Главная страница

Сборник упражнений и техник (методическая разработка) Составила педагогпсихолог Катаева Н. К


Скачать 7.05 Mb.
НазваниеСборник упражнений и техник (методическая разработка) Составила педагогпсихолог Катаева Н. К
Дата23.03.2023
Размер7.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаart-tierapiia-sbornik-uprazhnienii-i-tiekhnik-miet.docx
ТипСборник упражнений
#1010594
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тренинг,

направленный на изменение коллективного настроения посредством методов арт-терапии

Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.

Цель тренинга: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Материалы: воздушный шарик, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель: Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

Инструкция: Все участники стоят в кругу. Психолог: «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».

2. Упражнение «Ассоциации» (10-15 мин)

Цель: Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ход работы: Упражнение «Ассоциации». Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера. Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.

3. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)

Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.Техника проводится в парах.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования

4. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

5. Упражнение «Рисуем круги...» (35-45 мин.)

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка

Арт-терапевтический тренинг по формированию осознанного отношения к процессу самопознания

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

К основным путям самопознания относят:

  • анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

  • самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним – наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;

  • самоотчет (внутренний отчёт перед самим собой).

Процесс самопознания тесно связан с саморефлексией субъекта, которая способствует расширению самосознания личности и развитию социально-перцептивного интеллекта. Социальная психология, исследуя проблему общения и межличностного восприятия, широко использует понятие «саморефлексия». Саморефлексия присутствует при межличностном общении и перцепции. В социальной психологии под саморефлексией понимают осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, а знание того, как другой человек понимает своего партнера, своеобразный процесс зеркального взаимоотображения друг друга, глубокое последовательное отображение, содержанием которого есть воссоздание внутреннего мира партнера по общению, при чем в этом внутреннем мире в свою очередь отображается внутренний мир первого

Принципы работы группы:

  1. обращаться к друг другу на «ты» и по имени (без учета статуса);

  2. быть ответственным за свои слова и поступки;

  3. «здесь и теперь»;

  4. все, что делается в группе, делается на добровольных началах;

  5. принимать себя и других такими, какие они есть.

При этом оценка собственных качеств происходит самостоятельно на основании полученной в группе информации.

Цель: формирование осознанного отношения к процессу самопознания, мотивация к дальнейшей саморефлексии.

Задачи:

  1. формирование осознанного отношение к процессу самопознания;

  2. осознание своих поведенческих паттернов;

  3. развитие спонтанности и непроизвольности в поведенческих паттернах;

  4. развитиесаморефлексии.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев:

Цель: выполнение невербальных и психогимнастических упражнений, способствующих самопознанию, самовыражению и сближению членов группы.

Материалы: музыкальное сопровождение.

Упражнение «Пробуждение»

Цель: анализ и самоанализ собственных ощущений, эмоций и чувств.

Материалы: музыкальное сопровождение.

Время: 5-10 мин.

Процедура: участники группы создают круг. По очереди изображают через пантомиму процесс пробуждения утром, отражая сопровождающие чувства. В обратной связи члены круга озвучивают чувства, которые изображал протагонист, и анализируют собственные ощущения. Протагонист рефлексирует содержание, вложенное в пантомиму. В роли протагониста выступают все участники группы.

Вопросы для обсуждения (обратной связи):

  1. «Что вы попытались изобразить?»,

  2. «Какие ощущения у Вас возникали выполнения задания?»,

  3. «Какие ощущения были после выполнения данного задания»,

  4. «Как согласовывался образ, который Вы показали, с тем как его восприняла группа?»,

  5. «Возникали ли сложности в том, что Вы хотели продемонстрировать? Было ли трудно выполнять данное задание?»

Упражнение «Дорога моей жизни»

Цель: анализ и самоанализ собственных ощущений, эмоций и чувств. Рефлексия жизненного опыта каждого участника группы.

Материалы: музыкальное сопровождение.

Время: 5-10 мин.

Процедура: участники группы создают круг. По очереди изображают через пантомиму процесс дорогу своей жизни, отражая сопровождающие чувства. В обратной связи члены круга озвучивают чувства, которые изображал протагонист, и анализируют собственные ощущения. Протагонист рефлексирует содержание, вложенное в пантомиму. В роли протагониста выступают все участники группы.

Вопросы для обсуждения (обратной связи):

  1. «Насколько Вы смогли прочувствовать внутренний мир человека, выполняющего упражнение?»,

  2. «Что вы при этом чувствовали?»,

  3. «Удалось ли вам выполнить задание»,

  4. «Были ли у кого-то похожие „дороги?“»,

  5. «Возникали препятствия в ходе упражнения?».

Упражнение «Партнерские взаимоотношения»

Цель: анализ собственных поведенческих паттернов, развитие спонтанности и непроизвольности в поведенческих паттернах.

Материалы: музыкальное сопровождение.

Время: 5–10 мин.

Процедура: разбившись на пары, члены группы становятся спиной друг к другу. Парам предлагается как можно гармоничнее вместе присесть и встать. Установки на молчание руководитель не делает. Анализируются поведенческие реакции членов группы, их комментарии в контексте взаимодействия.

Вопросы для обсуждения (обратной связи):

  1. «Доверяли Вы полностью своему партнеру при выполнении упражнения?»,

  2. «Возникали ли трудности при выполнении упражнения?»,

  3. «Планировали ли вы заранее свое взаимодействие с участниками или действовали спонтанно?»,

  4. «Была ли реакция участников круга на ваши действия такой, как вы ожидали?»,

  5. «Какие у Вас возникли ощущения после выполнения упражнения».

Упражнение «Попади в круг»

Цель: осознание и анализ собственных поведенческих тенденций и особенностей своей личности.

Материалы: музыкальное сопровождение.

Время: 5–10 мин.

Процедура: необходимо встать в круг, крепко держась за руки. Один из участников остается за кругом. Тот, кто остался за кругом, должен сначала попасть внутрь, а затем выйти. Другие участники группы имеют право впускать его в круг или не выпускать из него, в зависимости от того, вызовет поведение этого участника во время взаимодействия с ними желание видеть его в своем кругу или нет.

Так, в простой игровой форме участникам предлагается осознать и проанализировать не только имеющиеся в своем поведении агрессивные и властные тенденции, но и приблизиться к познанию собственных индивидуально-психологических особенностей, внутренних противоречий личности, обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Вопросы для обсуждения (обратной связи):

  1. «Что вы делали для того, чтобы попасть в круг и выйти из него?»,

  2. «Что вы при этом чувствовали?»,

  3. «Как вы относились к тем, кто стоял в кругу?»,

  4. «Планировали ли вы заранее свое взаимодействие с участниками или действовали спонтанно?»,

  5. «Была ли реакция участников круга на ваши действия такой, как вы ожидали?»,

  6. «Удалось ли вам выполнить задание?» и т.д.

II. Этап – основная деятельность:

Цель: самопознание собственного «Я» благодаря метафорическому материалу.

Материалы: ватман, краски, карандаши, кисточки, тесто, аудиопроигрыватель, спокойная музыка.

Время: 1,5-2 часа.

Концептуальное введение:

Тесто – наиболее подходящий и безопасный пластический материал для работы. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. В результате лепки из теста появляется продукт (фигура, картина), который дает многочисленные возможности в выборе дальнейших техник работы. Это и постановка тестовых спектаклей, и реконструкция образа, и моделирование.

Лепка может быть и индивидуальной и коллективной, может использоваться в диаде «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый» может применяться и с рисованием, и с различными дополнительными материалами. Тесто способствует стремлению к более свободному самовыражению. Особым в лепке является то, что можно комбинировать признаки, переносить характеристики одного предмета на другие, тем самым работать с бессознательным содержательным материалом. Тесто можно окрашивать, делать объемные или плоские фигуры (мандала), плоские с дополнением бросового материала (тестовая композиция).

Для изготовления солёного теста:

1 стакан муки и 1 стакан соли перемешать, затем влейте 125 мл воды (объём примерный, т.к. количество воды может зависеть от вида муки, которую Вы взяли для теста). Перемешайте эту массу вновь ложкой, а потом вымешивайте руками до однородной консистенции. Только не переусердствуйте! Если тесто получится слишком мягким, вымешайте его с небольшим количеством смеси муки и соли дополнительно. Солёное тесто должно быть плотным. Солёное тесто рекомендуется на 2–3 часа поместить в холодильник, в полиэтиленовом пакете. Там же его можно просто хранить для дальнейшего использования.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта