социалогія. Семья социология. Семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья это часть большого организма
Скачать 51.28 Kb.
|
1 2 3.Состояние и перспективы развития семьи Социология семьи—область социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или тех или иных социальных групп, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Основные направления социологических исследований семьи. В социологии семьи различают два основных направления : 1) исследование истории семьи и 2) анализ современной семьи. Исследование внутрисемейных отношений охватывает возникновение и фазы развития (онтогенез), а также структуру и функции современной семьи в норме и патологии. Внутренняя структура современной семьи —это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей и отношений. Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские—в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействие прародителей и внуков. Большинство функций присущи одновременно нескольким отношениям. Поэтому они должны изучаться как сквозные. Ряд других функций характерен только для отношений одного вида. Поэтому их можно разделить на общие и частные. К первым относятся функции духовного общения, обеспечения семьи материальными средствами, совместного ведения хозяйства, воспитательная, опекунская, рекреативная, управленческая (организационная) и представительская, ко вторым—сексуальная, прокреативная, игровая. В числе наиболее важных изучаются такие функции, как рождение детей, их воспитание, самоорганизация (самоуправление) семьи. Требует изучения такая важная проблема, как снижение рождаемости, возросшая ориентация населения на одно-детность.2 Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. В современном мире существует несколько типов семей. Современная семья имеет тенденцию к нуклеаризации. Нуклеар-ная семья—семья, в которой живут взрослые родители со своими или приемными детьми. Расширенные семьи—тип семьи, в которых брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать Друг с другом. В этих семьях иногда два-три поколения живут в одном месте или неподалеку.3 Почему люди женятся, разводятся, ненавидят, мстят друг Другу? Почему люди действуют так, а не иначе? — эти вопросы постоянно находятся в поле зрения социологов. Межличностные конфликты в семье. Семья является малой социально-психологической группой, которая проходит сложные этапы развития. Первичная стабилизация семьи является наиболее сложной стадией в процессе семейного развития, испытывающей воздействие всей совокупности объективных и субъективных факторов. Процесс адаптации включает следующие основные компоненты: — согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов; —выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия. Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Будущие супруги чаще всего знакомятся там, где проводят больше всего времени—на работе и учебе, или там, где живут, отдыхают, развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство. В первые годы совместной жизни супруги ориентируются в межличностных отношениях на стереотипы поведения, сформированные в добрачный период, стремятся сохранить стиль взаимоотношений, характерный для периода ухаживания—романтическое ожидание вечной взаимной любви, ореол человеческих достоинств и их исключительности, присущих любимому (любимой). Однако реальные семейные отношения диктуют супругам необходимость соотносить, согласовывать, а зачастую корректировать собственные потребности и интересы, особенности личности и характера, модели ролевого взаимодействия в семье. Таким образом, муж и жена начинают в своем поведении процесс перехода от «Я»-концепции к концепции «Мы». Процесс этот сложный, зачастую сопровождающийся межличностными конфликтами. В основе конфликтов лежат: —несогласованность моделей ролевого поведения мужа и жены, так называемый ролевой конфликт, при котором супруги, притязающие на определенный ролевой статус в семье, сталкиваются с противоположными по сути ожиданиями брачного партнера; —неадекватность восприятия и понимания личностных особенностей друг друга. Аффективная направленность межличностных отношений молодых супругов способствует формированию у них нереальных потребностей, идеализации личностных качеств друг друга; —неумение использовать психологические механизмы приспособления, сотрудничества, оптимального распределения власти в семье. При ориентации супругов на соперничество в процессе решения проблемной ситуации взаимодействие принимает деструктивный характер, а при сотрудничестве проблема решается успешно. В проблемных, конфликтных семьях супруги прежде всего отмечают в партнере недостатки, слабости характера, игнорируя положительные черты, специфику индивидуальности мужа (жены). В результате у партнера формируется неблагоприятная персонификация, усиливающаяся в соответствии с реальными поступками, высказываниями супругов. Возникает «непонимающий, отвергающий, резкий» стереотип поведения членов семьи. Дальнейшая дестабилизация супружеских отношений приводит к тому, что партнеры становятся фрустрирующими объектами друг для друга. Вместе с тем, независимо от стажа семейной жизни, сплоченности семьи, степени удовлетворенности мужа и жены супружескими отношениями, разногласия, напряженность, конфликты— реальные формы межличностных отношений супругов, родителей и детей. Вопрос в другом: каковы причины разногласий, каковы формы проявлений и методы решения конфликта? Для конструктивного решения спорных, проблемных ситуаций необходимо взаимное соблюдение супругами морально-этических норм поведения, знания индивидуальных особенностей партнера, умение позитивно решать возникающие разногласия. Супруги должны обладать коммуникативной компетентностью, т. е. определенным уровнем обученности взаимодействию с окружающими.5 Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода—несовместимость характеров; несходство взглядов, интересов; недоверие; утрату чувств; измену; разочарование; ревность; равнодушие. Психологический и юридический развод—результат несложившихся семейных отношений. Причины же возникают в процессе создания супругами реальной модели взаимодействия в семье. Важными факторами, затрудняющими процесс формирования семейной общности и зачастую приводящими к разводу в первые годы совместной жизни, являются личностные особенности супругов. Разводящиеся супруги не обладают достаточным уровнем психологической культуры, что приводит к восприятию только внешних проявлений индивидуальности партнера и непониманию, почему мужу (жене) свойственны именно такие реакции, т. е. непониманию особенностей темперамента, характера. Для разводящихся супругов, как показали исследования в контрольных группах, характерны различия жизненных интересов, эстетических вкусов, представлений о формах досуга, образе жизни, моральных нормах. Молодые люди предпочитают занимать пассивную роль в семье, ожидая от партнера заботы, внимания, материального и бытового обеспечения: «Почему я, а не ты?». Супруги, подавшие заявление на развод, стремятся снять с себя личную ответственность за ошибки, жизненные неудачи и видеть причину всех бед во внешних обстоятельствах—людях, судьбе (экстернальная направленность личности). Структуральные особенности семьи. Семья—колыбель личности. Именно в процессе внутрисемейных отношений формируется и впервые проявляется личностная неповторимость ребенка. Семья обладает своими специфическими особенностями, к ним относятся: — положительная эмоциональная направленность межличносп отношений всех членов семьи; —сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач; —разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, профессиональным интересам, социальному статусу; —постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты «лицом к лицу» супругов, родителей и детей. Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности ребенка, формируя у него: — умение адекватно воспринимать и понимать себя и других; —способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей; — умение взаимодействовать с другими в реальных ситуациях; —способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим; —потребность любить близких людей и доверять им; —уверенность в собственной нужности, в том, что он любим другими. Родительская позиция— это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним. Родительская позиция, оказывающая оптимальное воздействие на развитие личностного потенциала ребенка, обладает следующими свойствами: —адекватностью (наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитательного воздействия на основе такой оценки); —динамичностью (способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи); —прочностью (направленность воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь).7 Наибольшее одобрение встречают у большинства детей установки родителей на демократическое воспитание, основывающееся на сочетании высокой требовательности и контроля с эмоциональным принятием и поддержкой ребенка, а невмешательство взрослых в жизнь ребенка однозначно расценивается детьми как отсутствие родительской любви. Стиль семейного воспитания определяется характером эмоциональных отношений родителей к ребенку. Примером негативного и позитивного стилей воспитательного воздействия на ребенка являются неустойчивый и демократический стили. Под неустойчивым стилем понимают резкую смену методов и приемов воспитания, характеризующих стиль поведения родителей. Таким образом, от характера внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей, направленности воспитательного воздействия (стиля семейного воспитания, функций отца и матери, конкретной воспитательной деятельности) будет зависеть вклад семьи в формирование и становление личности ребенка, раскрытие и реализацию его способностей и интересов. Движения феминизма. В последние годы в России возникло немало феминистских организаций. Их цель — изменение статуса женщины в обществе. Напомним, что феминизм—навязчивая идея Америки. В 60-е годы возникло движение «новый феминизм». Его первым программным документом стала книга писательницы-феминистки Бетти Фридан «Женская мистика», появившаяся на прилавках в 1963 г. В ней автор утверждала, что, погружаясь в мир мужа, детей и дома, женщина теряет свою индивидуальность. По всей стране стали, как грибы, расти женские клубы, которые и взяли на себя роль основного борца за права женщин. Плоды своей деятельности «новые феминистки» стали пожинать почти сразу. В 1963 г. в США был принят Закон о равной оплате труда мужчин и женщин. В 1964 г. раздел VII Закона о гражданских правах прямо запретил дискриминацию по признаку пола. Закон об образовании 1972 г. дал женщинам право поступать в любые учебные заведения страны. В 1972 г. Конгрессом США была принята поправка к Конституции, в которой уравнивались в правах мужчины и женщины, однако она не была ратифицирована и не получила силы закона. Большинство штатов США до сих пор не присоединились к международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую ООН одобрило еще в 1979 г. Женщины составляют в США 54% всех избирателей, но в среднем занимают лишь б% выборных должностей. «Феминизм», «эмансипация», «мужской шовинизм»—сегодня в Америке эти звучные термины вновь завладевают умами миллионов представительниц слабого пола. С трибун дамских обществ с новой силой звучит знакомая аргументация: слова «слабый пол» унизительны, женщина по природе своей сильнее мужчины, только женщина может залечить социальные раны общества. Есть и такие, кто мотивирует свое превосходство даже тем, что мужской оргазм с женским не сравним. Если принять за аксиому, что проблемы моральные, в конечном счете, тяжелее материальных, можно смело утверждать: женщины по ту сторону «железного занавеса» всегда страдали больше наших. И особенно это относится к преуспевающей Америке. Причина тому, как считают многие социологи в самих США, изначально извращенные формы идей женского равноправия. То, что у нас расценивается как элементарные нормы хорошего тона, в глазах американок предстает подчас как демонстрация мужчиной своего превосходства. Попробуйте столичной американке предложить заплатить за ужин—она непременно воспримет это, по меньшей мере, как унижение. Кое-где в Америке мужчина рискует получить пощечину за попытку подать руку даме при выходе из машины, а естественное желание помочь поднести сумку может закончиться вызовом в полицейский участок. Доля женщин, занятых в народном хозяйстве России, составляет свыше 50% работающих. Они вносят громадный вклад в реализацию задач, стоящих перед обществом. И невозможно представить, что произойдет, если все женщины станут домохозяйками. Большинство из них, кстати, самина это никогда не согласятся. Без современной деловой женщины обществу никак не обойтись. Существенна роль женщин и в экономике семьи. Английская писательница и феминистка Фэй Уэлдон, мать четверых сыновей, заявила, что в своих романах она кое в чем расходится «с основными положениями феминизма—особенно той его разновидности, что получила прозвище "Гриб-дождевик' и трактует о магии, о загадочном и непостижимом, о материнской любви и прелестях сельской жизни, а заодно и содержит долю сведений по гинекологии ... В термине "феминизм" слишком явственно слышатся отголоски сражений за равные права, равную оплату труда, равное образование, все то, что мы едва начинаем завоевывать и что для вас уже давным-давно, с 1917 г. стало реальностью. И если советской женщине сегодня можно чего-то пожелать,—чуточку меньше работать, чуточку больше отдыхать, развлекаться, чаще чувствовать себя женщиной, достойной поклонения,—как это не похоже на то, чего пожелает феминистка своим сестрам на Западе! В вашем краю, где чьи бы ни были руки, мужские или женские, им всегда найдется работа, такое понятие как "феминизм" поистине звучит странно».9 Увы, за прошедшие десять лет и в нашей стране многое изменилось. Массовая безработица стала явью, особенно среди женщин. Еще совсем недавно в бывшем СССР пропаганда убеждала, что «советская женщина—самая защищенная в мире, самая образованная, самая читающая, самая, самая ... » и т.д. Конечно, женщины в СССР, как и в любой другой стране, были очень и очень разные, но все же большинство жило с верой в будущее, было убеждено, что любовь и семья—основные жизенные ценности. Смена исторических типов семьи. Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно сказывается и на семье. Безработица стала серьезнейшей проблемой. В особенно трудных условиях оказываются женщины с высшим образованием. Не случайно в последние годы появилось выражение: «У безработицы—женское лицо». Неуверенность в настоящем и будущем, рост преступности, пьянства, наркомании, духовная и нравственная деградация огромных масс людей, безудержная пропаганда культа жестокости и насилия, распад социокультурной среды обитания приводят к распаду семей, росту числа разводов. В числе важных причин разводов социологи обоснованно называют и смену исторических типов семьи. Наиболее архаичный тип—патриархальный. Здесь ведущие отношения—кровнородственные, при жесткой зависимости жены от мужа, а детей от родителей. Эти отношения закрепились в результате ниспровержения материнского права. Начиная с 20-х годов в крупных городах европейской части страны формируется новый тип семьи—детоцент ристский, для которого характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Детоцентристский тип семьи, несомненно, существенный шаг в трансформации моногамии. В последние несколько десятилетий наблюдается формирование еще одного типа моногамии, как правило в крупных городах, который назван «супружеским». Супружество—это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое прежде всего ценностями (адаптационный синдром, интимность, автономия). К внебрачным семьям социологи относят семьи, не зиждящи-еся на актуальном браке — неполны еиматеринские (single parent). Источниками формирования неполных семей являются овдовение и разводы. Но материнскую семью нельзя смешивать с неполной, так как здесь практически не было супруга. К альтернативным семейным моделям относят единобрачные союзы, для которых характерно стилевое своеобразие. Это повторные и фактические браки. Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить этот брак. Это предполагает верность партнеров, совместную заботу о потомстве, возможность материального содержания одного члена союза другим. Как видим, реальная картина не только мозаична, но и всеизвестна. Социологами вскрыто многообразие реальных моделей, существующих в границах того или иного типа семьи. Важно помнить: трансформация семьи сопровождается сменой паритетов.10 Россию некоторые иностранцы называют «страной побежденных мужчин», так как в большинстве семей царит матриархат. Когда-то безоговорочной главой семьи был муж. Сейчас же многие семейные заботы и проблемы решают жены: занимаются бюджетом, определяют обязанности всех членов семьи, оцениваютих поведение, дают указания. И устают, очень устают. Страдают от этого все в семье. В результате жены часто раздражаются, муж в такой семье чувствует себя ненужным, лишним и ищет возможности для «самоутверждения» на стороне. Но до секса ли издерганной, измотанной на работе и в очередях женщине, отбывшей «вторую смену» у кухонной плиты? Глубоко прав драматург Э. С. Радзинский, когда пишет, что современная женщина «разговор о позах в сексе может воспринимать лишь как издевательство, это сейчас злая насмешка над ее сегодняшней жизнью. У нашей женщины нынче может быть только одна "сексуальная поза" —с сумкой в руках. Или взять все эти советы уважаемых сексологов об интиме в спальне, о нежной музыке. Какая музыка! Какой интим, когда множество супружеских пар у нас в стране засыпают отнюдь не одни, потому что в комнате находятся маленькие дети или родственники! Так что это страшный секс, урывками, воровской ... ».11 С. И. Голод в книге «Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты» критикует широко распространившуюся в последнее время точку зрения некоторых сексопатологов, которые считают сексуальную дисгармонию главной причиной конфликтов и разводов супругов С. И. Голод обратил внимание на то, что данные, полученные сексопатологами в результате клинических наблюдений, нельзя экстраполировать на всю совокупность семей. Исследования, проведенные автором, убедительно показали, что ведущей адаптационной осью брака является поиск супружеских ценностей и потребностей, т. е. духовное единение. Сексуальность, анализируемая изолированно от других адаптационных линий, не может служить критерием супружеской напряженности. Вот почему иллюзорной является уверенность иных педагогов и психиатров в том, что у них якобы появился богатый набор «инструментов», который (если научиться им пользоваться) может делать семейные отношения бесконфликтными. С. И. Голод замечает: «Непротиворечивость эмоционального настроя, совпадение темпераментов и характерологических свойств мужа и жены еще не гарантирует, например, культурную и информативную совместимость. Столь же односторонними выглядят попытки утвердить особое место сексуальной адаптации в брачном благополучии».12 Устойчивость брачно-семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни. Готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества. В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом все чаще и чаще можно слышать сетования на то, что семья якобы не справляется со своими обязанностями и что наступил полный «кризис современной семьи». Подобная позиция является принципиально неверной, так как термин «кризис» означает не распад, а серьезные изменения, происходящие в институте семьи и брака. Эти изменения обусловлены рядом объективных социально-экономических факторов. Семья, отмечал К. Маркс, «должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же это было и в прошлом».13 Факторы, влияющие на стабильность семьи. Необходимо учитывать факторы, влияющие на стабильность семьи. К ним относятся: Объективные: общая дестабилизация всей социально-экономической системы, в которой находится семья. Государственные структуры, ожидая от семьи выполнения ее основных функций, не создают даже минимальных условий для ее выживания. Уровень семейного бюджета не соответствует уровню прожиточного минимума. Резко обострились проблемы улучшения жилищных условий. Возникла реальная возможность безработицы (особенно для женщин). Субъективные: семья как психологическая общность находится в процессе формирования новой модели межличностного взаимодействия супругов, родителей и детей. Наибольшая трансформация произошла в сознании женщины. Потребности и интересы, модели ролевого поведения мужчины и женщины в семье сблизились, приобрели «усредненный» стиль. Широкий диапазон ролевого репертуара современного человека порождает своеобразную имитацию семейного взаимодействия. Супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняя традиционную внешнюю форму и не вкладывая в них необходимое внутреннее содержание; семейные отношения создают психологическую общность взрослых и детей только тогда, когда все члены семьи испытывают потребность быть «Мы». В ситуации, когда одновременно происходят дестабилизация социальной среды, в которой существует семья, ломка традиционных стереотипов внутреннего семейного взаимодействия, особое значение приобретают научно-обоснованные социальные программы помощи семье, целенаправленное формирование в общественном сознании значимости важнейших ценностей семьи. Затянувшийся кризис экономики привел к тому, что большинство семей попало в разряд малообеспеченных, а немало—и в разряд нищих. Смертность обогнала рождаемость. Многие молодожены откладывают на неопределенный срок появление первого ребенка. В то же время растет число детей, рожденных вне брака. Государственная семейная политики должна способствовать свободной, самостоятельной организации молодежью семейной жизни, повышению ее социального статуса, укреплению и развитию семейно-брачных отношений. При реализации молодежной политики в этой области необходимо обеспечить: —предоставление льгот и привилегий молодым семьям (заключение трудового договора с гарантиями предоставления единовременного кредита на обзаведение и дополнительного кредита на приобретение (строительство) жилья и пр.); — создание социальной и психолого-педагогической службы помощи молодой семье для решения различных вопросов; — увеличение числа публикаций и изданий для молодежи на темы семейной жизни; — разработку структурно-функциональной модели городских ведомств и служб, отвечающих за социально-экономическую, психолого-педагогическую и медико-гигиеническую сферы жизнедеятельности семьи. Без такой модели все прогрессивные научно проработанные и обоснованные программы останутся на уровне теоретических концепций. — формирование личности, обладающей высокой этической культурой чувств и поведения, гуманистическими принципами и взглядами, чувством ответственности и долга по отношению к близким; —воспитание семьянина, обладающего системой знаний о психологии личности и межличностных отношений, методах разрешения супружеских и семейных конфликтов, о возможности саморегуляции собственной психики и поведения. Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи— рождения и воспитания детей, решение чисто бытовых вопросов приобретает особую значимость, семья все больше становится психологическим «убежищем» человека. Ломка традиционных семейных стереотипов в обыденном сознании происходит на фоне серьезнейших социально-экономических трудностей, общей дестабилизации жизненного уклада, что создает своеобразную конфликтогенную среду существования человека, усиливающую неустойчивость современной семьи. Подобное положение диктует необходимость решения следующих основных задач: 1. Комплексное изучение современной семьи с ее различными характеристиками структуры, стажа совместной жизни супругов, возраста ребенка, социально-экономическими условиями семейной жизни, устойчивостью семейной организации с целью научного обоснования государственных программ помощи семье. 2. Разработка и внедрение практических программ социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений на разных этапах формирования семейной общности. 4.Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса. Первая собственно социологическая концепция структуры женских и мужских ролей была выдвинута именно Парсонсом, хотя в его теории эта концепция носит характер иллюстрации к общетеоретическим построениям структурного функционализма. По Парсонсу, общество всегда стремится к состоянию динамического равновесия и стабильности. Отдельные элементы совокупной социальной структуры выполняют функциональную (т. е. служебную) роль по поддержанию стабильности, интеграции и развития всей системы. Социальные конфликты и противоречия оцениваются им как болезни, а факторы, способствующие возникновению противоречий — как дисфункциональные явления в жизни общества. Задача социологии, считает Парсонс, заключается в выявлении социальных механизмов поддержания стабильности общества и его элементов, то есть в социальной терапии. Иными словами, функционализм основывается на предположении, что «то, как обстоят дела — это то, как они должны обстоять». Именно с этих позиций Парсонс и предпринимает анализ американского общества, которое, по существу, и было основным объектом его исследований. Это, кстати, характерная черта американской социологии в целом, которая с самого начала формировалась как эмпирическая и прикладная дисциплина, ориентированная, прежде всего, на изучение того общества, в рамках которого она существовала. Рассматривая изменения, которые произошли с американской семьей к середине прошлого столетия, Парсонс выделяет изоляцию нуклеарной семьи от системы родства и перемещение ряда функций к другим социальным институтам. Базисными и нередуцируемыми функциями семьи он считает социализацию детей и стабилизацию личности взрослых членов семьи. Механизмом, обеспечивающим равновесие и стабильность самой системы социального взаимодействия, является, по его мнению, функциональное разделение сфер деятельности, или дифференциацию ролей. Дело в том, что для существования любой социальной системы, с его точки зрения, необходимо выполнение т.н. инструментальной и экспрессивной функций. Инструментальная функция обеспечивает отношения системы - в данном случае семьи — с внешним миром, обеспечивает средства к существованию. Экспрессивная функция — это поддержание интеграции членов системы, установление моделей отношений и регулирование уровня напряженности членов союза. Парсонс утверждает, что один и тот же человек не может выполнять одновременно и инструментальные (требующие властности и жесткости), и экспрессивные (предполагающие мягкость и умение погасить конфликт) функции. Именно поэтому, заявляет он, разделение этих ролей глубоко функционально и существует во всех системах социального взаимодействия. Далее Парсонс делает совершенно естественный для традиционного (биодетерминистского) сознания вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. «Фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами, — пишет Парсонс, — лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку. ... Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении». Это — общая модель дифференциации половых (как говорил Парсонс) ролей в современном индустриальном обществе. «Американский мужчина, по определению, должен содержать семью. Его первичная сфера деятельности — приносить деньги, быть кормильцем», — писал сотрудник Парсонса Морис Зелдич . Профессиональная деятельность мужчины имеет чрезвычайное значение для семьи не только потому, что является основным (а иногда и единственным) источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стандарт и стиль жизни семьи в целом. «Единственный способ быть настоящим мужчиной в нашем обществе - это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь», - утверждает Парсонс . Для женщин, по его мнению, основным является «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство». Доминирующими женскими ролями являются роли жены, матери, домохозяйки. Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенство в семье, а домашний труд женщины, названный Парсонсом псевдозанятием, — ее подчиненную роль. Такая сегрегация ролей интерпретируется им как механизм подавления возможного разрушительного для брака и семьи соревнования между супругами за власть, статус, престиж, и объявляется глубоко функциональной. Парсонс утверждал, что работа замужней матери не несет отрицательных последствий для супружества только в том случае, если она является не «карьерой», а просто «занятостью», не вносит существенного вклада в бюджет, т.е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения. Но даже в этом случае, считает он, работа женщины вызывает нестабильностью брака. Помимо эффекта стабильности семьи, который Парсонс приписывает разделению ролей между супругами, это разделение выполняет, по его мнению, еще одну функцию. Дело в том, что табу инцеста и Эдипов комплекс, описанные Фрейдом, представляются Парсонсу универсальными психическими механизмами, посредством которых осуществляется приобщение ребенка к обществу и культуре. Напомним, что Фрейд утверждал, что табу инцеста «защищает ребенка (то есть мальчика) от соблазнения» собственной матерью и способствует его социализации, ставя ребенка перед необходимостью признать авторитет отца, поскольку именно отец (по Фрейду) является основным проводником социальных норм. Социологическим механизмом, выполняющим те же самые функции, Парсонс считает разделение ролей в семье. Четкое предписывание инструментального лидерства мужчине способствует «освобождению ребенка от чрезмерной эмоциональной зависимости от матери», что необходимо для его возмужания. Как видим, практически все время речь идет о ребенке-мальчике, поскольку действие табу инцеста не распространяется на девочек. Кроме того, очевидно, что Парсонс считает, что «первичность» отношений матери и ребенка/мальчика не только не способствует эффективному выполнению женщиной своих основных воспитательных функций, но и просто препятствует этому. Таким образом, очевидно, что функции матери по отношению к ребенку сводятся им к функциям няни. Первоначально Парсонс отмечал, что описанная ролевая модель относится к городской семье среднего класса и предостерегал от расширительного толкования этой модели. Затем он признал такую структуру соответствующей урбанизированному и индустриальному американском обществу в целом. По мере роста влияния теории структурно-функционального анализа Парсонс и его последователи стали утверждать, что эта модель универсальна и инвариантна, то есть характерна не только для семьи в любом обществе, но и для общества в целом: мужчины в принципе всегда выполняют экономические функции, в женщины — эмоционально-терапевтические. Талкотт Парсонс утверждал, что гендер способствует объединению общества, по крайней мере в его традиционном виде, формируя комплементарный(несхожий, дополнительный) набор ролей, объединяющих мужчин и женщин в семьи для выполнения различных важных задач. На женщин ложится основная ответственность за управление домашним хозяйством и воспитание детей. Мужчины же играют в обществе роль рабочей силы, связывая семью и больший мир. Общество поддерживает соответствие гендеру, объясняет Парсонс, привив мужчинам и женщинам страх, что слишком сильное отклонение от принятых стандартов вызовет неприятие противоположным полом. Проще говоря, оно учит женщин рассматривать немаскулинных мужчин как сексуально непривлекательных и соответственно - наоборот. Типы ролевого поведения определяются социальным положением, ролевые стереотипы усваиваются в процессе социализации и интериоризации норм, или ролевых ожиданий. Правильное исполнение роли обеспечивается системой поощрений и наказаний (санкций), положительных и отрицательных подкреплений. При этом исходным основанием поло-ролевого подхода является имплицитное признание биологического детерминизма ролей, отсылающее к фрейдистскому представлению о врожденных мужском и женском началах. Парсонс признает, что существует противоречие между основными ценностями современного общества и неравенством мужчин и женщин в структуре занятости. Если часть женщин привержена основным ценностям равенства и важности работы вне дома, они могут быть недовольны своей подчиненной позицией, и современный феминизм является выражением этого недовольства. Решение заключается в том, чтобы как-то разрешить возникшее напряжение, а не трансформировать общество так, чтобы женщины были довольны своим местом в нем. Парсонс предлагает три пути, которые могли бы помочь женщинам найти решение этой проблемы: 1) найти себя в «светской жизни»; 2) стать профессиональной домохозяйкой; 3) заняться благотворительностью. Это три способа, с помощью которых женщины могут найти себе социальную роль, удовлетворяющую их ценностным предпочтениям, соответствуют ступеням жизненного цикла: до рождения детей, при наличии маленьких детей, после того, как дети выросли. Таким образом, следуя Парсонсу, женщина могла примириться со своим подчиненным положением и маргинальной социальной ролью через посредство утверждения своей идентификации как секс-объекта, гордой своим искусством домохозяйки, благотворительницы. Таким образом, гендер объединяет общество и структурно (что люди делают), и морально (во что они верят). Этот подход был весьма влиятельным в середине XX в., однако теперь он во многом утратил свою значимость. 5.Модель жизненного цикла семьи (П.Глик). Семейный цикл можно конструировать по разным критериям, но более точно — по последовательности стадий родительства. Одним из первых ввел понятие жизненного цикла семьи американский демограф П. Глик. Он считал, что от возникновения до распада семья проходит ряд стадий. Семья возникает в момент заключения брака, она растет с появлением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. Со вступлением в брак детей, семья постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, потом второго супруга семейный цикл заканчивается. П. Глик с конца 1940-х гг., в эпоху перехода к новой, малодетной модели семьи в странах Запада, понятие семейного цикла стал использовать применительно к нуклеарной семье. Если взять за основу формирования цикла возникновение брачно-репродуктивной пары, то рождение детей будет характеризовать расширение нуклеарной семьи, а отделение взрослых детей — сужение. Первая стадия семейного цикла начинается со вступления в брак и, как правило, зачатия первенца. Потому у большинства пар (кроме бесплодных) ее точнее именовать стадией предродительства, поскольку рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену — в отца и мать. Вторая стадия репродуктивного родительства, наступает когда появляется первый ребенок и возможно рождения второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Она может быть короче или длиннее в связи с числом рождений, но лишь и одном случае она не имеет никакой длительности — когда первый ребенок оказывается и последним. В этом случае стадия репродуктивного родительства сводится к «контрацептивному циклу», т.е. к предохранению и прерыванию беременности, либо к попыткам лечения возможных нарушений плодовитости. Третья стадия - воспитания детей, которая ограничивается или достижением совершеннолетия (требуюшим выделения новой стадии цикла, что нецелесообразно), или моментом отделения последнего из взрослых детей, которая может быть отдалена из-за отсутствия жилья, учебы, специфики деятельности (спорт) и др., что продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период (в течение которого они могут обзавестись своей собственной семьей). Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, - одна из характеристик третьей стадии. Возможно, надо отличать «затяжную социализацию» от той «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак откладывается и наступает позже. Четвертая стадия - появление первого внука, когда родители-основатели становятся прародителями, дедом и бабушкой, хотя это не означает прекращения стадии социализационного родительства, так как в семье могут быть еще несовершеннолетние дети. (в углубленных исследованиях семейного цикла возможно дробление каждой из стадий на более редкие фазы. Пятая стадия прародительства длится до смерти супругов. Описанный выше идеальный вариант семейного цикла лучше всего именовать полным циклом. Все пять событий полного цикла статистически измеримы. К примеру, при средней продолжительности жизни мужчин в России — 59 лет, и женщин — 72 года, и, зная, что состоящие в браке живут дольше разведенных и одиночек, можно условно прибавить мужьям и женам еще 3 года. Тогда, вычитая из средней продолжительности жизни средний (округленный) возраст вступления в брак у мужчин 25 лет и 23 года у женщин получим примерно 45 лет продолжительности полного цикла семьи. При этом длительность первой стадии 1,1 года, второй — 2,5 года, третьей — если считать время от зачатия и рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка — 14, 9 лет, плюс период продолженной социализации (8 лет) до среднего возраста вступления в брак -24 года Длительность четвертой стадии — 19,9 лет. При этом, начинаясь в среднем в 48—50 лет, прародительство у мужей длится 10—11 лет и у жен 25—26 лет, т.е. роль дедушки в сравнении с ролью бабушки короче в два с половиной раза. К сожалению, трудно оценить (даже очень приблизительно), сколько именно семей из ныне существующих 40 млн. характеризуются полным циклом. 1 2 |