Сравнительный анализ костюмов удмуртского народа. Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удм. Секция социальные инициативы Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа
Скачать 1.81 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Ижевский промышленно-экономический колледж» (АПОУ «ИПЭК») Студенческие чтения «Образование. Технологии. Инновации» Секция: социальные инициативы Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа Исследовательская работа ВЫПОЛНИЛИ Студенты группы Ю-18-1 __________ Грушина Е.А. __________Мухаметдинова М.Р. РУКОВОДИТЕЛЬ Руководитель-педагог дополнительного образования ___________ Мельников В. С. Содержание Введение……………………………………………………………………………………..….. 3 1. Место и сроки реализации проекта…………………………………………………….….... 4 2. Сравнение танцевальных действий в обрядах северных и южных удмуртов………….... 5 3. Национальные костюмы северных и южных удмуртов……………………….……..….... 8 Заключение…………………………………………………………………………………….. 12 Литература……………………………………………………………………………………... 14 Приложения…………………………………………………………………………….…...…. 15 Введение Главным источником обогащения культуры является народное творчество, показывающее быт, занятия и духовный мир людей. Как и все народы, удмурты имеют свои песни, поговорки, сказки, предания, пословицы и танцы. Хотя ранние сведения о танцевальном творчестве удмуртского народа восходят к первой половике XVIII века, тем не менее, этот вид искусства очень мало изучен. Огромный интерес к народному танцевальному творчеству, балетных театров, профессиональных и самодеятельных коллективов требует полного и последовательного его изучения. Предметом изучения работы является сравнение различий народного танцевального творчества и костюма северных и южных удмуртов. Актуальность темы определяется недостаточной изученностью хореографии удмуртского народа. Цель: Собрать материал и систематизировать данные о различии художественного творчества Удмуртской республики по локальным признакам (Южные и Северные удмурты) Задачи: Сравнить танцевальные действия в обрядах южных и северных удмуртов. Рассмотреть национальные костюмы южных, и северных удмуртов. Целевой аудиторией являются студенты Ижевского промышленно-экономического колледжа. Данная работа была написана на основе теоретических исследований этнографов и путешественников, а также материалов прошедших ранее экспедиции краеведческого отряда ИПЭК в южные районы Удмуртии (Алнашский, Камбарский и Малопургинский районы). Мы предлагаем в мае, июне 2021 года провести экспедицию краеведческого отряда в северные районы Удмуртии. Результатом экспедиции будет являться постановка удмуртского танца в ансамбле «Уральские зори» и подготовка программы к республиканскому конкурсу «Возвращение к истокам». Место и сроки реализации проекта. Сроки реализации (май, июнь 2021 года) Место реализации: Россия, северные районы Удмуртской Республики Целевая аудитория студенты АПОУ УР «ИПЭК» с 1 по 4 курс всех специальностей Для успешного продолжения деятельности краеведческого отряда, необходимы денежные средства: -Транспортные расходы – 20 000; -Питание участников – 3 000; Сравнение танцевальных действий в обрядах северных и южных удмуртов Танцевальная культура удмуртов формировалась вокруг календарных циклов, обрядовых действ и семейных торжеств. Удмуртов считали самым танцующим народом в Поволжье, так как их свадебный обряд насыщен парными любовными танцами, искромётными сольными плясками мужчин. Набор календарных обрядовых мелодий свой для каждой местности. Например, напев обряда проводов льда — йöкелянкрезь — характерен только для северных удмуртов. Обряды сохранились до наших дней, хотя на смену многим пришли зимние и летние циклы русских хороводов и сохранившиеся у южных удмуртов бытовые песенные акашкагур (в честь первого весеннего праздника, в день ухода на поле) и вöсьгур, вöсьнергегур (мелодия гостевания в честь календарного праздника). В некоторых центральных и северных районах распространены ритуальные гостевые и танцевальные песни, объединённые обрядом пöртмаськон, который устраивается по окончании полевых работ. Лучше всего сохранились музыкальные жанры семейно-бытовых обрядов: свадебные сюанкрезь или гур (напев семьи жениха), бöрысь или ярашонгур (напев семьи невесты), ныл бöрдытонкрезь (мелодия проводов невесты); похоронно-поминальные шайвыл или кöткуректонкрезь (грустная мелодия, напев, который исполняется на кладбище), поминальный напев йыр-пыдсётонгур (напев обряда жертвоприношения перед умершими предками); рекрут гур (напев обряда проводов в солдаты). В северной Удмуртии распространены песни напевными словами без содержания — междометиями э, ялэ, я, яй, дон или отдельными словосочетаниями типа ох, шуисько но, иеглом-а (ой, говорю, да, всегда); э, гинэ меда но (только так). В центральных районах заметна тенденция к выделению отдельных словосочетаний или предложений для комментирования событий. Драматические ситуации в жизни отдельного коллектива (отъезд девушки из родного дома, смерть близкого человека, проводы в солдаты) сформировали особый жанр песен-причитаний — келянгур. Наблюдаются различные уровни создания таких текстов — от напевов междометиями и слогами до сюжетных и осмысленных. Они легко выделяются из обряда и воспринимаются в новом качестве — лирических песен кузьгур, огшорыкырзан. На лирическую традицию в удмуртской песне своё влияние оказали русский фольклор и профессиональная поэзия. Северные удмурты различают два вида музыкального творчества: крезь— мелодия, песня без слов — и мадь — песня со словами, чаще сюжетная. Обрядовое пение служит своеобразным знаком, символом ритуального празднества; оно сохранилось у южных удмуртов и называется гур(напев, мелодия, мотив), который относится к понятию «плакать, рыдать, звать, заклинать». Многие части тематического цикла переходят из одного обряда в другой, соответственно изменяя только музыкальное оформление. Для рассмотрения данной темы мы возьмём элементы свадебного обряда северных и южных удмуртов как наиболее насыщенные танцевальными действиями. Браки у удмуртов в основном заключались по сватовству. Свадьба сопровождалась многочисленными народными обычаями, которые растягивались на год, а то и более. Сватать, например, приезжали неоднократно, потому что не принято было давать согласие с первого раза. Случалось, что жених впервые видел свою будущую жену лишь на свадьбе. Невеста рассматривалась, в первую очередь, как рабочая сила в семье мужа, соответствовали этому и подарки родителей при ее отъезде в дом мужа: прялка, коса, грабли. Эти орудия труда украшались разноцветными лентами, родственники и подруги вколачивали в них серебряные и медные монеты, высказывая при этом пожелания благополучия, богатства и счастья. В новой семье молодую не называли церковным именем, полученным при крещении, а давали ей имя ее рода с прибавлением имени старшего мужчины в данной семье: Иван Апья, Петыр Бодья, Митрей Докья, Педор Чепья. Свадебные обряды удмуртского народа в дореволюционный период достаточно изучены такими историками и этнографами; Георги И. в книге «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», Гавриловым Б. «Произведения народной словесности. Обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии», Кошурниковой В. в книге "Быт вотяков Сарапульского уезда", Верещагиным Г. в книгах «Вотяки Сосновского края» и «Вотяки Сарапульского уезда», священником Багиным С. в книге «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанской губернии». К сожалению, народным танцам в этих работах отводится незначительное место. Хотя в результате изучения этих источников видно, что танцевальные действия являются составной частью свадебного обряда. К предсвадебному периоду относится сватовство и увоз невесты поезжанами в дом жениха. По всем указанным выше источникам трудно утверждать о наличии танцев в эпизоде сватовства, так как авторы не описывают танцевальные действия этого периода. Несмотря на это, можно предположить взаимосвязь танца с данным эпизодом свадьбы, поскольку в указанной выше работе Гаврилова Б. имеются упоминания, свидетельствующие об исполнении песен и танцев в данном периоде обряда. В свадебном обряде удмуртов присутствует танцевальная игра-маскировка – пляска с ряженьем подставной невесты, которая бросала на шею другого участника действия покрывало настоящей невесты и заставляла плясать зигзагами со звоном колокольчиков, с притопыванием, кружением как в древних танцевально пантомимических действиях, которые строились на хореографическом подражании птицам и животным. Круговая хороводная пляска («Кругениэктон») и ее плясовые круги, выполняемые до трех раз, несли в себе магическую функцию оберега Следующий цикл танцев связан с увозом невесты поезжанами в дом жениха. Имеется несколько фрагментарных данных о хореографии этого периода. Не имеет смысла описывать весь обряд, так как танцевальные действия начинались только после выхода невесты к гостям. Последняя, одаривала всех поезжан полотенцами. В свою очередь поезжане образуют в середине дома хороводный круг и в сопровождении свадебного напева ("Сюанкрезь") совершают три круга направо. Гаврилов сообщает о неизвестности функционального смысла этих хороводных обходов. Данный обряд упоминается так же Верещагиным (1) и Кошурниковой (2). Они утверждают о совершении этих обходов с магической целью, приводя текст религиозной песни, являвшейся аккомпанементом данного хороводного действия. Из текста песен видно веру удмуртского народа в могущество бога, который может одарить хорошей и плохой жизнью. При появлении женщины, называемой «эктисьвилькен» (пляшущая молодушка), одетой в платье невесты и закрытой покрывалом «боркэнчи», начинался танец, сопровождаемый речитативом в форме диалога между «эктисьвидькен» и присутствующими гостями. Происходившее танцевальное действие было сольным и носило импровизационный характер. Существовали и праздничные танцы — все собирались в большой хоровод и неспешно выполняли простейшие движения под музыку. (Приложение 1, фото 1) В дальнейшем хороводы переходили в парные танцы (Приложение 1, фото 2) а также вдвоем и вчетвером (Приложение 1, фото 3) которые также были частью ритуала. Сама структура свадебного обряда северных и южных удмуртов имеет незначительные различия. Различия в песенных и танцевальных особенностях действий. С течением времени многие танцы стали средством развлечения, выражения разнообразных эмоциональных состояний и чувств человека. Танец начал функционировать вне обряда и исполнялся на любом семейном торжестве, празднике или гулянии во время общего веселья. На танцевальную культуру удмуртов и вотяков повлияли разные этноисторические условия развития. На северных - оказали сильное влияние русские, на южных – татары, у которых встречаются танцы с саблями и нагайками. Танцы южных удмуртов темпераментные, динамичные и заводные. В них присутствует влияние граничащих с ними марийцев и тюркских народов. В материалах экспедиций краеведческого отряда в южные регионы республики имеются доказательства этого. В танцах южных удмуртов много, схожих с марийскими, дробных движений, а также движений похожих на движения татарских и башкирских танцев Танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре. Ярким представителем танца северных удмуртов является «Балезинский тыпыртон». (Приложение 1, фото 4) Национальные костюмы южных и северных удмуртов Народный костюм является одним из наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры. Он передает определенную информацию из далекого прошлого в будущее. Костюм многое рассказывает о быте народа, об эпохе, в которую был создан. Наряду с языком, мифами, традициями, обрядами он образует единую знаковую систему Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками. Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Можно предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от многих факторов: и местных условий, и диалекта, и верований. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора. Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки («дэремы») и верхние рубашки («шортдэремы») укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно-родственным надзором находилась обрядовая одежда («нергедись»). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. У неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая одежда. К обрядовым относится свадебная («сюандись») и погребальная («кулэммуртдись»). Национальный удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голове – платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Оберег – предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. В северных районах женский костюм начала XX в. состоял из белой холщовой рубахи (дэрем) с прямыми рукавами и вырезом на груди, закрываемым съемным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетеной опояской и передником. Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. (Приложение 2, фото 5) Южные Удмурты в начале двадцатого века носили белую одежду в исключительных случаях, при ритуальных действиях, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из цветных ситцев. На рубаху надевали камзол или безрукавку. Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти с узорными шерстяными оборами, или валенки. (Приложение 2,фото 6) Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Девушки носили шапочку – такъю и различные головные повязки; замужние женщины – сложный головной убор, состоящий из нескольких отдельных элементов: налобной повязки – йыркерттэт, полотенца – чалмы, высокой шапки из бересты – айшона со спадающим на спину покрывалом – сюлыкош. Пожилая женщина вместо чалмы и айшона носила пелькышет – холщовую шапочку с двумя длинными концами, которую покрывала платком. Свадебные покрывала были из крашеного в синий цвет холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки. Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы и имели как прямое, так и косое плетение. Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных и других ниток. Одежду удмурты шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиционной одежде выделяют северные и южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментацией, украшениями. Женский костюм северной удмуртки состоял из белой холщовой туникообразной рубахи («дэрем») с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником («кабачи»). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат («шортдэрем») с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником («азькышет») без груди. Южные удмурты шили платье («дэрем») из пестряди, расширяющейся к низу и оканчивающейся оборкой. Рукава и кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку («саестэм»). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой повсеместно были шерстяные и полушерстяные кафтаны («зыбын», «дукес», «сукман») и шубы («пась»). Обувь – узорные чулки, вязаные («пыдвыл») или сшитые холщовые носки («чуглэс»), лапти («кут») с узорными шерстяными оборами, башмаки («ката»), валенки («гынсапег»).Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные – неотрезными и без сборок, но приталенными. В наборе удмуртских головных уборов – налобная повязка («йыркерттэт»), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину («чалма», «весяккышет»), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами («айшон»). На него накидывали вышитое покрывало («сюлык»). Девичьи головные уборы – платок («кышет»), налобная повязка («уко туг»), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (Приложение 2, фото 1) У северных удмуртов девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера («чыртывесь», «чыртыкыш», «уксетирлык»); чересплечные перевязи («камали», «бутьмар»); серьги («пельугы»); цепочки («жильы»); кольца, перстни («зундэс»); браслеты («поскес»); бусы, ожерелья («весь»). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники («йырсипунэт») с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты. Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, заменёнными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами («кускерттон», «путо»). Мужские головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – холщовые или шерстяные онучи («бинялтон», «ыштыр»), лапти («кут»), сапоги («суронсапег»), валенки («гынсапег»). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской. (Приложение 2, фото 2) Мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Штаны были холщовые. На ногах мужчины носили лапти с цветными завязками, а кто побогаче, у того обувь была кожаная с украшениями. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс – оберег. Ремень у талии со многими приспособлениями для топора, ножа, а также сплетённые специфично лапти придавали мужскому костюму национальный колорит В качестве верхней одежды носили зыбын и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой – суконный кафтан («дукес») и шубу («пась»). Головные уборы сохраняют возрастные отличия. Мужской костюм в настоящее время утратил своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют удмуртские платья («дэрем») из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, которые носят с однотонными вышитыми передниками. Сохранившуюся домотканую одежду и традиционные украшения надевают редко. Большинство носит одежду городского типа. (Приложение 2, фото 3 и фото 4) Заключение Таков один из финно-угорских этносов северо-западного Приуралья. Издревле живя в географическом, этнокультурном цивилизационном пограничье, на стыке Европы и Азии, Великого леса и Великой степи, в ареале активного взаимодействия славянско-христианского и тюркско-мусульманского миров, удмуртам удалось своё имя, язык, свою древнюю самобытную культуру. За многие века они создали и развили богатый, неповторимый самодостаточный комплекс этнокультуры, выработали свою систему мироощущения и миропонятия. 1. На танцевальную культуру удмуртов и вотяков повлияли разные этноисторические условия развития: на северных оказали сильное влияние русские, на южных – татары, у которых встречаются танцы с саблями и нагайками. Танцы южных удмуртов темпераментные, динамичные и заводные. В них присутствует влияние граничащих с ними марийцев и тюркских народов. В материалах экспедиций краеведческого отряда в южные регионы республики имеются доказательства этого. В танцах южных удмуртов много, схожих с марийскими, дробных движений, а также движений похожих на движения татарских и башкирских танцев. Танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре. Ярким представителем характера танца северных удмуртов является «Балезинский тыпыртон». 2. Проанализировав национальные костюмы северных и южных удмуртов, мы пришли к выводу, что цветовая гамма южных и северных удмуртов различна. В северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Данная работа была написана на основе теоретических исследований этнографов и путешественников, а также материалов прошедших ранее экспедиции краеведческого отряда ИПЭК в южные районы Удмуртии (Алнашский, Камбарский и Малопургинский районы). Результатом экспедиции будет являться постановка удмуртского танца в ансамбле «Уральские зори» и подготовка программы к республиканскому конкурсу «Возвращение к истокам». Для успешного продолжения деятельности краеведческого отряда и реализации запланированных программ необходимы денежные средства: Транспортные расходы – 20 000, питание участников – 3 000, Теоретической и практической значимостью настоящего проекта будет являться изучение культуры и быта удмуртского народа и увеличение кругозора знаний об Удмуртии студентов ИПЭК. Литература 1.Георги И. «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», ч.1 CПб... 1799 2.Гавридов Б. «Произведения народной словесности. Обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии», Казань, 1880. 3.Кошурникова В. «Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии» (Этнограф.очерк (И.О.А.И.Э.), т.2, 1879 4.Верещагин Г. «Вотяки Сосновского края» Зап. Русского географического общества, т.14, вып.3, СПб… 1886 5.Верещагин Г. «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», 3ап. Русского географ.общества, т.14, вып.3, СПб... 1889 6. Багин С. «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанской губернии» Интернет источники: 1.https://burdacentr-ru.turbopages.org 2.https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/udmurtskij/ 3. https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/udmurtskie.html 4. https://odezhda.guru/natsionalnaya/1749-kostum-udmurtov 5. https://iz-article.ru/odejda_1.html Приложения Приложение 1, фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4 Приложение 2, фото 1 Фото 2 Фото 3, фото 4 Фото 5 Фото 6 |