Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Тотемизм

  • 1.3. Фетишизм

  • 1.4. Шаманизм

  • 1.5. Аними з м

  • 1.6. Культ предков

  • 2. Определить формы и способы проявления ранних форм религии в современных религиозных системах.

  • 3. Структурировать информацию по вынесенным вопросам и составить краткий конспект на каждый из них.

  • 4. Структурировать информацию по лекции №2 и составить ее конспект.

  • 129641 задание 2. Семинар 2 Задание по теме семниара 2


    Скачать 105 Kb.
    НазваниеСеминар 2 Задание по теме семниара 2
    Дата12.02.2023
    Размер105 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла129641 задание 2.doc
    ТипСеминар
    #932331


    Семинар 2

    Задание по теме семниара 2

    1. Рассмотреть ранние формы религии и раскрыть сущность каждой из них:

    1.1. Магия

    Магия.  - вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил.

    Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

    1.2. Тотемизм

    Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

    Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

    1.3. Фетишизм

    Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

    У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию. 

    1.4. Шаманизм

    Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире. 

    1.5. Анимизм

    Анимизм.  вера в существование души и духов (от латинского слова "анима" - "душа"). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий человека мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

    Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.  

    1.6. Культ предков

    Культ предков  - верования, в которых основным объектом поклонения становятся предки и их духи, с помощью которых можно якобы заручиться, прибегая к различным обрядам и церемониям. Культ предков лег в основу религии - конфуцианства.

    2. Определить формы и способы проявления ранних форм религии в современных религиозных системах.

    Религиозные представления и религиозный культ первобытного общества существенно отличались от представлений и культа современных религий.

    Однако не следует делать вывод о том, что первобытная религия и современные религии отделены друг от друга непроходимой пропастью. Наоборот, в современные религии вошли многие характерные черты первобытных религиозных представлений. Почти все современные религии сохраняют пережитки тотемизма и культа животных. Иудаизм, например, запрещает верующим употреблять в пищу свинину. Этот запрет возник у древних евреев, считавших свинью своим тотемным животным. В христианстве пережитком тотемизма является изображение святых в виде животных: на православных иконах святого Христофора рисовали с собачьей головой. Широко растространено изображение святого духа в виде голубя. Таинство причастия в христианстве восходит к древнейшим обрядам приобщения к тотему.

    В современных религиях сохраняются также и многочисленные пережитки первобытных анимистических верований. Одним из них является вошедшее во все религии мира представление о душе и её загробном существовании. Правда, с течением времени оно сильно изменилось: душу стали изображать более отвлечённо, как некое духовное начало, а с загробным миром в условиях классового общества стала связываться идея воздаяния. Вера в духов также подверглась изменению: например, в христианстве роль добрых духов стали играть ангелы, роль злых – нечистая сила (черти, ведьмы и пр.).

    Магия явилась основой культа всех современных религий – христианства, ислама, буддизма и др. Так, в христианстве молебны о дожде, благословение урожая и другие обряды, миропомазание, соборование, паломничество к «святым» источникам и т.д. – это не что иное, как магические действия, уходящие своими корнями к магии погоды и плодородия, к лечебной магии. На почве лечебной магии возникли представления о духах и богах – целителях болезней. Пережитком магической веры в амулеты является в христианстве ношение ладанок, нательных крестов и т.п.

    3. Структурировать информацию по вынесенным вопросам и составить краткий конспект на каждый из них.

    Для понимания первобытных верований следует учесть то, что изначально человек чувствовал себя частью естественной природы, вне которой он не мог представить своё существование или, по крайней мере, свою благополучную жизнь. Соответственно, природу он понимал согласно собственным ощущениям и собственному пониманию своей жизни и жизни своего рода. В результате сложилось мнение, что предметы естественной среды также живые и способны к переживанию чувств. Такая установка подкреплялась и отсутствием научной информации о явлениях природы, что лишало людей возможности понять природу молнии, грома, огня. Между тем последние способны объективно влиять на жизнь человека. Так, огонь обжигает тело, сжигает дома; молния способна убить. Таким образом, складывались предпосылки к анимизму – одушевлению естественных предметов и природных явлений.

    Первобытный человек до неолитической революции ничего не знал о мелиорации и развитом сельском хозяйстве. Однако он видел, что из земли растут питательные травы и на деревьях растут плоды, а это значит: кто-то высший заботится о них и кто-то создал самого человека. Переход в период неолита к производящему хозяйству мог подвести человека к мысли о том, что забота о земле приводит к тому, что земля даёт хороший урожай. Так, возможно, сложились представления о Богине-Матери.

    Культ Богини-Матери – один из самых древних, времени появления которого выявить невозможно. Однако почти во всех обитаемых местах земного шара находят статуэтки женских фигур, возраст которых датируют каменным веком. Такие статуэтки принято называть «Венерами». Эти статуэтки, скорее всего, были культовыми изображениями Богини-Матери. Причём этот культ носил универсальный характер, поскольку во многих местах Земли статуэтки имеют идентичные признаки. В ходе развития языка Венеры наделялись именами, отличавшимися друг от друга в силу особенностей языка тех или иных народов. Так, у маори Венера именуется Пэпа, в Карфагене – богиня-дева Танит, в Египте – Исида.

    У индейцев племени шауни Солнце выступало в роли отца, а земля – в роли Матери, сами же индейцы считали себя их детьми. В языческой Руси Мать-Земля имела конкретное метафизическое значение, обозначавшее душу природы, супругу «Хозяина Неба». Она правит всеми природными процессами и вселяет в людей способность к любви. Вместе с тем статуэтки Венер указывают и на восприятие женщины, роль которых, преимущественно, сводилась к рождению и воспитанию детей.

    Фетишизм – это обожествление и почитание какого-либо предмета естественного или искусственного происхождения. Слово фетиш происходит от португальского слова feitico – амулет, обладающий защитными, охранительными свойствами. От фетишей ждали удачи и безопасности. Если фетиш не выполнял своего назначения, то его заменяли другим, а у некоторых народов даже наказывали.

    Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве с мифическим предком, в роли которого, как правило, выступают какие-либо животные или растения. Так, согласно верованиям дагонов – народа, проживающего на территории Мали, – предок имеет внеземное происхождение, поскольку дагоны убеждены, что он прилетел со звезды. Интересно, что свои убеждения они подкрепляют относительно чёткими знаниями по астрономии, не имея при этом ни специальных приборов, ни науки как таковой. В том случае, если у какого-то народа тотемом является животное, то вид, к которому оно относится, объявляется тотемным; значит, представителей этого вида нельзя убивать или есть. Зачастую, во время межплеменных конфликтов, люди верят, что, убив тотемное животное враждебного племени, ослабят это племя. Однако в целом тотем не наделяется какими-либо магическими свойствами и не обожествляется. Его роль касается только родственных связей. Вместе с тем важно отметить, что на основе тотемизма складывался культ животных – зоолатрия, в котором определённый вид животных обожествлялся и служил объектом для поклонения. Существует также культ растений, называемый фитолатрией.

    Достаточно широко распространен культ предков. Проявление этого культа находит своё отражение, прежде всего, в погребальных обрядах. Во многих традиционных общностях распространено мнение, что если погребальный обряд провести небрежно или вообще не провести, то душа умершего не попадёт в загробный мир и возвратится к родному селению, став при этом злым духом. По верованиям этих народов, потусторонний мир духов почти не отличается от мира живых людей.

    В языческих религиях зачастую обряды выполняют и колдуны. Они, помимо религиозных функций, выполняют ряд других целей: медицинские, социальные. Вместе с тем в отношении религии важно подчеркнуть, что колдун, в соответствии с языческими установками, обладает властью над природой.

    Одной из форм выражения первобытных верований является шаманизм, сложившийся в древние времена, но сохранившийся и в современном мире, например, в культуре народов Сибири и Северной Америки.

    4. Структурировать информацию по лекции №2 и составить ее конспект.

    По содержанию религии делятся на:

    - ранние формы религий;

    - политеизм (многобожие);

    - монотеизм (единобожие).

    Культурно-региональная типология религий

    Религии по культурно-региональному принципу различают на:

    - религии Запада (иудаизм, христианство);

    - религии Востока (учения Китая, Индии, Японии);

    - религии Юга (трайбалистские, африканские племенные верования);

    - нативистские религии (естественно-природные) и религии коренных народов Америки.

    Типология религий на основе сакрального текста

    В эту группу религий входят авраамические религии на основе признания значения сакрального текста Ветхого Завета. Сюда относят иудаизм, ислам, христианство. Авраам – это библейский патриарх, которого называют отцом всех, кто чтит единого Бога.

    Религии естественные и исторические

    Под естественными религиями подразумевают традиционные системы ценностей, наследуемые группой людей. Они не сформировались в результате деятельности пророков, их учение не основывалось на письменных источниках, откровении и священном писании. Верования передаются из поколения в поколение через мифологические повествования, древние обычаи и ритуалы. Религиозная группа включает весь социум, каждый член которого разделяет его религиозные традиции.

    Возникновение исторических религий (этических, пророческих, религий откровения) связано с деятельностью основоположников и событием откровения, развивается вероучение, формулируются доктринальные положения, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, происходит разделение на священнослужителей и рядовых верующих. Наиболее значительными историческими религиями являются зороастризм, буддизм, христианство, ислам.

    Содержание мифолого-религиозной картины мира включает:

    1) представление о Боге (Абсолюте или богах), его история, учение;

    2) представления о воле Бога, о его требованиях к людям;

    3) представления о человеке, об обществе, о мире, конце света, путях спасения человечества, о загробном или ином потустороннем мире и др.;

    4) религиозно-этические и религиозно-правовые представления и нормы;

    5) представления о церковной организации, взаимоотношениях клира и мира и др.

    Мифолого-религиозное сознание включает ряд компонентов:

    1) вера (восприятие определенной информации и следование ей, независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям);

    2) мифопоэтическое (наглядно-образное) содержание;

    3) теоретический (абстрактно-логический) компонент;

    4) интуитивно-мистическое содержание.

    Характерной особенностью древнегреческой религии выступает:

    Олицетворение и одушевление явлений природы (анимизм);

    Человекоподобное изображение богов (антропоморфизм);

    Описывается история их (богов) происхождения;

    Богатая мифология (мифопоэтическое содержание), раскрывающая образы божественных сил, взаимоотношений между божествами, между божествами и людьми.

    Древнегреческому политеизму присуща нижеследующая периодизация:

    III – II тыс. до н.э. -- крито-минойская религия;

    11 – 9 вв. до н.э. – Гомеровский период («темные века»);

    8 – 6 вв. до н.э. – архаика;

    5 – 4 вв. до н.э. – классический период (герои: Геракл, Орфей, Пифагор, Платон и др.);

    4 – 1 вв. до н.э. – религия эллинистической эпохи;

    1 – 6 вв. н.э. – религия древних греков существует параллельно с религией Древнего Рима и христианством.

    Структура религии включает в себя ряд тесно взаимосвязанных между собой компонентов. Среди них можно выделить три основных: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное, нечто, не подчиняющееся законам материального мира и противостоящее реальному, земному.

    Религиозное сознание – это система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях.

    На уровне религиозной идеологии религиозное сознание существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Кодифицированное вероучение:

    Формируется преднамеренно и сознательно;

    Выступает как целостная система взглядов на мир, выраженная в форме догматов, поучений, утверждений;

    Включает в себя концептуальное учение о мире, природе, обществе, человеке, ангелах и т.д.;

    Также включает в себя религиозную философию, богословие (теологию).

    Теология или богословие (от греч. Theos – Б-г, logos – учение) многообразна. Включая в себя разные теоретические аспекты религии, она состоит из ряда богословских дисциплин, излагающих различные стороны вероучения и культа.

    Обыденное религиозное сознание – это религиозные представления, взгляды, верования, чувства, существующие в форме разрозненных идей, образов, мифических рассказов и т.д.

    Культ (от лат. «уход», »почитание») – это совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается воздействовать на сверхъестественные и реально существующие объекты.

    Религиозный культ есть не что иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.

    Религиозная организация – это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретно-исторических условий и специфики самой религии религиозные организации принимают разную форму.

    Христианство

    1. Социально-экономические предпосылки возникновения

    2. Истоки христианской идеологии

    3. Основы вероучения

    4. Основные этапы развития христианства (церкви)

    Христианство (от греческого слова Christos – «помазанник», «мессия») – самая распространенная из всех мировых религий. Его исповедуют более 1,5 млрд. человек.

    Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине, которая являлась провинцией Римской империи.

    Христианство – монотеистическая религия (единый Б-г сотворил Вселенную и человека), но основные положения христианства вносят в монотеизм идею Троицы (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).

    Распространению христианства способствовали следующие причины:

    1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.

    2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.

    3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.

     С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:

    1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;

    2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;

    3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.

    Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.






    написать администратору сайта