Московцев_проект (2) (1). Секция технология
Скачать 2.1 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новотроицка Оренбургской области» Тема работы: «Скульптурная резьба по дереву» (Волк ) « Секция – технология»
г. Новотроицк 2022г. Оглавление I. Актуальность ………………………………………………………………. II. Введение ………………………………………………………………………. III. Основная часть……………………………………………………………… 1. Изучить историю и теорию материала резьбы по дереву…………………… 1.1. История деревянной скульптуры…………………………………………. 1. 2. Рассмотреть, подобрать материалы и инструменты для работы с деревом…………………………………………………………………………….. 1.3. Научиться основным приемам обработки дерева изготавливать фигуры …………………………………………………………………………………….. IV. Практическая часть………………………………………………………….. 3.1.Подбор материалов и инструментов…………………………………………. 3.2.Техника безопасности………………………………………………………….. 3.3.Требования к изделиям………………………………………………………….. 3.4.Дизайн - анализ и самооценка полученных результатов…………………… 3.5.Эколого-экономическое обоснование……………………………………… V. Заключение. ………………………………………………………………….. Выводы…………………………………………………………………………. Приложение………………………………………………………………. Список литературы……………………………………. Актуальность данной работы заключается в том, что в наше время все больше востребованы изделия для декора не только сделанные своими руками, но что более важно-из природного экологичного материала. Многие люди сейчас увлекаются так называемым хейд-мейдом, и в качестве хобби выбирают изготовление декора для дома и сада своими руками из подручных материалов. Чтобы создать изделие мастер должен обладать умением обращения с деревом, недюжинной фантазией и творческим складом характера. Деревянная скульптура как украшение может быть: Частью веранды, крыльца, беседки либо другой конструкции из дерева; Отдельно стоящей фигурой, которая призвана украшать дом или сад; Поддерживающей крышу и выполняющей функции колонны; Атрибутом вашего сада, исполняя роль скамеечек, качелей или украшая беседку; Совсем скромной и маленькой или монументальной и грозной. Изделие из дерева гармонично впишется в любой интерьер, став изюминкой дома, или талисманом вашего офиса. Деревянная скульптура станет и самым лучшим, эксклюзивным и необычным подарком друзьям к любому празднику. Проблема: Приучение к труду ( или дизайн) заключается в том, что имея желание изготовить что-то своими руками, не все знакомы с азами того или иного ремесла. Проблемные вопросы: Как обрабатывается дерево и какие породы используются при этом? Какие материалы и инструменты использовать? Для чего можно использовать? Тема: Скульптурная резьба по дереву. Цель: Познакомиться с правилами и приемами. Научиться резьбе по дереву. Задачи: 1. Изучить историю и теорию материала резьбы по дереву. 2. Рассмотреть подобрать материалы и инструменты для работы с деревом. 3. Научиться основным приемам обработки дерева изготавливать фигуры дизайну изделий Объект исследования: Обработка древесины. Предмет: Декоративная резьба. Гипотеза: Если научиться резьбе по дереву, можно не только применять знания на практических уровнях (плотничество), но и украсить своё жилище разнообразными поделками. Методы: Средства и свойства творческой проектной деятельности. Анализ литературы по данному вопросу Синтез полученных знаний Моделирование изделия на основе полученных знаний Практическая значимость. В данной работе мы рассмотрели способы ручной обработки древесины и декоративной резьбы по дереву, различными инструментами,а также покраску и шлифовку древесины. II. Введение Каждый год в школе мы выполняем проекты, которые отражают наши творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках технологии и в кружках художественного - прикладного творчества. Конструирование и изготовление всевозможных самоделок из древесины стало очень распространённым увлечением, приносящим большое удовлетворение многим людям. Почти все мы знакомы с основными столярными инструментами, например с молотком, который необходим хотя бы для того, чтобы повесить на стену картину. При изготовлении каждой самоделки мы будем шаг за шагом знакомиться со всеми видами работы по дереву: от резьбы до фанерования и токарных работ. Для начала нам не понадобится хорошо оборудованная мастерская. Чтобы изготовить большинство поделок, вполне достаточно установить в углу комнаты устойчивый стол с тисками. В столярном деле есть несколько основных правил, но самое важное следует запомнить с самого начала – стараясь приобрести по возможности лучшие инструменты и держать их постоянно острыми. Раньше в столярных мастерских, где большая часть работы делалась вручную, инструменты затачивались после каждого их использования и аккуратно укладывались на своё место до следующего раза. Мы должны выработать у себя такие же привычки, и тогда инструменты будут всегда под рукой, готовые к работе. Овладеть столярным делом, лишь читая об этом, не сможет ни один человек. Древесина – это замечательный материал, обладающий великолепными свойствами, причём свойства эти различны, не только у древесины разных пород, но даже у древесины одной породы. Преимущество же работы по дереву заключается в том, что мы, даже на первых порах, получаем немедленные и вполне удовлетворительные результаты, а чем мы больше учимся, тем интереснее нам работать. III.Основная часть Задача 1. Изучить историю и теорию материала резьбы по дереву. 1.1 История деревянной скульптуры. Дерево — один из древнейших скульптурных материалов. Деревянная скульптура была распространена в странах Древнего Востока. Это подтверждается сообщениями историков древности — Павсания, Плиния и других. Деревянные изображения богов были распространены и в Греции и в Риме (деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй). История деревянных скульптур очень богатая. Дерево для скульптуры применялось самое разнообразное. По словам Павсания, в древности скульптура богов делалась из черного дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса. Кроме этих пород, скульпторы использовали также: клен, самшит, дикую грушу, тую, липу, смоковницу, мирт, ель, вяз, виноградную лозу, можжевельник, ладан, пальму, тополь, дикую сливу. В выборе того или иного материала, помимо его прочности, часто играли роль и соображения культа. За деревянной скульптурой был постоянный уход. Ее мыли и натирали воском. Нередко скульптура натиралась и эфирными маслами — для благоухания. В России, богатой лесами, дерево было одним из любимейших пластических материалов. Любовь к дереву — это поистине первая любовь русского художника, зодчего, плотника и резчика, зародившаяся еще на заре русской культуры. Русское искусство располагает многочисленными образцами пластической обработки дерева, относящейся к различным периодам и состоящей в декоративной резьбе с изображением сюжетов. При этом имеет место и круглая скульптура. Искусство резьбы было связано не только с народным зодчеством и изготовлением разнообразнейших изделий прикладного декоративного характера, но и с церковным декоративным искусством. Под влиянием западных мастеров в XVII веке в резьбе по дереву появляются новые веяния; в это время даже патриарх Никон выписывает из-за рубежа альбомы образцов резьбы — «Книги мастерские к резному делу в «лицах»— и затем приглашает иностранных резчиков по дереву. Любопытным образцом круглой народной пластики, созданным в петровское время, является, например, скульптура «Петр на коне» Об этой скульптуре существует легенда: после усмирения стрелецкого бунта группа осужденных на смертную казнь стрельцов находилась в Юрьеве-Польском. Здесь одна из монахинь обратилась к Петру I с просьбой о помиловании осужденных. Петр помиловал эту группу стрельцов. В память об этом событии была создана скульптура «Петр на коне». Скульптура была вырезана смоленским скульптором-резчиком Марком Бородавкиным, жившим в XVIII веке. В 1963 году скульптура была реставрирована скульптором А. П. Егоровым. Интерес к круглой скульптуре подтверждается еще и тем, что именно в эти годы Летний сад украшается многочисленной скульптурой: здесь уже в 1710 году было установлено более тридцати мраморных статуй. В резьбе деревянных иконостасов, представляющей особый вид декоративного искусства, также появляется круглая скульптура. Одной из таких выдающихся работ является иконостас с ажурной резьбой Петропавловского собора (1722—1726 годы), выполненный резчиками И. Телегиным и Г. Ивановым по проекту архитектора и мастера резьбы И. П. Зарудного и отличающийся высоким мастерством. В 1716 году Петром I был приглашен французский архитектор Ж. Леблон, которому Петр подчинил всех архитекторов, работавших в Петербурге. Леблон впервые учредил в Петербурге школу лепки и художественной резьбы по дубу. В это время ценные породы дерева, такие, как дуб, клен, ясень, вяз, липа, по специальному указу были взяты на учет. В то время как созданная Леблоном школа готовила резчиков по дереву, Петром I из Франции и Германии были приглашены мастера по орнаментальной резьбе и горельефной скульптуре для украшения строящихся кораблей; работая на верфи, эти скульпторы обучали одновременно и русских мастеровых. Украшение носовых частей кораблей ведет свое начало с Древней Руси. Так известно, что во времена Ивана Грозного корабли украшались головами львов, драконов, слонов, единорогов и т. п. С начала XVIII века корабли стали украшать главным образом традиционным грозным львом, стоящим на задних лапах. Иногда вместо льва выполняли фигуры амуров или мифологических героев. Среди этих канонизированных изображений были исключения, так, в частности, в 1724 году был приглашен скульптор Б.-К. Растрелли, который из дуба выполнил полный портрет Петра I. Традиционную фигуру льва продолжали изображать многие годы, затем она была заменена фигурой святого, имя которого носил корабль. Корма корабля декорировалась также гербами, вензелями, гирляндами цветов, вырезанными на дубовых досках, которые крепились на специальных болтах. Во второй половине XIX века в России начинают строиться фрегаты, корветы, клипера, предназначенные для дальних плаваний. Морское ведомство привлекло для украшения этих судов выдающихся скульпторов, а в здании Адмиралтейства открывается специальная мастерская для лепки скульптуры и воссоздания ее в твердых древесных породах. В наше время носовая скульптура показалась бы анахронизмом, но это не так. Норвежский судовладелец Фред Ольсен украшает свои суда скульптурой, он в 1931 году первым в современном судостроении поставил на торговый пароход скульптуру, а затем снабдил деревянной скульптурой еще 20 судов. До XVIII века резчики по дереву были заняты в Москве в мастерской Оружейной палаты. По указанию Петра I многие из них были отправлены в Петербург на строительство Адмиралтейства и дворцов в Царском Селе. Для исполнения деревянной скульптуры применялись главным образом сосна, липа и дуб в виде кряжей, брусьев и досок, которые для резчиков заготовлялись плотниками. Применение этих древесных пород для скульптуры подтверждается рядом документов. В тех случаях, когда деревянная скульптура должна была находиться в особо неблагоприятных условиях или прослужить очень большой срок, ее исполняли из дуба. Интересно отметить, что в декоративной отделке деревянных фигур в XVIII веке применялся особый прием, состоящий в том, что деревянная скульптура, предназначенная стоять на открытом воздухе, обычно обивалась холстом, покрывалась левкасом и только после этого расписывалась лаковыми красками и украшалась «золотой» росписью, целиком покрывалась бронзовым порошком — сусальным золотом. Таким образом, деревянная декоративная скульптура, как мы видим, устанавливалась не только внутри помещений, но в отдельных случаях создавалась для фонтанов и широко применялась для украшения фасадов зданий. Так, на чертеже 18 века, где изображены фасады Екатерининского дворца в Царском Селе, катальная горка, павильоны Эрмитажа, павильон «Грот», можно видеть многочисленную скульптуру, запроектированную на фасадах этих зданий. Все балюстрады этих зданий были также украшены деревянными статуями и вазами. Устанавливались деревянные изваяния также и у парадных входов зданий. Такие украшения в то время были чрезвычайно популярны. С созданием Академии художеств, для преподавания резьбы по дереву из-за границы были приглашены специальные мастера — художники и профессора. Первым из них был Н. Жилле, учениками которого, в частности, были Ф. Г. Гордеев и М. И. Козловский. После Жилле был Л. Ролланд, который преподавал не только обработку дерева, но и моделирование в других скульптурных материалах. В 1769 году Ролланд ушел в отставку, и на его место в 1770 году был приглашен Я. Шварц, воспитавший плеяду талантливых художников — резчиков по дереву. Сам Шварц был автором многих интересных работ. Шварц пробыл в Академии художеств до 1774 года и был сменен Гальеном, который, кроме резьбы по дереву, обучал и «позолотному делу». Гальен проработал в Академии до 1788 года, когда была упразднена должность преподавателя — резчика по дереву. Все это показывает, что в Академии художеств почти до конца XVIII века придавалось большое значение резьбе по дереву, и этот материал широко применялся для украшения как интерьеров зданий, так и фасадов. Техника и приемы резьбы по дереву тех времен не отличались от современных. Вот как описана резьба по дереву в одной из книг, изданных в XVIII веке: «Ваятель на дереве означает прежде на нем мелом предлежащий его работе образ. Потом принимается за дело и обсекает дерево начерно железными различной величины долотами, всаженными в большие и твердые деревянные рукоятки, которые бы могли выдержать повторяемые удары молота. Когда работа начерно сделана, то приводится оная ко окончанию другими разными долотцами, вытянутыми в жолобоватое острие, коего полукружия у оных бывает больше, а у других меньше, смотря по тому, сколько много должно выдолбить или округлить то место, которое долотом обсекается». Интересно отметить и известную пермскую скульптуру XV века, с которой вел борьбу епископ Иоанн и о которой он говорил: «Боги были балваны, истуканы, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные». В XIX веке роль дерева как пластического материала постепенно уменьшается. Во второй половине XIX века скульптура из дерева окончательно вытесняется глиной, которую растущий импрессионизм избирает себе как основной материал, хорошо воспринимающий мазки и отпечатки пальцев, чтобы потом так же хорошо повторить их в бронзе. В это время дерево почти полностью исчезает на многие годы из мастерских скульпторов. Но впервые десятилетия нашего века дерево снова начинает использоваться скульпторами. 1.2 инструменты и материалы для работы с деревом. Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки. Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики) применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения резьбы, а также, для зачистки углубленного фона предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавой удобны уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской- долотом с помощью киянки.
Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен.
1.3 Техника резьбы По намеченным линиям производят черновую обрубку, придавая заготовке приблизительную форму фигурки или композиции. Затем полукруглыми стамесками (30 - 40 мм) прорабатывают основные объемы. Для обработки мелких деталей используют стамески шириной полотна не более 25 мм. Лишнюю древесину снимают поочередно со всех сторон заготовки. Ножом окончательно отделывают скульптуру, как бы оглаживают ее, снимая тончайшую стружку. Завершает работу декоративной отделкой с помощью стамесок. Современные изделия, как правило, не окрашиваются. IV. Практическая часть. 3.1. Основным приемы обработки дерева Освоение приемов объемной резьбы. Освоение приемов объемной резьбы рекомендуется начать с выполнения статичной фигурки человека - она хорошо вписывается в трехгранник. Для тренировки можно вырезать несколько фигурок, постепенно увеличиваю размеры и усложняя форму. Особое внимание должно уделяться выявлению силуэта, передаче объемов и форм, достижению пластичности скульптуры в всех поворотах, обработке поверхности. Сквозные отверстия, например следует прорезать только после обработки крупными стамесками основных форм, чтобы избежать ошибки в распределении массы. Освоив резьбу фигурок из трехгранника, можно перейти к скульптурной резьбе из "горбушки". При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы. На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д В не которых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкозернистой шкуркой, затем лакируют или раскрашивают. Инструменты и приспособления: фигурные стамески, нож, карандаш, наждачная бумага, ножовка, рубанок, кисть. Материалы: Осиновая болванка, лак, краски. 3.2. Техника безопасности. ИНСТРУКЦИЯ По технике безопасности при ручной обработке древесины До начала работы Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, косынку или кепку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки). Проверить наличие инвентаря (сиденье, щётка – сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа). Разложи на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего. Во время работы Надёжно закрепи обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака. Пользуйся инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стамесок немедленно заменяются. Ручки инструментов должны быть удобными для работы. Технологические операции выполняй на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски. Не допускай захламлённости верстака отходами, стружками. Своевременно возвращай учителю инструмент общего пользования. Не отвлекайся во время работы, следи за правильными приёмами работы. Во избежание травмирования необходимо: Следить за исправленностью инструментов; Проводить чистку рубанка и стамесок щёткой; В случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его. После окончания работы Остатки материалов, незаконченные изделия сдай дежурному или учителю. Проверь состояние инструментов и положи их в том порядке, как установлено учителем. Убери своё рабочее место, пользуясь щёткой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается. Привести себя в порядок. Из мастерской выходи с разрешения учителя. Санитарно-гигиенические требования 1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.Источник света должен находиться сверху, слева. Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 мин. Перерыв и расслабление. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук и спины. 3.3. Требования к изделиям. Контроль качества. Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям: Работа выполнена аккуратно, Изделие чистое, шлифованное, окрашенное. Требования к изделию. Конструктивные требования: Готовое изделие полностью соответствует эскизу. Технологические требования: соблюдена последовательность технологических операций. Эстетические требования: работа выполнена аккуратно. Экологические требования: изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда экологии и здоровью человека. Экономические требования: работа выполнена своими руками, использованы инструменты, имеющиеся в школьной мастерской, поэтому себестоимость изделия снижена до минимума. 3.4. Дизайн - анализ и самооценка полученных результатов. Внешний вид, качество выполненной работы соответствует идее проекта, полностью соответствуют дизайн-критериям, требованиям к качеству. Я удовлетворён выполненной работой. 3.5.Эколого-экономическое обоснование. Экологическое обоснование Для изготовления изделия использованы экологически чистые материалы, поэтому оно может эксплуатироваться, не нанося вреда здоровью. 3.6.Экономическое обоснование Осиновая болванка – 200руб. Гуашь – 300 руб. Итого: 500 руб. Итоговая стоимость выполненной работы без учёта моего труда составляет 500 рублей 00 копеек. В магазине эта работа стоила бы в три раза дороже. V. Заключение. Я остался доволен выполненной работой. Конечно, пришлось потрудиться немало, но это того стоило - моя скульптура получилась очень красивой. Она превосходно дополнила интерьер комнаты. И особенно моё творение понравилось папе, он с гордостью демонстрирует ее всем родным и друзьям. А свои знания и умения я смогу применить для изготовления других скульптур, планы у меня грандиозные! Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся рукодельем! Закружилась голова! Файлы, форум, интернет (ой, забыл я про обед!)... То, что любим - вырезаем, Всё прилежно оформляем. Результат – на радость нам, Нашим близким и друзьям. А закончена работа, Тут уж новая забота, Вновь сюжеты выбирать. Вырезать и вырезать. Я научился резьбе по дереву и могу не только применять знания на практических уровнях (плотничество), но и украсить своё жилище разнообразными поделками. Следовательно, наша гипотеза нашла подтверждение. Приложение 1 2.2.Схема обдумывания 2.3. Разработка идей и поиск возможных решений (с учетом наличия оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранных проекта).
2.4. Планирование изготовления изделий
Выбор и обоснование сюжета картины При выборе темы проекта у меня возникли некие сомнения. Я проанализировал несколько вариантов. Важно было подобрать сюжет и скульптуры, подходящую к интерьеру и цветовому решению комнаты. Вариант № 1. Вариант №2. Вариант №3. Я решил остановить свой выбор на этом варианте, так как он наиболее подходит к стилю интерьера комнаты по цветовой гамме. Этот вариант понравился мне и моим родителям. Этапы работы 5 класс 6 класс 7 класс 8класс 10 класс Список литературы 1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. – М., 1999. 2. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. 3. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. – Мн., 1984. 4. Барташевич А. А., Богомазов В. В. Технология изделий из древесины. – Мн., 1995. 5. Барташевич А. А., Климин Р. М. Сделай сам. – Мн., 1998. 6. Резьба по дереву. Пособие. – М., 1976. 7. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – М., 1982. 8. А.Мартенссон Начинаем мастерить из древесины:- М.: Просвещение, 1979. |