Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 0 license (ccby 0)
Скачать 168.87 Kb.
|
Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Моисеева Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства МБОУ «Троицкая СОШ» Губкинского района Белгородской области п. Троицкий, Белгородская область ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЖИВОПИСИ ПЕЙЗАЖА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: в статье рассматриваются технические возможности цвета и живописные приемы в обучении детей живописи пейзажа. Автор от- мечает важность выбора и сочетание изобразительных техник в достижении лучшего результата. Ключевые слова: пейзаж, обучение, технические возможности, техниче- ский прием, цвет, живописные материалы. Изображение природы в школе ставит своей задачей развитие простран- ственных представлений, наблюдательности является средством познавания окружающей нас действительности и выработки навыков в ее воспроизведения. Постоянное наблюдение развивает остроту зрительных восприятий, умение различать форму, окраску предметов и их положение в пространстве. Стремле- ние запомнить все увиденное или особенно привлекающее внимание развивает зрительную память. Рисунок является контрольным моментом, определяющим, насколько увиденное запомнилось. Такая работа дает много возможностей для развития творческих способностей и логического мышления. Учащиеся рисуют на основе виденного что-то свое, им все время приходится рассуждать о форме предмета, о взаимоположении форм в пространстве. Наблюдая окружающую природу в разное время дня, года, в различную по- году, следует обратить их внимание и на красоту осенней расцветки деревьев, и на зимнее дерево, покрытое инеем, научить увидеть красоту солнечного дня и неяркую окраску пасмурного дня, увидеть, как красиво задержался снег на Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) крыше дома, на подоконниках и на ветвях деревьев. Дети сами найдут много примеров, и после этого, идя домой, они начнут больше замечать красивое, встречающееся на пути. В пейзаже, как и в других видах рисования, на различных ступенях развития используется различный материал и различная техника работы. Большое значе- ние имеют технические возможности, которыми располагают учащиеся в реше- нии той или иной задачи, поставленной перед ними, в передачи пространства. Технические возможности помогают обогащению запаса представлений и рас- ширяют изобразительные возможности выполнения творческого замысла уча- щихся. Исходя из вышесказанного, можно определить учебные задачи, поста- вить вопрос, чему учить и как учить детей на уроках пейзажной живописи. Основными вопросами учебной работы являются: ‒ развитие восприятия и воспроизведения сложной формы; ‒ развитие пространственных представлений; ‒ вопросы цвета и освещения в пейзаже; ‒ использование технических навыков и умений, полученных на уроках других видов рисования; ‒ накопление образов и представлений. Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Немен- ского предлагают и рекомендуют использование на уроках пейзажной живописи различных материалов. Знакомство с различными живописными материалами дает возможность ученикам найти свой стиль в работе. Не только акварель должна быть привлечена на уроках рисования пейзажа, следует ввести больше разнообразных материалов и инструментов, а именно: гуашь и черную тушь, бе- лую и цветную бумагу, кисть и перо. Одним учащимся легче даются одни мате- риалы: они видят больше средств для изобразительных возможностей, свободнее осваивают вопросы освещения, передачу пространства или передачу фактуры рисуемых объектов. Другие находят эти возможности в тех материалах, которые им ближе по технике работы. Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) В развитии цветового зрения среди других дисциплин школьного обучения рисованию принадлежит ведущее место. При выполнении работы над пейзажем по цветной бумаге учащимся предлагается использование гуашевых красок. Предлагая работу на цветной бумаге акварелью, следует обратить внимание уча- щихся на то, что цвет накладывается прозрачным слоем и фон, просвечивая, не- сколько изменяет цвет краски. Поэтому в младших классах рекомендуется ис- пользование гуаши как корпусной краски, акварель в таких случаях тоже берется более корпусно. Прозрачность и смешение цветов при наложении цвета на цвет, просвечивание фона сквозь краску – эти особенности акварели используются в среднем звене школы. Работать над пейзажем можно не только на готовом цветном фоне, а реко- мендовать подготовить его самим учащимся и работать прозрачной краской так же, как и на белой бумаге. Этот фон будет определять тональность рисунка. При наложении цвета на цвет учащиеся знакомятся с цветовыми явлениями. Прозрач- ную акварельную краску можно наносить, несколько раз наслаивая один и тот же цвет. Кроме указанных приемов в акварели при рисовании пейзажа необхо- димо использовать и такие, как вливание одного цвета в другой. Широкое ис- пользование такой технический прием может найти в работе над осенними пей- зажами. Можно также получить мягкие переходы, накладывая краски рядом, де дожидаясь высыхания пятна, и они будут сливать в местах соединений. Еще один интересный живописный технический прием мы наблюдаем в природе – переход из цвета в цвет. На уроках рисования пейзажа, кроме красок, акварели и гуаши, должна иметь место и черная тушь. Черная тушь имеет свои возможности. Тушью можно работать по-разному. Это может быть просто линейный рисунок, например, де- рева, в виде нанесенного контура или в виде пятна – силуэтного изображения. Это может быть тоновой рисунок с применением отмывки. Тушь можно сочетать с акварелью и гуашью. Невозможно почувствовать и передать образное звучание цвета, не владея цветовой палитрой и техникой живописи. Эмоциональная выразительность Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) живописного пейзажа в значительной степени достигается техникой письма, за- ключающейся в характере мазка, который может быть густым, прозрачным, по- ложенным на плоскость в различных направлениях. Сочетание приемов и техник позволяют по – новому взглянуть на пейзаж- ный жанр, найти свой творческий путь в достижении результата. Самое главное доставляют большое удовольствие в процессе работы и результатом. На наш взгляд, есть необходимость расширить диапазон применения изобразительных техник на уроках пейзажной живописи с целью создания выразительного и непо- вторимого образа природы в рисунках учащихся. Список литературы 1. Аксенов Ю. Цвет и линия / Ю. Аксенов, М. Левидова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский художник, 1986. – 326 с. 2. Кеннет К. Пейзаж в искусстве. – СПб., 2004. – 304 с. 3. Никологорская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родите- лей. – М.: Аст-Пресс, 1997. – 96 с. 4. Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись. – СПб.: Художник России, 1993. – 208 с. 5. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учите- лей. – М.: Прсвещение, 1978. – 176 с. |