Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение «Связующая нить»

  • Упражнение «История игрушки»

  • Упражнение «Нарисуй свое тело»

  • Упражнение «Ты – сексуальность»

  • Упражнение «Восстановить пропущенное слово»

  • Упражнение «Что изменилось»

  • Упражнение «Танец пяти движений»

  • Упражнение «Назови себя ласково» Возраст: дошкольный.Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.Упражнение «Леди и джентльмены»

  • Упражнение «От сердца к сердцу»

  • Сборник составил педагогпсихолог Прохорова Л. Н. 2014г содержание упражнение Изображение своего настроения


    Скачать 191.5 Kb.
    НазваниеСборник составил педагогпсихолог Прохорова Л. Н. 2014г содержание упражнение Изображение своего настроения
    Дата25.05.2022
    Размер191.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаsbornik_psikhodiagnosticheskikh_uprazhnenii_i_igr.doc
    ТипСборник
    #548331
    страница2 из 3
    1   2   3

    Упражнение «Рисуем домики»
    Возраст: дошкольный.
    Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.

    Упражнение «Анонимка»
    Это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

    Упражнение «Мемуары»
    Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
    Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:

    старого прикроватного столика

    старой платьевой вешалки

    старой чайной чашки
    Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.


    Упражнение «Связующая нить»
    Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
    Возраст: дошкольный, младший школьный.
    Материал: Клубок ниток.
    Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    Упражнение «Мой мир»
    Цель: создание емкой метафоры для осознания своего способа описания мира, его сильных сторон и ограничений.
    Процедура. Участникам предлагается выбрать из предложенных метафор свой способ описания мира, ответив на вопросы: «Мой мир – это ..., и тогда я в нем – это ..., и тогда моя жизнь – это ...».

    Упражнение «История игрушки»
    Ведущий. Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким-либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета – от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица – так, как будто этот предмет говорит вашими устами.
    По ходу рассказов каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на кого тебе приходилось в жизни обижаться?»
    Это упражнение позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал. В то же время участники часто сами замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды.

    Упражнение «Нарисуй свое тело»

    Цель:

    Выявить психосоматические знаки.

    Диагностировать самооценку клиента.
    Инструкция: «Нарисуй свое тело».
    Клиент может переспросить как рисовать: в одежде или нет? Психолог повторяет свою инструкцию.
    В норме рисунок должен быть нарисован:

    голое тело

    в нижнем белье (с «клиновым листочком»).
    Все проблемы проявляются:

    в закрытой одежде;

    прорисован пояс;

    вырисовываются ожерелье, кольца и т.д.
    После того, как клиент нарисовал, ему дают вторую инструкцию: «Оцени каждую часть своего тела. Сколько она стоит?» Очень важно, чтобы клиент на листе бумаги записал все свои части тела и поставил стоимость (копейки, рубли, доллары, недвижимость).
    Если клиент оценивает себя как «Бесценным», то во время терапии с ним нужно обратить его внимание на то, что «Бесценный – значит Бесплатный, Задарма». Те части тела, которые были забыты, не описаны, не оценены – Это проблема. Можно прогнозировать психосоматику и недовольство своим телом.
    Эту методику хорошо применять в работе с проблемой неудовлетворенности в личной жизни, с супружескими отношениями. В этом случае, клиентов дополнительно просят нарисовать тело своего (ей) супруга (ги) и оценить. При сравнении, хорошо видно, кто кого больше оценивает и про какие части тела забывают, не уделяют внимание.


    Упражнение «Ты – сексуальность»
    Это упражнение используется в терапевтических взрослых группах.Упражнение можно использовать как разогрев вначале тренинга. Оно очень ресурсное. Диагностично. Тренер отслеживает, как проходит работа, кто как сидит, как говорит, как реагирует.
    Все сидят в кругу. Каждому участнику группы все делают по очереди комплимент, начиная его словами «Для меня в тебе сексуально...» (например, волосы, глаза, ноги, фигура...). Тот, кому делается комплимент, молчит и прислушивается к своим чувствам, ощущениям в теле. Когда каждый получит комплимент, тогда шеринг – обсуждение. Что легче было: принимать или давать комплименты? Что чувствовали? Какие ощущения в теле?


    Упражнение «Восстановить пропущенное слово»
    Перед упражнением проводится краткая беседа на тему «Что такое память?».
    Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвёртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью: без сохранения очерёдности слов или по порядку.

    Игра «Матрешка»

    Цели:

    развить у участников навыки самоанализа;

    помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

    дать возможность членам команды проанализировать качества, помогающие и мешающие им быть лидерами.
    Размер группы: игра предполагает камерную ситуацию, а потому предпочтительна группа до 15 человек.
    Ресурсы: большая матрешка.
    Время: в зависимости от количества участников и уровня самораскрытия.

    Ход игры
    «Матрешка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.
    Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.
    Игра начинается словами:
    – Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие...
    Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях...
    А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.


    Упражнение «Что изменилось?»
    Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
    Материал: окружающие предметы, спички.
    Необходимое время: 25 минут.

    Процедура проведения
    Упражнение выполняется в виде игры и имеет несколько вариантов.
    А) Дети садятся полукругом. Один из участников становится водящим (в этой роли должны побывать все участники). Остальным участникам игры предлагается занять определенные позы по их желанию и запомнить, как они сидят. Водящий должен постараться запомнить позу каждого участника. После чего водящий отворачивается, участники меняют что-либо в своей позе, – и водящий должен восстановить первоначальные позы каждого из участников. Ошибки водящего участники исправляют после того, как он закончит «восстановление» поз всех участников. Установив истину и указав водящему его промахи, участники меняются ролями.
    Б) При успешном выполнении варианта А можно к изменению поз добавить какие-либо изменения в одежде участников. Следует обратить внимание детей на то, что изменения в одежде должны быть незначительными: развязанный – завязанный бантик, расстегнутая — застегнутая верхняя пуговичка рубашки или кофточки, – тогда их труднее заметить и интереснее играть.
    В) Используются небольшие предметы – от 5 до 9, разложенные определенным образом на столе. Водящий должен запомнить, как расположены предметы, после чего он отворачивается, а взрослый производит 2-3 изменения. Водящий должен восстановить первоначальное расположение предметов. Остальные участники следят за правильностью действий водящего. Подсказки и помощь с их стороны разрешены только после того, как водящий закончит свою работу. Взрослый организует игру по правилам.
    Г) Вместо предметов можно использовать спички, из которых строится какая-либо несложная фигура. Количество используемых спичек также от 5 до 9. Сложность конфигурации определяется возможностями участников, то есть экспериментально, определяется психологом во время проведения игры. Целесообразно постепенно увеличивать сложность построений из спичек. Процедура проведения игры аналогична варианту В.


    Упражнение «Танец пяти движений»
    Выделяется пять первичных ритмов движения, которые присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:

    плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии;

    резкие, сильные и четкие, «мужские» движения;

    хаотические движения;

    лирические, тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа»;

    движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
    Эти модальности движения в контексте терапии и диагностики являются репрезентациями характеристик личности. У клиента, или участника тренинга, может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», – говорят они. Одновременно с этим они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.
    Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что неудивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.
    «Танец пяти движений» рекомендуется исполнять с закрытыми глазами, полностью отдаваясь ему, включаясь в ритм всем телом. Консультанту следует заранее подобрать музыку для каждого из этих ритмов. Каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом проводится инструктаж, после окончания – обсуждение, во время которого участникам предлагается ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был самым приятным, а какой давался труднее всего; при каком движении вы занимали больше пространства, а какое могли выражать только в небольшом объеме, и т.п. В целом это дает достаточно ясную и перспективную диагностическую картину.
    Таким образом, предложенная техника может выполнять несколько функций:
    Диагностическая – человек обнаруживает освоенные и неосвоенные качества и то, как это связано с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную».
    Тестовая – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие участники ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.
    Терапевтическая – в сочетании с другими техниками «Танец пяти движений» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

    Упражнение «Назови себя ласково»
    Возраст: дошкольный.
    Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.

    Упражнение «Леди и джентльмены»
    Цель: упражнение на интенсивное физическое взаимодействие.
    Участники с закрытыми глазами меняются местами с тем, кто сидит напротив.
    Инструкция: «Посмотрите на того, кто сидит напротив вас. Сейчас вы закроете глаза, и все вместе пойдете и поменяетесь местами с тем, кого вы выбрали. Пока вы не сели, глаза не открывайте».
    Это острое упражнение. Ведущий говорит: «Давайте работать внимательно, осторожно, спокойно как леди и джентльмены». Это упражнение тоже имеет внутреннюю самоподдерживающую мотивацию. Когда даю вторую часть инструкции, не известно, в каком темпе выполнять упражнение. Как леди и джентльмены – это как? С какой скоростью? Это медленно и неуверенно или уверенно и быстро? А как выйдет, как получится. Когда 2-4 человека не успели еще сесть ведущий командует «Стоп!», «Замри!». Они стоят, а все сидят. Они немного постоят и нужно начать разговор из них с теми, кто сидит. «Что проявилось в этом упражнении, как в личности?». «Да, медлительные, но очень честные» Есть возможность высказать и положительные и отрицательные характеристики. Их обязательно должно быть поровну. Во всяком случае, отрицательных не больше, чем положительных. Если надо – уравновесить самому. Спросить «глаза»: «Что произошло?», «С кем ты мысленно шел?», «Кто конкретно как шел?». Нужно дать возможность высказаться тем, у кого были острые ощущения.
    Можно включать временной контроль. «Я считаю до 10. Кто не успел поменяться - с того фант». Фант можно не использовать, просто ввести, чтобы включить спортивную мотивацию.
    Делают полное упражнение (т.е. с рефлексией) затем ведущий говорит: «А за 9?», «А за 8?». Он утрирует, заставляет быть активным, хитрить, а хитрец всегда виден, следовательно, будет обсуждаться, «вылезут уши» и они будут обсуждаться «глазами». «Глаза» каждый раз меняются. Затем снимается ограничение времени и ведущий говорит: «Делайте медленно, медленно, спокойно, получите удовольствие. Можно даже поговорить». Что чувствовали с контролем времени и что без контроля времени – потом обсуждается.

    Упражнение «От сердца к сердцу»
    Цели: Этот ритуал Вы можете использовать в случаях, когда дети в классе возбуждены и сильно переживают, например, из-за болезни, несчастного случая, ухода кого-то из детей, из-за большой катастрофы, драматических политических событий и т.д. Обращение к символу сердца обозначает для всех, что речь идет о глубинных переживаниях, которыми можно поделиться только в атмосфере дружеской поддержки и уважения. Этот же ритуал Вы можете использовать для того, чтобы поговорить с детьми о важнейших человеческих чувствах. Символ сердца дает возможность каждому открыть свои сокровенные переживания и быть выслушанным другими. Этот ритуал – не для групповой дискуссии и не для решения проблем. Если он вызовет у детей доверие, то вполне возможно, что позже они сами будут прибегать к нему – когда захотят поделиться вещами, которые имеют для них жизненно важное значение.
    Возраст: с 8 лет.
    Материалы: Сердце, вырезанное из красного картона.
    Инструкция: Сядьте, образуя круг. Я думаю, что каждый из нас время от времени бывает робким, неуверенным, чего-то боится или стесняется. Когда мы чувствуем стеснение, мы, как правило, оставляем то, что хотели сказать при себе, и пытаемся сами с этим разобраться. Мы не уверены, что других заинтересует то, что мы хотели бы сказать, или что другие нас любят настолько, что помогут нам. Я знаю одно хорошее лекарство от застенчивости – поговорить об этом в кругу близких хороших друзей. Этого застенчивость не любит – она уменьшается. Поэтому я хочу вам предложить поговорить о застенчивости, которую мы все временами испытываем, и сделать это следующим образом...
    Я принесла с собой одно большое сердце. Тот, кто держит это сердце, рассказывает нам о своей застенчивости: когда он ее чувствует, каким образом он ее ощущает, что он с ней делает и т.д. Все остальные очень серьезно и по-дружески слушают его. Тот, кто в данный момент говорит, может рассказывать все, что приходит ему в голову, а когда он закончит, то передаст сердце следующему человеку, и тот будет говорить про себя. Сердце должно проходить по кругу столько времени, сколько это необходимо, чтобы высказались все. И после этого каждый сможет проверить, верно ли я сказала, что стеснительность не любит, когда про нее говорят.
    Будет лучше, если разговор в кругу начнете Вы сами.

    Другие варианты тем:

    Что в классе мешает мне и злит меня?

    Когда в классе я чувствую себя обиженным?

    Что я чувствую, когда надо мной смеются?

    Что я чувствую, когда меня не замечают?

    Когда и по какому поводу я недавно радовался?

    Анализ упражнения:

    Как ты чувствовал себя в начале игры? Как чувствуешь себя сейчас?

    Есть ли здесь дети, которые переживают почти так же, как ты?

    Удивило ли тебя что-нибудь?

    Ты можешь себе представить, что взрослые тоже стесняются?

    Знаешь ли ты сам какой-нибудь хороший рецепт против стеснительности?

    Игра «Превращения»
    Цели: В этой игре дети могут, используя силу своего воображения, научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры, помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.
    Возраст: с 6 лет.
    Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.
    Инструкция: Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.
    Вы увидите в своем воображении картины, которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.
    Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза...
    Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным... Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело...
    А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?
    А теперь ты снова превращаешься – ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?
    Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?
    Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша... Послушай звуки, которые издает младенец...
    Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай... Почувствуй, каково это – быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.
    Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное... как дерево или цветок... как цвет... как воздушный шар... и как маленький ребенок.
    А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

    Анализ упражнения:

    Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

    Слышал ли ты при этом что-нибудь?

    Что было для тебя самым трудным?

    Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении?

    Играешь ли ты сам иногда в подобные игры, в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

    1   2   3


    написать администратору сайта