Главная страница
Навигация по странице:

  • Работы Семёна Людвиговича Франка

  • Философия всеединства

  • «Бог — это не небо над нами, а глубина бытия»

  • ядро — традиции, историю, язык и др.

  • Внешний слой общества

  • «раздельная множественность»

  • Идеи работы «Смысл жизни»

  • Доктрина изначальной реальности

  • Семен. Семен Людвигович Франк. Семён Людвигович Франк


    Скачать 218.54 Kb.
    НазваниеСемён Людвигович Франк
    АнкорСемен
    Дата24.04.2023
    Размер218.54 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСемен Людвигович Франк.pptx
    ТипБиография
    #1085890

    Семён Людвигович Франк


    «Природный хаос – наше материнское лоно – таится в глубине нашей собственной души»

    «Все наше бытие совершается, как бы подхваченное вихрем, есть бегство – бегство из одной непостижимой бездны в другую»

    Биография

    Родился 28 января 1887 г. в Москве. Отец Семена, служащий Департамента здравоохранения МВД, скончался, когда мальчику было 5 лет. В детстве получил домашнее образование у своего деда.

    В 1892 году семья переехала в Нижний Новгород, Франк окончил гимназию и поступил в Московский университет. Принимал участие в «марксистском кружке», поступил на юридический факультет Московского университета. В 1889 г. был арестован и выслан из университетских городов и уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене. Умер от рака легких 12 декабря 1950 года в Лондоне. Похоронен на Хендонском кладбище.

    Работы Семёна Людвиговича Франка

    «Предмет знания»

    «Методология общественных наук»

    «Введение в философию»

    «Живое знание»

    «Философия и жизнь»

    «Смысл жизни»

    «Духовные основы общества»

    «Russische Weltanschauung» (по-немецки)

    «Непостижимое»

    «Свет во тьме»

    «Реальность и человек»

    Философия всеединства

    Франк считал, что есть серьёзные философские и логические аргументы против субъективного идеализма. Субъективный идеализм исходит из «я», которое стоит в центре мироздания. При диалоге с миром человек открывает в себе нечто — то, что можно назвать «ты». Но есть и иное — то, что мы называем «мы».

    Он подчеркивал, что человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство.

    Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину.

    Пауль Тиллих писал, что «Бог — это не небо над нами, а глубина бытия». Однако первым это сказал Франк

    Философ находил, что изучение взаимодействий между людьми лишь с точки зрения позитивистской науки, а представлений об обществе — как о некоем механизме, лишено глубины, необходимой для подлинных обществоведов. Он полагал, что в основе человеческого общения лежит дух людей, это рождает необходимость погружения учёного в глубь этих отношений, на уровень нравственный, духовный и религиозный. Поскольку отношения людей в обществе заключают в себе два начала — материалистическое и духовное, — то и обществовед должен в своих изысканиях сочетать оба подхода: пользоваться методами как позитивной науки, так и философии.

    Основываясь на концепции всеединства, Франк отвергал представление об обществе как о простой совокупности различных субъектов.

    Он считал его гораздо более возвышенным, надвременным и имеющим абсолютно нематериальное ядро — традиции, историю, язык и др. Философ утверждал, что существование общества просто невозможно, если не основываться на хотя бы частичном изначальном единстве людей.

    Внешний слой общества

    Данный слой философ характеризовал понятием «общественности». В общественности происходит распад первичного человеческого «мы» — появляется множество «я», которые могут соперничать друг с другом.

    Именно для этого, внешнего слоя характерны применение силы, конкуренция, борьба за власть. На внешнем слое находится политическая сфера общества и правовая — как регулирующая её.

    Здесь зачастую происходит принуждение индивидов к выполнению некой всеобщей, «общественной» цели, а также подавление его природных устремлений. Кроме того, Франк характеризует внешний слой общества понятием «раздельная множественность».

    Внутренний слой общества

    Внутренний слой охарактеризован через понятие «соборность». Это прочная духовная связь всех человеческих «я», сливающихся в «мы», она не может быть обнаружена эмпирически, но существует и может быть познана человеком. На этом уровне важнейшими институтами были семья и брак, религиозная сфера жизни человека и некое «единство». Однако внутри него индивидуальность не стирается, т.к. соборность строится на любви, а любовь может быть направлена только на индивидуальные, неповторимые черты. Важнейшим аспектом этого уровня общественных взаимодействий является религиозность.
    Слои общества

    Внешний

    Внутренний

    Общественность,

    Раздельная множественность

    Соборность

    Идеи работы «Смысл жизни»

    Франк показывает, что жизнь, как она есть, обнаруживает свою бессмысленность. Минимальным условием достижения смысла жизни является свобода, поскольку только будучи свободным человек может действовать осмысленно, стремиться к разумной цели.

    Но нас со всех сторон сковывают силы необходимости. Мы телесны, поэтому подчиняемся законам механики материи и слепым силам органической жизни. Наша жизнь слишком коротка.

    Наши страсти и желания обманчиво выдают себя за что-то важное и драгоценное для нас, поэтому, достигая их, мы разочаровываемся.

    Доктрина изначальной реальности

    Окружающий материальный мир, идеи Платона и наше индивидуальное сознание - все это лишь части единой исходной всеобъемлющей реальности или Абсолюта, который также Франк зовет Бога. Он сам по себе больше не является чем-то материальным или идеальным, но существует и материальное, и идеальное вместе.

    Абсолют - это единство, которое выше самого разделения на материальное и идеальное. Он не может быть выражен концепциями, то есть научно. Франк характеризует Абсолют как Непостижимое.



    написать администратору сайта