Семинар 3. Семинар 1
Скачать 32.25 Kb.
|
Семинар 3. 1. Моральные оценки являются весьма распространенным явлением в жизни человека. Он сам, не задумываясь над тем, как он это делает, выносит моральные суждения, одобряет или осуждает те или иные поступки окружающих, общественные явления, свою собственную жизнь. При этом моральные оценки опираются на эмоции и чувства, выносятся на интуитивном уровне, отражают ограниченный индивидуальный жизненный опыт субъекта и поэтому оказываются чрезвычайно субъективными, пристрастными. Даже близкие друзья могут разойтись поэтому во мнениях, хорошо или плохо рассказывать родителям о своих взаимоотношениях со сверстниками, списывать несделанную домашнюю работу, отказаться от общения с приятелем, если на этом настаивают старшие. Еще более трудные дилеммы встают перед человеком во взрослой жизни и на общественном поприще, когда приходится строить свои отношения с другими людьми, учитывая их моральные качества, характер отношений, содержание деятельности, вокруг которой эти отношения складываются. Ведь мораль — очень тонкая духовная сфера взаимоотношения людей, пронизанная их субъективным отношением к действительности, но в то же время предполагающая, для того чтобы моральная оценка была истинной, искусство выявления объективной общественной значимости, ценности того явления, на которое она обращена. Поэтому представляется важным и необходимым проанализировать, что собой представляет моральная оценка, чем определяется и от чего зависит ее содержание, в каких формах она выступает и какую роль играет в морали. Вообще моральная оценка есть одобрение или осуждение моральным сознанием явлений, окружающих субъекта сознания, установление соответствия или несоответствия между поступком, установкой, чертами характера или мотивами человека, его образом жизни, между существующими общественными отношениями, — вообще, между явлениями человеческой жизни и требованиями морали, и характеристика этого соответствия (или несоответствия). Моральная оценка представляет собой субъективную и осознанную сторону объективно складывающегося ценностного отношения человека к действительности, установление его значимости, смысла. При ее анализе можно выделить субъект оценки, объект оценки, характер и форму выражения, а также основание вынесения оценки, ее критерии. В качестве субъекта моральной оценки выступает человек или определенное сообщество, обладающее относительно устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Объектом моральной оценки некоторые авторы считают только моральную деятельность человека, его поступки, причем в самих поступках выделяют в качестве непосредственного объекта оценивания то, что определяется волей человека и зависит от нее. При этом оценка общественных отношений в более широком плане как объективного результата их взаимодействия, складывающегося независимо от их желания и волн, рассматривается как идеалистическое морализирование, вытекающее из непонимания сущности общественно-исторического процесса и неправомерного распространения на него принципов и критериев морального сознания, которое оперирует идеалами и пожеланиями, а не законами развития. По-видимому, здесь путается вопрос о моральной ответственности человека за результаты своих поступков, которая действительно включает в себя установление произвольности и умышленности действия, и вопрос об установлении значения определенных явлений для человека, не зависящего от того, является ли оно результатом чьего-то субъективного умысла или нет. Даже явления природы не только в глубокой древности наделялись людьми моральными характеристиками и персонифицировались в образах божеств - Любви, Вражды, Мщения, Зависти и т. д., но и сейчас сплошь и рядом характеризуются моральными эпитетами — «доброе, ласковое солнце», «злой ветер», «ужасный шторм». Тем более такие явления, как войны, социальные столкновения, социальное неравенство, коррупция, угнетение и насилие, безусловно, проистекающие из объективных причин, напрямую затрагивают интересы человека, вызывают к себе определенное отношение и являются поэтому объектом моральной оценки. Сами сферы общественной жизни — экономика, политика, право, духовная культура общества — также являются объектами моральной оценки, ибо мораль задает им гуманистические перспективы и обязательно оценивает, насколько они оказываются близки к своей реализации. Оценка тем самым оказывает косвенное воздействие на систему общественных отношений, формируя определенное отношение людей к социальным фактам и институтам и корректируя их деятельность. Более того, моральной оценке подвержены даже сами моральные требования и ценности, ибо рефлексивная природа морального сознания и ее ориентация на самостоятельный характер принятия моральных решений предполагает осознанный характер принятия моральных требований, их усвоение на основе признания ценности. Таким образом, можно констатировать, что объектом моральной оценки могут быть все без исключения явления человеческой жизни. Отсюда же вытекает и такая модификация моральной оценки, как самооценка, когда субъект и объект моральной оценки совпадают в одном лице. Самооценка в наибольшей степени оказывается пронизана субъективностью человека, ибо чрезвычайно трудно взглянуть на себя непредвзято, со стороны, вследствие чего самооценка, как свидетельствуют психологи, никогда не бывает полностью адекватной объективной ценности человека. Самооценка может быть завышенной, когда человек ставит для себя облегченные цели и заниженные требования, преувеличивает степень противодействия со стороны неблагоприятствующих обстоятельств, а соответственно и своих заслуг по их преодолению. В конечном итоге завышенная самооценка является выражением неравноправного, привилегированного положения, в которое ставит самого себя моральный субъект, и поэтому она сопровождается самомнением, заносчивостью, тщеславием, хвастовством, что приводит к конфликту с окружающими, а зачастую оборачивается большим крушением личности при столкновении с действительностью, неизбежным при завышенных амбициях и неадекватном учете реальности. Однако самооценка может быть и заниженной, если человек не чувствует в себе сил для соблюдения завышенной шкалы моральных требований, которые предъявляет себе, и заранее, даже не попробовав выиграть, считает себя проигравшим, неудачником. Поэтому так важно корректировать самооценку с учетом мнения о себе окружающих, уметь учитывать и взвешивать чужие мнения о своих моральных характеристиках, сопоставлять их с собственными представлениями и вообще развивать навыки самоанализа, самоконтроля и самокритичности. По своему характеру и непосредственной форме выражения моральная оценка выступает как реакция одобрения или осуждения в виде поощрительных или неодобрительных действий, мимического или словесного выражения симпатии и поддержки, или неудовольствия и критики. Однако наиболее полно моральная оценка выражается в понятийных характеристиках и оценочных суждениях — честный, порядочный, мужественный, скромный, лицемерный, равнодушный, щедрый, гостеприимный и т. д. Соответственно самооценка чаще всего принимает форму чувств и переживаний — стыда, вины, раскаяния или гордости, чувства собственного удовлетворения, но может выражаться и в рациональной форме самохарактеристики. В любом случае внутренним содержанием моральной оценки является установление меры добра, справедливости, должного в реальной действительности, в поступках или помыслах и устремлениях человека. Моральная оценка не регулирует непосредственно, как это делает требование, поведение человека и общественные отношения, но помогает более ясно установить и осознать положение дел, значение происходящего, стимулируя через более полное осознание более совершенное поведение. Поэтому в качестве основания для моральной оценки мотивов и установок поведения, качеств характера, поступков человека, всей его жизненной позиции, также как явлений общественной жизни, выступают сами моральные ценности — различные формы выражения моральных требований, с которыми и происходит сопоставление. Это нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести и достоинства, долга. Все это непосредственные, внутриморальные основания и критерии для формирования моральной оценки, присущее им содержание служит критерием, шкалой отсчета для оценки явлений жизни. Однако вследствие неопределенности и неоднозначности содержания моральных требований и ценностей, их исторической относительности и изменчивости требуется какой-то более общий критерий, по которому можно было бы оценить сами моральные ценности. Таковой высшей ценностью, а следовательно, и основанием для определения ценности самих моральных требований может быть только интерес в сохранении, упрочении и развитии человеческой жизни, в создании все более благоприятных условий для ее совершенствования не столько в физическом, сколько в духовном смысле. «Человек — высшее существо для человека...»* — писал К. Маркс, когда еще был «абстрактным гуманистом», то есть когда он не использовал классовые различия в обществе для разделения его на тех, кто соответствует понятию человека, и тех, кто его в себе истребил до полной неузнаваемости. В полном соответствии с принципами так называемого «абстрактного», а по сути единственно возможного гуманизма, выражающего отвлеченные от реального исторического процесса с его этапами, периодами, социальной структурой принципы человечности вообще, Маркс писал, что «человек должен сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески». Это означает, что высшим, абсолютным критерием и основанием моральных ценностей, являющихся в свою очередь основанием для конкретных моральных оценок, является общественно-историческая необходимость развития и самоутверждения ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности. Именно интересы личности, а не рода, сословия, класса, нации, государства с их отдельными, особенными, а не всеобщими интересами лежат в основании иерархии моральных ценностей. А присущая морали абстрактно-всеобщая форма их выражения как раз и означает, что моральные ценности и требования, принципы человечности равно присущи всем людям, делают их равными в моральном отношении независимо ни от каких социальных различий. Никаким другим образом обеспечить равенство прав и взаимопризнание интересов, как свести их к интересам человеческой природы вообще, невозможно. Таким образом, моральная оценка, выявляя в фактах и событиях действительности реальную меру добра и зла, степень их соответствия должному, правильному, справедливому порядку вещей, который в идеальной форме выражает всеобщие принципы человечности и поэтому всем одинаково должен быть желанен, демонстрирует, каким надо быть, как надо поступать, что делать, а что не делать ни при каких обстоятельствах, чтобы было хорошо или по крайней мере лучше, чем было. Высокая положительная моральная оценка поступков, человеческих качеств и способностей, проявлений характера переносит авторитет морали на самого человека, возвышает его в глазах окружающих и в собственных, придает чувство уверенности и укрепляет чувство собственного достоинства. Вследствие этого моральная оценка зачастую становится средством получения выгоды и упрочения благополучия вопреки справедливости и истине, то есть, будучи неадекватной, она вместо положительного стимулирующего воздействия способна оказывать и разрушительное действие. О неадекватности самооценки и ее отрицательном воздействии на моральные взаимоотношения уже говорилось. Но и неадекватная моральная оценка общественным мнением или отдельной личностью, будучи несправедливой, не соответствующей объективной ценности предмета оценки, подрывает авторитет морали, не позволяет ей выполнять свое предназначение. Наиболее безобидной формой неадекватной моральной оценки является превознесение достоинств личности в виде комплиментов. Комплимент как лестное замечание, похвальное суждение, призванное оттенить и подчеркнуть действительные, а иногда и мнимые, достоинства человека, безусловно, может выражать искреннее доброжелательство и расположение говорящего и тем способствовать более теплым отношениям. Однако грань между комплиментами и лестью настолько тонка, что часто ее невозможно уловить. Поэтому льстец использует желание всякого человека как можно лучше и достойнее выглядеть в глазах окружающих и перед самим собой, и сознательно собирает вместе суждения о моральных достоинствах человека, которые при этом чаще всего преувеличиваются, опуская другие его характеристики, чтобы добиться доверия и благорасположения, а с ними и каких-то выгод. Он превозносит честность и бескорыстие, доброту и справедливость того, кого оценивает, приводит подтверждения его щедрости и великодушия, принципиальности и твердости, слушать которые любой человек готов бесконечно, подобно женщине, которой говорят о красоте, или актеру, чей талант превозносят до небес. Причем в этом случае моральная оценка используется вовсе не для того, чтобы вдохновить человека, дать ему силы и уверенность в себе, чтобы становиться лучше, а для достижения корыстных целей хладнокровно и расчетливо спекулируя на человеческих слабостях. Понятно, что попасться на такую удочку может каждый, однако единственное средство противостоять подобного рода искушениям — это развитие собственного морального самосознания, способности к моральной оценке и самооценке, самокритичность и умение взвешивать чужие мнения и суждения. В условиях повышения авторитета морали в открытых демократических обществах, где политическая жизнь проходит на виду у общественности и где вследствие этого политическое и экономическое благополучие в значительной мере определяется общественным мнением, весьма широкое распространение получает моральная дискредитация противников, то есть лишение их морального авторитета и доверия со стороны общества. Достигается это как прямыми разоблачениями «подлинного» смысла совершаемых кем-то действий, чаще всего вскрывается их корыстолюбивая подоплека, связанная со стремлением получить больше власти и влияния или богатства вопреки справедливому, основанному на взаимном признании равенства прав и интересов всех людей, порядку, так и при помощи «войны компроматов». Компромат представляет собой определенную информацию, тщательно скрываемую заинтересованными сторонами, но якобы выплывшую наружу, из которой следует с необходимостью вывод о моральной нечистоплотности участников какого-то действия, что с неизбежностью бросает тень и на само это действие, а также вполне способно окончательно погубить их карьеру. В демократическом обществе, когда карьера публичных деятелей зависит от выбора их людьми, будь то на политическом поприще или в сфере производства товаров, развлечений или услуг, их репутация находится под жестким общественным контролем и ее нравственная составляющая становится предметом публичного внимания и моральной оценки. А так как общественное мнение формируется во многом средствами массовой информации, способными мгновенно вознести или ниспровергнуть репутацию деятеля в глазах общественного мнения, сами эти средства даже получают неофициальное наименование «четвертой власти». Их независимость или подконтрольность становятся важным условием объективности или злонамеренной тенденциозности формируемой ими моральной оценки и репутации публичных деятелей, что заставляет последних постоянно контролировать свое поведение, а с другой стороны, бороться за подчинение своему влиянию этой самой «четвертой власти». Наиболее крайней формой намеренного использования искажения моральной оценки являются клевета и оскорбления, заключающиеся в сознательном искажении действительного положения дел с целью нанести как можно больший ущерб репутации человека или его достоинству. Если это происходит публично, то тут уже вступает в силу правовая оценка ситуации. При этом следует иметь в виду, что ущерб репутации и утрата достоинства происходят не в результате сообщения и распространения порочащих человека сведений, если они верные, а в результате совершения того, о чем эти сведения сообщают. Если же сообщаемые сведения, порочащие честь и достоинство человека, неверны, искажают действительное положение вещей, не соответствуют фактам, то здесь имеет место заведомая клевета. Поэтому в задачу правового разбирательства входит именно установление соответствия распространяемых сведений фактическому положению дел, а не то, задевают или нет они авторитет и репутацию тех или иных деятелей. Безусловно, что все это накладывает огромную ответственность на представителей «четвертой власти» и предполагает тщательную проверку сведений и корректную, неоскорбительную форму их подачи. В то же время тот, кто делает своей специальностью моральные разоблачения, сам должен быть всегда образцом нравственного поведения, ибо в противном случае он может уподобиться фарисеям, «возлагающим на человека бремена тяжкие и неудобоносимые, а сами пальцем не желающие пошевелить». Рассмотрение общих принципов и характера моральной оценки, ее роли в общественной жизни необходимо довести до оценки отдельного поступка, составляющего «клеточку» человеческой деятельности. Ведь именно в практической деятельности находят реализацию моральные ценности, меру и степень которых удостоверяет моральная оценка. 2. Согласно одному из наиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. По способу своего бытия мораль – это система норм, принципов, ценностей, которые определяют реальное поведение людей. В морали воплощено единство духовного и практического: с одной стороны, она является основой культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека, всё его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями. Специфичность морального способа регуляции проявляется в том, что он носит универсальный характер и реализуется во всех сферах жизни. Особенностью морали является ее оценочно-императивный характер. Это значит, что мораль рассматривает явления мира, поступки и мысли людей через призму ценностей и оценок и требует от людей особенного – морального типа поведения. Именно императивность делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, другим людям, самому себе, обеспечивая оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не – Я. Как форма общественного сознания и как совокупность бытующих нравов, мораль определяет и корректирует поведение человека, его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первым способом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). На отношение морали и социальности (социальных отношений) известны две основные точки зрения. Согласно одной, мораль представляет собой разновидность социальных отношений, более того, обусловлена базовыми общественными отношениями (Маркс, Дюркгейм); согласно другой, мораль не зависит непосредственно от социальных отношений, более того, она предзадана социальности. Двойственность в этом подходе объясняется следующим. Мораль, безусловно, присутствует в общественной практике и опосредована ею. Вместе с тем мораль неоднородна: с одной стороны, она представляет комплекс принципов, в основе которого лежит отвлеченный идеал, а с другой - практические ценности и требования, посредством которых этот идеал индивидуально осознается и отображается обособленным сознанием и включается в регулирование отношений людей. Идеал, высшие ценности и императивы воспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами, которые фиксируют, объясняют и обосновывают их сообразно своим социальным интересам. Мораль, являясь продуктом социального опыта поколений, итогом этической рефлексии общества способствует людям обрести оптимальные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выражая общественные интересы, мораль в конечном счете обеспечивает индивидуальные интересы. И поэтому моральные устои общества являются основой как общественного, так и индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения. Сферой моральной регуляции является совокупность отношений личности и общества. Впрочем мораль существует преимущественно в этих отношениях и реализуется через них. Побудительный (императивный) характер ее проявляется в том, что жизнь личности неотделимо от моральных требований общества, как и перспектива развития общества неразрывно связана с активностью людей. Поэтому моральная регуляция отношений личности и общества является их внутренним двигателем развития, импульсом человеческой деятельности. Объект моральной регуляции — поведение личности. Любые представления об обязательности, идеалы, нормативные установки требуют эффективных механизмов воздействия на человека и реализации им этих представлений на практике. Поведение человека выступает как совокупность поступков личности за относительно длительный период в различных условиях. Эти поступки морально оцениваются, поскольку является эффективным показателем морального состояния, моральных качеств, мотивов поведения человека. Регулятивная роль морали, как и культуры, оказывается в направлении человека на совершение таких поступков, основу которых составляют не конъюнктурная заинтересованность и поиск выгоды, а создание Добра, Истины, Красоты. Моральная регуляция охватывает широкий круг человеческих отношений, но основным ее задачей является гармонизация интересов личности и общества. Эти взаимообусловлены, противоречивые интересы образуют специфический "срез" общественного бытия, который и является предметом морального отражения и регулирования. Потребность упорядочивания личных и общественных интересов имплицитно присутствует на всех уровнях и во всех формах моральной регуляции, проявляются в специфических для морали оценочных и императивно-нормативных формах. Императивная (лат. иmperativus — властный) регуляция предусматривает безусловный моральный приказ, присущий ума, вечно, неизменным и положенным в основу морали. Гармоническое единство общественных и личностных интересов — один из центральных принципов морали. Гуманистическая концепция к решению проблемы "общество — коллектив — личность" отрицает идею абсолютизации подчиненности личности коллективу, обществу, которая была доминантной в системе нравственного воспитания прошлого. Согласно этой концепции не является продуктивной и мысль о неограниченном, безусловный приоритет личности по отношению к коллективу. В таком аспекте рассматривают вопрос нравственного воспитания представители некоторых современных педагогических направлений, в частности личностно ориентированного. Во взаимодействии "индивид — общество" следует учитывать требования категории "мера", которая исключает односторонность, абсолютизация явлений и в этике играет роль нормы, ее применение будет способствовать решению проблемы соотношения долга личности перед коллективом и коллектива перед личностью, позволит определять взаимное "моральный порог" требований, оценок, ценностей. Примером моральной регуляции может послужить взаимоотношения в обществе: сидя в общественном транспорте, уступить место пожилому человеку; помочь бабушке перейти через дорогу; помочь девушке на улице, если к ней пристают; в каких-либо спорных ситуациях вести себя более спокойным и не повышать тон на окружающих; обходится вежливым ко всем и более терпимым. 3. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений. Поведение человека единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем. Так подросток после отрицательной оценки родителей, учителей, сверстников (скорее всего последних), приучается размышлять над своими поступками и соотносить их с моралью общества. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования моральных норм. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция. Хороший пример морального воспитания, в общем - это образовательная система в школе. Возьмем уроки литературы. "…То литературное произведение нравственно и должно быть отобрано для изучения в школе, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении" (К.Д. Ушинский) Обладая огромной силой воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает нравственные или, как мы говорим, высокие чувства. Традиционное изучение литературы, конечно, показывает, что приобретение учащимися специальных знаний по литературе еще не гарантирует их нравственной воспитанности, проявляющейся в общении и поведении. Усиление роли духовно-нравственного может проявляться в формировании умения воспринимать мир чувств и переживаний героев художественного произведения. Когда учитель обращается к личному жизненному опыту учащихся, они именно на основе собственных наблюдений, собственного опыта начинают постигать, что каждое событие дня, каждый рассказанный ими эпизод имел свое начало и свой конец, каждый из них был наполнен содержанием. Задания, которые не имеют однозначных результатов выполнения (это такие вопросы как: "Кто я?", "Почему люди совершают подвиги?", "Почему человек способен унизить другого человека?" и т.п.) принципиально отличаются от традиционных вопросов, у которых есть "правильные" ответы. Ответ ученика на них всегда интересен и отражает степень творческого самовыражения в оценке моральных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей. Подростковый возраст - это один из самых трудных периодов жизни ребенка. Желание подростка самоутвердиться, доказать свою "взрослость" проявляется чаще всего в неумении и нежелании считаться с теми, кто с ним рядом. Именно в этот момент детям нужна поддержка и понимание взрослого. В школе, понимая всю важность нравственных проблем для учащихся, учитель, используя художественные тексты и акцентируя их внимание на нравственные оценки героев, показывает множество "моделей" человеческого поведения и общения. Так ребенок в первую очередь в рамках семьи (когда родители показывают модели поведения), а затем в рамках школы начинает постигать нормы общества, приучается сравнивать их со своими поступками и обретает возможность нравственного самоопределения. 4. Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существование морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очеловечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то мораль и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания. Итак, гуманистическая задача морали – сделать мир подобающим человеку и человека – достойным своего имени. В процессе жизни мы постоянно играем социальные роли, в каждой ситуации мы проявляем лишь часть своего «я», выполняя соответствующие функции. В морали же мы предстаем вне частностей – как «люди вообще». Мораль возвращает человеку его целостность, олнокровность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль. Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее – в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом. Ценностно-ориентирующая функция. Моральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется в жизни по нравственным ценностям. Мораль содержит такие важные для человека ориентиры, как представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу. Познавательная функция. Моральное сознание отражает мир в категориях добра и зла, тем самым оценивая происходящее. Это не объективно-научное исследование мира, как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни. |