Основной предмет философии, генезис философии. Семинар 1. Семинар 1 Предмет философии. Философия и частные науки
Скачать 21.47 Kb.
|
Семинар №11. Предмет философии. Философия и частные науки. Предметом философии как системы знания в отличие от конкретных наук являются наиболее общие законы мира, законы понимания и познания мира в целом, которыми должен руководствоваться человек, законы мышления. Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления. Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков . Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. (Математику уже за тем надо учить, что она ум в порядок приводит) В теоретическом плане философское знание может быть представлено как система проблем, рассматриваемых в рамках определенных разделов: – онтология (учение о бытии); – гносеология или эпистемология (учение о познании); – социальная философия (учение об обществе и его историческом развитии); – философская антропология (учение о человеке); – аксиология (учение о ценностях); – праксеология (учение о практической деятельности); – методология и философия науки; – история философии (изучает историю развития самого философского знания, закономерности этого развития, взаимосвязь и отличие различных этапов философского знания); – эстетика (философская наука, изучающая сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей); – этика (философская наука, объектом которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания); – логика (наука о формах правильного, последовательного, доказательного мышления); – философия культуры (учение о сущности, структуре, этапах развития и особенностях культуры как способа человеческого существования). философии предмет иной — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим. Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией. По преданию его первые применил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем ученика Сократа – Платона (427–347 гг. до н.э.). 2. Философия как мировоззрение. Сходство и различие философии с мифом и религией. Основной вопрос философских систем. Мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных,религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. Философия же – это облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Говоря о философии, как о мировоззрении стоит рассмотреть основной вопрос философских систем, так как именно от мировоззрения зависит основной подход к этому вопросу. Центральной проблемой философии (при всем многообразии ее форм) является проблема о сущности мира, его первоосновы в целом, отношения человека с окружающим миром. В XIX в. эта проблема была названа Ф. Энгельсом основным вопросом философии, вопросом о соотношении материального и духовного. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Дуализмом (от лат. dualis – двойственный) называют философское учение, признающее равными, независимо существующими два начала: духовное и материальное. В истории философии наблюдается противостояние материализма и идеализма по важнейшим мировоззренческим проблемам. Многообразие философских концепций есть результат творческой деятельности различных мыслителей как индивидуальных субъектов познания. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью, в отличии от религии и мифов. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии. Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения. Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. И мифология, и религия исследуют одни и те же вопросы: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. 3. Генезис философии. Философия существовала не всегда. Изучая философию, необходимо иметь представление об ее генезисе. Понятие генезис (от греч. genesis – рождение) означает процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Говорить о генезисе философии – это значит ответить на ряд вопросов: где, когда, почему и из чего возникает философия. Признавая наличие философских идей на Востоке (Китай, Индия), большинство современных авторов полагают, что подлинной родиной этой формы мировоззрения является все же Европа и, прежде всего, Древняя Греция. В качестве ответа на вопрос «Когда?» может быть принята концепция так называемого «осевого времени» немецкого философа-экзистенциалиста К. Ясперса (1883–1969). «Осевое 98 время» – определенный период в истории человечества. «Осевое» означает предельно важное, определяющее все другие события. Ясперс выделяет один миг всемирной истории – примерно 500 лет до н.э., когда в судьбе человечества происходило нечто небывалое, трудно объяснимое. Разом в различных точках земного шара вспыхивает поразительное пламя духа. Люди как будто внезапно обретают немыслимое духовное зрение. Едва ли не все народы демонстрируют прорыв к свету. Начался духовный процесс, который произошел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. В частности, появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. Именно в «осевое время» человек начинает постигать истину, родились великие учения, появились философы и пророки, были разработаны основные мировоззренческие категории, которыми мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Мифологическая эпоха с ее спокойной устойчивостью завершилась. Таким образом, можно утверждать, что философия существует более 2,5 тыс. лет. Раскрытия причин появления новой формы мировоззрения требует вопрос «Почему?». Наиболее распространенным является мнение о том, что философия возникает под воздействием определенных экономических, политических и культурных факторов, обусловивших возникновение классового общества и отделение умственного труда от физического. Более точно: философия возникает не с возникновением классового общества, а на определенной ступени его развития, в процессе перехода общества от века бронзы (от нас 3 тыс. лет) к веку железа (от нас 2 тыс. лет). Новый уровень общественной жизни, новый уровень знания, новые общественные движения породили потребность в новом типе мировоззрения, который больше бы соответствовал новому этапу развития общества, чем мифология. Таким образом, философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении. Ответ на вопрос «Из чего?» возникла философия, предполагает рассмотрение трех существующих на этот счет концепций: – мифогенная, объясняющая возникновение философии из мифологии; – гносеогенная, объясняющая возникновение философии из знания, из начатков наук; – дуалистическая – гносеогенно-мифогенная, объясняющая возникновение философии на основе трех источников – мифологического мировоззрения, знания, накопленных предыдущей эпохой, и обыденного сознания. 4. Функции философии. Философия как мировоззрение и как система знаний, выполняет следующие функции: – мировоззренческая (способствует формированию целостной картины мира); – методологическая (вырабатывает всеобщие методы познания и преобразования мира); – гносеологическая (формирует достоверное знание об окружающей действительности); – критическая (способствует развенчанию заблуждений, предрассудков, разрушению устаревших взглядов и догм); – социально-коммуникативная (объясняет сущность общества, его эволюцию, структуру, движущие силы и противоречия в общественном развитии, указывает пути их устранения); – прогностическая (философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему, поскольку предоставляет возможность предвидеть тенденции развития природы, общества, человека и познания); – воспитательно-гуманитарная (формирует гуманистические ценности, идеалы человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни); – аксиологическая (оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей [1]–[3] [8, с. 9–21], [9, с. 10, 25–26, 35–36, 91–94, 188–189], [12], [14], [54], [56], [66], [71], [85], [88]. |