Главная страница

анализ сказки Вагнера «Пимперлэ». анализ сказки Вагнера «Пимперлэ» Инкина А.Д. 341001. Сборника Сказки КотаМурлыки


Скачать 18.64 Kb.
НазваниеСборника Сказки КотаМурлыки
Анкоранализ сказки Вагнера «Пимперлэ
Дата22.06.2022
Размер18.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаанализ сказки Вагнера «Пимперлэ» Инкина А.Д. 341001.docx
ТипСборник
#610604

Большой вклад в преобразование жанра литературной сказки во 2-ой половине 19-го века внес известный ученый и писатель Николай Петрович Вагнер (1829 - 1907) - автор популярного сборника «Сказки Кота-Мурлыки» (1872). Широкий жанровый диапазон и содержательная глубина этих сказок снискали автору славу русского Андерсена. С датским сказочником Вагнер сознательно вступал в творческую полемику.

Говоря о художественных особенностях вагнеровских сказок, исследователи указывают на их социальную заостренность и независимость от фольклорной сказки. Отмечается отчаянный пессимизм и даже трагизм сказок Вагнера 

Сказочное повествование о Пимперлэ композиционно распадается на две части и основано на приёме обрамляющей рамки (или «рассказа в рассказе»). Повествование в обрамляющей части организовано поучительным словом рассказчика – взрослого наставника – в форме «беседы», но прямых реплик ребенка нет. Рассказчик-собеседник старается рассуждать сообразно детскому возрасту.

Беседа с ребенком начинается с вопроса: «Какое самое веселое время в году?» и старается предугадать возможный ответ ребенка, воспроизвести логику его ответа: «Ты, наверное, скажешь лето»; «Но может быть, ты скажешь, что и зимой весело?».  Вступление, создающее необходимый автору эмоциональный настрой для восприятия дальнейшей истории, завершается опровержением детского представления о природе как источнике веселья – оказывается, дело не природе: «Да! всё это весело, но только не всегда. Вся штука в Пимперлэ. Если он около тебя, то тебе будет весело и летом, и зимой, и весной, и даже ненастной осенью». Так, автор открывает ребенку тайну: источник радости – загадочный Пимперлэ, персонаж, привносящий волшебство в сказку.

Следующая композиционная часть  «рамки» – это предварительное знакомство с Пимперлэ. Это маленький веселый человечек, как в сказке Г.-Х.Андерсена «Оле-Лукойе» (1841). Он является только к хорошим детям и сопровождает их в течение всей их жизни до самого конца.

Создавая образ Пимперлэ, Н.Вагнер стремится вызвать у читателя одновременно две ассоциации: с героем известной литературной сказки Г.-Х.Андерсена – Оле-Лукойе и с персонажем кукольного народного театра – куклой-марионеткой, похожей на русского Петрушку.

Он приносит добрые вести, приносит радость добрым детям, помогает бедным. Комический тип Пимперлэ – это выразитель народного юмора и настроения: «Если бедняку без гроша вдруг точно с неба свалится не рубль, а целая тысяча рублей – это наверно Пимперлэ толкнул слепую Фортуну, а она, споткнувшись на своих дряхлых ножках, по ошибке бросила бедному то, что хотела отдать богатому». Аллегорический образ слепой Фортуны на «дряхлых ножках», приносящей удачу только богатому – комическое заострение мотива социальной несправедливости.

Оле-Лукойе у Андерсена – мастер рассказывать сказки. Пимперлэ у Вагнера тоже рассказывает «смешные вещи и сказки»: он является во сне с «волшебным фонарём» и показывает чудеса. 

Рассказчик у Вагнера замечает, что на свете мало добрых и приветливых людей – больше злых. Этим автор создает образ реальной действительности. Его цель – не уводить ребенка-читателя в мир фантастики, отрывая от реальности, но с помощью сказки заставить его задуматься над многими социальными проблемами. Главная мысль, которую пытается донести до читателя автор – это то, что суть в самих людях, а не в чудесах.

Рассказчик у Вагнера использует красочные сравнения, чтобы передать красоту и величие нашей земли: «великаны горы»; ручейки, «точно серебряные ленты»; «моря, океаны и озера блестят, как громадные зеркала, зеленеют аквамаринами, отсвечивают бирюзой и яхонтом».

После знакомства с Пимперлэ рассказчик вновь возвращает свою мысль к временам года, но теперь уже ассоциируя с главными христианскими праздниками: весенней Пасхой и зимним Рождеством.

Самое «любимое время в году для Пимперлэ – это святки и в особенности канун Рождества» Такая деталь в характеристике этого персонажа не случайна, так как репертуар кукол-марионеток в разных странах содержал элементы рождественских мистерий.

Сказка заканчивается присущим нравоучительному рассказу коротким назиданием: «ты … должен стараться быть добрым». «Учебная» цель вагнеровского рассказчика: через рассказ о забавном, весёлом и «великом» Пимперлэ научить ребенка добронравию. В сказочно-игровой форме автор создает мистерию жизни и смерти (глубинное единство высокого и низкого, трагического и комического). Целостность мира в сказке выражает смех Пимперлэ, относящийся к обоим полюсам жизненного процесса. Однако рождественскому смеху противопоставлен в сказке смех над жадностью и глупостью людей.


написать администратору сайта