Практическая работа. Семинар 1. Семинар 1 Предмет истории цель и задачи ее изучения
Скачать 22.98 Kb.
|
Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изученияМесто истории в системе наук. Предмет исторической науки. История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам. История подразделяется и по широте изучения объекта: История мира в целом (всемирная или всеобщая история), История континентов (например, история Азии и Африки), История отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. История развития исторического знания. История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 – ок. 1047), Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства». В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Методы и источники изучения истории. Историография, методология и теория исторической науки. Методы изучения истории (метод – совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания): сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени, выявление сходства и различия между ними); системный (раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов); типологический (классифицирует исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков); ретроспективный (историко-генетический) (выявляет причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры), обеспечивает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений); идеографический (описание исторических событий и явлений); синхронный (изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними); проблемно-хронологический (изучение последовательности исторических событий во времени). Историография — в узком смысле слова совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография). Методология - это учение о научном методе познания или, по-другому, совокупность методов, применяемых в исторической науке. Теория истории — это высший уровень исторического познания, основанный на конкретном знании событий, но выраженный в наиболее общих представлениях об исторических процессах. Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) означает прием, средство познания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Сегодня, изучая историю России, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Изучая историю России, мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело сегодня с такими понятиями, как "ближнее зарубежье" и "дальнее зарубежье". В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства, входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к России эти государства стали уже "ближним зарубежьем". Мы не можем сразу забыть, что эти республики, составлявшие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории. Среди подходов к изучению истории можно выделить два основных — формационный и цивилизационный. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества — формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. В основу формационного подхода было положено учение немецкого философа К. Маркса, который говорил о становлении коммунистической формации после капитализма. Недостатком формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных народов, мало внимания уделяется роли личности в истории. Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — многозначный термин, его можно понимать по-разному: как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — синоним культурного развития); как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными). |