Как стать. Счастливой
Скачать 2.25 Mb.
|
Глава 9 Молитв прекрасное кольцо - обещание рая Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас. 2:152 1 Не предавайтесь безделью Пророк сказал Аише (да будет доволен ею Аллах): «Если же ты согрешила в чем-либо, попроси у Аллаха про- щения и принеси Ему свое покаяние, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!» Представьте, что у вас появилось столько денег, сколь- ко вы хотели, вы достигли исполнения всех ваших желаний и осуществили все мечты — а затем потеряли все. Вы будете стенать и жаловаться, исполненные печали; вы будете кусать локти, сожалея об утраченном. Так для чего тогда вам жизнь, которая проходит мимо вас, а вы этого даже не осознаете? Ваша жизнь — бесценное сокровище, ее значение нельзя оценить с материальной точки зрения. Каждая ушед- шая минута вашей жизни никогда не вернется. Эти минуты — ваш капитал в этом мире, с его помощью вы можете при- обрести любое из благ Рая. Так как же вы можете проводить жизнь без искреннего раскаяния? «К счастью ведет единственный путь — перестаньте беспо- коиться о том, что вам непод- властно». ...Аллах избавит тебя от них... 2:137 2 Счастье нельзя купить Есть люди, которые тратят свою молодость и здоровье, накапливая богатство, и всю последующую жизнь тратят приобретенное на попытки купить счастье, но остаются не- счастными. Они пытаются вернуть молодость, но старость настигает их. Они пытаются укрепить здоровье, но неизле- чимые болезни поражают их. Известный актер признался, что все, чего он когда- либо хотел в этой жизни, — это деньги. Он думал, что с деньгами сможет стать счастливейшим на земле человеком на сотню лет вперед! Он был уверен, что обладая деньгами, сможет исполнить все свои желания. Двадцать лет спустя Аллах дал ему желанные деньги, но забрал здоровье, моло- дость и мечты! Сообщают, что он часто плакал и говорил: «Как бы я хотел никогда не просить Аллаха о деньгах, как бы я хотел молить Его о том, чтобы жить сто лет в нищете, питаясь кормовыми бобами и ездить на подножке трамвая, чтобы не платить за проезд!». Этот актер не осознавал, как важно здоровье, пока не потерял его. Он никогда не думал о том, что за деньги нельзя купить все, до тех пор, пока не стал известнейшим актером Египта. И он осознал, что не может прибавить ни единого дня к своей жизни, которая близилась к концу. «Вы не должны проводить по- ловину жизни в спорах». Обратитесь за помощью к терпению и намазу. 2:45 3 Опрометчивость и безрассудство — путь к несчастью Терпение — это воин, который может побороть без- рассудные стремления. Быть осмотрительной — значит быть уверенной и неторопливой, совершая поступки, основанные на разумном мышлении и мудрости. Эти два качества могут победить тревогу; те, кто ими не обладает, упускают много хорошего и будут постоянно страдать от мучительного бес- покойства. Терпеливый человек может противостоять мно- гим бедам, но глупый не контролирует свою злость, позво- ляет ей накапливаться. Осмотрительный человек редко го- рюет о своих поступках и нечасто совершает поступки, имеющие непредсказуемые последствия. Но сумасбродного и опрометчивого человека часто посещают сожаления и опа- сения, его поступки часто имеют дурные последствия. Чело- век, добрый к себе и окружающим, станет успешным, спо- койным и достигнет душевного равновесия. Наша религия, Ислам, призывает нас быть доброже- лательными, терпеливыми и сдержанными. Посланник Ал- лаха сказал: «Доброта всегда украшает собой то, в чем она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбеж- но приводит к бесславию». «Мы тратим счастливые времена на бесполезные дела». И не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения. 22:78 4 Накопление богатства — это бесконечная игра Бивербрук сказал: «Я накопил много богатств, но ис- ходя из своего опыта, могу сказать, что упорство в этой иг- ре— накоплении богатства— было очень опасным, не имело конца и могло поглотить мою жизнь и счастье. Итак, я изме- нил род деятельности и нашел дело, которое мне нравилось, — книгоиздание. Хотя оно и не давало большого дохода, но зато приносило мне счастье и служило общественному бла- гу. Я советую каждому, кто заработал нужные ему деньги, завершить карьеру и рано уйти на покой. Таким образом, он сможет наслаждаться тем, чего уже достиг, и заниматься тем, что ему нравится, приносить пользу людям и получать от этого удовольствие». Человек, скопивший богатство, не очень беспокоится о том, много ли имущества оставит он своим наследникам, по- тому что знает: для них будет лучше выйти в мир с неболь- шим количеством денег, не имея ничего, кроме ума и харак- тера. Богатство, полученное без особых усилий, часто стано- вится скорее бедствием, нежели милостью, скорее несчасть- ем, нежели счастьем. Когда люди могут удовлетворить все свои желания, пребывая в роскоши и лени, их сознанием ов- ладевают незначительные и пустые стремления и их моло- дость угасает раньше времени. «Твердо верьте в то, что в жиз- ни нет ничего невозможного». О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрагима. 21:69 5 Распущенность — дитя праздности Праздность рождает распущенность и создает ростки смерти и забвения. И если цель живущих — быть постоянно занятыми, то тогда праздные мертвы. Если этот мир — под- готовка к лучшей жизни, которая ждет нас в загробном мире, тогда ленивые не заслуживают никакой награды, кроме ли- шений, они обречены. Пророк обратил внимание на то, что в мире сущест- вуют тысячи людей, которые не знают, что такое блага здо- ровья и свободного времени. Он сказал: «Многие люди об- делены двумя милостями: здоровьем и свободным вре- менем». Как много на свете физически здоровых людей, сло- няющихся без цели, не занятых ничем, не посвятивших свою жизнь никакому делу и не пытающихся сделать ее успеш- ной! Разве для этого был сотворен человек? Вовсе нет. Ал- лах говорит: Неужели вы полагаете, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною? Превыше всего Аллах Владыка истинный… 23:115-116 Жизнь была сотворена с определенной целью, так же как Небеса, Земля и все, что между ними. Человек должен понимать эту цель (его сотворение) и жить ради нее. Но если он держится в тени своих ограниченных желаний, то это плохой выбор для его настоящего и будущего. «Всегда держите в голове кар- тину успеха, оживляйте ее си- лой воображения». ...обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет. 65:3 6 Семейные отношения без злости, шума и усталости Женщина пожаловалась своему отцу, рыдая: «О отец мой, вчера мы с мужем поссорились из-за слов, мною ска- занных. Когда он разозлился, я пожалела о сказанном и из- винилась перед ним, но он отказался разговаривать со мной, отвернулся от меня. Я пыталась успокоить его, и наконец, он улыбнулся и снова стал доволен мною. Я боюсь, что Господь мой призовет меня к ответу за те мгновения, когда я свела его с ума, и он был на меня сердит». Отец сказал ей: «О дочь моя, клянусь Тем, в руках Которого моя душа, если бы ты умерла до того, как твой муж стал снова доволен тобой, Ал- лах не был бы доволен тобой. Разве ты не знаешь, что жен- щина, муж которой зол на нее, проклята в Таурате (Торе), Инжиль(Евангелии) и Коране, и предсмертная агония ее бу- дет тяжела, и могила станет узка для нее? Итак, благая весть — той женщине, муж которой доволен ею!» Добродетельная женщина страстно желает быть лю- бимой мужем, и поэтому она не делает ничего, что могло бы омрачить их совместную жизнь. «Выкиньте мысли о неудаче из головы». Нет душевного покоя у тех, кто лишен веры. 7 Простота и скромность подчеркивают красоту Слышали ли вы историю об Умм Саламе (да будет до- волен ею Аллах), жене Пророка ? Как-то он сказал ей: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой одежду из кичливости», и Умм Салама спросила: «А что же делать женщинам с их подолами?». Он сказал: «Пусть удлинят их на пядь». Она возразила: «Тогда будут открываться их ступни». Он сказал: «В таком случае пусть удлинят подолы на локоть, но не больше!» Как прекрасен пример Умм Саламы! Она была не из тех, кто выставляет себя напоказ и отличается высокоме- рием. Мусульманкам подобают простота и скромность, чис- тота и благородство. Им не следует показывать свои ноги, а их одежда должна ниспадать до пят, чтобы ни один мужчина не мог ничего увидеть. Но в нынешние времена женщины— кроме тех, к кому Аллах милостив — укорачивают подолы насколько возможно, боясь, что они промокнут или запач- каются, и подражая неверующим женщинам, которые ходят практически обнаженными. У них есть тысячи объяснений того, почему они почти обнажены и ведут себя столь без- нравственно, — но нет силы и могущества, кроме как у Ал- лаха. Их мужчины — мужчины только на словах, они поощ- ряют их и не заботятся об их скромности. «Вы сохраните здоровье, если будете мало есть; душевное равновесие — если будете мало грешить; довольство сердца — если будете мало тревожиться; спокойствие языка — если бу- дете мало говорить». Терпеливый человек достигает лучших результатов. 8 Всевышний может возвратить отсутствующего домой По воле Аллаха женщина и ее двадцатипятилетняя дочь должны были воссоединиться после того, как из-за об- стоятельств они оказались разлучены более чем на 20 лет. Это произошло тогда, когда дочь проводила медовый месяц на курорте Джибаль ас-Сауда в Абхе. После того как первый муж оставил мать девушки, ко- гда той было три года, она снова вышла замуж. Дела ее но- вого мужа и постоянные переезды из одного города в другой не позволяли ей видеться с дочерью — и она оставила ее на попечении отца. В один прекрасный летний день в Джибаль ас-Сауда в Абхе девушка встретила на курорте незнакомую женщину. Между ними завязался разговор, во время которого мать за- метила, что у девушки недостает одного пальца. Тогда она спросила, есть ли у нее мама. Девушка рассказала свою ис- торию — и мать поняла, что столкнулась с собственной до- черью, которую потеряла двадцать лет назад. Она обняла де- вушку, поцеловала ее лицо, движимая состраданием и любо- вью, и рассказала ей, как скучала по ней все эти двадцать лет. «Думы о счастье неизбежно приведут к мыслям о том, что будет до и после, а это само по себе прогонит ощущение счас- тья». Они (т. е. гурии) — словно рубины и кораллы. 55:58 9 Эти слова могут наполнить время и пространство Муса говорил: «О Господи! Научи меня ду'а, с ко- торым я смогу взывать к Тебе!» Он ответил: «О Муса, ска- жи: Ля 'илаха илля-Ллах ("Нет бога, кроме Аллаха")». Муса возразил: «Все люди говорят: Ля 'илаха илля-Ллах». Он ска- зал: «О Муса, если положить все семь небес и землю вместе с ними на одну чашу весов, а на другую — слова Ля 'илаха илля-Ллах, то Ля 'илаха илля-Ллах перевесили бы». Ля 'илаха илля-Ллах... Великолепные слова, рассеи- вающие пелену греха. Они приносят свет, но те, кто про- износит их, имеют разный свет в сердцах; насколько он си- лен или слаб, знает только Аллах Всевышний. Для не- которых людей эти слова — как солнечные лучи; для других — как сияющая звезда; для третьих — как мощный факел, или яркий фонарь, или слабо мерцающая лампа... Велик свет этих слов, он непременно уничтожает лю- бые сомнения, мороки и вожделение. «Счастье верующего — любовь к Богу, а любовь во имя Бога приносит более глубокое сча- стье, вкус которого знаком тем, кто искренне верит, тем, кто не приемлет никакой замены». Женщина прекрасней, чем сокровища и богатство. 10 Сердца, тоскующие по Раю Слышали ли вы историю о добродетельной женщине, муж которой умер, оставив ее с двумя детьми? Когда они подросли, первое, чему она их научила, было прославление Аллаха, повиновение Ему и совершение кыйам ал-ляйл (та- хажжуд). Она сказала сыновьям: «Ни одна секунда ночи не пройдет в нашем доме без того, чтобы кто-то из нас не бодр- ствовал и не поминал Аллаха». Дети спросили: «Что ты име- ешь в виду, о мать?». Она ответила: «Мы поделим ночь на три части. Один из вас будет бодрствовать и молиться в пер- вую треть, другой — во вторую треть, а я встану и буду мо- литься в последнюю треть. Затем я разбужу вас, и мы со- вершим фажр (утреннюю молитву)». Они сказали: «Мы слушаем и повинуемся, о мать». Когда мать умерла, сыновья не прекращали совершать кыйам ал-ляйл, потому что их сердца были полны любовью и почитанием Аллаха. Лучшими моментами их жизни были те, когда они бодрствовали и молились по ночам. Итак, они раз- делили ночь между собой. Случилось так, что один из них очень сильно заболел, — но его брат молился всю ночь на- пролет, за себя и за него. «Жизнь вокруг нас, со всей ее красотой и величием, — на- стоящий призыв к счастью». Глава 10 Изумруды радости веры Если бы вы попытались счесть милости Аллаха, то вам бы их не пересчитать. 14:34 1 Вера в Божественную болю и предопределение Аллах Всемогущий и Величайший, сказал: Никакая беда не постигнет ни землю, ни души ваши, не будучи [записанной] в книге до того, как Мы претворим ее в действительность. Воистину, это для Аллаха не составляет труда. [Записано это в книге] для того, чтобы вы не скорбели о том, чего вы лишились, и не ликовали над тем, что вам даровали. Ведь Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. 57:22-23 ... Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведае- те. 2:216 Вера в Божественную волю и предопределение является важнейшей составляющей душевного покоя во времена не- взгод, особенно когда человек полностью осознает, что Ал- лах добр к Своим рабам и хочет облегчить их ношу, что Он мудр и вознаграждает в загробной жизни, что Он полностью воздает терпеливым. Если мы будем так думать и действо- вать сообразно этому (хотя не каждый способен на это), то несчастья и печаль обернутся радостью и счастьем. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы ослабить депрессию и уменьшить невзгоды? 1. Вообразите, что несчастье могло бы быть больше и иметь гораздо худшие последствия. 2. Подумайте о тех, кто столкнулся с более трудными препятствиями. 3. Посмотрите на блага, которыми вы обладаете, ведь многие лишены и этого. 4. Не поддавайтесь разочарованию, которое может прий- ти вместе с бедой. Ведь, воистину, за тягостью — облегчение; воис- тину, за тягостью — облегчение. 94:5-6 Никто, кроме Аллаха, не отвратит его. 53:58 2 Лучшее — это умеренность Мустафа Махмуд сказал: «Я счастлив, потому что я обычный человек с обычным доходом. Мое здоровье как у всех, мой образ жизни как у всех, и я владею немногим. Это значит, что у меня есть множество стимулов, а стимул — это жизнь. Движущая сила в наших сердцах — это истинное те- пло жизни, мера, которой мы оцениваем наше счастье. Я молю Аллаха, чтобы Он даровал читателю этих строк обычную жизнь и дал ему немного... это хорошая мо- литва, клянусь Аллахом Всемогущим. Моя мать почти ничего не знала о философии, но, об- ладая здравым смыслом, понимала, о чем я говорю. Она на- зывала желаемое состояние довольством; это означает, что вы имеете лишь необходимое, что у вас немного ма- териальных благ, но много душевных сил». «Фальшивая улыбка — явный признак лицемерия». Услада моего взгляда — в молитве. Хадис 3 Пессимист создает атмосферу печали и недовольства Человек оказывает влияние на настроение и душевное состояние окружающих его людей. Если человек — будь то друг, спутник жизни, или коллега — спокоен, бодр и опти- мистичен, то он передаст эти прекрасные качества тому, кто рядом с ним. Но если он хмур и несчастен, измучен жизнью, всегда обеспокоен и пессимистичен, тогда он передаст свою мрачную тревогу другому, как инфекционную болезнь. Не только люди могут оказывать подобное влияние. Существуют также книги, телевизионные программы и ра- диопередачи: одни жизнеутверждающие, а другие уг- нетающие; одни вызывают раздражение, а другие спо- собствуют обретению душевного покоя. А книги — они как времена года; одни подобны весне, а другие осени. Если че- ловек склонен выбирать жизнерадостные книги, прослав- ляющие жизнь и вдохновляющие его на активные действия, успех и уверенность в себе, то, значит, он на стороне благих ценностей. Но если он выбирает книги, которые вызывают беспокойство, возбуждают сомнения по поводу жизненных ценностей и хороших сторон человеческой натуры, заража- ют пессимистическим отношением к жизни и людям, то они губительно воздействуют на него, подобно тому, как проказа заражает здорового человека, и это может разрушить его жизнь. «Путь к счастью перед вами. Итак, ищите его при помощи знаний, праведных поступков и хорошего нрава. Будьте уме- ренны в своих запросах — и вы будете счастливы». ...Он ниспослал им душевный покой... 48:18 4 Остерегайтесь жаловаться и копить злость Старый и мудрый человек сказал: «Когда мне было 20- 30 лет, я постоянно стонал и жаловался, даже когда мне бы- ло хорошо, потому что не знал, как я счастлив. Теперь мне больше 60, и я ясно понимаю, как счастлив я был в свои 20- 30 лет. Но осознание пришло слишком поздно. Теперь у ме- ня нет ничего, кроме воспоминаний, и воспоминания эти ис- полнены сожаления. Если бы я понял это вовремя, я мог бы жить с великой радостью. Я не нашел бы ни единого повода для сетований, находясь в расцвете юности... Но я понял это только сейчас, когда дни мои близки к закату». Вам, моя дорогая читательница, я скажу: «Либо вы осознаете свое счастье и наслаждаетесь им всем своим суще- ством, либо вы его не замечаете и смотрите вокруг, ища то, чего вам недостает, и в этом случае становитесь жертвой жа- лоб и неудовлетворенности. Тогда ждите, пока настоящее не превратится в прошлое; и тогда вы будете тосковать уже по- тому, что были так счастливы, но не осознавали это, а теперь не осталось ничего, кроме отцветающих воспоминаний». «Женщина может превратить дом в Рай или в невыносимый Ад». Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Аллахом. 5:119 5 Большинство проблем появляется из-за пустяков К сожалению, мелочи очень часто ведут к утрате здра- вого смысла, распаду семьи и разрушению дружбы. Люди чувствуют себя сломленными и загнанными в угол. Дейл Карнеги разъяснял: «Незначительные разногласия в браке могут свести обоих партнеров с ума, и они являются при- чиной половины сердечных заболеваний в этом мире». Вот факт, подтвержденный экспертами. Джозеф Сабат, судья из Чикаго, после участия в более чем 40 ООО бра- коразводных процессов, сказал: «Вы можете быть уверены, что причиной распада всех браков являются незначительные вещи». Фрэнк Хоган, окружной прокурор Нью-Йорка, кон- статировал, что половина дел, рассматриваемых в уголовном суде, является последствиями незначительных событий, та- ких как семейная ссора, неуважительное отношение, раня- щее гордость слово или оскорбительный жест. Очень немногие из нас порочны и безжалостны от природы, но непрерывные удары, адресованные нашей гор- дости и чувству собственного достоинства, являются причи- ной половины неприятностей в этом мире. «Самый замечательный дар — это великодушие, кото- рое делает человека счастли- вым». [Вспомните,] как вы обратились за помощью к своему Господу, и Он ответил на ваш зов... 8:9 6 Сдерживайте язык Историки рассказывают, как однажды Халид ибн Йа- зид ибн Му'авийа оклеветал 'Абд Аллахд ибн аз-Зубайра, за- клятого врага бану Умаййа, назвав его скупцом. Его жена, Рамла бинт аз-Зубайр, сестра 'Абд Аллаха, сидела там же, но сохранила спокойствие и не произнесла не слова. Халид уди- вился: «Почему же ты ничего не говоришь? Ты согласна с тем, что я сказал, или просто не хочешь мне отвечать?». Она ответила: «Ни то ни другое. Ведь женщины были сотворены не для того, чтобы вмешиваться в отношения мужчин; на- против, мы — цветы, которые вы нюхаете и ласкаете. Так зачем нам лезть в ваши дела?». Халид был очень впечатлен ее словами и поцеловал ее в лоб. Посланник Аллаха категорически запретил разгла- шать секреты супружеской пары. Ахмад ибн Ханбал передал слова Асма' бинт Йазид, рассказывавшей, что она была с Пророком , рядом сидели мужчины и женщины, и он ска- зал: «Наверняка кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем». Люди умолкли, и тогда Асма' сказала: «Ты прав, о Послан- ник Аллаха! Клянусь Аллахом, и женщины, и мужчины по- ступают таким образом». Тогда Пророк велел: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как два шайтана на дороге вступают в половой акт на глазах у людей». Некоторые муфассиры (толкователи Корана) объясня- ют слово хафизат (та, которая хранит) в этой суре: ...Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха... 4:34 как относящееся к женщинам, которые хранят (как секрет) то, что происходит между ними и их мужьями «Считайте милости, дарованные вам Аллахом, а не трудности». Жизнь коротка, так не укорачивайте ее беспокойством. 7 Прогоните тревогу молитвой Первые мусульманки знали, что молитва — это свя- зующее звено между человеком и его Господом, и те, кто молится с должным вниманием и скромностью, преуспева- ют. Воистину, блаженны верующие, которые смирен- ны при [совершении] молитв (намазов). 23:1-2 Они не ложились спать ночью, молясь со всем смире- нием и покорностью. Они знали, что лучшее обеспечение за- гробной жизни и то, что помогает откровению достичь люд- ских сердец, — это молитва. Она дает человеку силу воли, помогает преодолеть препятствия и достойно встретить не- взгоды. Первые мусульманки также знали, что совершение кыйам ал-ляйл — лучший способ поклонения, который при- ближает человека к Аллаху Всевышнему, сказавшему пер- вому да'ийа [Пророку ]: Бодрствуй и часть ночи, творя молитву в допол- нение [к пяти обязательным], в надежде, что Господь твой определит тебе достойное место [в будущей жизни]. 17:79 И Он возблагодарит тех, кто совершает кыйам ал-ляйл: Только малую часть ночи предавались они сну... 51:17 Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Од- нажды Пророк , вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов веревку и спросил: "Что это за веревка? " (Люди) сказали: "Это веревка Зайнаб, которая держится за нее, когда устает (от молитв)". Тогда Пророк сказал: "От- вяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас молится, пока в нем сохраняется бодрость, и спит, когда почувствует себя уставшим ". Верующие женщины заставляли себя вставать ночью, стараясь доставить радость Аллаху, но Пророк приказал им не возлагать на себя больше, чем они способны вынести. Лучшее поклонение — это то, которое совершается регулярно, даже если оно небольшое. Мы знаем, что совре- менные женщины заполняют свое время, дни и ночи, мир- скими заботами, но необходимый минимум, ожидаемый от них, — это два рак'ата, исполненные в середине ночи, чтобы прогнать шайтана (Сатану). Лучшие из дел те, которые от- мечены умеренностью, а «те, кто впадает в крайности, — обречены», как сказал Посланник Аллаха «Возложите надежду на Аллаха если вы искренни, и возрадуй- тесь завтрашнему дню, если вы раскаиваетесь». Терпение — верный путь к облегчению. 8 Совет мудрой женщины Одна современная мать дала дочери следующий совет, сопровождаемый улыбкой и слезами: «О дочь моя, ты всту- паешь в новую жизнь — жизнь, в которой не будет места твоим отцу и матери или кому-либо из твоих братьев и сес- тер. В этой новой жизни ты станешь спутницей своего мужа, который не захочет делить тебя ни с кем, даже с твоими род- ственниками. Будь ему женой и матерью. Пусть он чувствует, что в этой жизни ты для него — все. Всегда помни, что любой мужчина — это большой ребенок, и ласковое слово делает его счастливым. Не заставляй его думать, что, женясь на те- бе, он лишил тебя семьи, ибо он также покинул дом своих родителей и свою семью ради тебя. Но различие между ним и тобой — это различие между мужчиной и женщиной; женщина всегда тоскует по своей семье и дому, где она ро- дилась и выросла. Однако она должна войти в новую жизнь и приспособиться к жизни с мужчиной, который стал ее му- жем и будет отцом ее детей ... Вот твой новый мир, дочь моя! Это твое настоящее и будущее, это семья, которую ты и твой муж создадите вме- сте. Я не прошу тебя забыть твоих отца и мать, братьев и сестер, потому что они тебя никогда не забудут. Как может мать забыть о ребенке, в котором она души не чает? Но я прошу тебя любить твоего мужа, и жить с ним, и быть счаст- ливой, живя с ним». «Учитесь терпению у Асийат, преданности у Хадиджи, ис- кренности у 'А'иши и стойкости у Фатимы». Их (т. е. дев) не касался до того ни человек, ни джинн. 55:74 9 Тот, кто не находит успокоения во Всевышнем, не найдет его нигде Аллах Всемогущий — источник утешения и радости для верующих и тех, кто повинуется Ему, — более всего лю- бим теми, кто поклоняется Ему. Каждый, кто находит успо- коение с Ним, счастлив и рад жизни. Его сердце спокойно и исполнено жизни и любви Аллаха, Чьи Свойства присутст- вуют в его сознании, он живет с именем Аллаха. Он вспоми- нает Имена Аллаха и размышляет над Его Свойствами; его разум заполнен мыслями об Ар-Рахмане (Всемилостивом), Ар-Рахиме (Милостивом), Ал-Хамиде (Славном), Ал- Халиме (Прощающем грехи), Ал-Барре (Благостном), Ал- Латыфе (Добром по отношению к Своим рабам), Ал- Мухсине (Считающем), Ал-Вадуде (Любящем), Ал-Кариме (Щедром), Ал-Азьше (Величайшем)... Итак, он находит уте- шение в Ал- Бари (Создателе), любит Ал-Азыма (Величай- шего) и чувствует себя близко к Ал-'Алиму (Знающему все). Чувство близости Аллаха к Своему рабу приносит утешение и радость тому, кто находится под Его защитой. Когда тебя [о Мухаммад] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. 2:186 Но способность находить утешение в Аллахе не при- ходит без упорного труда и постоянных попыток. Это ре- зультат повиновения, плод любви. Каждый, кто повинуется Аллаху, следует Его повелениям, избегает того, что Он за- претил, и любит Его искренне, найдет счастье и утешение вместе с Ним. «Истинная красота состоит в добродетельном поведении, хо- роших манерах и прекрасной душе». Будьте добры к женщинам. Хадис 10 «Имеющая два пояса» прожила две жизни Асма' бинт Аби Бакр, Зат ан-Нитакайн («имеющая два пояса») — наглядный пример терпения во времена трудно- стей и тяжелых лишений, повиновения своему мужу и стремления угодить ему. Рассказывается в достоверном ха- дисе, что она вспоминала: «Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него ни имущества, ни раба — ничего другого, кроме верблюда (использовавшегося для вычерпывания во- ды из колодца) и коня. Я задавала корм его коню, черпала воду, зашивала (кожаную) бадью для воды и замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пекли (для нас) мои соседки из числа ансаров, достойные женщины. И я носила на голове финиковые косточки (чтобы кормить верб- люда) с земли, которую Посланник Аллаха выделил аз- Зубайру и которая находилась на расстоянии двух третей фарсаха от моего (дома). Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха в сопро- вождении нескольких человек из числа ансаров. Пророк подозвал меня и сказал: "Их, их!", желая посадить меня в седло позади себя. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо он был одним из самых ревнивых людей. Посланник Аллаха понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к аз- Зубайру и сказала (ему): "Когда я несла на голове финико- вые косточки, меня повстречал Посланник Аллаха с группой своих сподвижников, и он заставил своего верблюда опус- титься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности". Услышав это, аз-Зубайр (да бу- дет доволен им Аллах) сказал: "Клянусь Аллахом, то, что ты несла финиковые косточки, тяжелее для меня, чем то, что ты могла бы сесть в седло вместе с ним!" (И я продолжала рабо- тать таким образом), пока впоследствии Абу Бакр не при- слал мне слугу, чтобы он вместо меня присматривал за ко- нем, и (сделав это) он как будто бы отпустил меня на свобо- ду». После проявленного терпения Асме и ее мужу было послано множество благ, но став богатой, она не потеряла душевного спокойствия — наоборот, была очень щедра и ничего не откладывала на будущее. Когда она заболела, то дождалась, когда ей станет лучше, и освободила всех своих рабов, сказав своим дочерям и родственникам: «Тратьте и жертвуйте на благотворительность; не ждите, пока у вас появятся излишки». «Жизнь прекрасна для веру- ющих; загробная жизнь желанна для благочестивых; только они счастливы». |