Главная страница

Всемирная. Сегодня. Сегодня, как никогда, становится ясно, что уже невозможно игнорировать религию, замалчивать религиозные вопросы


Скачать 22.52 Kb.
НазваниеСегодня, как никогда, становится ясно, что уже невозможно игнорировать религию, замалчивать религиозные вопросы
АнкорВсемирная
Дата29.05.2022
Размер22.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСегодня.docx
ТипДокументы
#556183

Сегодня, как никогда, становится ясно, что уже невозможно игнорировать религию, замалчивать религиозные вопросы. Нам необходимо осмыслить религию как феномен человеческой культуры, как часть философской мысли и нашей жизни. Новое отношение к религии должно быть доступно и для подрастающего поколения. Вместе с тем курс «Основы религиоведения» поддерживает светски характер нашего образования, поскольку школьники обучаются не религии, а изучают ее как часть культуры. Знакомясь с разными религиями, девятиклассники окунаются в атмосферу поиска ответов на вопросы: что такое человек? в чем его назначение и смысл жизни? как возник мир и как он устроен? Эти вопросы вечные, и ответы на них не могут быть окончательными и полными. Вопрос: для чего дана жизнь? – остается фундаментальной загадкой человеческого бытия. Это и есть философский аспект курса. Однако каждый девятиклассник рано или поздно осуществит собственный мировоззренческий выбор. Мы, взрослые, как родители так и учителя не вправе навязывать свою позицию, но обязаны помочь молодым самоопределиться в духовной сфере осознанно, со знанием дела. Для этого школа и должна обеспечить компетентность в вопросах религии. На уроках религиоведения каждый из ученик может совершить, укрепить или критически переосмыслить свой личный мировоззренческий выбор. Таким образом, просвещенность школьников в вопросах религии, на мой взгляд, создаст предпосылки для практической реализации принципа свободы совести, убеждений, слова.
Необходимость и полезность «Основ религиоведения» подтверждается многими аргументами. В первую очередь, хочу отметить мощный нравственно-духовный потенциал. В деле воспитания мы должны использовать все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе нравственно-духовный потенциал религии. Общечеловеческие ценности: любовь, истина, красота, праведность, честность – имеют религиозные корни. Приобщение к этим ценностям должно происходить в ходе занятий. К тому же без понимания религиозных ценностей очень трудно составить полное представление об истории. Ведь историческое развитие человечества тесно переплетается с его духовно-религиозным развитием. То же самое можно сказать о международной политике в современном мире. Многие нынешние проблемы и конфликты имеют религиозную подоплеку. Пренебрежение религиозными проблемами, как показывает опыт, чревато человеческими трагедиями. Знания по истории религий будут полезны нашим выпускникам в будущем, если они займутся общественной, политической, да и любой другой деятельностью, связанной с человеческим фактором.


Путь духовно-религиозного развития человечества был отмечен не только прозрениями, открытиями, но и многими заблуждениями. Последствия этих заблуждений и сегодня отрицательно сказываются на жизни отдельных людей и всего общества. Именно поэтому существуют совершенно чуждые для нашей культуры религиозные идеи. В числе нетрадиционных религиозных течений есть и такие, которые прикрываются лозунгами гуманности и духовности, а на самом деле культивируют ложные ценности: гордыню, эгоизм, самообожествление человека, относительность добра и зла, нравственную беспринципность.
И именно компетентность в религиозной сфере даст учащимся определенную степень защищенности от происков всякого рода религиозных миссионеров – представителей малых религиозных групп, имеющих тоталитарный характер. Учащиеся школ, которым религиозные проповедники предлагают, например, «курсы духовного очищения, раскрытия сверхспособностей» или «сокровенную науку душевного здоровья», могут стать жертвами тоталитарных групп. Руководители подобных групп, как правило, стараются изолировать своих приверженцев от окружающего общества, взять полный контроль над психикой рядовых верующих, заставляют отказываться от своего имущества в пользу общины, практикуют насилие. Именно тоталитарные религиозные группы являются базой для проявлений религиозного и политического экстремизма. Печально известная группировка Аум Синрикё в Японии сумела привлечь тысячи фанатичных последователей, создать экономически мощное государство в государстве, провести серию террористических актов с целью противодействия государственной системе.

Следует отметить, что социальной базой религиозных экстремистских организаций является именно молодежь, по большей части религиозно не просвещенная. В связи с этим курс «Основы религиоведения» играют немаловажную роль в деле профилактики религиозного экстремизма и вносит свой вклад в дело достижения мира и согласия на земле Казахстана. Как отмечал Ел басы Н.А.Назарбаев на III съезде лидеров мировых и традиционных религий, «казахстанский опыт межэтнического и межконфессионального согласия был признан одним из наиболее успешных на постсоветском пространстве». И этот опыт будет и дальше развиваться молодым поколением казахстанцев, которым должны быть свойственны толерантность, веротерпимость, взаимопонимание и готовность к диалогу.

Законодательство Казахстана по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которой является наша страна. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.

Нормы, касающиеся взаимодействия государства, органов образования и религиозных объединений, получили свое закрепление в национальном законодательстве. Конституция провозглашает Республику Казахстан «демократическим, светским, правовым и демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Статья 1). Право на свободу совести закреплено в Статье 22 Основного закона.

В Статье 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года в числе основных принципов государственной политики в области образования названы:

- светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- уважение прав и свобод человека.

Внедрению предмета "Религиоведение" радовалась часть верующих, по мнению которых преподавание этой дисциплины в школах хоть как-то будет способствовать нравственному воспитанию. Они видят в этом курсе сугубо нравственный аспект и возможность повлиять на общий моральный климат в школе и обществе.

Но необходимо разобраться, для чего и зачем был введен данный курс, дабы позднее в будущем не было конфликтов среди различных слоев населения.

Во-первых, изначально необходимо определить, что из себя представляет предмет "Религиоведение". РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ – область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Также религиоведение следует отличать от богословия.

В рамках курса «Основы религиоведения» я как учитель истории и религиоведения знакомлю учащихся со всеми религиозными учениями, начиная с древности и включая в преподавание изучение мировых религий: ислам, христианство и буддизм. Курс не обходит вниманием и национальные религии различных стран, такие как: синтоизм, иудаизм, джайнизм, конфуцианство и др.

В этой связи всякие домыслы о "моральности" не имеют основания, ибо сам предмет не ставит перед собой воспитать высоконравственного индивида. Учащиеся во время факультатива всего лишь будут ознакомлены с историей возникновения, догмами, основными постулатами и особенностями той или иной религии. На мой взгляд, я учитель, который преподает данный предмет, должна сама быть «высокосвестской гражданкой», толерантной и лояльно настроенной по отношению к вероисповеданию тех или иных учащихся. К тому же, этот предмет предназначен для формирования у учащихся СВЕТСКИХ религиоведческих знаний, то есть представлений о религии, ее исторических аналогах, конфессиональных и неконфессиональных формах, функциях, возможностях влияния на человека и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что светскость образования не означает его атеистичности, но предполагает его независимость от давления религиозных структур или идеологии, и, тем более, от прямого подчинения образовательной деятельности религиозным общинам. На мой взгляд, светский характер государственной системы образования предполагает соответствие следующим критериям:

- недопустимость установления какой-либо религии или идеологии (в том числе и атеистической) в качестве обязательной в государственных учебных заведениях;

- невмешательство религиозных объединений в управление государственными учебными заведениями;

- обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести;

- недопустимость принуждения при обучении религии.

Изучение религии в школах и вузах требует взвешенного подхода. Думается, что в государственных учебных заведениях возможно только религиоведческое, но не теологическое образование, которое донесет до молодежи знания об истории мировых религий, их догматах, традициях и сегодняшней жизни религиозных общин с научных и объективных позиций.

Изучение религии в данном факультативном курсе включает следующие моменты:

- преподавание основываться на современных научно-методологических подходах;

- предоставление знаний о мировых и традиционных для нашей страны религиях помогает ученикам в понимании мира, его культуры и духовной стороне жизни человека;

- помогает получить знания основ традиционных религий играет важную роль в формировании, поддержке и сохранении национальной идентичности, профилактике идеологии экстремизма и нетерпимости;

- важный аспект религиоведческого образования – поддержка гуманистического мировоззрения и нравственного развития учащихся.

Проблема противодействия проявлениям экстремизма и терроризма является комплексной задачей, решение которой выходит за пределы одного курса религиоведения. В соответствии с новыми стандартами среднего образования, утвержденными Департаментом дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Казахстана в августе 2012 года, разрабатываются и новые типовые учебные планы. Обучать школьников противодействию терроризму и экстремизму будут не только в рамках «Основ религиоведения», но и на занятиях по «Начальной военной подготовке», «Самопознанию» и интегрированному предмету «Человек. Общество. Право».

Безусловно, в условиях полиэтнического и многоконфессионального состава населения особые требования должны предъявляться не только к содержанию обучения, но и к методам преподавания, а также к квалификации и нравственным качествам преподавателей.

Во-вторых, Религиоведение – сложная дисциплина, требующая хорошего знания и немалой эрудиции. В этой связи, хотелось бы отметить особенности методики преподавания данного курса.

Слово "методика" в переводе с древнегреческого означает "способ познания", "путь исследования". Метод - это определенный способ достижение какой-либо цели или решение конкретной задачи. Методика обучения религиоведческим знаниям - это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов. Поэтому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности.

Педагоги, которые приступают (или уже приступили) к преподаванию религиоведения в школе, должены обязательно учитывать все выше изложенные факторы в процессе обучения, знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям. Так же необходимо заметить, что недопустимо впадать в крайности:

а) недооценка методологических проблем, расчет на то, что это незначительное дело, может отвлечь от настоящих проблем при преподавании;

б) так же, преувеличение методологии, говоря о том, что она может быть более важным, чем сам предмет, превращая методику в "универсальный ключ" который позволяет без проблем открывать детям сложную информацию.

Методика обучения тесным образом связана с основными факторами обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:

  • Цели, которые ставятся перед религиоведческим курсом государством и обществом;

  • Содержание и структура религиоведческого курса, которые закреплены в стандартах и программах, на их основе должны быть изложены в школьных учебниках;

  • Научно-методологическая организация в процессе обучения;

  • Познавательные возможности учащихся;

  • Результаты обучения.

Подводя итог, хочется отметить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку, но именно знания о религиях, а не знания о Боге. Эксперимент по религиоведческим дисциплинам запущен, и школа в очередной раз должна сама попытаться понять и разобраться, что именно лучше преподавать. Основной "удар" нового школьного курса приходится на учителей - практиков которые по замыслу теоретиков должны по средствам школьного религиоведческого курса воспитать в будущих гражданах нашей страны духовность, развить толерантность и неприятие религиозного экстремизма и терроризма.


написать администратору сайта