Эссе. Сборника законов Русская Правда Правда Ярослава
Скачать 47.5 Kb.
|
1019-1054 – это годы правления в Киеве великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Данная эпоха ознаменовалась укреплением и централизацией Древнерусского государства, расширением международных контактов, усилением роли великого князя киевского, созданием первого сборника законов «Русская Правда» («Правда Ярослава»), дальнейшей христианизацией Руси, успешной борьбой с южными кочевниками, культурным расцветом и экономическим подъёмом. Одним из важнейших событий рассматриваемого периода стал разгром печенегов русскими войсками под Киевом в 1036 году. Причинами этого события стало то, что к 1030-м гг. был накоплен достаточный военный опыт борьбы с кочевниками, имелась хорошая организация русского войска, сказались военные и организаторские способности опытного военачальника князя Ярослава. Ключевую роль в победе нал печенегами сыграл сам Ярослав Владимирович, который сумел вовремя привести в Киев варягов и новгородцев, использовал опыт построения армии в три полка по фронту (в 1024 г. сам Ярослав проиграл битву при Листвене, где его брат Мстислав применил такой порядок), а также лично руководил русским войском, воодушевляя воинов на победу. Разгром степных кочевников-печенегов был полным. Последствиями этого стало то, что остатки печенежкой орды ушли на территорию Венгрии, Русь последующие 30 с лишним лет не знала набегов кочевников, что способствовало экономическому подъему, существенно укрепился авторитет самого Ярослава как военного лидера, в честь победы в 1037 г. был заложен Софийский собор в Киеве (главный храм Древнего Киева), однако через некоторое время (в 1060-х гг., уже в правление сыновей Ярослава Мудрого - Ярославичей) в Степи появились новые кочевники – половцы, занявшие место печенегов. Другим важным событием периода правления Ярослава Мудрого стало основание в 1051 г. первого на Руси монастыря – Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Причинами основания монастыря стали: распространение и укрепление христианства на Руси, активная поддержка православной церкви князем Ярославом, активизация культурных и церковных контактов Руси и Византии, культурный подъем Руси. Решающую роль в данном событии, безусловно, сыграл преподобный Антоний Печерский, который совершил паломничество в Палестину и Грецию, где изучал церковные и монастырские порядки, несколько лет жил на Афоне, откуда и принёс на Русь устав и правила организации монастыря. При содействии митрополита Иллариона, инока Феодосия и других монахов Антоний и организовал первый на Руси монастырь. Поэтому в православной религиозной традиции он и его сподвижник Феодосий Печерский называются «начальниками всех русских монахов». Последствиями открытия Киево-Печерской лавры стало усиление позиций православной церкви, распространение грамотности, книжности, иконописи, (монастыри являлись центрами культуры: например, летописец Нестор был монахом Киево-Печерской лавры), возникновение новых очагов хозяйства, развитие каменного строительства. Кроме того, основанный Антонием Печерским монастырь стал образцом, по которому создавались другие монастыри, как в Киеве, так и в других городах и землях. Создание Киево-Печерской лавры также способствовало началу миссионерской деятельности на Руси. Характеризуя период правления Ярослава Мудрого, нельзя обойти вниманием и ещё ряд важных событий. Так, в 1030-х гг. появился первый на Руси сборник законов – «Русская Правда» («Правда Ярослава»), который регулировал основные стороны жизни древнерусского общества. Одним из важнейших достижений «Русской Правды» стало ограничение кровной мести кругом ближайших родственников и частичная её замена вирой – денежным штрафом в пользу князя, что усиливало позиции последнего в обществе, способствовало смягчению нравов и развитию системы государственного управления. Ярослав содействовал развитию религии, культуры и образования, активно занимался градостроительной деятельностью (им были основаны города Ярославль и Юриев, построено Ярославов двор и Золотые ворота в Киеве, при Софии Киевской были открыты школа и библиотека, появлялись школы и в других крупных городах Руси). Прозвище «Мудрый» князь Ярослав Владимирович получил за то, что для своего времени был весьма образованным человеком, много читал, знал несколько иностранных языков. Ещё одно прозвище – «тесть Европы» - Ярослав получил за то, что устанавливал контакты с европейскими странами путём заключения выгодных династических барков (например, его старшая дочь Анна Ярославовна была женой французского короля). Во второй половине своего правления Ярослав стремился выйти из-под опеки Византии, следствием чего стало избрание при поддержке самого князя новым митрополитом киевским русского священнослужителя – Иллариона (митрополит в 1051-1054 гг.), выдающегося религиозного деятеля и автора первого памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати». Таким образом, период правления Древнерусским государством князя Ярослава Мудрого имел огромное влияние на последующую историю России. При Ярославе Владимировиче шёл дальнейший процесс централизации государства и развития системы управления, продолжалось складывание единой древнерусской народности, появился первый сборник законов, окончательно укрепилось христианство, Русь стала полноценным субъектом международных отношений, наблюдался экономический расцвет (развивались сельское хозяйство, ремёсла и торговля, возникали новые и росли старые города) и культурный подъём (возникали монастыри, строились храмы, создавались новые произведения искусства). В эпоху правления Ярослава Мудрого фактически сложилась модель Древнерусского государства, была положена основа всей правовой системе будущей России, заложены основы русской национальной культуры, базирующейся на православном христианстве. |