семинар 3. Семинар 3 Средневековая Англия Социальноэкономическое развитие Англии в хiхiii вв. Книга Страшного суда
Скачать 42.68 Kb.
|
«Великая хартия вольностей». Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 года принадлежит к числу правовых памятников, сыгравших огромную роль в английской политической и правовой истории. Она появилась в пору расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов — духовных и светских. Однако в начале XVII века Великая Хартия Вольностей приобрела более широкое значение — английские политические деятели, боровшиеся против произвола королевской власти, придали этому документу, излагающему права и вольности высших сословий английского феодального общества, значение конституционного установления, то есть юридического акта, закрепляющего права и вольности всего населения Англии. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой документ, в котором объявлены и узаконены гарантии личной свободы всех подданных короля, были включены в текст "Петиции о праве", представленной королю Карлу I английским парламентом 2 июня 1628 года На основании содержания преамбулы к Хартии и большин¬ства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. "Знай¬те, — восклицает Его Величество, — что Мы, по Божьему вну¬шению и для спасения души Нашей и всех предшественников и наследников Наших, в честь Бога и для возвышения Святой Церкви и для улучшения королевства Нашего, по совету досто¬почтенных отцов Наших Стефана Кентербэрийского архиепис¬копа... во-первых, дали пред Богом свое согласие..., чтобы анг¬лийская церковь была свободна... Пожаловали Мы также всем свободным людям королевства Нашего за Нас и за наследни¬ков Наших на вечные времена все нижеописанные вольности..." Таким образом, английский король Иоанн представляет Ве¬ликую Хартию Вольностей в качестве юридического акта, ис¬ходящего исключительно от его королевской персоны, якобы озаренной Божественным внушением. Любопытно, что в "Пе¬тиции о праве" 1628 года указанная Хартия именуется "стату¬том, называемым "Великая Хартия Вольностей Англии" причины возникновения в Англии в начале XIII века острого конфликта между баронами, духовенством и горожанами, с од¬ной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205—1213 годах папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 года английский король пошел на уступки папскому пре¬столу в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал под¬держивать его. При анализе взаимоотношений английского ко¬роля и главы римско-католической церкви следует обратить особое внимание на весьма любопытную в политическом и юри¬дическом отношениях сделку, заключенную между ними в ок¬тябре 1213 года. Согласно условиям этой сделки король Иоанн передавал папе Иннокентию III все земли Английского коро¬левства и в свою очередь в тот же момент получал их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей английский король яв¬лялся вассалом главы католической церкви. История появления Великой Хартии Вольностей убедитель¬но показывает, что подписание ее королем Иоанном было серь¬езной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данная Хартия была составлена на осно¬ве статей, поданных королю Иоанну баронами. Текст указанных баронских статей сохранился под примечательным названи¬ем - - "Ista sunt Capitula que Barones petunt et dominus Rex concedit (Это — статьи, которые бароны предъявляют и на ко¬торые господин король дает согласие)". Все эти статьи (их было 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вари¬ант Хартии. В исторических хрониках сохранилось также сви¬детельство о первой реакции короля Иоанна на статьи, предъяв-ленные ему баронами. Согласно ему король, прослушав содер¬жание баронских статей, язвительно и злобно расхохотался и затем заявил: "Как это бароны удовольствовались такими неза¬конными требованиями? Что бы им уж потребовать все коро¬левство! Притязания их бессмысленны и ложны и не опирают¬ся ни на какое право". О том, что принятие Великой Хартии Вольностей было се¬рьезной уступкой короля своим противникам свидетельствует и сам ее текст. В статьях 61 и 63 рассматриваемого правового памятника говорится нечто, прямо противоречащее вышеупомя¬нутым высказываниям короля Иоанна о добровольном дарова¬нии им вольностей свободным людям своего королевства. Среди социальных групп английского общества, активно выступивших в начале XIII века против короля, безусловно, до¬минировали светские феодалы — бароны. Данное обстоятель¬ство существенно отразилось на юридической природе Вели¬кой Хартии Вольностей. хартии, напоминающие Великую Хартию Вольностей, издавали и другие английские короли — предшест-венники Иоанна. Так, в Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году, говорилось: "Знайте, что я по Божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства Англии коронован в короли этого королевства. И так как королевство было утеснено несправедливыми взиманиями, то я из почтения к Богу и из любви, которую к вам всем имею, святую божью церковь прежде всего делаю свободной; так что не буду прода¬вать, ни отдавать на откуп и после смерти архиепископа или епископа или аббата не буду ничего брать из домена церкви или с людей ее в то время, пока не вступил еще в нее преемник (умер¬шего)". Великая Хартия Вольностей 1215 года возникла, таким образом, не на пустом месте — она базировалась на прочной по-литической и правовой традиции. Вместе с тем она стала во мно¬гом новым явлением в политической и правовой истории Анг¬лии. Великая Хартия Вольностей была принята королем Иоанном под давлением широкого социального движения, в состав которого входили бароны, духовенство, рыцари, горожане, представители сельских жителем Значительная часть статей изучаемого правового памятника посвящена регулированию феодальных отношений (см., на¬пример, ст. 2—8, 16, 32, 60 и др.). Есть в нем статьи, регулирую¬щие торговлю (см., например, ст. 35, 41 и др.). Ряд статей при¬зван оградить население Англии от произвола со стороны ко¬ролевской власти, королевских должностных лиц (см., напри¬мер, ст. 9, 20, 28, 30, 31, 38, 39, 52 и др.). Причем от этого произ¬вола защищаются даже низшие слои общества — вилланы (см. ст. 20). По подсчету В. В. Штокмар, "основная масса статей (30) защищает интересы духовных и светских феодалов, 7 статей отражают интересы рыцарей и свободной верхушки держате¬лей и лишь 3 — интересы горожан1". В статье 1 Великой Хартии Вольностей провозглашается незыблемость прав и вольностей английской церкви. Любопыт¬но, что в проекте этого документа, представленном королю ба¬ронами, статья о правах и вольностях церкви отсутствовала. Большинство указанных статей содержалось в хартиях, из¬дававшихся другими королями Англии — предшественниками короля Иоанна. Особое значение имеют статьи 12 и 14 Великой Хартии Вольностей. Подобных статей не было в предыдущих хартиях английских королей. И это не случайно. Указанные статьи ог¬раничивают королевскую власть в той сфере, в которой она не знала ограничений со времен Вильгельма I (Завоевателя). Среди статей рассматриваемого документа, закрепляющих права и вольности различных слоев английского общества, осо¬бое место занимает статья 61. В ней говорится о гарантиях со¬блюдения положений Хартии королем. она предоставляет баронам и всему населению Англии ("общине всей земли") право открытого вооруженного выс¬тупления против короля в случаях, когда им нарушаются про¬возглашенные Хартией права и вольности. Правда, Хартия га¬рантирует при таком выступлении неприкосновенность лично¬сти короля, королевы и их детей. среди исследователей Великой Хартии Воль¬ностей отсутствует единство в общей оценке данного докумен¬та. И это не случайно. Хартия призвана была выразить интере¬сы всех групп английского средневекового общества, боровшихся с произволом королевской власти, но эти группы, сходясь в своем стремлении ограничить королевскую власть, расходились во многих других своих интересах. Именно поэтому в тексте Ве¬ликой Хартии Вольностей нашли свое отражение различные тенденции общественного развития, проявлявшиеся в Англии в начале XIII века. Обсуждая данный вопрос на семинарском за¬нятии, следует принять во внимание те события и процессы, которые происходили в английском обществе после принятия указанной Хартии — на протяжении всего XIII века. Принципы королевского правосудия закре¬пляются в статьях 17-22, 24, 34, 36, 38, 39, 40, 45, 52, 54, 55, 56, 57 Великой Хартии Вольностей. Тема пра¬восудия, таким образом, одна из стержневых тем данного документа. По словам Д. М. Петрушевского, "делу правосудия Великая Хартия отводит весьма видное место, не забывая при этом даже самых низших слоев английского общества. Можно даже сказать, что центр тяжести ее принципиального значения здесь именно и лежит, и самые знаменитые ее параграфы, стяжавшие Великой Хартии неувядаемую славу (§ 39 и 40), относятся как раз к судебному делу"1. Большинство статей Хартии имеет своей целью ограничен™ • произвола королевской власти в области правосудия. Так, смыслом статьи 17 заключается в том, что Суд Общих Тяжб может теперь собираться и рассматривать дела без участия короля. Согласно статье 34 "приказ, называемый Praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании, вследствие чего свободный человек (liber homo) мог бы потерять свою курию". Смысл содержания процитированной статьи можно понять лишь при условии, если будет точно определено значение термина "курия (curia)". Под этим термином в данной статье подразумевается сеньориальный суд (сеньориаль-ная курия). Термин же "приказ (breve)" обозначает выдавае¬мое королем предписание о рассмотрении дела в королевском суде. Следовательно, анализируемая статья запрещает королю передавать иски по поводу держания земельного надела, рас¬сматривавшиеся по тогдашней традиции в местных сеньори¬альных судах, в суды центральные, королевские. Термин "курия" проливает свет и на значение термина "сво¬бодный человек". Очевидно, что под ним подразумеваются в дан¬ной статье не все свободные люди английского королевства, а лишь феодалы — именно они имели "курию". Особое значение не только среди статей Великой Хартии Вольностей, провозглашающих принципы правосудия, но во всем тексте этого правового памятника имеет статья 39. соглас¬но ей каждому "свободному человеку" Английского королевства предоставляются гарантии против произвольного заточения под стражу, незаконной конфискации принадлежащей ему недви¬жимости, лишения правовой защиты, изгнания за пределы стра¬ны, лишения социального статуса и т. д. Суду пэров под¬лежали, как известно, только представители высших сословий средневекового общества. Поэтому слова "по приговору равных его (per legale judicium parium suorum)" относятся, безусловно, только к феодалам. Однако за указанными словами в статье 39 идут другие слова - - "или по законам страны (vel per legem terre)", которые могут относиться не только к баронам, но и к любым вообще свободным людям Английского королевства. Союз "или (vel)" является одновременно и соединительным, и разде¬лительным союзом. От того, в каком качестве данный союз вы¬ступает в последней фразе статьи 39, зависит смысл употреб-ляемого в начале указанной статьи термина "свободный чело¬век". Если этот союз является здесь соединительным, под "сво¬бодным человеком" в статье 39 Хартии может подразумевать¬ся только представитель высшего сословия. Если данный союз оказывается в рассматриваемом случае разъединительным, тер¬мин "свободный человек" обозначает любого свободного поддан¬ного английского короля. Встреча английского короля Иоанна Безземельного с баронами 15 июня 1215 г. на берегу Темзы завершилась подписанием с его стороны Великой хартии вольностей (далее – Хартия). Грамота была составлена по-латыни архиепископом Кентерберийским Стефаном Лэнгтоном – ставленником Папы Римского. Хартия явилась политико-правовым договором королевской власти со своим народом и, по мнению Д. М. Петрушевского, рядом своих положений представляла широкую конституционную грамоту, выходившую за пределы феодальных форм и идей. В годы английской революции (ХVII в.) она стала знаменем борьбы, основой программных революционных документов – Петиции о правах 1628 г. и Великой ремонстрации 1641 г. До настоящего времени она входит в список действующих конституционных актов страны. «Великая хартия вольностей» в основном имела своей целью ограничение власти короля в интересах феодального баронства. В той мере, в какой восставшие бароны нуждались в поддержке рыцарей и горожан, хартия отражает и интересы рыцарей и горожан, но интересы крестьянства, составлявшего большинство английского народа, никак не отражены в этом документе. Поскольку хартией бароны стремились ограничить права центральной королевской власти, о ней можно говорить как о памятнике, носившем реакционный характер. В последующие годы по мере усиления королевской власти и развития централизации страны хартия, никогда, строго говоря, и не выполнявшаяся, приобретает все меньшее и меньшее значение. О «Великой хартии вольностей» почти совсем забыли в эпоху абсолютной монархии и снова вспомнили лишь накануне английской буржуазной революции, когда началась борьба с проводившим уже реакционную политику королевским абсолютизмом. В ту пору идеологи буржуазии и нового дворянства снова извлекли на свет хартию и превратили ее в орудие борьбы с абсолютизмом. Они рассматривали ее как документ, заложивший основу всех конституционных свобод, документ, обеспечивший права народа. Именно так трактовали хартию в эпоху буржуазной революции. Точно такое понимание этого документа присуще и английской буржуазной историографии XIX–XX вв. Это понимание искажает действительное историческое значение хартии, защищавшей в свое время (XIII в.) права реакционного баронства. В то же время следует отметить, что при составлении хартии впервые в истории Англии заявили о своих требованиях рыцари и горожане страны, что бесспорно имеет огромное значение. Обострение социальных противоречий в Англии ХIII века. Бароны не хотели выполнять требования рыцарей, а король Генрих III старался использовать противоречия между ними. Он добился от папы римского грамоты, которая освобождала его от всяких обязательств перед недовольными. И тогда в 1263 г. началась гражданская война. Войско восставших состояло из рыцарей, горожан (ремесленников и торговцев), студентов Оксфордского университета, свободных крестьян и ряда баронов, недовольных существующими порядками. Возглавил войско восставших барон Симон де Монфор. Лондонские горожане прислали Монфору 15 тыс. человек. Восставшие взяли ряд городов (Глостер, Бристоль, Дувр, Сэндвич и др.) и пошли на Лондон. Генрих III укрылся в Вестминстере. Королевским войском командовал наследник престола принц Эдуард. Войско восставших подошло к лондонскому предместью Саутварк. Горожане кинулись на помощь Монфору, которому угрожал окружением принц Эдуард, и повстанцы вошли в столицу. В мае 1264 г. войско Монфора разгромило королевские отряды (битва при Льюисе). Король и принц Эдуард были захвачены повстанцами и вынуждены были подписать с ними соглашение. 20 января 1265 г. в Вестминстере собрался первый английский парламент. Помимо баронов, сторонников Монфора, и высшего духовенства в него вошли по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города Англии. Так в ходе гражданской войны возникло сословное представительство. Правда, от городов в парламент проходили в основном представители городских верхов, но в целом выход на политическую арену горожан и рыцарства имел огромное значение. Немалую роль сыграли в ходе войны крестьяне. Именно это обстоятельство напугало баронов, сторонников Монфора, и они стали переходить в лагерь короля. 4 августа 1265 г. королевская армия разгромила войско Симона де Монфора (битва при Ивземе). Сам Монфор был убит. Борьба разрозненных повстанческих групп продолжалась до осени 1267 г. Вернувший себе власть Генрих III, а затем и его преемник Эдуард I не уничтожили парламент. Он продолжал существовать, играя все большую роль, хотя в первые годы правления короля Эдуарда I рыцарей и горожан приглашали преимущественно для решения вопроса о налогах. Для многих из них присутствие в парламенте было довольно обременительной обязанностью, связанной с большими расходами и неудобствами. Король Эдуард I (1272–1307) опирался на сословное представительство, правда, узкого состава, в котором он находил хороший противовес претензиям светской и духовной знати. Активная завоевательная политика 80-90-х годов XIII в. вызвала сильную нужду в деньгах. Попытки короля собирать налоги без согласия парламента породили сильнейшее недовольство горожан и рыцарей. Бароны использовали недовольство ростом налогов, и в 90-х годах XIII в. снова возникла угроза вооруженного восстания. Король Эдуард I созвал в 1295 г. парламент по образцу парламента 1265 г. («Образцовый парламент»), а в 1297 г. издал «Подтверждение хартии» (второй вариант хартии называется статутом «О неналожении податей»). В этом документе говорилось, что ни один налог не будет взиматься без согласия парламента. Король признал право сословных представителей утверждать налоги; это, однако, не означало, что налоги могли взиматься только с согласия плательщиков. Основная масса английских крестьян и горожан не была представлена в парламенте: их согласие не имело никакого значения. Налоги вотировались только рыцарями, баронами, духовенством и богатыми горожанами. Королевской власти было легче собрать налог, вотированный этими сословиями, чем добывать деньги другими путями. Рождение английского парламента. Особенности английского феодализма ХIV-ХV вв. Бароны не хотели выполнять требования рыцарей, а король Генрих III старался использовать противоречия между ними. Он добился от папы римского грамоты, которая освобождала его от всяких обязательств перед недовольными. И тогда в 1263 г. началась гражданская война. Войско восставших состояло из рыцарей, горожан (ремесленников и торговцев), студентов Оксфордского университета, свободных крестьян и ряда баронов, недовольных существующими порядками. Возглавил войско восставших барон Симон де Монфор. Лондонские горожане прислали Монфору 15 тыс. человек. Восставшие взяли ряд городов (Глостер, Бристоль, Дувр, Сэндвич и др.) и пошли на Лондон. Генрих III укрылся в Вестминстере. Королевским войском командовал наследник престола принц Эдуард. Войско восставших подошло к лондонскому предместью Саутварк. Горожане кинулись на помощь Монфору, которому угрожал окружением принц Эдуард, и повстанцы вошли в столицу. В мае 1264 г. войско Монфора разгромило королевские отряды (битва при Льюисе). Король и принц Эдуард были захвачены повстанцами и вынуждены были подписать с ними соглашение. 20 января 1265 г. в Вестминстере собрался первый английский парламент. Помимо баронов, сторонников Монфора, и высшего духовенства в него вошли по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города Англии. Так в ходе гражданской войны возникло сословное представительство. Правда, от городов в парламент проходили в основном представители городских верхов, но в целом выход на политическую арену горожан и рыцарства имел огромное значение. Немалую роль сыграли в ходе войны крестьяне. Именно это обстоятельство напугало баронов, сторонников Монфора, и они стали переходить в лагерь короля. 4 августа 1265 г. королевская армия разгромила войско Симона де Монфора (битва при Ивземе). Сам Монфор был убит. Борьба разрозненных повстанческих групп продолжалась до осени 1267 г. Вернувший себе власть Генрих III, а затем и его преемник Эдуард I не уничтожили парламент. Он продолжал существовать, играя все большую роль, хотя в первые годы правления короля Эдуарда I рыцарей и горожан приглашали преимущественно для решения вопроса о налогах. Для многих из них присутствие в парламенте было довольно обременительной обязанностью, связанной с большими расходами и неудобствами. Король Эдуард I (1272–1307) опирался на сословное представительство, правда, узкого состава, в котором он находил хороший противовес претензиям светской и духовной знати. Активная завоевательная политика 80-90-х годов XIII в. вызвала сильную нужду в деньгах. Попытки короля собирать налоги без согласия парламента породили сильнейшее недовольство горожан и рыцарей. Бароны использовали недовольство ростом налогов, и в 90-х годах XIII в. снова возникла угроза вооруженного восстания. Король Эдуард I созвал в 1295 г. парламент по образцу парламента 1265 г. («Образцовый парламент»), а в 1297 г. издал «Подтверждение хартии» (второй вариант хартии называется статутом «О неналожении податей»). В этом документе говорилось, что ни один налог не будет взиматься без согласия парламента. Король признал право сословных представителей утверждать налоги; это, однако, не означало, что налоги могли взиматься только с согласия плательщиков. Основная масса английских крестьян и горожан не была представлена в парламенте: их согласие не имело никакого значения. Налоги вотировались только рыцарями, баронами, духовенством и богатыми горожанами. Королевской власти было легче собрать налог, вотированный этими сословиями, чем добывать деньги другими путями. Социальная природа английского парламента и его организация Как уже говорилось, в английском парламенте, помимо светских и духовных лордов, заседали представители рыцарства и городской верхушки. В конце XIII в. функции парламента еще не были точно определены. Это произошло лишь в первой половине XIV в. В XIII же столетии компетенция парламента, собиравшегося раз в год, а иногда и гораздо реже, сводилась в основном к тому, что он утверждал налоги, был высшим судебным органом и имел совещательные права. Структура парламента в XIII в. также была крайне неопределенной; еще не было деления на две палаты, хотя уже ясно чувствовалось особое положение знати, светской и духовной: ее приглашали на сессию парламента письмами короля, рыцарей же и горожан вызывали через шерифов; кроме того, рыцари и горожане принимали участие в обсуждении далеко не всех вопросов. В первой половине XIV в. парламент был поделен на две палаты: палату лордов, в которой были представлены высшее духовенство и светская знать, получавшая места в палате по наследству вместе с титулом, и палату общин, в которой были представлены и рыцари графств и города, что являлось особенностью именно английского сословного представительства по сравнению, например, с французским (трех-палатная структура Генеральных штатов). Историческое значение создания парламента Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства. +С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства — сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства. |