НПК Кийко Анас 8в. Секция литературы
Скачать 0.9 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177» Секция литературы Праздник Рождества в русской литературе Автор: ученица 8 класса «В» Кийко Анастасия Владимировна Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Мазоха Анна Ильинична Первой квалификационной категории Новосибирск, 2021 Содержание Портфолио проекта Введение………………………………………………………………………….3 1.Историческая справка……………………... ……….........................................5 2. Анализ произведения «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского………………………………………………………………..7 3.Анализ произведения «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя……………...10 4. Словарь …………………………………………………..................................12 5.Результаты опроса …………...………………………………………………..14 6.Заключение …………………………………………………………………….16 7.Приложение……..……………………………………………………………...17 8.Список используемой литературы……….…..……………………………….18 Паспорт проекта
Введение: Я выбрала тему «Праздник Рождества по произведениям русской литературы». Я очень люблю зиму, так как именно с этой порой приходит особый, великий праздник Рождества Христова. Не могу сказать, что моя семья придерживается всех традиций, но мы все стараемся, чтобы этот день стал действительно праздником для нас. Накануне праздника, в сочельник мы с семьёй украшаем комнаты украшениями, как на Новый год. Но в Рождество принято украшать комнаты домашними украшениями, изготовленными из соломы. Возле окон и входной двери принято цеплять соломенные ажурные крестики - они оберегают жильё. Перед Рождеством мы готовим ужин. А чтобы не скучать в ожиданиях, я предпочитаю заняться чтением книг о Рождестве. В русской литературе их огромное множество, например, такие, как: А.И.Куприн «Чудесный доктор», Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», Ф.М.Достоевский «Мальчик на ёлке у Христа», и т.д. Но я расскажу вам лишь о двух своих любимых, совершенно разных произведениях. О произведении Н.В.Гоголя «Ночь пред Рождеством» и о произведении противопоставлении Ф.М.Достоевского «Мальчик на ёлке у Христа» Цель: 1) многообразие поэтов и писателей, которые в своих произведениях так или иначе описывают праздник Рождества. 2) важность этого праздника для русского народа, и для меня лично, для моей семьи. 3) интерес к культуре русского народа. Задачи: Расширить представления о традиционном праздновании Рождества Христова. Актуализировать мои знания и знания детей о литературных произведениях, в которых описывается праздник Рождества и его ценность. Воспитать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к культуре поведения в обществе. Проблемный вопрос проекта: 1. Знают ли мои одноклассники и другие дети о существовании этого праздника? 2. Празднуют ли в их семьях этот праздник? 3.Читали ли мои одноклассники литературные произведения, в которых так или иначе изображен праздник Рождества? 1. Историческая справка Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей. Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан. История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (По григорианскому календарю) , или 7 января(по ново-юлианскому календарю ).Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира. Рождество Христово отмечается по ново-юлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января. 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником. В отличие от европейцев, которые стремятся отметить Рождество в кругу семьи, и даже двери закрывают, в России принято двери держать открытыми, чтобы заходили все, кто хочет отпраздновать Рождество, поделиться праздничной радостью. Канун Рождества получил название «сочельник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день – сочива, каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, смешанной с медом и с миндальным и маковым соком. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого. Обычай колядовать - это древнеславянская традиция. Колядки появились у наших предков ещё задолго до крещения Руси. Коляда- это древний бог славян, "отвечающий" за веселье и хорошее настроение у людей, которые собираются за праздничным столом, пьют, едят, поют песни, в общем, хорошо проводят время. Также в колядках есть некая колдовская и магическая составляющая. Ведь имя Коляда происходит от слова колесо, то есть, коло, что значит круг. А круг, как известно, всегда являлся неким магическим символом. Возможно поэтому многие люди, которые колядовали, наряжались в шкуры животных, надевали на голову рога и так далее. Приятно, что обычай колядовать в ночь перед рождеством не забыт и в наши дни, правда, сейчас этим занимается в основном детвора, ну и пусть будет им дополнительный заработок и угощение. 2.Анализ произведения «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского Мальчик у Христа на Ёлке" - это короткий рассказ Ф.М.Достоевского о недолгой жизни маленького мальчика, написанный в 1876 год, после посещения детского бала и рождественской елки вместе с дочерью. Все мы любим Новый год и Рождество. Это одни из самых любимых праздников. И так больно видеть бездомных, нищих, обездоленных детей, подобных этому маленькому герою произведения. Ф.М.Достоевский очень любил детей, сострадал им и считал, что ничто на Земле не стоит даже одной слезинки ребёнка Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах маленькие нищие дети попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице. Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых. Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде. Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «копеечка» ,«халатик» и т.д. Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой. Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями: «И зачем же я сочинил такую историю?.. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать». В этих последних словах заключена горькая ирония писателя. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное. Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными. 3. Анализ произведения «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя Это произведение было написано в 1831 году. Автору тогда было всего 22 года, и решение посветить свою жизнь литературному творчеству он на тот момент еще не принял. Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство. Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Мы становимся свидетелями того, как на страницах повести оживают народные предания и поверья, например, что в рождественскую ночь нечистая сила становится особенно активной и может произойти все что угодно. Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Наиболее ярким представителем мелкой нечисти является черт, который пытается строить козни и всячески вредит добрым людям. Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! Но набожному и смекалистому кузнецу в итоге удается осмеять и наказать черта. И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню. Ожившие персонажи украинского фольклора делают повесть веселее, интереснее, сказочнее, помогают автору передать богатство и самобытность народной мифологии. Не могу сказать обо всех обычаях, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя, но обычай — колядовать- это точно древнеславянская традиция, которая там есть. В заключение этого произведения Н.В.Гоголя сообщает о дальнейшей счастливой судьбе героев; в результате чего читатель узнает, что молодожены (Вакула и Оксана) были счастливы, а кузнец, кроме того, покаялся в церкви за то, что общался с чертом. Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы. 4.Мой словарь неизвестных слов, встретившихся в данных произведениях Свитка - Это название распашной верхней одежды, которая является чем-то средним между кафтаном и курткой. Жупан - старинный дворянский (шляхетский) костюм, род сюртука (полукафтана). Одежда поляков и украинцев. Кавун - малороссийское название арбуза. Баштан - То же, что бахча; поле, на котором, как правило, выращиваются арбузы, дыни, тыквы. Левада - приусадебный участок земли с сенокосом, огородом и плодовым садом или другими деревьями. Курень - на Украине - шалаш, сторожка (на огородах, бахчах и т. п). Хустка - Это означает платок. Рожок - Духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом. Кухва – бочка, горшок. И одна из многочисленных рек, протекающих по территории России. Сопилка - Украинский народный духовой музыкальный инструмент. Чумаковать - Заниматься чумацким промыслом. Чумак - Крестьянин, который в старину на Украине возил на волах в Крым хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, а оттуда - соль, рыбу и прочие товары для продажи Волостной писарь - Роль волостного писаря была так значительна потому, что иногда он являлся единственным грамотным человеком в волости, который вел все делопроизводство волостного правления и волостного суда, неплохо разбирался в законах и распоряжениях администрации, одновременно был знаком с крестьянскими традициями. Гетман - руководитель ряда крестьянско-казацких восстаний. Шинок - Небольшое питейное заведение, кабачок. Крылос - Место для певчих во время богослужения в церкви. Скрыня - Сундук, ларец, шкатулка. Галун - Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной оде\ 5.Результаты социального опроса Социологический опрос - это получение информации от людей по заданному вопросу. Мною был проведен опрос среди моих одноклассников и других детей, которые добровольно захотели в нём поучаствовать Вопросы: 1. Знают ли мои одноклассники и другие дети о существовании этого праздника? 2. Празднуют ли в их семьях этот праздник? 3.Читали ли мои одноклассники литературные произведения, в которых так или иначе изображен праздник Рождества? Варианты ответов в этом социальном опросе: а) Да в) Нет Результаты показали следующее: 2. 3. И так на построенной мною 1-ой диаграмме видно, что 93 % опрошенных детей знают про праздник Рождества Христова, а в 7 %, которые не знают входят малыши, которым только предстоит узнать о нём. Это отличный показатель для нашего времени. На 2-ой диаграмме видно, что у 80 % опрошенных в семье этот праздник не отмечается. Это достаточно плохой показатель, так как 80 % - это больше половины. Проводя этот опрос в школе, я посоветовала этим 80 % и 20 % посетить мою конференцию в секции литературы, чтобы кто не празднует праздник, поняли, что потеряли все эти годы не отмечая его, а те, кто празднует, узнали что-то новое о этом празднике. На 3-ей диаграмме видно, что только 44 % опрошенных деток читали и знают произведения, в которых так или иначе описывается праздник Рождества. А 56 % не читали произведений о таком замечательном празднике. 44 % - это не плохой показатель для нашего времени, но он мог бы быть на много лучше. Поэтому я надеюсь, что он будет расти и присутствующие на моём выступлении, не читавшие произведений таких, придут домой и прочтут их. 6. Заключение В данной работе я рассмотрела только маленькую крупицу из огромного количества произведений русской классической литературы, посвященных рождественским праздникам. Но на примере данного исследования я попыталась убедить в важности изучения родной культуры не только для обогащения багажа знаний, но и для того, чтоб лучше знать культуру и традиции нашего народа. Нет культуры интереснее, чем своя собственная, культура России. Наш народ уважает и бережет свои русские традиции и обычаи в большей степени потому, что подарены они были россиянам христианством и верой. Главное, помнить – у народа, забывающего свою культуру, нет будущего. 7. Приложение Здесь вы можете увидеть больше фотографий с этим праздником. Портреты авторов двух замечательных произведений, о которых я рассказывала: Н.В.Гоголь Ф.М.Достоевский Иллюстрации к произведениям: «Ночь перед Рождеством» - «Мальчик у Христа на ёлке» - 8. Список используемой литературы Интернет ресурсы: 1.http://www.live internet.ru/ - Всё интересное в блогах. 2.ru.Wikipedia.org/wiki/Рождество Христово – История праздника. 3.biography.5litra.ru – Биография писателей. Литература: 1.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 9 томах. Т.1.М.: «Русская книга», 19994. 2.Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке». – Полное собрание сочинений в 30 томах. Л.: «Наука»,1981. 3.Библия.Книги священного писания. Ветхого и Нового завета. |