФЕРАТ Коррекция заикания средствами логоритмики студентки 5 курса 53 группы направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиля «Логопедия», психолого-педагогического факультета Семибабновой Татьяна Николаевна Балашов 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………...3 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………………4 Значение логоритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...6 Проведение логоритмических занятий по коррекции заикания у дошкольников…………………………………………………………………….....9 Заключение………………………………………………………………….12 Список использованных источников……………………………………...13 ВВЕДЕНИЕ Одним из сложных и трудно-коррегируемых речевых нарушений является заикание. В большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, в этот период происходит интенсивное развитие речи и бурное пополнение словарного запаса. Функции речи еще слабы и неустойчивы. Дети только учатся управлять громкостью голоса, не умеют контролировать речь. Нервная система также находится в стадии формирования, она еще очень хрупкая и чувствительная. Если в данный период ребенок испытывает стресс, испуг или перенапряжен эмоционально, то может случиться логоневроз. Особенности речевого развития детей с заиканием оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети с заиканием имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Именно поэтому в период дошкольного детства своевременное выявление и осуществление коррекционно-логопедического воздействия является важным. Так как в дошкольном возрасте заикание может повлиять на формирование личности ребенка. Наиболее перспективным направлением в решении данного вопроса является использование средств логопедической ритмики, так как именно музыкальная терапия для ребят с заиканием – это возможность работать над речевым аппаратом с удовольствием. В основе обозначенной методики базируется принцип комплексности музыкального сопровождения, различные движения и употребление слов и звуков. В перечень главных задач логоритмики входят: развитие у ребенка слухового восприятия и внимательности; развитие ориентации в пространстве; коррекция расстройств речи, ритма и темпа дыхательной функции, фонематического слуха. Во время занятий по логоритмике музыка выступает организующим элементом движений. Кроме классических подразделов (слушание, пение, ритмические музыкальные движения и т. д.), в логоритмике есть упражнения, способствующие нормализации мышечного тонуса в целях развития способности координировать слова с физическим движением, психогимнастические упражнения: этюды, связанные с выражением эмоций, тренировкой дыхательной функции, расслаблением и т.д. Цель данной работы – изучить влияние логопедической ритмики на речевые нарушения у детей дошкольного возраста. Задачи: Изучить психолого-педагогическую характеристику заикающихся детей дошкольного возраста. Определить значение логоритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Представить этапы проведения логоритмических занятий по коррекции заикания у дошкольников. Структура работа: данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возрастаВ психологической литературе дошкольный возраст определяется как этап психического развития и делится на три категории: первая категория - младшие дошкольники (3-4 года), средние дошкольники (4-5 лет) и старшие дошкольники (5-6 лет). Дошкольный возраст наиболее благоприятен для усвоения родного языка, именно в этом возрасте они обладают чуткостью к языковым явлениям. Дошкольники, которые свободно общаются, получают удовольствие от своей речи, при передаче чувств ребенок пользуется интонацией, мимикой и жестами. При заикании наблюдается совсем другая картина. Заикание представляет собой сложное комплексное нарушение речи и коммуникации. Существует много факторов, которые влияют на начало заикания: генетика, пол, развитие речи, окружающая среда, а также характер ребенка. Одной из отличительных черт детского заикания является его непредсказуемость и нестабильность. И.А. Сикорский [12] и Д.Г. Неткачев [10] писали о детях с заиканием, основываясь, в основном, на наблюдениях. И.А. Сикорский упоминал, что уже врачи древности, такие как Беркон, Вельпо, Гален, Диффенбах и др., были хорошо знакомы с психологическими особенностями заикающихся и видели в них причину заикания. Д.Г. Неткачев указывал на то, что «... у заики речь такова, каков он сам, потому что внешние выражения, как и всегда и везде, строго соответствуют характеру внутреннего содержания» [10, с. 16]. Согласно экспериментальным работам зарубежных авторов E.G. Conture, K. Eggers, R. Jones и др., появление определенных психологических и личностных характеристик тесно связано с началом и развитием заикания у детей дошкольного возраста. Заикание влияет на поведение и нрав ребенка: он становится пугливым, застенчивым, молчаливым, неохотно разговаривает с другими людьми. Заикающиеся дети зависят от мнения окружающих, смущаясь собственного заикания, они избегают бесед, уходят от разговоров. Заикание ограничивает речевое общение, тем самым негативно воздействует на формирование личности ребенка, способствует развитию негативных качеств характера. Ребенок импульсивен, наставления взрослого мало организуют его деятельность, он затрудняется в выполнении тех или иных умственных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Проявления заикания у детей чаще появляются в сложном по лексико-грамматическому оформлению речевом материале. У части детей заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР), что приводит к дефициту лексических и грамматических средств общения, затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков и усугубляет речевую симптоматику в целом. У заикающихся детей ярко выражено неумение говорить с интонацией, менять темп и ритм речи, делать паузы в нужных местах, использовать логическое ударение, повышение и понижение голоса [1]. Такая речь плохо воспринимается окружающими. У детей с заиканием не сформирован динамический речевой стереотип, поэтому даже при формировании языковых единиц, они с трудом овладевают правилами их использования, на всех этапах развития речи у них наблюдаются трудности в автоматизации речевой деятельности. При переходе к связной речи эти трудности могут возрастать. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что у детей с заиканием в возрасте 4-7 лет наблюдается несформированность навыков коллективного вербального взаимодействия, снижение игровой и речевой активности. Многие авторы указывают на наличие следующих психологических особенностей у заикающихся дошкольников: излишней стеснительности, повышенной тревожности, связанной с процессом реализации речевой продукции или, напротив, расторможенности, грубости. Следовательно, все это влияет на овладение диалогической речью, на формирование личности и жизнедеятельность индивида. Исследование С. В. Леонова и А. Э. Зайнитова [8], целью которого являлось изучение диалогической речи заикающихся дошкольников. Полученные результаты показали, что у 84% заикающихся детей навык диалогического общения не сформирован. У них наблюдаются сниженная мотивация к общению, трудности вступления в вербальную коммуникацию (дети не могли сформулировать встречный вопрос, односложно отвечали, по возможности используя невербальные жесты), сложности при совместном планировании деятельности (заикающиеся отказывались обсуждать стратегию выполнения предложенного им задания, следуя за экспериментатором). Речевые высказывания в основном носили ситуативный характер. Дети не всегда адекватно реагировали на обращение к ним. В большинстве случаев диалог продолжался до тех пор, пока взрослый проявлял инициативу в общении. Было отмечено, что при попытке самостоятельного формулирования вопроса у заикающихся детей увеличивалось число судорожных запинок, отмечались вегетативные проявления: гипергидроз ладоней, покраснение или побледнение кожных покровов. Дети вели себя скованно, беспокойно. Не считая речевого недостатка, у таких детей наблюдается нарушение внимания, мышления, памяти, расстройства эмоционально - волевой сферы и поведения. Врожденной составляющей личности человека является темперамент, который характеризуется скоростью психических реакций. И.А. Сикорский еще в конце XIX века говорил об особенностях характера и темперамента заикающихся детей. Б. Гитар выдвинул гипотезу о том, что так называемый «чувствительный темперамент» способствует уязвимости ребёнка к развитию заикания. Этой же идеи придерживаются современные зарубежные исследователи Э. Контур, Т. Валден, К. Эггерс и др. Помимо темперамента, важным психологическим компонентом человека является тревожность, которая присуща всем людям, однако, согласно исследованиям Е.Ю. Рау, Н.Л. Карповой и др., у лиц с заиканием уровень тревожности может быть более высоким, что может отражаться на их поведении. Исследования темперамента у детей дошкольного возраста с заиканием проведенные А.М. Антиповой показали наличие у них определенных нарушений реагирования на средовые воздействия в виде следующих негативных реакций: повышенного уровня гнева, недостаточности эмоционального реагирования на провоцирующие раздражители и преобладания тревожности [1]. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что нарушение темпо-ритмической организации речи ребёнка негативно сказывается не только на его речевой функции, но также на его продуктивности и работоспособности, личностных и коммуникативных качествах. 2 Значение логоритмики в коррекции заикания у детей дошкольного возрастаКоррекционно-развивающая работа педагога-логопеда дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО должна включать коррекционные мероприятия, обеспечивающие воздействие на тяжелые нарушения речи, и использование эффективных нетрадиционных подходов [11]. В последнее время популярными становятся некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения. Термин «музыкотерапия» в переводе с греко-латинского означает «исцеление музыкой». Нервная система и мускулатура способны усвоить ритм, это позволяет музыке физиологически воздействовать на человека. Любимая музыка порождает у человека положительные эмоции, чувства, повышает настроение, влияет на вегетативные функции и речь. Практика использования музыки при коррекции речевых расстройств опирается на предположение о сходстве механизмов восприятия музыкальных и речевых сигналов. Это обстоятельство позволяет рассматривать музыку как важное средство коррекционного воздействия на заикающегося дошкольника, поскольку она является мощным фактором активизации эмоций. Во время прослушивания музыки физиологические ритмы человека резонируют и подстраиваются под ее динамические показатели. При прослушивании мелодии, доставляющей удовольствие, замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды, если музыка раздражает, сердцебиение учащается и становится слабее. Регулярно слушая расслабляющую музыку регулируется выделение гормонов, снижающих стресс. Так же музыка вызывает двигательные реакции организма, возникают пульсации в мышцах рук, ног, туловища, области гортани, микродвижения связок сопровождают прослушивание даже сложных симфонических произведений. Общая черта музыки и речи – это их звуковая основа, они обе являются акустическими средствами общения и переноса информации. Речь человека отвечает динамичному характеру составляющих элементов музыки - мелодии, гармонии и ритма. Из совокупных качеств музыки и речи следует, что музыка активно влияет на формирование речи. Неслучайно известные отечественные исследователи такие, как Б.В. Асафьев [14], Б.Л. Яворский подчеркивали интонационную природу музыки и речи: категория «интонации» у Б.Л. Яворского мыслится как законченное по форме слово в музыкальной речи, выражающее характер и точную осмысленную передачу задуманного [14]. Исследования демонстрируют, что ребенок с заиканием «погружаясь» в музыку качественно меняется в своем развитии, он уходит от травмирующих его обстановок, тревожностей. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку избавиться от негативных переживаний и проявлений. Таким образом, музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции и средством коррекции речевых нарушений, в том числе, логоневроза. В частности выделяется такой прием, как логоритмика, который способен корректировать речевые нарушения и улучшать качество звучания речи у детей дошкольного возраста. В целях коррекции нарушений данной категории дошкольников применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия. К традиционным приемам относится логоритмика, предполагающая тесную связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство. Г.А. Волкова представила множество логоритмических упражнений, которые отлично подходят для коррекционной работы с дошкольниками. Использование её методических разработок, представленных в книге «Логопедическая ритмика», позволяет корректировать разные виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста, в том числе и заикание [4]. Основная цель использования логоритмики – улучшения речевой ритмики, формирование корректного звучания слов и плавности речи. Данный прием включает систему разнообразных упражнений и игр с движениями, которые выполняются под музыку. Логоритмика включает использование активных форм музыкотерапии, к которым относятся [7]: Вокалотерапия – метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности ребёнка. Тонирование – произнесение или пение длинных звуков. Оно может служить для изменения физического и эмоционального состояния. Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений. Она способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений и умение владеть своим телом. Хореотерапия – использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Хореотерапия имеет физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. Игровая психотерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Возникающие в процессе игровой терапии сильные аффекты могут улучшить плавность речи. Субъективное переживание, возможности говорить нормально приводит к снятию напряжения у детей и к изменению установки в отношении заикания. В результате у них может появиться уверенность в том, что они способны справиться с речью. Наиболее эффективными формами коррекции логоневроза у дошкольников в логоритмике являются вокалотерапия и тонирование. Вокалотерапия позволяет поставить дыхание, тренировать легкие, язык, мимическую мускулатуру, речевой аппарат в целом и т. д. Ребёнок с заиканием, который слышит хоровое пение, старается попадать в такт вместе с другими. Музыкальный материал на таких занятиях должен быть простыми по мелодии, плавными, без резких скачков. На начальном этапе подойдут романсы на русском языке и протяжные народные песни, которые будут особенно полезными, т. к. между словами в народной песне почти нет пауз. При этом для такого пения ни голос, ни слух значения не имеют. На занятиях с заикающимися детьми целесообразно использовать следующие приемы вокалотерапии [9]: Физические упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища. Упражнения способствуют быстрому устранению скованности и зажатости подчелюстных мышц. Дыхательная гимнастика от заикания – это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикания и его профилактики в раннем возрасте у детей. С помощью простых заданий ребёнок научится правильно дышать, наладит ритм и темп вдохов и выдохов. Упражнения для активизации дикции и артикуляции. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков. Вся система артикуляционной гимнастики включает в себя два вида упражнений: статические подготовительные упражнения («Лопаточка», «Горка», «Трубочка» и др.), динамические подготовительные упражнения («Часики», «Лошадка», «Змейка», «Грибок» и др.). После проделанных упражнений для закрепления результата полезно использовать скороговорки, в особенности на произношение звуков «л» и «р». Вокальные упражнения. После небольших комплексов физических, дыхательных и артикуляционных упражнений организм готов непосредственно к вокалу. Для коррекции заикания предлагаются следующие упражнения под музыку: «ку-ка-ре-ку», «тр-р-р», «кар-р», «ф-ф-ф» и др. Игровая вокалотерапия – это новый способ психологической коррекции личности и оздоровления, в котором используется активное пение в сочетании с музыкальными архетипами и ролевыми играми. Творческое задание – это заранее подобранное с учетом индивидуальных особенностей певца музыкальное произведение или отрывок. Тонирование, помимо обширного терапевтического эффекта, может служить средством изменения физического и эмоционального состояния. Многие исследователи считают, что голос является основной формой выражения индивидуальности. Внимательно прислушиваясь к голосу ребёнка, можно проанализировать нервные модели его поведения, понаблюдать за ними и лечить их. Важно помнить, что при тонировании все звуки произносятся с движением под ритмичную музыку. При использовании в вокально-терапевтическом процессе приемов музыкотерапии не менее важным является активное участие самого ребёнка, которое приведет к разрушению имеющегося внутреннего конфликта, к стабилизации психологического состояния, коррекции трудностей в коммуникациях с взрослыми и сверстниками. Таким образом, музыкотерапия является одним из главных и эффективных методов коррекции логоневроза у детей дошкольного возраста. Основным методом музыкотерапии, способствующим развитию речи у дошкольников, является логоритмика. К наиболее действенным формам логоритмики относятся вокалотерапия и тонирование, т. к. данные формы воздействуют на все отделы речевого аппарата. Описанные выше формы и приемы коррекции оказывают комплексное воздействия на нарушения речи детей дошкольного возраста и способствуют более гармоничному развитию личности дошкольника. Отметим, Т.Н. Смышляева, проанализировав семейное воспитание детей с речевым дефектом заикания, сделала вывод, что степень участия родителей в данном процессе не соответствует современным требованиям воспитания и образования: родители таких детей не учитывают опыт специалистов ДОО, поэтому эффект родительского воспитательного воздействия достаточно низок. Семейное воспитание детей с заиканием часто носит стихийный и неуправляемый характер [13]. Поэтому актуальной задачей является необходимость и обогащение содержания взаимодействия ДОО с родителями детей старшего дошкольного возраста с заиканием. На этом направлении необходимо организовывать совместную деятельность специалистов дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста с заиканием и с их семьями. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по обогащению содержания взаимодействия ДОО с родителями заикающихся детей дошкольного возраста формирует прочный и разносторонний механизм компенсации речевого дефекта у детей и позволяет повысить эффективность взаимодействия семей с дошкольной образовательной организацией. 3 Проведение логоритмических занятий по коррекции заикания у дошкольниковСовременные представления о развитии плавной речи детей от 2 до 4 лет базируются на принципе раннего музыкально-ритмического развития и сочетании занятий по развитию речи с ритмикой. Поэтому важную роль в коррекции заикания у дошкольников играют логоритмические упражнения. В ходе проведения логоритмических занятий могут решаться следующие задачи [9]: Блок образовательных задач: Формировать двигательные навыки и умения; Ознакомить с разнообразием движений, с пространственной организацией тела; Ознакомить с некоторыми музыкальными понятиями; Систематизировать словарь детей. Блок развивающих задач: Развивать чувство ритма; Развивать координацию между словом (пением) и движением; Развивать правильное дыхание; Стимулировать речевое развитие; Развивать артикуляционно-речевой аппарат; Развивать общую моторику; Развивать умение контролировать свой мышечный тонус; Развивать мелкую моторику; Развивать слухоречевое внимание. Комплексная логоритмика, направленная на по коррекцию заикания у дошкольников, включает занятия на расслабление мышц, постановку диафрагмального дыхания, постановку мягкой голосоподачи, занятия по восстановлению темпо-ритмического рисунка речи (включающий артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастики, при этом артикуляционные и мимические упражнения выполняются с ритмическими движениями рук под речевой ритм, постановку речевого дыхания под ритмичное речевое сопровождение). Постановка мягкой голосоподачи происходит с использованием жестов сначала на гласных звуках, затем с подключением согласных и отработку артикуляции гласных и согласных звуков на специально подобранных упражнениях [7]. Закрепление новой темпо-ритмической стороны речи происходит на занятиях статической и динамической логоритмики. Занятия на расслабление мышц начинаются с максимального напряжения мышц, после чего мышцы рефлекторно расслабляются. Постановка мягкой голосоподачи осуществляется с использованием жестов рук в 4-х направлениях - вверх, вниз, в стороны, вперед. Система комплекса логоритмических упражнений по коррекции заикания у дошкольников включает три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный. Спецификой работы на подготовительном этапе является то, что все упражнения выполняются под музыку, причем музыка подбирается таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое. На этом этапе детям предлагается последовательно воспроизводить слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты в ритмических упражнениях сочетанием с движением, хлопки, притопы, шагистика, отстукивания, работа с мячом, передавать ритмический рисунок с заданных слов. На этом же этапе осуществляются подготовительные упражнения: а) Расслабление и элементы аутотренинга, аффирмации. б) Артикуляционная, мимическая и пальчиковая гимнастики. В артикуляционной гимнастике все упражнения сопровождаются ритмичными движениями рук и пальцев. Для пальчиковой гимнастики подбираются такие задания, где движения рук происходит в четком ритме. Желательно выполнять их перед зеркалом на сенсорных ортопедических ковриках. Обязательно фиксируется артикуляция. Ритм речи четко совпадает с движениями пальцев и рук. На втором этапе прорабатываются: Речевое дыхание. Вдох и выдох производятся под ритмичный счет логопеда или родителя. Основная задача упражнения - удержать ритмичное речевое дыхание в течение 3-4-х минут. Мягкая голосоподача. Гласные звуки. Согласные звуки. Внешние метрономы речи. Фразовая речь. Голосовые модуляции. Динамическая логоритмика. Пропевки и чтение стихотворений наизусть, как прием автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений. Пропевки и чтение стихотворений наизусть – это, в первую очередь, обучение расстановке ритмических ударений. А, многократное повторение текстов вслух на 4-х движениях рук, помогает сформироваться новому ритмическому образу речи. На этом этапе детей обучают осознано воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок речи. На этом этапе осуществляется переход к самостоятельной речи. Постепенный переход от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, свободному высказыванию и включает в себя формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. Так же, на этом этапе предусматриваются рассказы детей, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию. После того как ребенок приобрел навык правильной речи, переходят на заключительный этап. Идет закрепление навыков свободной связной речи. Работа осуществляется в театрализованной деятельности в творческих и сюжетно - ролевых играх. Театрализованные представления служат связующим звеном для правильного перехода из игровых условий в привычные и повседневные. Осуществляется навык формирования у ребенка социально - личностных качеств. Определяется правильное взаимодействие и взаимопонимание с окружающими. На всех этапах программы используются логоритмические упражнения. Необходимо заметить, на занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, то есть нейромоторными расстройствами и вторичными, невротическими нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Чаще заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза. В структуре заикания выделены следующие компоненты: – нейромоторное расстройство речи — речевые судороги; – страх речевого общения, патологическая фиксация на речевом дефекте; – невротические нарушения, обусловленные сознанием собственной речевой неполноценности; – астенические способы реагирования в ситуациях особой личностной и социальной значимости; – личностные особенности заикающихся: ранимость, сензитивность, – эмоциональная лабильность, тревожность, неуверенность в себе, пониженная самооценка и пр. Заикание характеризуется изменением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата, что негативно сказывается не только на его речевой функции, но также на его продуктивности и работоспособности, личностных и коммуникативных качествах. Одним из главных и эффективных методов коррекции логоневроза у детей дошкольного возраста является логоритмика. К наиболее действенным формам логоритмики относятся вокалотерапия и тонирование, т. к. данные формы воздействуют на все отделы речевого аппарата. Формы логопедической ритмики разнообразны: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения по мере того, как меняется темп музыки. Занятия с детьми дошкольного возраста проходят в игровой форме, с присутствием сказочных персонажей, что вызывает у детей еще больший интерес к логопедическим занятиям. Необходимо заметить, на занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». Использование логоритмических упражнений в коррекции заикания у дошкольников способствует достижению несколько целей: формируется темпо-ритмическое понимание речи, ребенок может производить движение и ритмизированные тексты под музыку. Движения и речь становятся более плавными и уверенными, соответственно появляется уверенность в своих силах и возможностях, ребенок становится более общительным в среде детей и взрослых. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Антипова, А.М. Характеристика темперамента дошкольников с заиканием / А.М. Антипова / В сб.: Специальная педагогика и психология: традиции и инновации. Материалы II всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием. – Московский пед. гос. ун-т. – М., 2020. – С. 11-16. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. к.пед.н / Е.Э. Артемова. – М.: Пед. академия последипломного образования, 2013. – 27 с. Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1965. – 136 с. Волкова, Г.А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях / Под ред. Л.И. Беляковой, Г.С. Гуменной // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: Прометей, 1991. – С.153-162. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486 с. Жулина, Е.В. К вопросу комплексной коррекции заикания / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, А.Ю. Николаева // Современный ученый. – 2019. – № 3. – С. 61-64. Иванова, Н.В. К вопросу о значении логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений / Н.В. Иванова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. – 2019. – № 3. – С. 67-72. Леонова, С.В. Формирование диалогической речи у заикающихся дошкольников / С. В. Леонова, А. Э. Зайнитова // Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия: Педагогика. – 2020. – № 2 (26). – С. 124-130. Макарова, Н. Ш. Логопедическая ритмика как здоровьесозидающая технология для детей дошкольного и школьного возраста / Н.Ш. Макарова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2019. – С. 206-2013. Неткачев, Д.Г. Заикание. Новый психологический способ лечения / Под ред. Л. С. Волковой // Логопедия. Методическое наследие. Кн. II. – М.: ВЛАДОС, 2013. – С. 16-44. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // ФГОС Дошкольное образование. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/. Сикорский, И.А. О заикании / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Т. I. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 377-388. Смышляева, Т.Н. Использование семейного воспитания в коррекции речи дошкольников с заиканием / Т.Н. Смышляева. – М.: Просвещение, 2018. – 124 с. Яворский, Б.Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки / Б.Л. Яворский. – М.: 1908. – 40 с. |