Главная страница

Экономическая жизнь инков. Сельскохозяйственный календарь


Скачать 19.13 Kb.
НазваниеСельскохозяйственный календарь
Дата16.01.2018
Размер19.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкономическая жизнь инков.docx
ТипДокументы
#34269

Экономическая жизнь инков. Сельское хозяйство и рыболовство.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

Прежде всего индейцы были землепашцами. Обработка земли, посев и уборка урожая проходили по определенному календарному плану.

Первый месяц года всегда начинался с 21 декабря по лунному календарю. Люди собирали картошку, маис и оку, очищали поля. Потом они отправлялись на рыбалку или, вооружившись пращами, помогали детям отгонять зверье от полей, как и женщины, стучащие в барабаны. Из-за того. что это время года было дождливое. Семьи проводили много времени в домах, где занимались починкой одежды и очищали душу молитвой, воздержанием и пожертвованиями. Это было время созерцания и подготовки. Питание обеспечивалось из запасов хранилищ и состояло из маиса и раннего картофеля, трав и фруктов, а также, из рыбы.

Второй месяц года, приблизительно февраль, был месяцем надежды на будущий урожай. Земля пропиталась дождем, и разбивать новые участки было проще. Каждый старался увеличить свой обрабатываемый участок земли с помощью соседей. Шла починка дорог и каналов.

Третий месяц – это месяц созревания урожая. В это время начинал всходить маис. А на побережье появлялась рабы в большом количестве и предварительно высушенная она поступала по торговым путям в самое сердце сьерры.

Четвертый месяц- апрель приносил большое количество урожая фруктов и цветов. В этот же месяц устраивался праздник в честь императора.

Пятый месяц, май, справедливо считался самым важным месяцем года. Крестьяне убирали маис, обдирали листья, вылущивали зерно, сортировали его и предусмотрительно откладывали часть на посев. Май также являлся сезоном охоты.

В июне приходила очередь картошки и оки. Урожай собирали и готовили из него чунъо. Вместе с этим крестьяне собирали кинуа, чинили свои жилища, дороги и каналы. Сновавшие повсюду инспекторы следили за тем, чтобы каждая семья сделала необходимые запасы продуктов, и подготавливали статистические данные по численности населения, скота и т. д.

Уборка зерновых происходила в июле; индейцы работали на землях Инки и Солнца. Они разбрасывали навоз и вспахивали свои собственные клочки земли, сеяли на них маис. В это же время происходил передел общественных земель.

В августе нужно было сеять маис и сажать картошку. С помощью молитв и жертвоприношений люди пытались задобрить богов и выпросить у них хороший урожай. Проходил сбор овощей, заготовка соли и перца.

Посев семян продолжался и в сентябре, когда праздновался праздник императрицы. Если начиналась засуха, люди пытались бороться с ней посредством религиозных церемоний.

Октябрь был месяцем подготовки: замачивались семена, собирался хворост, вились веревки и чинились соломенные крыши. Если дождь задерживался, молитвы становились интенсивнее, а жертвоприношения многочисленнее.

В ноябре и декабре, посвященных соответственно мертвым и Солнцу, людям приходилось питаться запасенными ранее продуктами. Однако в декабре было уже много фруктов. Перед концом года вновь сажали картофель, овощи и оку.

Земля принадлежала аграрной коммуне. Ее размеры мало-помалу расширялись, чтобы соответствовать росту населения, сперва произвольно по индивидуальной инициативе, а во времена инков — под руководством государства. В обоих случаях процедура была одинаковой. Работы проводились сообща, и при этом использовались удобрения.

РАСШИРЕНИЕ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ: ТЕРРАСЫ И КАНАЛЫ.

Работа по расширению площадей обрабатываемых земель состояла в сооружении террас и прокладывании каналов.

Террасы, которые можно встретить во всех частях мира, представляли собой горизонтальные полосы земли на склонах гор. Эту землю можно было обрабатывать. Таким образом, некоторые долины Анд превратились в лестницы. Их края сдерживались каменными стенами, высота которых варьировалась в зависимости от угла наклона горы. Стены были слегка наклонены в сторону горы, чтобы лучше противостоять напору земли на террасах. Дождевая вода стекала с холма по проложенным заранее водостокам.

Каналы являлись еще одной достопримечательностью. Достигая временами длины в 9 миль, они пересекали горы и долины, составляя систему орошения, о которой один историк писал: «Они не хуже, чем в Мурсии или Милане».

Работа по сооружению террас и каналов проводилась членами сообщества, разделенными на бригады (минка). Как правило, те, кто принимал участие в этой общественной работе, вместо того чтобы трудиться на свое собственное благо, получали питание от заказчика на протяжении всего срока работ. Если строительство имело государственное значение, рабочие получали содержание через официальных лиц из государственных хранилищ.

РЫБОЛОВСТВО

На берегах озера Титикака и тихоокеанском побережье рыба была основой питания семьи. Индейцы пользовались крючками, сетями, ловушками и ночными факелами, при свете которых они искусно убивали привлечен­ную их светом рыбу с помощью стрел.

Рыбачили они рыбатских лодках или на тихоокеанских плотах.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Простые индейцы не имели никакого представления о международной торговле. Они лишь туманно представляли себе смысл этого выражения. Только солдаты могли понимать суть этой концепции, так как участвовали в военных походах. Иностранец был для них врагом, с которым нужно сражаться, или варваром, о захвате земель которого они и не мечтали, так как были слишком бедны.

Знать получала товары из дальних стран методом бартера, особенно из пограничных районов, где простое население все еще поддерживало связи с соседями, поскольку они были установлены еще до инков и имели весьма древние корни.

Лоцман Руис, один из первых испанских конкистадоров, по пути в Тумбес встретил в Тихом океане плот, на котором подданные везли груз тканей, зеркал, раковин, драгоценных камней и металлов.

Торговля в недавно покоренных территориях и вдоль всей границы процветала до тех пор, пока законы не зажали ее, и мало-помалу она потеряла свое значение. Разрушать ее полностью было не в интересах самодержца, так как он сам был заинтересован в получении товаров, неизвестных на Андском плато. Более того, Инка использовал торговцев в качестве добровольных шпионов. На юге империи в качестве примера можно назвать племя пеуенче из Мендосы, которое торговало солью, шкурами животных, сушеной рыбой, наконечниками стрел и бусами из зеленых и голубых камней, перьями морских птиц и съедобной морской травой. Вместо денег они использовали маленькие раковины, пропиленные и нанизанные в виде бус.

Вместе с товарами циркулировали и новости. Если простые оседлые индейцы мало знали о внешнем мире, то соседние с империей народы, кочевники южных пампасов, неукротимые арауканы, жители бразильских лесов или западной части сегодняшнего Эквадора, знали практически все о событиях, происходящих в империи. Положение в этой великой, монолитной стране внушало всем окрестным народам либо восторг, либо страх.

Таким образом через границу просачивались слухи об империи, о ее триумфальных победах, чудесах архитектуры и совершенстве статистики. Мощь и богатства империи обрастали легендами. За блеском ее славы никто из соседей не мог рассмотреть всех трудностей повседневной монотонной жизни простого народа.

РЫНКИ

Хотя рыночная торговля и была весьма ограничен­ной, но все же играла значительную роль в жизни ин­дейцев с психологической точки зрения. Она напоминала о прошлом, о временах достаточно отдаленных, когда еще не существовало униформистской системы Инков. Кроме того, она вносила приятное разнообразие в мо­нотонную повседневную жизнь. Для мужчины, а особенно для женщины было большой радостью отлучиться на несколько дней вместе с ближайшими соседями и с разрешения вождя, чтобы продать несколько незначительных вещей на рынке ближайшего города. В каждом городе, независимо от его значимости, два раза в месяц устраивался рынок. Следует заметить, что на таком рынке без профессиональных торговцев товарообмен имел небольшое значение. Он происходил в виде бартера, как это было до нашествия инков и после оккупации испанцами.

Вот прохожий рассматривает выложенный для продажи товар. Он садится на корточки перед продавцом, вынимает из сумки подготовленный для обмена товар и высыпает горстку соли возле кучки перца. Продавец, похоже, не замечает этого и продолжает оставаться в полудреме. Покупатель добавляет еще горстку соли. В этот момент продавец просыпается, забирает предложенное и позволяет покупателю забрать свой товар. При этом обе стороны бартерной сделки не произносят ни слова и даже не приветствуют друг друга.

Такая «молчаливая торговля» иногда длится довольно долго, так как индейцы никогда не спешат. Но не всегда дела обстоят именно так, поскольку, несмотря на единообразное окружение и жизнь, в характере каждого сохранились определенные черты предков, определенным образом разнообразя психологию людей. Потребности и реакции варьируются в зависимости от групп, к которым они принадлежат. Всем в Куско было известно, что жители Аукайлью всегда скрупулезно просчитывают условия сделки, учитывая качество каждого предмета, чтобы не просчитаться. В то же время народ чинчеро обменивает товар большими партиями, невзирая на мелочи.

Некоторые индейцы, не найдя нужных им товаров, принимали к обмену приравненные к деньгам тонкие медные топоры или раковины необычной формы из тропических морей, которые потом можно было нанизать на нитку и использовать в качестве украшений.


написать администратору сайта