образрвание Российского государства в 14-16 век (1). Семинар Образование единого российского государства
Скачать 33.39 Kb.
|
Афанасьев М.В. г. 102 заочн. Семинар№ 4. Образование единого российского государства его общественно - политическое устройство и внешняя политика на рубеже 15-16 в. 1. Развитие Северно- Восточной Руси нам рубеже 13-14 веков. К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами (жемайты - жмудь, аукшайты, ятвяги, курши и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродно и др.), так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала обособляться белорусская народность. Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. Однако в связи с усилением Литовского государства после битвы при Синей Воде (приток Южного Буга) с Ордой (1363) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская народность. Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княжества сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское, Переяславское и др.), в свою очередь, делившихся на еще более мелкие владения. Главой северо-восточной Руси правители Золотой Орды считали великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из потомков Всеволода Большое Гнездо. Однако удельные князья вскоре нарушили этот порядок, вступив в борьбу за великое княжение Владимирское, исходя из могущества своих княжеств и расположенности к ним ордынских ханов. В этой борьбе за главенство среди русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья. Сельское хозяйство. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы были веротерпимы и, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия. 2.Причины образования единого Российского государства 1. Причины, которые вызвали стремление к объединению русских земель, отличались от таких же тенденций в западной Европе. В западной Европе это объединение стимулировалось развитием производства и расширения торговых связей. Центрами, которые стремились к объединению земель, становились города. Централизованная власть привлекала горожан и крестьян, страдавших от произвола крупных феодалов. На Руси положение же было другое. Первая причина, которая послужила идеей зарождения стремлений к объединению русских земель, становится развитие вотчинного землевладения. В это время наступает хозяйственный подъем в русских землях, особенно на северо-востоке Руси, где быстро были восстановлены до монгольский уровень в земледелии. Приток населения позволил освоить пустующие пашни, готовить под пашни новые земли. Появляются новые сельские поселения. Все большее развитие получают 2-полье и 3-полье. В практику входит удобрение навозом. Пашенное земледелие соединилось с домашним скотоводством, огородничеством, добычей соли, болотных руд и бортничеством. 2. На северо-востоке Руси активно развиваются города, в них растет ремесленное производство. Особых успехов достигают кузнечное и литейное дело. Возобновляется каменное храмовое строительство. Ремесленники работают на заказ. В условиях господства натурального хозяйства города оставались центрами окружающих их земледельческой округой. Рыночные связи городов с другими областями были слабыми. 3. Развитие крупных феодальных вотчин также способствовали идеи собирательства русских земель. Крупные вотчины в условиях натурального хозяйства распадались на самостоятельные хозяйства комплексы. Вотчинник не способный выступать организатором производства во всей вотчине вынужден был отдавать ту или иную часть своего владения другому лицу на определенных условиях, который должен был отдавать вотчиннику часть получаемых доходов. Так формировалось поместное или условное землевладение. Условно держатель земли нес военную службу в пользу своего господина. Военные отряды из таких слуг составляли двор вотчинника, поэтому они стали называться дворянами. 4. Четвертую причину, способствовавшую идеи централизованной власти был рост числа зависимых крестьян. Феодалы землевладельцы облагали крестьян разными повинностями. Закабаление крестьян, увеличение налогов и повинностей вызвало протест и сопротивление. Формы, в которой они выражались, были самыми разными: восстания, грабежи, но самым распространенным видом протеста был переход от одного феодала к другому. Это затрагивало интересы вотчинников и дворян, т.к. они теряли налогоплательщиков и рабочие руки. Феодалы стремились укрепить свою собственность на землю, чтобы каждый крестьянин видел в них собственников земли, а сделать это можно было путем закрепощения крестьян. Пока существовала феодальная раздробленность, Феодалы стремились укрепить свою собственность на землю, чтобы каждый крестьянин видел в них собственников земли, а сделать это можно было путем закрепощения крестьян. Пока существовала феодальная раздробленность, закрепощение крестьян было невозможно. Для этого нужно было установление сильной, единой власти, создание государственного аппарата. Именно этим объясняется, что все группы феодалов были заинтересованы в сильной централизованной власти. Таким образом, Российское единое централизованное государство образовалось, как государство феодальное в условиях и на базе роста феодального землевладения, укрепления собственности на землю, закрепощения крестьян и борьбы с их сопротивлением, росту феодальных повинностей и закрепощению. 5. Сильнейшим стимулом к объединению русских земель были борьба с иноземным игом, необходимость его свержения. А так же немалую роль в этом сыграла внешняя опасность со стороны Литовского княжества и Ливонского ордена. Таким образом, в отличие от западной Европы, в России шел процесс политического объединения, не подкрепленного политической централизацией. Политическое объединение русских земель совершалось на феодальной основе. Носителем его была великокняжеская власть, поэтому в России сложился иной, чем в Европе, тип государства, самодержавное крепостническое государство, которое и определило общественно-экономическое, политическое и культурное развитие страны. 3. Причина возвышения Москвы как центра объединения русских земель. Главные объективные причины возвышения Москвы над другими городами и княжествами Удельной Руси: Удобное географическое положение. Город был относительно удален от набегов монголов, а также здесь перекрещивались важные торговые пути. Увеличение численности населения. Люди старались переселиться в эти земли, как более удобные для жизни. Большинство населения поддерживало идеи объединения Руси. 4.Этапы объединения земель вокруг Москвы Этапы Объединения Русских Земель В 14 – Начале 16 Века В двухвековом объединительном процессе в русских землях обычно выделяют три этапа. Хронологические рамки первого этапа – конец 13 – 80-е гг. 14 в. Он характеризуется началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на северо-востоке, образовании там новых княжеств. На этом этапе начинается борьба за великое владимирское княжение между Рязанским, Суздальским, Нижегородским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которой решался вопрос: какое из них будет центром, вокруг которого будут объединяться русские земли. Происходит возвышение Московского княжества. Оно борется со своими противниками, отстаивает свое право быть центром объединения. Усиливается власть великого московского князя, активизируется борьба с Золотой Ордой. Второй этап объединительного процесса – 80-е гг. 14 в. – 1462 г. – характеризуются дальнейшим объединением земель вокруг Москвы, борьбой великого московского князя с московскими удельными князьями. Третий этап – 1462 – 1533 гг. Это время завершения политического объединения русских земель вокруг Москвы, освобождение от ордынского ига и создание государственного аппарата власти. 1-й этап - конец XIII- начало XIV веков: перемещение экономического центра на северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью. Начало объединения земель при князьях Данииле Александровиче и Иване Калите. 2-й этап - вторая половина XIV - начало XV веков: разгром Москвой в 60-70-е годы ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига. Укрепление роли Москвы как центра борьбы с монголо-татарскими завоевателями. Куликовская битва 1380 г.; поход Тохтамыша в 1382 г. 3-й этап - вторая четверть XV века: феодальная война за власть в Москве; поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств. Василий II Темный. 4-й этап - Вторая половина XV- начало XVI веков: подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы при Иване III и при Василии III в начале XVI в. Свержение монголо-татарского ига в 1480 г. 5. Общественно-политическое устройство и внешняя политика русского государства 15-16 век. К первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой вся полнота политической власти принадлежала великому князю. Только великий князь имел право назначать на высшие государственные должности, определял направления внутренней и внешней политики, от его имени издавались все законы и распоряжения, раздавались льготы. Помимо законодательной и исполнительной власти великий князь представлял высшую судебную инстанцию. В этом выражалась неразделенность верховной власти. Ограничительная иммунитетная политика (т.е. ограничение судебной и податной самостоятельности феодалов) сокращала пределы феодального сепаратизма. В то же время к участию в управлении были привлечены бывшие удельные князья и Боярская дума как орган феодальной аристократии. Возможности центральной власти были ограничены также отсутствием органов управления на местах, т.е. отсутствием общегосударственного аппарата управления. Русская православная церковь была крупным феодальным институтом и влиятельной общественной силой. Ей принадлежали огромные земельные владения. Высшие церковные иерархи играли большую роль в решении политических вопросов. Принеся из Византии идею богоуста- новленной царской власти, высшее духовенство всемерно содействовало усилению самодержавия. Став независимыми после падения Константинополя, русские митрополиты фактически попали в зависимость от великого князя, так как избирались собором епископов по желанию великого князя. Но экономическое могущество церкви усиливало ее претензии на независимое от светской власти положение. Поскольку основным средством производства оставалась земля, то вопрос о землевладении был определяющим в государстве. Парадокс заключался в том, что территория государства увеличилась, а вопрос о земле оставался острейшим. Одним из путей его решения могла стать конфискация церковных земель и передача их в руки государства. В последние десятилетия XV в. церковный мир был нарушен появлением в Новгороде ереси «жидовствующих». Еретики отрицали христианский догмат о троичности божества, церковную иерархию, власть священников, иконы и обряды, что внешне совпадало с требованиями Реформации, начавшейся в Европе. Наряду с этим они выступали против церковного землевладения, что на какое-то время склонило на их сторону самого Ивана III, нуждавшегося в раздаче земельных пожалований сторонникам московской власти за счет ограничения привилегий церкви. Внутри самой церкви также не было единства. Воинствующие церковники во главе с влиятельным игуменом Волоколамского монастыря под Москвой Иосифом Волоцким осудили еретиков. Выдвинутый иосифлянами тезис о «сакральном (божественном) происхождении» власти государя, провозглашавший самодержца царем земным, склонил Ивана III на их сторону. Иосиф Волоцкий в своих поучениях писал: «Ибо царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу Вышнему». Таким образом, власть пошла на союз с церковью в лице иосифлянской верхушки, но это был временный союз, так как сильнейшее противоречие из-за земли между ними оставалось. Церковное и монастырское землевладение сохранилось. Ересь была подавлена, а еретики казнены. Образование единого Русского государства стало крупным событием мировой истории. На месте раздробленных земель и княжеств возникло самое большое в Европе государство. На его территории происходило формирование великорусской народности. Складывание единого Русского государства имело свои особенности: оно происходило на феодальной основе при отсутствии экономического единства. Торговля базировалась на естественно-географическом разделении труда и излишках натурального хозяйства. Русским городам не удалось добиться политической независимости от центральной власти, как это было в Западной Европе, где «воздух города делал человека свободным». Они оставались типичными феодальными центрами. Развитие крупного производства было под силу только казне, которая взяла на себя удовлетворение нужд военного ведомства в условиях постоянной борьбы с внешней опасностью. Таким образом, из сферы свободной конкуренции были изъяты и подчинены казне и государственной монополии важнейшие отрасли ремесла, которые могли «капитализировать» производство: металлургия, оружейное и текстильное дело, солеварение. К середине XVI в. численность населения России, по приблизительным оценкам, была в пределах 9—10 млн человек. Сравнительно густо были заселены Центр и Новгородско-Псковская земля. Плотность населения составляла здесь 5 человек на кв. км, тогда как в Западной Европе она достигла 10—30 человек на кв. км. Средняя плотность населения в России была примерно 2 человека на кв. км, тогда как для нормального функционирования трехнольной системы земледелия требовалось 15—35 человек на кв. км. Внутреннее единство российского государства не было прочным в силу неразвитости экономических связей и господства натурального хозяйства. Сохранение остатков автономии бывших уделов проявлялось в вопросах землевладения, суда, управления и денежного обращения, что подрывало устойчивость центральной власти. 6. Процесс закрепощения крестьян в 16 веке. Крепостным правом принято называть высшую степень неполной собственности феодала на работника, чаще всего, крестьянина. Крепостное право находило юридическое выражение в прикреплении крестьянина к земле; праве феодала отчуждать крестьян без земли. Процесс закрепощения в России был длительным и прошел несколько этапов. Первый этап: конец XV - конец XVI вв. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Характерный для России XV-XVI вв. рост феодального землевладения, особенно поместного, сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы, т. е. семьи, длительное время проживавшие на землях феодальных собственников. С середины XV в. для крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники северных уездов, попавшие в зависимость за долги. Срок выхода был подтвержден ст. 57 Судебника 1497 г. Ивана III в качестве общегосударственной нормы. Судебник также устанавливал размер выходной пошлины - пожилого. Судебник 1550 г. Ивана IV предусматривал увеличение пожилого и введение дополнительной пошлины – «за повоз». В 1592-1593 гг. правительство впервые прибегло к объявлению «заповедных лет», т.е. временному запрещению выхода. С 1597 г. временный запрет стал бессрочным и был установлен 5-летний срок сыска беглых - «урочные лета». В 1607 г. был издан указ, впервые установивший санкции за прием и укрывательство беглых - штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого. Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южных окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины XVII в. дворяне подавали коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 г. был установлен 10-летний срок сыска беглых и 15-летний – для сыска вывезенных. Окончательное закрепощение крестьян принято связывать со сводом законов - Соборным уложением 1649 г., принятым в правление царя Алексея Михайловича. Оно провозгласило бессрочность сыска, т.е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 г. или переписных книг 1646-1647 гг. Имущество крестьянина Соборным уложением признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне стали юридически бесправными. 7. развитие русской культуры в 14 начале 16 веков. С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому период Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата. Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности. Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг. Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. 8. Историческое значение образования единого Российского государства.Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель». При Иване III и его сыне Василии III были сформулированы 2 основные идеи, : идея богоизбранности государя и независимости Московского государства. Для того чтобы эта идеология закрепилась в русских умах, созидатели этой идеологии создали учение о древнем происхождении власти великого князя, будто она шла от самого римского императора Августа. Об этом думали и раньше, но только при Иване III Москва со страниц летописей заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога, от давних киевских прародителей. Также в конце XV в. великокняжеская власть стремилась противостоять претензиям церкви на превосходство над "царством". По указу Ивана IV род Рюриковичей был продлён назад. В начале XVI в. игумен Филофей выдвинул теорию "Москва - третий Рим". Это утверждение было признано служить возвеличению Московских государей (основная цель). При Иване III появились 2 общегосударственных ведомства: Казна и Дворец. Это были первые органы государственной власти в новом едином Московском княжестве. Дворец ведал личными землями князя, а Казна была хранилищем денег, драгоценностей и бумаг. Политическое управление ориентировалось на Великого князя, власть которого никем и ничем не ограничивалась. Сам титул "государь" обозначает самодержавную власть. Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боярами-кормленщиками прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем. Иванченко Н.С. Русская история. - М.: Инфра-М, 2004. - c. 214. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией. Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум. В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. |