Главная страница
Навигация по странице:

  • Только фантазия, "защищённая от культурных изменений", сохраняет приверженность принципу удовольствия.

  • Великий отказ

  • Технологически и политически совершенное общество обуздывает трансцендирующий фактор человеческого существования.

  • Маркузе. философия Маркузе. Сексуальной революции


    Скачать 54.63 Kb.
    НазваниеСексуальной революции
    АнкорМаркузе
    Дата18.09.2022
    Размер54.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия Маркузе.docx
    ТипДокументы
    #682791

    Человеческий прогресс зиждется на дешёвой рабочей силе.
    Методологический аппарат “сексуальной революции”:

    1. Сексуальность - ряд возбуждений и действий, которые с самого раннего детства доставляют человеку удовольствие, не сводимое к удовлетворению той или иной физиологической потребности (дыхание, питание, испражнение и пр.) и составляющее один из элементов так называемой нормальной сексуальной любви.

    2. Принцип нирваны - стремление к покою, прекращению внутреннего раздражающего напряжения. Психическая деятельность избегает любого действия, которое могло бы вызвать болезненные переживания.

    3. Перверсия - отклонение от нормы в области половых отношений (половая аберрация). В более широком смысле - низвержение традиций.

    4. Либидо – жизненная энергия человека.

    Эрос и цивилизация
    Герберт Маркузе
    Фрейд:

    Прогресс цивилизованного общества зиждется на отказе или отсрочивании от удовлетворения свободных инстинктивных потребностей
    Культура - принесение в жертву либидо, его принудительное переключение на социально полезные виды деятельности и самовыражения (сублимация)!.
    Фрейд: трансформация принципа удовольствия в принцип реальности.
    В основании принципа реальности лежит факт Ананке (факт нужды), означающий, что борьба за существование происходит в мире, который слишком беден для удовлетворения человеческих потребностей без постоянного ограничения, отказа и отсрочивания. Таким образом, любого рода удовлетворение требует работы.

    Работа - совокупность более или менее болезненных мер и предприятий для удовлетворения потребностей. Однако вследствие длительности работы, заполняющей практически полностью существование зрелого индивида, удовольствие "затягивается" и преобладает боль. Поскольку базовые инстинкты стремятся к преобладанию удовольствия и отсутствию боли, принцип удовольствия оказывается несовместимым с реальностью; инстинкты вынуждены покориться репрессивной регламентации.

    Только фантазия, "защищённая от культурных изменений", сохраняет приверженность принципу удовольствия. То бишь - это и есть средство побега от репрессий цивилизации и реальности.

    "Репрессия", "репрессивный" - сознательный и бессознательный, внутренний и внешний процесс сдерживания, принуждения и подавления.
    Действие (по Фрейду) - принудительный отказ от удовлетворения какого-либо влечения.
    Сублимация
    Интроекция

    Основной мотив общества, принуждающего к решительной модификации структуры инстинктов, - экономический; так как у общества нет достаточно жизненных средств, чтобы содержать своих членов без их труда, то оно должно ограничивать число своих членов, а их энергию отвлекать от сексуальной деятельности и направлять на труд.

    Эрос - инстинкт жизни. Он скован и истощен нездоровой цивилизацией.
    Исторический факт прогресса цивилизации - организованное господство.

    Усилия по преодолению нужды возлагались на плечи индивидов - сначала с помощью прямого насилия, впоследствии посредством более рационального использования власти.

    Таким образом, индивид живёт общей судьбой человечества.

    !Нужно отличать власть и господство!
    Власть проистекает из знания и ограничивается отправлением функций и мер, необходимых для прогресса целого, системы.

    Господство же направлено на возвышение своего привилегированного положения.
    Господство не исключает технического, материального и интеллектуального прогресса (но лишь как неизбежный продукт), такое господство сохраняет иррациональную нужду, недостаток и принуждение.

    Принцип производительности - принцип реальности и способ подавления индивида. Управляемое им общество расслаивается в соответствии с конкурентными видами экономической деятельности своих членов.
    Люди живут не своей собственной жизнью, но исполняют предустановленные функции. Время их работы, отнятое у реализации их потребностей и способностей, - отчужденное время. Индивид в основном занимается деятельностью, не совпадающей с его способностями и желаниями.
    Время, затраченное на труд, носящий характер всеобщего, наполнено страданием.

    Под властью принципа производительности тело и душа превращаются в инструменты отчужденного труда.

    Важнейшую роль играет распределение времени. Лишь часть рабочего дня человек существует в качестве инструмента отчужденного труда; оставшееся время он предоставлен себе.

    Основная форма контроля - продолжительность рабочего дня, утомительная и механическая рутина отчужденного труда, после которого досуг становится пассивным расслаблением и восстановлением энергии для работы.

    Отчуждение и репрессивная регламентация распространяются и с рабочего времени на свободное.

    На поздней ступени индустриальной цивилизации, когда рост производительности угрожает выходом за границы, установленные репрессивным господством, время досуга принудительно контролируется государством либо подпадает под непосредственный контроль индустрии развлечений, составной части техники манипулирования массами.

    Индивида нельзя оставлять одного!
    Ибо будучи предоставленным самому себе и своему разуму, он приходит к осознанию возможностей освобождения от подавляющей действительности.

    Вопреки обществу, использующему сексуальность как средство для достижения полезных целей, перверсии утверждают сексуальность как самоцель. Таким образом, они выносят себя за пределы власти принципа производительности и бросают ему вызов. И поскольку устанавливаемые ими либидиозные отношения содержат угрозу опрокинуть цивилизационный процесс, превративший организм в инструмент работы, общество вынуждено подвергнуть их остракизму.

    Цивилизация обязана прогрессом инстинкту смерти: энергией агрессивных инстинктов питается непрерывное изменение, овладение и эксплуатация природы для пользы человечества. Изменяя, разрушая, разбивая, распыляя вещи и животных (а периодически и людей), человек расширяет свое господство над миром и продвигается по ступеням цивилизации ко все большему богатству.

    Прогресс цивилизации ведёт к высвобождению нарастающих разрушительных сил.

    Патриархальный деспотизм первобытной орды был рационален в той степени, в какой ему удавалось создать и сохранять группу, т.е. воспроизводство целого и соблюдение общего интереса.


    Человеческие черты развивались посредством процесса эволюции на протяжении сотен тысяч лет. Теперь они существуют в форме предрасположения, как часть врождённого характера человека.

    Фрейд о роли религии в истории человечества: она переключала энергию с реального улучшения условий человеческого существования на воображаемый мир вечного спасения.

    Фрейд предполагает наличие "впечатлений прошлого в бессознательных остаточных переживаниях". Есть конкретные и ощутимые факторы, оживляющие память каждого поколения, способствуя возвращению вытесненного материала в сознание.

    Благодаря матери сын испытал нирвану до рождения - отсутствие каких-либо нужд и желаний.

    Сексуальность и привязанность разъединяются. Им суждено соединиться в любви к жене, чувственной и нежной, задержанной по цели и стремящейся к цели одновременно.
    Причем нежность возникает из воздержания, навязанного отцом. Праотец препятствовал удовлетворению прямых сексуальных потребностей своих сыновей.
    К теории полового влечения с. 66
    Недовольство культурой стр. 99
    Массовая психология и анализ человеческого "Я" с. 305-306.

    Образ отца тело функции живут в каждом ребенке - проекция массового сознания.
    Образ отца соответствует образу власти, власть отца синонимична институтам власти.

    Недовольство культурой с. 122-125.

    Недуги современной цивилизации:
    Войны
    Повсеместное нарушение прав человека
    Антисемитизм
    Геноцид
    Фанатизм
    Тяжёлый труд, усталость и нужда среди преумножающихся богатств и знаний

    Общественная власть - многоликий "отец".

    Существование развитой цивилизации зависит от разветвленного и интенсивного контроля и регламентирования.
    "В целом наша цивилизация основана на подавлении инстинктов".

    Культура - прогресс труда для приобретения и расширения набора жизненно необходимых вещей.

    Цивилизованный труд - обуздание сексуальной страсти. Сублимация.
    "Ибо какие мотивы могли бы побудить людей давать другое применение сексуальным импульсам, если бы при каком-либо распределении они могли бы получать полное счастье? Они не отошли бы от этого счастья и не делали бы дальнейших успехов".

    Энергия же, требующаяся для (не приносящей удовольствия) работы, должна была быть отнята у первичных инстинктов - у сексуального влечения и инстинкта разрушения.
    Причем цивилизация в основном - продукт Эроса, поэтому энергия прежде всего отнимается у либидо.

    Отречение каждого индивида под нажимом внутреннего и внешнего давления - источник, в котором берет свое начало материальное и идеальное богатство цивилизации.

    Непрерывно нуждаясь в сублимации и десексуализации, культура ослабляет создающий ее Эрос и освобождает разрушительные импульсы. Это угрожает цивилизации распадом инстинктов, причем влечение к смерти стремится взять верх над инстинктами жизни. Таким образом, цивилизация движется к самоуничтожению, поскольку в ее основе лежит прогрессирующий отказ от удовлетворения потребностей.

    Удовлетворение от ежедневного труда - довольно редкая привилегия, кореллирующая с репрессивным принципом реальности.

    Материальный базис человечества создан посредством отчужденного труда, связанного со страданием и нуждой.

    По Фрейду вместе с прогрессом цивилизации прогрессирует разрушение жизни (человеческой и животной), происходит рост жестокости, ненависти и научного истребления людей, которые становятся тем более стремительными, чем реальнее становится возможность уменьшения степени угнетения. Все это характерно для поздней индустриальной цивилизации, ставящей деструктивность превыше рациональности.

    Развитие и удовлетворение человеческих потребностей становится !побочным продуктом! роста господства над природой и производительности труда, а увеличивающееся материальное и интеллектуальное богатство культуры становится источником для прогрессирующей деструкции.

    Необходимость тяжёлого труда и сдерживания удовлетворения определяет необходимость репрессии и ограничения влечений, а материальный и интеллектуальный прогресс сокращает необходимость в воздержании и тяжелом труде. Цивилизация, находящаяся на такой ступени развития, предоставляет возможность для значительного высвобождения энергии влечений, ранее расходовавшуюся на господство и работу.

    Современное господство приобретает черты безличности, объективности, универсальности и становится все более рациональным, эффективным и производительным.

    Иерархия функций и отношений в современном обществе принимает форму объективного закона.
    Причем репрессия деперсонализируется: принуждение и регламентация удовольствия становятся функцией и "естественным результатом" социального разделения труда.

    Индивид должен работать, чтобы жить, и эта работа требует не только 8, 10 или 12 часов его времени ежедневно, а, следовательно, и соответствующего отчуждения энергии, но также и поведения, которое в течение этого и остающегося времени согласовывалось бы с моральными и другими нормами принципа производительности.

    По Маркузе, прогресс - "усовершенствование цепей", проектирование улучшенной системы господства.

    Культура индустриальной цивилизации превратила человеческий организм в чувствительный и тонкий инструмент, причем сделано все, чтобы превратить этот инструмент в самоцель.

    Усовершенствованние производительности труда сокращает количество времени отчужденного труда, рационализация и механизация труда высвобождают энергию для достижения целей, устанавливаемых свободной игрой человеческий способностей.

    Механизмы защиты "господства":
    Контроль над влечением индивида
    Манипулирование и контроль над сознанием индивида, ибо, оставленное без внимания, оно может разглядеть во все более полном удовлетворении потребностей - репрессию.
    Примеры тенденции: индустрия бездумного времяпровождения и триумф антиинтеллектуальных идеологий.

    Распространение "принятых ценностей" возложено на экспертов средств массовой информации.

    !Товары и услуги, покупаемые индивидами, контролируют их потребности и тормозят развитие их способностей! В обмен на удобства, наполняющие их жизнь, индивиды продают не только свой труд, но и свое свободное время!

    Улучшенные условия жизни - компенсация за всепроникающий контроль над ней.

    Сегодняшняя идеология покоится на том, что производство и потребление воспроизводят и оправдывают господство.
    Индивиду приходится платить своим временем, своим сознанием, своими мечтами за эффективность господства.

    Невежественны ли люди в силу естественных причин или их неведение создаётся ежедневным поглощением информации и развлечений?

    Человеческое существование не заключает в себе принципа собственного движения.

    Сознание, все меньше обременяемое автономией, низводится до функции координирования индивида с целым.

    Индивид осознает репрессию весьма смутно, так как подвергается регулируемому ограничению.

    Счастье включает знание: оно - исключительная прерогатива animal rationale.
    Контроль над информацией, поглощение индивида повседневностью приводят к упадку сознания, дозированном и к ограничению знания.
    Индивид не знает, что происходит в действительности; сверхмощная машина образования и развлечения объединяет его вместе со всеми другими в состоянии анестезии, из которого исключаются все вредоносные идеи. Поскольку знание всей истины врядv ли способствует счастью, именно такая общая анестезия делает индивида счастливым.

    Теория отчуждения высветила тот факт, что человек не осознает себя в труде (своего положения в иерархии производственной цепочки), что его жизнь превратилась в инструмент труда и что его работа и ее продукты обрели независимую от него как индивида форму и власть.

    5. Философская интерлюдия.

    Природа, подлежавшая завоеванию и насилию со стороны субъекта-человека, явилась предпосылкой самосохранения и развития.

    Предназначение разума - обеспечить реализацию человеческих возможностей путем все более эффективного преобразования и эксплуатирования природы.

    По "Феноменологии духа" Гегеля: "мы имеем дело с понятием индивида, который должен постоянно утверждать и отстаивать себя для того, чтобы ощущать свою реальность, который противостоит миру как своей "негативности", как отрицанию своей свободы и поэтому может существовать, только непрерывно отвоевывая свое существование у чего-то или у кого-то, на него притязающего" (с. 102).
    Маркузе называет "Феноменологию духа" Гегеля "самоинтерпретацией западной цивилизации".
    Кроме того, Гегель заменяет идею прогресса идеей циклического самодостаточного развития путем воспроизводства и завершения того, что есть. Это развитие предполагает полную историю человека (его субъективный и объективный мир) и понимание им своей истории как целого - воспоминание своего прошлого (прослеживается консерватизм, своейственный классической немецкой школе философской мысли).
    Прошлое остаётся настоящим: то, что было, воздействует на то, что есть.
    Ни государство, ни общество не могут стать воплощением окончательной формы свободы. Независимо от степени рациональности их организации, они все ещё порождены несвободой. Истинная свобода остаётся только в идее.

    Свобода связана с риском для жизни, потому что само содержание человеческой свободы определяется "негативным отношением" одного человека к другому: из негативной структуры самосознания вытекают взаимоотношения господина и раба.

    Развитие разума - логика господства, и прогресс, осуществляемый через отчуждение.

    Сущность бытия по Шопенгауэру "воля", предстающая как ненасытное желание или агрессия, которая должна найти себе выход любой ценой.

    Человеческая воля стала репрессивной. Она направлена к самоотречению ради производительности, сделавшей из человека раба собственного труда и врага собственного удовлетворения.

    Человек должен обрести себя в мире, который ему принадлежит.

    Изгнание в трансцендентальный мир вечности, издавна представляемый как утешение, ожидающее в конце после отчужденного существования, превратило ее в инструмент репрессии - нереальное воздаяние за реальные страдания.

    Смерть существует; ее может победить только следующее за ней действительное повторное рождение всего, чтобы было до нее на земле.

    Эротическое побуждение к соединению живой субстанции во все более крупные и прочные единства является инстинктивным источником цивилизации.

    Ранняя философия Платона понимала культуру как свободное саморазвитие Эроса.

    Фрейд рассматривает религию как специфическую историческую форму иллюзии: "люди так мало доступны голосу разума, над ними безраздельно властвуют их импульсивные желания. Зачем же лишать их удовлетворения влечений, предлагая взамен выкладки разума?"

    Фантазия играет важнейшую психическую роль в структуре личности человека, связывая глубочайшие слои бессознательного с высшими продуктами сознания (искусство).

    Маркузе об искусстве: Люди могут ощутить свою причастность к классическому наследию: они читают и видят, как герои, родственные им архетипически, восстают, побеждают, сдаются и погибают. И так как все это эстетически оформлено, люди могут насладиться им - и забыть о нем.

    Карл Краус во время зарождения фашизма: слово уснуло с пробуждением этого мира.

    Андре Бретон: поработить воображение - даже если на карту поставлено счастье - означает посягнуть на ту последнюю правду, которая живёт в глубине "Я". Только воображение ведает о том, что возможно.

    Сюрреалисты хотели воплощения мечты в действительность, превращения искусства в революцию.

    Великий отказ - протест против ненужного подавления, борьба за окончательную форму свободы - "жизнь без страха". Не вызывая карательной реакции, эта идея могла прозвучать только на языке искусства.

    Как должна быть устроена цивилизация?
    Высокоразвитая индустриальная цивилизация может освободить человеческое существование от власти отчужденного труда.

    Репрессивные факторы Отчуждения:
    1. Длина рабочего дня (она сдерживает развитие человеческих способностей).

    В оптимальных условиях зрелой цивилизации распространение материального и интеллектуального богатства сделало бы возможным безболезненное удовлетворение потребностей, не стесняемое более отношениями господства.

    Фрейд считает, что для удовлетворения человеческих потребностей необходим труд, и уже этот факт делает неизбежными количественные и качественные ограничения инстинктов, и, как следствие, многочисленные социальные табу. Цивилизация зависит от постоянного и методического труда.
    Человеческое существование - инструмент труда.

    В индустриальном обществе человек оценивается по его способности создавать, преумножать и улучшать социально полезные цели.

    Производительность - степень овладения природой и степень ее преобразования; прогрессирующее замещение неконтролируемой природной среды контролируемым технологическим окружением.
    Производительность заключена в цепи рабских институтов, поэтому она не способствует свободному развитию индивидуальных потребностей.

    Красота женщины и обещаемое ею счастье обладают роковым свойством в цивилизованном мире труда.

    Культура держится тяжёлым трудом, господством и отречением - репрессивное использование энергии инстинктов. Освобождение от принудительных ограничений обрекает человека на существование без труда и порядка, чреватое возвращением в природное состояние, и уничтожение культуры.

    Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жестокость и смерть освобождением. Его язык - песня, его труд - игра. Жизнь Нарцисса - это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности.

    Эстетика - результат "культурной репрессии".

    Шиллер: "...наслаждение отделилось от работы, средство от цели, усилие от награды. Вечно прикованный к отдельному малому обломку целого, человек сам становится обломком. Слыша вечно однообразный шум колеса, которое он приводит в движение, человек не способен развить гармонию своего чувства, и, вместо того чтобы выразить человечность своей природы, он становится лишь отпечатком своего занятия, своей науки".
    Задача сводится к поиску разрешения "политической" проблемы: освобождению человека от бесчеловечных условий существования.

    Эрос и цивилизация
    Герберт Маркузе
    Либидо - физическая энергия
    Видеоигры снижают уровень агрессии.
    Фрейд: свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, прогресс которого зиждется на отказе от них или отсрочивании их удовлетворения.
    Таким образом, цивилизация начинается с отказа от первичного стремления к целостному удовлетворению потребностей.

    Фрейд: трансформация принципа удовольствия в принцип реальности.
    В основании принципа реальности лежит факт Ананке (факт нужды), означающий, что борьба за существование происходит в мире, который слишком беден для удовлетворения человеческих потребностей без постоянного ограничения, отказа и отсрочивания. Таким образом, любого рода удовлетворение требует работы. Работа - совокупность более или менее болезненных мер и предприятий для удовлетворения потребностей. Однако вследствие длительности работы, заполняющей практически полностью существование зрелого индивида, удовольствие "затягивается" и преобладает боль. Поскольку базовые инстинкты стремятся к преобладанию удовольствия и отсутствию боли, принцип удовольствия оказывается несовместимым с реальностью; инстинкты вынуждены покориться репрессивной регламентации.
    Только фантазия, "защищённая от культурных изменений", сохраняет приверженность принципу удовольствия.
    Психическая деятельность избегает любого действия, которое могло бы вызвать болезненные переживания.

    "Репрессия", "репрессивный" - сознательный и бессознательный, внутренний и внешний процесс сдерживания, принуждения и подавления.
    Действие (по Фрейду) - принудительный отказ от удовлетворения какого-либо влечения.
    Сублимация
    Интроекция

    Основной мотив общества, принуждающего к решительной модификации структуры инстинктов, - экономический; так как у общества нет достаточно жизненных средств, чтобы содержать своих членов без их труда, то оно должно ограничивать число своих членов, а их энергию отвлекать от сексуальной деятельности и направлять на труд.

    Эрос - инстинкт жизни. Он скован и истощен нездоровой цивилизацией.
    Исторический факт прогресса цивилизации - организованное господство.

    Усилия по преодолению нужды возлагались на плечи индивидов - сначала с помощью прямого насилия, впоследствии посредством более рационального использования власти.

    Нужно отличать власть и господство.
    Власть проистекает из знания и ограничивается отправлением функций и мер, необходимых для прогресса целого. Господство же направлено на возвышение своего привилегированного положения.
    Господство не исключает технического, материального и интеллектуального прогресса (но лишь как неизбежный продукт), такое господство сохраняет иррациональную нужду, недостаток и принуждение.

    !Неподавленное развитие эрогенных зон тела эротизирует организм до такой степени, что это противодействует десексуализации организма, необходимой для общественного использования индивида в качестве инструмента труда!

    Принцип производительности - принцип реальности и способ подавления индивида. Управляемое им общество расслаивается в соответствии с конкурентными видами экономической деятельности своих членов.
    Люди живут не своей собственной жизнью, но исполняют предустановленные функции. Время их работы, отнятое у реализации их потребностей и способностей, - отчужденное время. Индивид в основном занимается деятельностью, не совпадающей с его способностями и желаниями.
    Время, затраченное на труд, носящий характер всеобщего, наполнено страданием.

    Под властью принципа производительности тело и душа превращаются в инструменты отчужденного труда.

    Важнейшую роль играет распределение времени. Лишь часть рабочего дня человек существует в качестве инструмента отчужденного труда; оставшееся время он предоставлен себе.

    Основная форма контроля - продолжительность рабочего дня, утомительная и механическая рутина отчужденного труда, после которого досуг становится пассивным расслаблением и восстановлением энергии для работы.

    Следовательно, отчуждение и репрессивная регламентация распространяются и с рабочего времени на свободное.


    На поздней ступени индустриальной цивилизации, когда рост производительности угрожает выходом за границы, установленные репрессивным господством, время досуга принудительно контролируется государством либо подпадает под непосредственный контроль индустрии развлечений, составной части техники манипулирования массами.

    Индивида нельзя оставлять одного, ибо будучи предоставленным самому себе и своему разуму, он приходит к осознанию возможностей освобождения от подавляющей действительности.

    Вопреки обществу, использующему сексуальность как средство для достижения полезных целей, перверсии утверждают сексуальность как самоцель. Таким образом, они выносят себя за пределы власти принципа производительности и бросают ему вызов. И поскольку устанавливаемые ими либидиозные отношения содержат угрозу опрокинуть цивилизационный процесс, превративший организм в инструмент работы, общество вынуждено подвергнуть их остракизму.

    Цивилизация обязана прогрессом инстинкту смерти: энергией агрессивных инстинктов питается непрерывное изменение, овладение и эксплуатация природы для пользы человечества. Изменяя, разрушая, разбивая, распыляя вещи и животных (а периодически и людей), человек расширяет свое господство над миром и продвигается по ступеням цивилизации ко все большему богатству.

    Прогресс цивилизации ведёт к высвобождению нарастающих разрушительных сил.

    Индивид живёт общей судьбой человечества.

    Патриархальный деспотизм первобытной орды был рационален в той степени, в какой ему удавалось создать и сохранять группу, т.е. воспроизводство целого и соблюдение общего интереса.

    Перверсия - отклонение от нормы в области половых отношений.
    В более широком смысле - низвержение традиций.
    Сексуальность - ряд возбуж дений и действий, которые с самого раннего детства доставляют человеку удовольствие, не сводимое к удовлетворению той или иной физиологической потребности (дыхание, питание, испражнение и пр.) и составляющее один из элементов так называемой нормальной сексуальной любви.
    Принцип нирваны - стремление к покою, прекращению внутреннего раздражающего напряжения.

    Человеческая черты развивались посредством процесса эволюции на протяжении сотен тысяч лет. Теперь они существуют в форме предрасположения, как часть врождённого характера человека.
    Специализация и стандартизация в промышленности.
    Промышленная революция - тотальная взаимозависимость. Забастовки
    Человек - винтик системы, нивеляторство, устранение человека
    Сословие - социальная категория
    Класс - экономическая категория
    Фурье - материализм + верующий
    Раб - человек, вынужденный проводить свою жизнь в поиске средств к существованию. Он лишён возможности вести человеческий образ жизни. Механический труд в качестве пожизненной профессии - изнурительное, отупляющее, бесчеловечное рабство. Стандартизация и рутина сравнивают продуктивные и непродуктивные профессии.

    Отчуждение - жизнь, наполненная тяжким трудом и страхом.
    Отупляющая работа, в которой нет необходимости. Потом потребность в релаксации, продляющая это отупление.

    Одиночество - важнейшее условие возможности индивида противостоять обществу.

    "Если в число товаров входят мысли, чувства, стремления, то зачем мыслить, чувствовать и фантазировать самостоятельно?"

    "Люди узнают себя в окружающих их предметах потребления, находят свою душу в автомобиле, стереосистеме, квартире с разными уровнями, кухонном оборудовании".

    Эрос и цивилизация

    Неподавленное развитие эрогенных зон тела эротизирует организм до такой степени, что это противодействует десексуализации организма, необходимой для общественного использования индивида в качестве инструмента труда.

    Одномерный человек (до 210 стр)

    Если раньше сфера культуры служила "отстранению" (нестандартному осмыслению, новому прочтению привычных операциональных терминов; переживать вещь, а не узнавать ее), артикуляции антагонизмов общества, то на данном этапе развития социума принципиально изменились предназначение и функция этих произведений. Раньше было противостояние со status quo, теперь это противостояние сгладились.
    Меняется содержание "изящных искусств", смысл которым придает контекст их эпохи.

    Репрессивные потребности - стандартизированные, ложные потребности, привязывающие человека к обществу. Индустриальное общество формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном ему направлении.
    Технологическое совершенствование, а, следовательно, продуктивность общества разрушительны для развития человеческих потребностей и способностей. Аппарат производства тяготеет к тоталитарности, определяя необходимые профессии, умения, установки; индивидуальные потребности и устремления.

    Кандалы современного общества - сокрушительная эффективность и повышающийся жизненный стандарт, продиктованные развитием Техники.
    Обнищание - абсолютная потребность и необходимость низвержения невыносимых условий существования, которая стоит в начале всех революций.
    История - царство случая в царстве необходимости.

    Понятия "семья", "частный", "класс" потеряли значение сфер "напряжённости и противоречия", став интегрированными частями индустриального общества. В операциональном смысле эти термины получили качество описательных.

    Социальный проект - термин, подчёркивающий корреляцию свободы и ответственности в исторической детерминации. Он связывает автономию и случайность (по Жан-Поль Сартру).

    Развитое индустриальное общество - политический универсум, воплощающий исторический проект утверждения господства человечества над природой.
    Этот проект формирует интеллектуальный и материальный общественный дискурс. Технологическая рациональность становится политической рациональностью.

    Население - объект тотального администрирования. ."Тоталитарное"
    1. в сфере политического: "террористическое политическое регулирование общества".
    Политическая власть утверждает себя через господство над процессом машинного производства и над технической организацией аппарата.
    Правительство удерживает свою власть путем мобилизации, организации и эксплуатации технической, научной и механической продуктивности.
    2. в сфере экономического: "нетеррористическое экономико-техническое координирование", осуществляемое за счёт манипуляции человеческими потребностями.

    Общество уподобляется механическому процессу, в рамках которого машина становится самым эффективным политическим инструментом.
    Общественный контроль осуществляется через новые потребности, генерируемые обществом.

    Иррациональность индустриальной цивилизации носит рациональный характер: способность совершенствования и распространения удобств, превращение неумеренного потребления в потребность.
    Иррациональность заключается в том, что совершенствующуюся технологическую рациональность пытаются запихнуть в рамки уже существующих институтов, которые той не соответствуют.

    Технологическая рациональность - основное средство совершенствования господства, "Общества Изобилия".

    "Умиротворённое существование" - конец общественной организации, опирающейся на деструктивные формы борьбы.

    Интроекция ведёт к непосредственной идентификации индивида с обществом. Это ведёт к созданию модели "одномерного мышления и поведения".

    На современном этапе развития общества технический аппарат поглощает публичное и частное существование во всех сферах общества, становится средством контроля и сплачивания политического универсума.

    Машинный процесс разрушает внутреннюю личную свободу. Возникает "технологический ансамбль" работников и средств производства, действующих под диктат достижений науки и техники. Это процесс, угрожающий человеку как "человеческому существу" уничтожением.

    Технологический мир ведёт к ослаблению негативной позиции рабочего класса, который перестает быть антагонистом социальной действительности.

    Полная автоматизация в царстве необходимости открыла бы новое измерение - измерение свободного времени, в котором произошло бы самоопределение частного и общественного существования человека.

    Маркузе называл Платона и Руссо идеологами "воспитательной диктатуры", основной задачей которой было преодоление интеллектуальной и технологической отсталости.

    Переход процесса производства в руки пролетариата символизирует "эру свободных людей", в которой каждый свободен употреблять свое время на удовлетворение своих человеческих потребностей и реализацию способностей.

    Государство Благополучия делает управляемую жизнь безопасной и комфортабельной. Удовлетворение индивидов почти граничит со счастьем. Таким образом, встаёт вопрос: актуальна ли идея о создании новых социальных институтов?

    Государство Благосостояния - образ исторического гиганта, синтезировавшего черты социализма и капитализма, рабства и свободы, тоталитаризма и счастья. Это увековечивание предустановленной гармонии между организованным и спонтанным поведением, преформированной и свободной мыслью, внешней целесообразностью и внутренним убеждением.

    "Одураченные нацией, одураченные классом, страдающие классы повсеместно вовлекаются в обостряющийся конфликт, в котором их единственным врагом являются хозяева, со знанием дела использующие мистификацию промышленности и власти".

    Интеллектуальное оснащение

    СМИ незаметно смешивают искусство, политику, религию и философию с коммерческой рекламой, приводя эти формы культуры к единому знаменателю - товарной форме.

    Это говорит о том, что развитое индустриальное общество вплотную подошло к возможности материализации идеалов.
    Фантазия человека не может больше тягаться с технической оснащённостью общества.

    Художественное отчуждение - сознательное трансцендирование отчужденного существования, т.е. отчуждение "более высокого уровня", или опосредованное отчуждение.
    Художественные образы высокой культуры тем истиннее, чем более они способны удовлетворить потребности, опираясь на способы разрушающие подавляющее их общество.
    Искусство выполняет коммерческую роль: продает, утешает, возбуждает.

    Гармонизирующий плюрализм - попытка сосуществования взаимоисключающих истин и произведений, вводящих в сферу культуры новый плюрализм.
    До этого культурного примирения литература и искусство были зоной отчуждения, дававшей приют голосу протеста: несчастному сознанию разобщенного мира, сокрушенным возможностям, несбывшимся мечтам и преданным обещаниям.

    Великий Отказ - протест против существующего мироустройства.
    Redefinition - переопределение возможностей человека и природы в соответствии с новыми средствами для их реализации.

    Либидо - энергия Инстинктов Жизни.
    По Фрейду:
    Сексуальность - "специализированное" частное влечение.
    Эрос - влечение всего организма.
    Уменьшая эротическую и увеличивая сексуальную энергию, технологическая действительность ограничивает объем сублимации и сокращает потребность в ней.
    Принцип Реальности больше не требует стремительной и болезненной трансформации инстинктивных потребностей. Мир утратил враждебность, он не призывает к отказу от глубинных потребностей.

    Мобилизация и управление либидо - объяснение добровольного согласия, отсутствия террора и предустановленной гармонии между индивидуальными потребностями и социально необходимыми желаниями, целями и стремлениями.

    Технологически и политически совершенное общество обуздывает трансцендирующий фактор человеческого существования.

    Человеческое удовольствие, конструируемое с целью приспособления, порождает подчинение.

    Герметизация универсума дискурса.
    Счастливое Сознание - убеждение в том, что действительное разумно и что система продолжает производить блага - является продолжением нового конформизма, рождённого переходом технологической реальности в социальное поведение.

    "Социальная привычка мышления" противопоставляется "двухмерной", "диалектической".

    Политические салоны красоты занимаются тем, что выдвигают лидеров с соответствующим гримом.

    Слова определяют поступки, потребность в товарах, человеческие предпочтения. Для их трансляции создан синтаксис, не допускающий никакого "пространства", никакого напряжения между частями предложения. Сама лингвистическая форма становится препятствием для развития смысла.

    Предполагается, что слово не должно иметь никакого другого отклика, кроме публичной и стандартизированной реакции. Речь состоит из клише, поэтому общение мешает развитию значений. Язык становится авторитарным.

    !
    Коммуникация носит гипнотический характер.
    Значение монтируется, фиксируется и всякий раз всплывает целиком. Становясь официальной вокабулой, постоянно упоминаемой в общем употреблении и "санкционированной интеллектуалами", оно теряет всякую познавательную ценность и служит для простого узнавания неоспоримого факта.
    Этот язык навязывает понятия и образы, препятствуя развитию и выражению "понятий".
    !
    Понятие - способ не отождествлять вещь и функцию.
    "Понятия" могут дестабилизировать и трансцендировать замкнутый универсум путем указания на его историчность.

    Язык одномерного мышления. Отождествление человека с выполняемой им функцией.
    1. Функционализированный.
    2. Сокращённый.
    3. Унифицированный.
    Он антикритичен и антидиалектичен.

    Подлежащее не исчезает в своих сказуемых, но также и не существует как нечто до и помимо своих предикатов, оно констатирует себя в своих предикатах - как результат процесса опосредования, выраженного в предложении.
    По поводу философской грамматики смотреть "субстанцию как субъект" гегелевской диалектической логики и понятие "спекулятивное предложение" в предисловии к "Феноменологии духа".

    Сокращение языковых форм ведет к сокращению форм мышления.
    Современное переопределение операциональных понятий происходит под диктат технического совершенствования и обезоруживающего повышения уровня жизни.

    "Воспоминание о прошлом чревато опасными прозрениями".

    Опосредование прошлого и настоящего открывает движущие силы, которые творят факты и определяют ход жизни, которые создают господ и рабов, - таким образом, оно открывает перспективу пределов и альтернатив.

    Ролан Барт: язык критического сознания - "язык познания". Он раздвигает замкнутый универсум дискурса и его отвердевшую структуру.
    Закрытый язык не показывает и не объясняет - он доводит до сведения решение, мнение, приказ.

    "Понятие" - обозначение мысленной репрезентации чего-либо.

    Описательный анализ фактов препятствует схватыванию фактов и становится элементом идеологии, их охраняющей.

    Замкнутый операциональный универсум развитой индустриальной цивилизации с его пугающей гармонией свободы и угнетения, производительности и деструкции, роста и регресса был предопределен в идее Разума как специфический исторический проект.

    "Современный человек принимает полноту Бытия как сырой материал для производства и подчиняет полноту мира-объекта движению и порядку производства. ... применение и производство машин само по себе не является техникой, а только подходящим инструментом для реализации сущности техники в ее объективно сыром материале".

    --------------
    Научно-техническая рациональность и манипулирование слились в новую форму социального управления.

    Десублимация - замещение опосредованного удовлетворения непосредственным.
    Сублимация требует высокой степени автономии и понимания происходящего, десублимация же ведёт к формированию счастливого сознания, готового согласиться со всеми несправедливостями мира. Десублимация выполняет подлинную конформистскую функцию.

    163
    Репрессивная реальность - бесчеловечная действительность нужды и недостатка. Нужда и недостаток могут быть удовлетворены без отчужденного труда, что делает человека свободным для "игры" своими и природными способностями и возможностями и, только "играя" ими, он свободен.

    Эстетическая функция - принцип, организующий человеческое существование в целом.
    Эстетическая культура предполагает "совершенный переворот всего способа ощущать", и такая революция становится возможной только при достижении цивилизацией высочайшей физической и интеллектуальной зрелости.

    Только тогда, когда на смену "принуждению потребностей" придёт понуждение избытка человеческое существование получит толчок к свободному движению само для себя есть и цель и средство. Освобождение от гнета целей, достижение которых приносит страдания, и навязываемых нуждой функциональных ролей (performances) поможет человеку вернуть себе свободу "быть тем, чем он должен быть". Но то, что должно быть, - это сама свобода: свобода играть. Мыслительной способностью, осуществляющий эту свободу, является воображение. Оно постигает и проектирует возможности бытия в целом: освобождённые от порабощающей материи, они предстают как "чистые формы", создающие собственный порядок : они существуют "согласно законам красоты" (301-350 стр Шиллера).

    В примитивном обществе природа понималась как господствующая над человеком, существующая цивилизация поработила природу. Идеальное состояние природы - роль объекта "созерцания".

    В подлинно свободной цивилизации все законы устанавливаются индивидами: "свободою давать свободу - вот основной закон эстетического государства"(с. 355 Шиллера). В подлинно свободной цивилизации "воля целого" осуществляет себя только через "природу отдельного индивида". Порядок становится свободой, только если он обосновывается и сохраняется свободным удовлетворением потребностей индивидов.

    Если государство свободы действительно возможно только как "эстетическое государство", то оно в конечном итоге должно победить разрушительное течение времени. Это и есть подлинный признак нерепрессивной цивилизации.
    Время должно быть "уничтожено само в себе". Эта задача ведёт прогресс человечества к высшей форме культуры.

    Преобладание импульса игры "снимет подавление", что повлечет за собой "обесценивание прежних высших ценностей", "культурную катастрофу", "варварство".
    Первые свободные импульсы игры будут слиты с "диким вожделением" чувственного побуждения. Однако, с течением времени этот взрыв варварства уйдет в прошлое.

    Воображение сохраняет цели мыслительных процессов.
    Человеческая жизнь посвящена борьбе со смертью и за освобождение природы, материи, скованной и сковывающей прекрасные и полные игры форму одушевлённых и неодушевленных существ.

    Эстетическая философия понимает нерепрессивный порядок как свободное принятие природой в человеке и вне человека "законов" видимости и красоты.
    Обязательный труд - система бесчеловечных, механических, рутинных видов деятельности, в которых индивидуальность не может быть ценностью и самоцелью.

    По мнению Шиллера, на ступени развития зрелой цивилизации регулирование инстинктов становится социальной проблемой (политической по терминологии Шиллера).

    Работа цивилизации - создать человечество и мир, готовые к свободе.
    Сексуальность заключена в русло моногамного воспроизводства.
    Табуированные перверсии
    Общественный труд увековечивает десексуализацию тела с помощью превращения его в субъект-объект социально полезных функциональных деятельностей.

    В обществе принципа производительности либидо после периода раннего детства вовлекается в культурно полезные виды деятельности.
    В состоянии счастья органы получают вознаграждение за работу и стимул к дальнейшей деятельности.
    Сублимация без десексуализации - высшая форма сублимации.
    Невроз изолирует, сублимация объединяет - рассмотрение в социальной плоскости. В сублимации создаётся нечто новое и создаётся в коллективе или для пользы коллектива.

    Путь к "высшей культуре" лежит через правильную любовь юношей. Духовное "порождение" является в той же степени творением Эроса, что и телесное:
    "В случае сотрудничества между товарищами обычно устанавливаются либидиозные связи, которые определяют и продолжают отношения товарищей далеко за пределами выгоды".
    Культуротворческая мощь Эроса исходит из нерепрессивной сублимации: сексуальность не отклоняется и не встречает препятствий на пути к своей цели; достигая ее, она переходит к другим в поисках все более полного удовлетворения.

    Трудовые отношения, формирующие фундамент цивилизации, а значит, и саму цивилизацию, "опираются" на недосексуализированную энергию инстинктов. Труд не должен опираться на репрессивную цивилизацию.
    Свободная игра человеческих способностей. Игра целиком подчинена принципу удовольствия: само движение рождает удовольствие, т.к. оно активирует эрогенные зоны.
    Труд как свободная игра не признает администрирования: только отчужденный труд поддается организации и регламентации рациональным порядком.

    С. 187. Маргарет Мид о культурологических чертах арапшей: активное сотрудничество, отсутствие конфликтов между старыми и молодыми, отсутствие даже намека на ревность и зависть.
    Природа мыслится как "сад", который произрастает, способствуя росту человеческих существ.

    Высокоспециализированное общественное разделение труда
    Преобразование труда в удовольствие является центральной идеей гигантской социалистической утопии Фурье (с.188). Фурье - утопический социалист. Что такое социальная утопия?

    По Фурье, это предполагает полное изменение социальных институтов, выполнение функций в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями, постоянная перемена функций, короткие периоды работы и т.п.
    Трудовое сообщество - phalanstere. Оно предусматривает "силу через радость", а не свободу, придание эстетичности массовой культуре, а не ее упразднение.
    Фурье препоручает проект реализации своего социального устройства гигантской организации и аппарату управления и, следовательно, сохраняет элементы репрессии.

    Литература по Маркузе:
    1. Барбара Лантос "Труд и инстинкты", статья
    2. Айвз Хендрик "Труд и принцип удовольствия", статья.
    Особое влечение - "инстинкт мастерства".


    написать администратору сайта