Главная страница
Навигация по странице:

  • Семья

  • Эгалитарная семья

  • Матриархальная семья

  • Патриархальная семья

  • Эндогамный брак

  • Полиандрия

  • семья как обьект социологии. Семья как объект социологии. Семья как объект социологии


    Скачать 74 Kb.
    НазваниеСемья как объект социологии
    Анкорсемья как обьект социологии
    Дата09.02.2020
    Размер74 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСемья как объект социологии.doc
    ТипКонтрольная работа
    #107733


    Министерство науки и высшего образования РФ

    Уральский государственный экономический университет

    Кафедра прикладной социологии

    Контрольная работа

    По социологии

    Тема : Семья как объект социологии

    Исполнитель : студентка 1 курса

    заочного факультета

    Нижний Тагил

    2019
    План
    Введение

    - Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи

    - Функции семьи

    - Практическое задание

    Заключение

    Список литературы

    Введение
    В. Гюго называл семью «кристаллом общества», а Ф. Адлер считал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

    Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

    В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

    Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.

    Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

    Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, что, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

    Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья по аспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

    Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

    Сущность, структура и функции семьи.
    “Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью”

    (Советский энциклопедический словарь)
    Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Структура семьи во многом зависит от её типа. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст; наличие и число детей у брачной пары; наличие в семье несовершеннолетних детей; число поколений в семье; наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). По составу семьи бывают: простые (нуклеарные) и сложные семьи; полные (с брачной парой) и неполные – с детьми и без детей.

    Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствует развитию женщины как личности, равности супругов, с другой – приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

    Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

    Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция, потому что, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей.

    Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.

    Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ, накапливает опыт общения с деньгами, у него развивается умение ценить и уважать труд людей. Лучший пример для ребенка - это пример родителей, поэтому в большинстве случаев дети являются отражением родителей.

    Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

    У каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

    Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

    Брак и семья.

    “Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью… Ваши дети драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами её. Такой брак, такой дорогой союз, если он встречается, - само небо на земле”

    (Вольтер)

    “Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям”

    (Советский энциклопедический словарь)

    “Гражданский брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви”

    (Советский энциклопедический словарь)

    Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

    В брачном союзе мужчина и женщина – не просто сожители, а разные личности, объединенные общими стремлениями и чувством. В отличие от большинства особей животного мира мужчины и женщины не сходятся на короткий срок с целью только продолжения рода, а ведут совместную жизнь в течение продолжительного времени.

    Основанием союза супругов является брак, признанный государством, заключаемый в определенной юридической форме и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные.

    Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в "единую плоть", в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божеском и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что в принципе современный брак означает полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных задач. Эта связь должна быть достаточно прочной и для огромного большинства — пожизненной. Два существа превращаются в "плоть единую" и совместно с детьми представляют своего рода "государство в государстве".

    Являясь такой самостоятельной ячейкой, современная семья и помимо брака как полового союза объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей она является своего рода независимым хозяйственным целым ("домашний очаг") и первой школой, и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежат и обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определенные права и обязанности лежат и на детях. Государство почти не вмешивается в этот внутренний распорядок семьи. Она ограждена своего рода запретной стеной, за черту которой, кроме случаев исключительных, носящих уголовный характер, государственная власть не переступает. Она предоставляет семье полную самостоятельность и ревниво оберегает ее прочность, независимость и ее основы. Посягательства на ослабление или разрыв супружеской связи (половая чистота, оскверняемая прелюбодеянием, и внебрачные половые связи) всячески преследуются и, особенно в древности, жестоко караются.

    Чтобы сильнее закрепить эту связь, связь мужчины и женщины, государство и церковь всячески мешают ее разрыву, путем ли разводов или раздельного сожительства. Католичество, исходя из слов Христа: "Что Бог соединил, того человек да не разлучает", и до сих пор не допускает никакого развода.

    Семейная жизнь благоприятно влияет на сохранение здоровья и долголетие супругов. Отмечено, что среди долгожителей нет холостяков; став вдовцами, они вскоре вступают в брак повторно. То, что брачные отношения удлиняют продолжительность жизни, не подлежит сомнению. С годами супруги все более и более привязываются друг к другу, более согласно течет их жизнь.

    В условиях совместной жизни супруги соприкасаются самыми различными гранями взаимоотношений, поэтому отсутствие глубокой духовной связи со временем приводит к ослаблению семейных отношений.

    В семейной жизни иногда один из супругов боготворит другого, идет навстречу любимому его желанию, а тот воспринимает это как должное, как награду за свою «исключительность». Нередко так бывает и при воспитании ребенка: родители души в нем не чают, посвящают ему всю жизнь, а когда ребенок вырастает, то оказывается безразличным и равнодушным, не испытывает благодарности к родителям за их слепую любовь.

    Истинная любовь заключается в том, чтобы уметь не только брать, но и отдавать часть своих чувств лучшему и единственному другу.

    Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждому и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого» . В этих идеях нет новизны. Еще В. Соловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориентирована на современного читателя.

    Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства» . Прекрасно сказал об этом и С. Франк: «Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное приятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое существо центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обязанности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастье служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение» .

    Ребенок – реальное воплощение любви супругов, их олицетворенное единство и повторение в нем себя. Ребенок, помимо всего прочего, это наше прошлое, переходящее в будущее, это расширение пределов нашей любви и заботы друг о друге. Ребенок утверждает нашу необходимость в развитии межличностных отношений, и в этом смысле семью, где есть ребенок, мы с полным основанием называем ячейкой общества.

    Классификация типов семьи.

    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Могут быть выделены 4 наиболее общих тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

    Диктатв семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

    Опекав семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения общих проблем семьи.

    Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей может порождаться тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.

    Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.

    Практические задания

    Семья – общность людей основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей.

    Полигамия – многобрачие ,то есть форма брака,при котором у мужчины либо у женщины более одного супруга.

    Эгалитарная семья – семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно.

    Брак – супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной.

    Матриархальная семья - семья в которой лидирующую роль играет жена/мать.

    Экзогамный брак – брак, в котором выбор партнеров осуществляется без вмешательства общества.

    Патриархальная семья – семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец.

    Моногамия –единобрачие , историческая форма брака и семьи при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов.

    Эндогамный брак – совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами.

    Полигиния – Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами.

    Полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами.

    Нуклеарная семья – семья состоящая из родителей и их детей.

    Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

    Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способствует ее творческой самореализации. Она не позволяет человеку забыть о ценностях иного рода. И естественно, что «в целом люди, состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов» .

    Семья – демографический фундамент общества, единственный источник тех людей, из которых состоит общество.

    Семья – главная ячейка отдыха и восстановления нашей рабочей силы, в ней идет подзарядка истраченной на работе энергии, и она служит поэтому одной из основных опор рабочего потенциала общества.

    Семья – и чувства, на которых она держится, - мощный генератор гуманизма. В быту, в личной жизни она дает нам то, что в обществе дают высшие идеалы и высшие принципы общественного устройства, выработанные человечеством. От семьи больше, чем от других ячеек общества, зависит и здоровье, и человечность, и нравственность, а также сознательность всех людей, из которых состоит общество.
    Заключение
    Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение заключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психологической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна поставлять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Кстати говоря, для кого «ценностно-лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной, может воспользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет право на приемлемый для него язык — лишь бы не в ущерб смыслу.

    Список литературы
    1.Аргайл М.Психология счастья. М.,1990.

    2.Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России. М., 1991.

    3.Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.

    4.Ходаков Н.М. Молодым супругам. М.: Медицина, 1981.

    5.Семья: 500 Вопросов и ответов. М.: Мысль, 1992.

    6.Энциклопедия молодой женщины. М.: Прогресс, 1989.




    написать администратору сайта