Семинар 5-6 (1). Семинар Казахское ханство в xvii начале xviii вв
Скачать 26.7 Kb.
|
Семинар 5. Казахское ханство в XVII – начале XVIII вв. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVI в. Борьба Есимхана за присырдарьинские города. Взаимоотношения между Казахским и Бухарским ханствами. Возникновение Джунгарского ханства и первые казахско-джунгарские отношения. Характеристика казахско-джунгарских отношений во второй половине XVII в. Рост влияния батыров и биев в казахском обществе. Жанибек хан и Орбулакская битва. Казахское ханство при Жангире. «Неизвестные годы». Сайрамская война 1652-1680 гг. Правление Тауке-хана и его политика. Усиление напряженности в казахско-джунгарских отношениях. «Жеты-Жаргы» Тауке-хана. Институт биев.Внешняя политика и дипломатия Казахского государства: связи с Мавераннахром (шайбаниды, аштарханиды), Ираном, попытки установления связей с Османской империей, казахско-русские контакты. В XVII в. внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличалась стабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали между собой. На юге фактически утвердились два хана. Преемник Тауекеля хан Есим сделал своей столицей город Туркестан. В Ташкенте объявил себя независимым ханом Турсун-Мухаммад. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства, на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамкули пытался отобрать Ташкент, поддерживал сепаратизм отдельных султанов. В 1612 г., в ответ на набеги казахских войск на окрестности Бухары, Имамкули-хан предпринял поход на казахские земли. В 1627 г. Турсун-Мухаммад был убит Есим-ханом. Есим умер годом позже. Бухарские войска вновь заняли Ташкент. Однако наследнику Есим-хана, его сыну Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для отражения общей опасности с востока - нашествия ойратов. С образованием в 1635 г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в 20-х гг. XVII в. большие массы ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласе ойраты располагались на зимовки. Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В 1629-1652 гг. правил сын Есима - Жангир. За подвиги в борьбе с джунгарами его называли Салкам (Внушительным) Жангир. В 1643 году в Орбулакском сражении Жангир с 600 воинами противостоял 50-тысячному войску джунгар и одержал победу. Значительную часть своей жизни хан Жангир посвятил отпору джунгарским нашествиям, погиб в одном из сражений. В 1665 г. джунгары подчинили Восточный Туркестан. В 80-х гг. XVII в. джунгарская армия под командованием хунтайджи Галдана вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены несколько казахских улусов, захвачено девять городов: Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент и др. Политическая и дипломатическая деятельность Тауке-хана В 1680 г. ханом казахов стал Тауке, прозванный Мудрым. При нем продолжалась борьба с Джунгарией и среднеазиатскими ханствами. Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа. Хану Тауке удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами.Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на казахские земли. Во время их нападения в 1680 г. на Южный Казахстан только город Туркестан не был разграблен джунгарами, так как в нем находился с войсками хан Тауке. В 1681 г. джунгарский Галдан-Бошокту-хан разграбил немало городов на юге Казахстана, в 1684 г. захватил Сайрам .Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству мирного населения. В 1687 г. джунгары совершили новый военный поход против казахов, разграбив немало кочевий, и осадили Туркестан, взять который не удалось.В следующем году казахи под командованием Тауке-хана совершили ответное нападение и нанесли тяжелое поражение ойратам. В 1697 г. верховным правителем Джунгарии становится Цэван-Рабдан и с этого момента в казахско-ойратских отношениях начинается новый, еще более ожесточенный период. Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели место в 1711-1712, 1714,1717, 1723 и 1725 годах. Тауке хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического союза против джунгар. Тауке хан решил пойти на сближение с Россией. Но полностью осуществить свои планы Тауке хан не успел. Хан Тауке умер в 1718 г. С его смертью единое казахское государство разделилось на несколько частей, в каждой из которых был свой хан. После его смерти междоусобные распри в Казахском ханстве обострились. Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе. Годы правления Тауке занимают особое место в казахской истории: прекратились феодальные усобицы, развивалась экономика и процветала торговля. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. В народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка. Семинар 6. Культура казахов в XIV–нач.ХVIII вв. Традиционная кочевая культура казахов. Виды кочевого хозяйства, их особенности. Орудия труда. Вооружение. Ремесла и домашние промыслы. Торговля и торговые пути. Духовная культура казахского народа. Завершение формирования казахско-мусульманской религиозной традиции в рамках центральноазиатской суннистко-ханафитской школы. Авторитет Корана и Сунны у казахов. Реликты древнего тенгрианства, сохранение Наурыза и его адаптация к реалиям кочевого быта. Роль мавзолея Ахмеда Ясави и священного города Туркестана в духовной жизни и идеологии Казахского ханства. Культ поэзии и красноречия, устно-вербальное наследие казахов. Городская культура Казахстана. Взаимосвязь города и степи. Структура городов в различных районах Казахстана. Упадок городской культуры XVII-начале XVIII веках. Устная историософия, ее особенности и значение. Письменная историография, значение выдающихся трудов Мухаммеда Хайдара Дулата, Кадыргали Касым-улы Жалаира. Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге - решетки из тальника, звенья которых - канат (от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма. У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат - лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары). Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV- XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей. Важное значение играли города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и другие, всего более 20. в городах Отрар, Сыгнак, Сузак в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме 7560, в Туркестане 9180, Сауране 11000. всего городское население достигало 70 тысяч человек. Города имели поквартальную застройку. Размер кварталов был от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга. Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья. Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если на собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр. Культура Казахского ханства в XVI- XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна. Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.) Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад. В XVI- XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня. В XVI- XVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: "Ер-Таргын", "Камбар", "Алпамыс", "Кобланды". К социально-бытовым поэмам относятся "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" - степная "Ромео и Джульетта". Не менее известны "Кыз-Жибек", "Кульше кыз", "Макпал", "Слу шаш". В XV веке жил и творил, по словам Ч.Валиханова "кочевой философ" Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший "о земле обетованной". Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалоги - шежре. Наиболее важным памятником является книга "Джамид ат-таварих" (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV- XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение "Тарих-и-Рашиди" содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства. В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы. В период позднего средневековья в XVI- XVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов. |