ЛИТРА. история лит-ры С3. Семинар Театр эпохи Возрождения В. Шекспира. Укрощение строптивой
Скачать 30.66 Kb.
|
Семинар № 3. Театр эпохи Возрождения В. Шекспира. «Укрощение строптивой». Проблема художественного метода и комедийного мастерства. Английский театр эпохи Возрождения. Интерес к зрелищам. Репертуар. Жанры. Актеры. Театр "Глобус" С XVI века сценическое искусство Европы приобретает популярность. Из любительского оно превращается в профессиональное. Возникшие труппы актёров развивают своё мастерство. Они ведут бродячую жизнь, путешествуют по городам, дают представления и делятся своим творчеством. Актёрское мастерство не осталось без внимания и в Англии. Некоторые представители богатых родов принимали актёров к себе на служение. Безусловно, такое явление повлияло на актерскую сферу. Отсюда и названия маленьких театров: «Слуги лорда Камергера», «Слуги лорда Адмирала», «Слуги его величества Короля» и др. Театр в Англии сразу формируется как частное предприятие. Богатые люди строили театральные здания, которые сдавались актерским труппам. Но были и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир. В Лондоне с конца XVI века было три вида театров: · придворный · частный · публичный. Что касается частных театров, то большую популярность они имели у зажиточных людей. Изначально представителями труппов были несовершеннолетние артисты, численность которых не превышало 10 в Лондоне. Эти подростки проходили специальное обучение. Так, эти актёры стали лучшими в представлении мифологических пьес Джона Лили и пасторалей Пиля. Частные театры (или закрытые) представляли собой здания, имевшие крышу. В таком месте была особая атмосфера и публика: представление давалось при свете свечей, в помещении которого находились «благородные». Принято полагать, что придворный театр появился задолго до частного и публичного. После вступления на престол Генриха VIII (1509) и его назначения Уильяма Корниша, на пост заведующего увеселениями все виды развлечений начали стремительно развиваться. Новое зрелище «Маски» незамедлительно приобрело популярность. В Лондоне это были порою очень сложные и пышные представления на мифологические сюжеты. Первоначально они имели балетно-пантомимный характер. Потом для них стали писаться тексты. Они сопровождались музыкою, были хорошо оформлены декорациями и костюмами и обставлены механическими эффектами. Придворный театр существовал параллельно с публичными. Глава труппы Лейстера, бывший столяр Джемс Бёрбедж построил в 1576 году первый публичный театр, который был назван просто «Театром». Публичные (или общедоступные) театры были средоточием театрального искусства эпохи. На их подмостках играли все великие актеры эпохи, и для этой сцены были написаны почти все шедевры драматургии того времени. Театр «Глобус» был построен в Лондоне на средства труппы Лорда Камергера в 1599 году. Театр был круглой формы и представлял собой восьмигранник. Его зрительный зал был овальной площадкой, обнесенной высокой стеной. Были ложи для аристократии и скамейки для привилегированных зрителей прямо на сцене. Большинство же смотрели спектакль, стоя вокруг трех сторон площадки. Зал вмещал 2000 человек. У театра не было крыши, но над сценой сооружалось ее подобие. На самом видном месте здания вывешивался флаг, который говорил зрителям о начале представления. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Действие происходило на открытой площадке, с трех сторон окруженной публикой. Позади сцены находились гримерки и склады с реквизитом. На сцене имелся люк, через который появлялись «привидения» (например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники. Сама сцена была «трехэтажной»: помимо первого этажа был балкон, выше которого был домик с окнами, из которых, к примеру, подавала реплики Джульетта. По горизонтали сцена делилась на три части. Действие на этих частях подмостков распределялось таким образом. На просцениуме большей частью разыгрывались эпизоды на открытом воздухе, в залах, дворцах. На основной сцене – эпизоды происходящие в помещении. В углу стоял бутафорский трон, выдвигаемый при надобности на середину сцены, что означало – «действие происходит во дворце». В глубинной сцене игрались моменты, требующие затемненного света или более интимно изображенных переживаний. Периодизация творчества Шекспира: 1. 1590 – 1600 г.г. Исторические хроники. Комедии. 2 трагедии («Тит Андроник», «Ромео и Джульетта»). 2. 1600 – 1608 г.г. Великие трагедии («Гамлет», «Король Лир» и др.). 3. 1608 – 1614 г.г. Фантастические драмы («Буря»). Хроники: «Генрих VI» и «Ричард III» (тетралогия); «Ричард II», «Генрих IV» (2 части), «Генрих V» (цикл); «Король Джон» Комедии: «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь». Трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта». В хрониках очень важно влияние времени. Время меняет расстановку сил, определяет победителя. Его можно назвать героем. «Время обладает целями, реализует задачи. Мир – театр, где автор – время, исторические личности – актеры» (Пинский). Трагедии имеют свой магистральный сюжет: герой испытывает потрясение, он делает для себя открытие, которое меняет его представление о мире. В трагедиях возникает зло как активная самостоятельная сила. Это ставит героя перед выбором. Схватка героя – борьба со злом. В своих комедиях Шекспир использует не сатиру (осмеяние социальных пороков), а юмор (смех над комическими противоречиями, возникающими из-за неоправданных претензий на значительность в частной, а не в гражданской жизни). В его комедиях зла нет, есть лишь отсутствие гармонии, которая восстанавливается всегда. Шекспир. "Укрощение строптивой" Укрощение строптивой — пьеса в пяти действиях Уильяма Шекспира, написанная в 1593 или 1594 году. Центральный сюжет «Укрощения строптивой» связан с историей ухаживания дворянина Петруччио из Вероны за Катариной — упрямой и непокорной дамой, той самой строптивой. Катарина гордая и своенравная девушка, самолюбие которой жестоко оскорблено тем, что отец всеми силами пытается сбыть ее замуж. Ей глубоко противны бесхарактерные и манерные юноши, увивающиеся за сестрой. Женихи Бьянки в свою очередь поносят ее за вздорный характер и называют не иначе, как «чертовкой», говорят, что «сам черт не сладит с нею, так зловредна». Катерина дает некоторые основания для подобной оценки: избивает тихоню-сестру, ломает лютню о голову одного из женихов и встречает затрещиной посватавшегося к ней Петруччо. Но в лице последнего она впервые находит равного себе противника. Петруччо предприимчивый веронец — достойный сын своего авантюрного времени. Судя по отдельным репликам, он много повидал в жизни и привык во всем полагаться на себя. Он без обиняков признается, что приехал в Падую, «чтоб преуспеть и выгодно жениться». Он не пасует перед трудностями и только посмеивается, когда его стращают невыносимым характером невесты Катарины. Ему приспела пора жениться, и его будущая супруга должна быть молода, красива, богата — всем этим требованиям Катарина отвечает, а остальное зависит от мужчины. Как говорит главный герой комедии: «она строптива, но и он упрям». В начале пьесы Катарина делает всё для того, чтобы её отношения с Петруччио не состоялись, но не менее упорный Петруччио заявляет: Пусть женихи младшей сестры в ужасе шарахаются от старшей — у Петруччо имеется собственный метод приручения строптивицы. Он во всеуслышание хвалит Катарину за добросердечие и кроткий нрав: «умна, скромна, приветлива, красива и славится любезным обхожденьем». Привычная грубость «милашки Кэт» не оказывает на него никакого воздействия: сделав предложение и получив согласие отца, нарочно опаздывает на свадьбу, чем доводит невесту до слез. Во время венчания он ведет себя как дикарь: дает пинка священнику, выплескивает вино в лицо пономарю, хватает Катарину за шею и звонко чмокает в губы. После церемонии, несмотря на просьбы тестя, Петруччо не остается на свадебный пир и сразу увозит Катарину, невзирая на её протесты, со словами: В доме мужа бедной Катарине не дают ни есть, ни спать, да еще и дразнят при этом. Петруччо продолжает привередничать: он то объявляет солнце луною и заставляет жену подтвердить его слова, угрожая иначе тут же вернуться домой, то говорит, что встреченный ими по дороге старец — прелестная девица, и предлагает Катарине эту «девицу» поцеловать. В безумном поведении Петруччо есть, однако, своя логика: он уподобляет себя сокольничему, который лишает птицу сна и пищи, чтобы быстрей приручить её. В конце концов Катарина смиряется с этой игрой и начинает поддакивать Петруччо по любому, даже самому нелепому поводу. На протяжении всей пьесы риск героя состоял в том, что он мог ошибиться: эта дама могла не желать его, и он мог быть посрамлён и остаться ни с чем после стольких усилий. Во время пира, устроенного Люченцио, Петруччо бьется об заклад на сто крон с Люченцио и Гортензио, уже женившимся на вдове, что его жена самая послушная из трех. Его поднимают на смех, однако и некогда кроткая Бьянка и влюбленная вдова отказываются прийти по просьбе мужей. Только Катарина приходит по первому же приказу Петруччо. Потрясенный Баптиста увеличивает приданое Катарины на двадцать тысяч крон — «другая дочь — приданое другое!». По приказу мужа Катарина приводит строптивых жен и читает им наставление: В своей речи Катарина «раскрывает карты»: Петруччио оказался прав — её строптивость была лишь неуклюжей формой желания любви и настоящего семейного счастья. Лишь смирившаяся женщина способна всё это испытать в полной мере, поскольку гордость препятствует счастью и является источником такого внутреннего мучительства, которому могут помочь лишь столь жестокие, на первый взгляд, приемы «укрощения», которые вынужден был применять к ней будущий супруг ради её же преображения. Эта речь Катерины подтверждает, что за маской строптивости её жениху Петруччио изначально была дана возможность увидеть прямое женское сердце, жаждущее служить тому, кто способен полюбить её настоящую. В награду за эту свою веру и за риск, связанный с её отстаиванием, Петруччио обретает верную и любящую жену. Что касается его личных качеств, то в процессе борьбы за свое счастье Петруччио обретает великодушие, — качество, столь необходимое мужчине для завоевания сердца женщины… 3. История создания комедии и ее источники В 1594 г. была издана анонимная пьеса - "Забавно придуманная история, именуемая - укрощение одной строптивицы". Все в данной пьесе – герои и их характеры, даже «мораль» - соответствует комедии Шекспира. Стоит отметить, что развитие действия в обеих пьесах одинаковы, в некоторых местах можно заметить копирование. Однако текст различен, только шесть строк точно совпадают. Комедия "Укрощение строптивой" была написана Шекспиром в 15(93?) г., но впервые она вышла в свет только после его смерти - в 1623году. По поводу источников этой комедии до сих пор есть нерешенные споры. Шекспир использовал этот примитивный фарс в качестве материала для своей комедии. Некоторые детали заимствовал он из "I Suppositi" Ариосто, в переложении на английский язык Джорджа Гаскойня. Наконец, оглянувшись на итальянскую комедию масок, он придал всей пьесе большую яркость и театральность. Творчески перерабатывая весь этот материал, Шекспир, как и во всех других случаях, когда он использовал чужие сюжеты и детали, наполнил старые формы новым содержанием. 4. Типология конфликта в комедии, вызванного противоречиями между идеями феодального миропорядка и гуманизмом Возрождения В эпоху Возрождения известные гуманисты выступили с резким осуждением социальных столкновений и конфликтов. К примеру, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон и Ф. Рабле выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества. Комедия Шекспира рисует образ этого чудесного королевства. Он не ставит своей целью высмеивать нарушения данной социальной нормы, но стремится показать гуманистический идеал. Поэтому традиционная система комедии не соответствует ее целям, утверждая идеалы эпохи Возрождения. Идеи Шекспира об идеале подпитывались народной мечтой о золотом веке добра и справедливости, мечтой, выраженной в английском фольклоре, в сказке и балладе. Шекспировские комедии по духу похожи на сказку, в которой живет неумирающий оптимизм людей, неизбежно торжествующий честный и добрый, чудесным образом побеждающий самых страшных врагов. Шекспир поднял национальную мечту на вершину гуманистической философии. Он создал фантастический и яркий мир комедии, где люди живут по естественным законам человечества. Эти законы не были изобретением великодушного мечтателя: они отражали существенные черты Ренессанса как «величайшей прогрессивной революции, пережитой человечеством прежде». 5. Принципы создания характера (типизация, индивидуальность, эпический и эстетический идеал времени; характер и нравы) В период средневековья лидировало представление о том, что человеческая жизнь не имела особой ценности, она являлась некой подготовкой к загробной жизни, руководство которой осуществлялось под руководством церкви. Философия Возрождения, как элемент культуры гуманизма, была устремлена к человеку, а не к Богу. Данная эпоха дала возможность человеку свободно мыслить. Ренессанс был занят поиском индивидуальности, стремлением уяснить и независимо обосновать достоинство особого индивидуального мнения, образа жизни. Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих пьес, когда он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. В «Укрощении строптивой» Шекспир проявил тонкое понимание человеческой природы. Среди комментаторов этой пьесы существуют противоречия по поводу ее морали. Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания. Комедия Шекспира - это праздник раскрепощенной личности. Герои свободны от всех норм морали средневековой эпохи. В комедиях царит дух радости, веселья, праздничных развлечений, однако при этом они не лишены морального и философского значения. Добро – занимает особое место и с легкостью торжествует, вовремя спасая героев из трудных ситуаций и каждый раз приводя их к полному счастью. Шекспир наделяет своих комических персонажей грехами более психологического, чем социального характера, относительно безвредными для общества - это дает драматургу право относиться к ним с миролюбивым юмором. Центральной темой комедий Шекспира является тема любви. Сюжет каждой комедии можно свести к формуле: влюбленные, преодолевая препятствия, приходят к счастью. Шекспир смотрит на любовь с гуманистической точки зрения. Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать главенство в семье. Но в то же время показом богатства натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины. 6. Мастерство Шекспира-комедиографа Приемы и средства комического: маски, перевоплощения, игра-лицедейство, остроумие, спор В первый период творчества Шекспир написал свои лучшие комедии, поражающие нас своей живостью и искрящимся остроумием. Несмотря на веселье, являющееся характерным отражением жизнерадостности в эпоху Возрождения, в нем Шекспир ставит большие проблемы и высказывает глубокие мысли. «Венецианский купец» выходит за пределы любовной тематики. Два мира противостоят здесь другому: мир радости, красоты, дружбы, великодушия Антонио с его друзьями Бассанио, Порция, Нерисса, Джессика) и мир стяжательства, скупости, злобы (Шейлок и его приятели). Антонио, всегда готовый помочь своим друзьям и ссужающий деньги без процентов, воплощает грезящийся Шекспиру идеал человека деятельного и в то же время гуманиста, восприимчивого к «музыке небесных сфер», которая недоступна мрачной душе Шейлока. В то же время диалектичность подхода Шекспира к человеческим характерам проявилась в том, что, изображая «черноту» души ростовщика, он вместе с тем показывает глубокую трагедию Шейлока, которого окружающее общество сделало таким, каков он есть. Шекспировский Шейлок - продукт и жертва, с одной стороны, частнособственнических отношений, господствующих в современном ему обществе, с другой - оскорбительной несправедливости по отношению к евреям этого «блестящего» ренессансного общества, т.е. тех же Антонио, Бассанио и т.д. 7. Традиции и новаторство в организации пространства в пьесе Такой принцип организации двойного сюжета встречается в комедии античного классического типа, с ее характерным удвоением любовной пары, и в трагедии, которая как жанр уже предполагает яркую индивидуализацию характеров, а значит, и возникновение протагониста в том числе и во второстепенном сюжете. Система персонажей второго типа, использующаяся Шекспиром в романтической и «мрачной» комедии, не предполагает наличие ведущего персонажа во второстепенном сюжете. 8. Сословно-ограниченный состав персонажей и устранение сословных традиций в пьесе Из всех персонажей пьесы лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры: это Катарина и Петруччио, Бьянка. Герой комедии Петруччио - типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины. Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччио, превратилась в идеальную по благонравию жену. Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям. Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать главенство в семье. Но в то же время показом богатства натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины. В пьесе обнаруживается также и социальный мотив - это отрицание сословных различий. Во имя любви он забывает и отвергает все сословые различия. Человеческие чувства находятся управляют людьми, призыва к человечности, понимании, заботе. Шекспир утверждает идею гуманизма, силы чувств, ломающих сословные различия. 9. Торжество гуманизма над феодальными рамками в вопросах любви, семьи и брака. Гимн новому Человеку Уильям Шекспир — создатель эпохи Возрождения. Новые взгляды на бытие сложились тогда в культуре, и появилось убеждение, что именно человек представляет высшую ценность на Земле. Художники и писатели изучали человека, стремились изобразить его правдиво. Основой для их идеи стало античное искусство, которое изображало человека сильным и прекрасным. Гуманисты возродили античные традиции, так и эпоха эта получила название — Возрождение. Величайшие деятели Возрождения, к которым принадлежал и Шекспир, доказывали, что ценность, настоящая реальность — это сам человек, а не его происхождение, фамилия, родственные связи. В данной пьесе несмотря на изначальные трудности и недопонимания в отношениях Катарины и Петруччио, любовь побеждает строптивость девушки. В результате паре удаётся создать гармоничный союз. Таким образом, в произведениях Шекспира показано новое понимание любви как часть идей и принципов общества, устанавливавшихся вслед за разрушением феодального общества и его устоев. Любовь рассматривается как личное чувство человека, которое сильнее и важнее гордости и амбиций рода. Любовь не всегда можно понять, или выразить словам, её и не нужно понимать, её надо просто чувствовать, надо доверять возлюбленным. И на доверии и любви, а не расчете, должен держаться брак. 10. Образность языка и речи. Соединение традиций античности фольклора и идей Возрождения Комедии Шекспира практически свободны от элементов сатиры. Остроумное и весёлое в них не связано с высмеиванием пороков кого-либо. Здесь оно является результатом проделок или следствием забавных случайностей, совпадений или недоразумений. Его комедии можно в полном смысле слова назвать праздничными, потому что они пробуждают радость и веселье. Цельность и сила характера отличают молодых героев и героинь комедий. Особенно прелестны шекспировские девушки, преданные в любви, стойкие в жизненной борьбе, тонкие в чувствах и остроумные в беседах. Произведения Уильяма Шекспира имеют целый спектр стилистических приемов, в том числе и те, что создают юмористический эффект. Среди них особенно стоит отметить метафору, остроумие героев, их невероятную склонность к иронии и сарказму, прием комических «говорящих» имен и многие другие. Автор обладает необычайным талантом применять повторы и сравнения так, что они способны переносить наше воображение в данное место действия, представляя во всей полноте описываемую ситуацию, переживая весь диапазон чувств действующего лица. Когда мы открываем произведение, в первую очередь обращаем внимание на имена действующих лиц, благодаря которым мы узнаем что-либо о персонаже или его характере. Шекспир в данном случае использует такой стилистический прием как «комические, говорящие имена». Таковыми можно назвать Слая (Sly – «хитрец») в произведении «Укрощение строптивой», Катарину (Katharina, Kate) имя, созвучное со словом «cat», это особенно часто подчеркивает и использует Петруччо в своих обращениях к ней. Традиции и новаторство в организации пространства в пьесе. Сословно-ограниченный состав персонажей и устранение сословных традиций в пьесе. Торжество гуманизма над феодальными рамками в вопросах любви, семьи и брака. Гимн новому Человеку. Образность языка и речи. Соединение традиций античности фольклора и идей Возрождения. |