Главная страница

reaibabylina Курсовая работа Сатирическая журналистика в начале. Сатирическая журналистика в начале 20 века


Скачать 96.9 Kb.
НазваниеСатирическая журналистика в начале 20 века
Дата25.05.2022
Размер96.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаreaibabylina Курсовая работа Сатирическая журналистика в начале .docx
ТипКурсовая
#548793
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6


2.2 Программа, содержание, оформление журнала


"Сатирикон" продолжил традиции сатиры, заложенной Новиковым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Все пришедшие в журнал молодые люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны. Поэтический журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: "Смех ужасный, ядовитый смех…".

Основными темами журнала стали:

1. Сатирическое обличение царских сановников, бюрократов, непопулярных промышленников и банкиров;

2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.;

3. Выступления против реакционной прессы, полемика с другими периодическими изданиями.

В целом сатириконцы называли свое издание беспартийным. "В политике вне партий, в искусстве - вне направлений".

Общественную роль журнала определить достаточно сложно:

1) высокий уровень сатиры;

2) некоторая беспартийность издания;

3) отсутствие положительной программы: критика существующего порядка, но нет предложений.

Итак, новый журнал вышел 3 апреля 1908 г. в самый мрачный период реакции. Учитывая характер времени, он, по замыслу редакции, "должен был соединять олимпийское спокойствие, жизнестойкость, ясность и здравый смысл с критическим изображением современных событий и общественных нравов".

Издание приобрело такое влияние, которого даже не ожидали его создатели и участники. Материалы журнала цитировали с трибуны Государственной думы, читатели горячо обсуждали напечатанное. "Сатирикон" стал значительным явлением не только в истории русской журналистики, но и общественно-политической и культурной жизни страны.

Журнал часто использовал своеобразный прием - выпускал тематические номера, которые сам озаглавливал. Так, после убийства П.А. Столыпина, к деятельности которого журнал относился резко отрицательно, был выпущен "провокаторский" номер. Еще были "военный", "еврейский", "полицейский", "экзаменационный" номера.

Роли текста и рисунка в номере были многообразны. Иногда текст и рисунок тесно увязывались между собой, в других случаях рисунок дополнял текст, часто изобразительный материал существовал самостоятельно, занимая целые страницы. Использовался прием рассказа в рисунках, где подписи поясняли карикатуры. При всей осторожности и умеренности журнал умел придать политическую окрашенность самым нейтральным материалам. Например, в "экзаменационном" номере обыгрывались темы студенческих экзаменов, шпаргалок, зубрежки и прочее. Маленький, занимающий четверть страницы текст "Экзамен на фельетониста" подписан литерой "Ф". Он явно принадлежит Аверченко, который использовал массу псевдонимов. На вопрос экзаменатора будущий фельетонист должен ответить, перечислив ассоциации, вызванные вопросом.

"Теперь внутренняя политика. Кто Пуришкевич?

Балаганный шут, фигляр.

Марков?

Который темные деньги,. курский зубр. реакционные вожделения". 10

В двух-трех словах даны характеристики самых реакционных деятелей IV Думы. Как и все еженедельники, "Сатирикон" давал приложения - сборники юмористических рассказов самого А. Аверченко и других русских и зарубежных писателей-юмористов.

К 1911 г. политическая острота журнала ослабела, он потерял свою радикальность. Общественный подъем ставил перед редакцией новые задачи. По мнению Аверченко, "Сатирикон" должен был угодить той части общества, которая чувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздохнуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния.

В сатирическом журнале на первый план выходила карикатура, рисунок. Очень часто живописная часть формировала журнал, текст только дополнял рисунки. Поэтому участие хороших художников создавало успех журналу.

После подавления революции, "когда наступило северное утро, на том месте, где взвилась ракета, нашли только полуобгоревшую бумажную трубку, привязанную к палке - яркому символу всякого русского шага", - так заканчивал свои воспоминания о сатирических журналах 1905 г.А. Аверченко.

Период столыпинской реакции и последовавшие за ним годы примечательны именно тем, что они завершили процесс размежевания различных групп внутри русской интеллигенции. Значительная часть ее открыто или тайно пошла на службу к захватившей господство буржуазии, незначительное меньшинство примкнуло к движению пролетариата. Наконец, та ее часть, которая хотела остаться "независимой", упорно веря в свое "сверхклассовое" бытие и спасительную миссию, начала медленно гибнуть или разлагаться. К 1917 г., когда размежевание политических партий дошло до высочайшей степени, иллюзорность "надклассового" положения стала очевидной. Но пока этого не случилось, эта часть интеллигенции упрямо верила, что ее позиция единственно правильная и всячески прославляла свою "беспартийность".

Все это следует помнить, говоря о характере и направлении "Сатирикона". Возникшие впоследствии разногласия внутри сатириконской редакции наглядно отразили процесс идейного размежевания русской интеллигенции.

Тем не менее вначале "Сатирикон" активно противостоял двум отрицательным тенденциям в развитии тогдашней сатиры: убогому злопыхательству черносотенной юмористики и беспардонному зубоскальству уличной прессы. Редакция нового журнала поставила перед собой цель - взбодрить приунывшее русское общество с помощью "противления злу смехом" или напоить его "волшебным алкоголем".

Появление "Сатирикона" стало событием в литературной жизни столыпинской России. Читатель, только что переживший эпоху "свободы слова", настоятельно требовал от сатириков злободневных откликов на все волновавшие его вопросы. А между тем последний из журналов, славящих "политическую весну", - "Серый волк" - в 1908 г. был запрещен по распоряжению правительства.

Несмотря на принятое обозначение, вопрос о жанре "Сатирикона" остается дискуссионным, поскольку применение к "Сатирикону" термина "роман" условно даже в его античном понимании. По форме это смесь стихов и прозы (характерная для менипповой сатуры), по сюжету - своеобразный авантюрно-сатирический роман, пародирующий греческий любовный роман.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта