ИГПЗС семинар 5. Семинар 5
Скачать 4.87 Kb.
|
Семинар 5 В целом общими критериями вождества считаются: иерархия поселений, фиксирующая разделение социума на управителей и управляемых; наличие в погребениях высококачественных товаров, отражающих социальную дифференциацию социума; наличие постоянной власти вождя, контролирующего элементы редистрибуции; монументальные общественно культовые сооружения (террасы, храмы, бурги) и наличие общей идеологии. Оценкой элитарности поселения могут служить: крупные размеры жилища; многочисленные дополнительные постройки (административные, судебные, культовые), ограждения; расположение на возвышенностях. Деревни (VI в.). Наличие в погребениях высококачественных товаров, в том числе заморских, фиксирующих социальную дифференциацию. Это сложные, с точки зрения производства, изделия из редкого сырья, созданные ремесленниками, что свидетельствует о наличии в обществе квалифицированных специалистов, либо товары, транспортировка которых дорога. Сюда относятся: качественная керамика; орнаментированные ткани; изделия из стекла и металла; сокровища из кладов, фиксирующие наличие властных лиц (вождей), распоряжавшихся товарами престижа. Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках инструменты редистрибуции (англ. redistribution – перераспределение). Политический предводитель вождества, чтобы укрепить власть, должен контролировать и перераспределять ресурсы в социально-экономической системе. Особенность редистрибутивной функции, увеличивающей политическое влияние вождя, в данном случае заключается: в сборе прибавочного продукта с управляемого населения в пользу предводителя (gafold, дань) и контроле за торговлей на дальние расстояния (emporia), приносящим вождю и его приближенным товары роскоши; раздаче предметов на традиционных празднествах (пирах), что увеличивало престиж, а соответственно, укрепляло власть щедрого вождя. Наличие монументальной архитектуры (общественно-культовые сооружения, каналы, террасы, крепости). Монументальная архитектура свидетельствует о координации усилий множества людей, объединенных для строительства, в сложные коллективы, управляемые из одного организационного центра. В политически усложненных обществах большую роль играет монументальная скульптура, требующая высоких навыков обработки камня, а соответственно, профессиональных специалистов. В результате появления общественно-культовых сооружений социуму необходимы священники, жрецы, контролирующие канал связи с божественным и осуществляющие сакрализацию власти правителя. Согласно теории вождества общество, находящееся на промежуточной между племенем и ранним государством стадии политогенеза, должно обладать наличием монументальных общественно-культовых строений. Англосаксонский археологический материал показывает, что Британия начиная с VI в. – времени христианизации острова миссией Августина, – полностью соответствует данному критерию, так как первыми монументальными строениями в Британии являлись культовые сооружения: капелла Святого Мартина (597 г.) в Кентербери; аббатство Святого Августина (598 г.), служившее усыпальницей вождей Кента. Сюда же относятся и хиллфорты (hillfort) – крепости на возвышенностях, окруженные валом и предназначенные для резиденций вождей (например, Кадбури Касл в Сомерсете). |