Главная страница

reaibabylina Курсовая работа Сатирическая журналистика в начале. Сатирическая журналистика в начале 20 века


Скачать 96.9 Kb.
НазваниеСатирическая журналистика в начале 20 века
Дата25.05.2022
Размер96.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаreaibabylina Курсовая работа Сатирическая журналистика в начале .docx
ТипКурсовая
#548793
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6
2.3 Поэты-сатирики и их вклад в развитие журнала "Сатирикон"


Сатириконцы были очень дружны между собой: их объединяли молодость, талантливость, общие сатирические цели, умение смеяться. "Сотрудники "Сатирикона", - вспоминал Чуковский, - молодого журнала, одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, заполнявший своей юмористикой чуть ли не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый. "

"Мы, сатириконцы, заслужили право говорить с любым правительством резким прямым языком, заслужили тем, что до революции с заткнутым ртом и связанными руками все-таки кричали девять лет о русских безобразиях и не боялись ни конфискаций, ни арестов, ни лишения нас свободы.

Так неужели мы теперь побоимся исполнить свой гражданский долг и бросить в лицо Временному правительству и Исполнительному Комитету простые человеческие слова?

Стыдитесь! Вам народ вручил власть - но во что вы ее превратили! Всякий хам, всякий мерзавец топчет ногами русское достоинство и русскую честь - что вы делаете для того, чтобы прекратить это?! Вы боитесь, как черт ладана, насилия над врагами порядка, над чертовой анархией, так знайте, что эта анархия не боится насилия над вами, и она сама пожрет вас".

Журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли как В. Азов, О. Дымов, так и А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи.

В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как В. Князев, Саша Чёрный и А. Бухов, печатались Л. Андреев, А. Толстой, В. Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б. Кустодиев, И. Билибин, А. Бенуа. За сравнительно короткий срок - с 1908 по 1918 год - этот сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал целое направление в русской литературе.

Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам - сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале. "Сатирикон" привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и "общеобязательной любви к младшему дворнику". Ведь глупость везде остаётся глупостью, пошлость - пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят "сатира лирическая", самоирония, позволяющие раскрыть характер "изнутри". Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

Творчество Саши Чёрного, Тэффи, П. Потёмкина, В. Горянского, В. Князева, Е. Венского и других ведущих поэтов "Сатирикона" было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале ХХ века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, чётко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

О, дайте тему для сатиры Цензурной, новой и смешной,11

- грустил Саша Черный.В. Князев писал, обращаясь к другу-сатирику, покончившему жизнь самоубийством:

С тех пор, как ты ушел от боли И спишь в могиле без креста, Мне все стыдней в позорной роли Богоподобного шута. 12

"Право жительства" было предоставлено только пошлому смехачеству.

О чем писать? А тем так много! Живых и благодарных тем! Но между тем - Не трогай их, не трогай ради бога!

"В годы лихолетья"

- восклицал В. Князев. Сатириконцы уподобились литературному Одиссею, о котором писал тогда Красный. Лавируя между военной и гражданской цензурой, они горестно вспоминали Сциллу и Харибду:

Рад-радешенек, конечно, Коль протащишь мимо них, Между этих чудищ злых, Обесцененный, увечный, Ампутированный стих.

Порой происходили курьезные случаи. Так, например, цензор вычеркнул в одном из военных рассказов фразу: "Небо было синее". По его мнению, это могло навести врага на мысль, что действие происходит на юге, а следовательно раскроется тайна расположения русских войск. В другом номере не были пропущены два циркуляра министров, перепечатанные из газет без всяких комментариев. По словам Аверченко, цензор упрямо требовал, чтобы редакция поместила циркуляры не рядом, а в разных местах 13. Иногда цензор проявлял чрезмерное рвение, пытался найти "крамолу" на самых безобидных страницах "Нового Сатирикона".
Заключение.


Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Новые эстетические рубежи реализма, натурализм, расцвет и кризис модернизма своеобразно преломились в сатире. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению.

Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Современники называют его "королем смеха", и определение это абсолютно справедливо. Аверченко по праву входит в когорту признанных классиков отечественной юмористики первой трети двадцатого века. Редактор и бессменный автор пользовавшегося большой популярностью журнала "Сатирикон", Аверченко обогатил сатирическую прозу яркими образами и мотивами, отображающими жизнь России в эпоху трех революций. Художественных мир писателя вбирает в себя многообразие сатирических типов, поражает обилием специфических приемов создания комичного.

Появление же "Сатирикона" в литературной жизни стало событием весьма громким и важным. Читатель, только что переживший эпоху "свободы слова", настоятельно требовал от литераторов злободневных откликов на все волновавшие его вопросы.

Журнал был уникален по всем параметрам: великолепно иллюстрированный, он сознательно отказался от жесткой, злой сатиры в пользу добродушного юмора. Это было новым словом в русской сатирической литературе и сразу привлекло внимание современников.

Сатириконцы первые засмеялись простодушно, ото всей души, весело и громко, как смеются дети. В то смутное, неустойчивое, гиблое время "Сатирикон" был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух. Поэтому создание данного издания никак нельзя назвать отрицательным явлением в литературе данного периода.

Несмотря на то, что сатирические издания начала века достаточно изучены, в их исследовании существует еще много пробелов. Сосредоточив внимание только на направлении изданий, специалисты оставили в стороне проблемы типа, формы подачи материалов, соотношения текста, иллюстраций и многое другое.
Список литературы.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта