Ответы к 1 семинару по истории. Семинар по истории. Полунина Ангелина иэ0120
Скачать 58.77 Kb.
|
2.Дать характеристику советскому периоду историографии. Подготовьте биографическую справку об одном из представителей официальной советской исторической науки : Тарле Е.В., Греков Б.Д., Дружинин Н.М., Вернадский Г.В., Тихомиров М.Н., Нечкина М.В. Ковальченко И.Д., Милов Л.В. (на выбор). Ответ: Советский период в истории отечественной исторической науки (1917-1991). Главная отличительная особенность советской историографии заключается в том, что в ее основе лежит марксистская методология. Среди задач, стоявших перед большевиками в 1920-е гг., были следующие: пропаганда марксизма, создание марксистской исторической науки и подготовка историков-марксистов. Советская историческая наука - это наука марксистская. Марксистская методология основана на идеи закономерности исторического развития. Теоретической основой марксистской методологии истории был провозглашен исторический материализм. Исторический материализм исходит из признания определяющей роли экономического строя общества по отношению к политическим учреждениям, правовым нормам, образу мыслей людей, их философским, религиозным и иным взглядам. Марксистский подход основан на убеждении в том, что движущей силой общественного развития является экономика и классовая борьба. Именно экономика, с точки зрения марксизма, определяет все стороны развития общества. Поэтому возникновение государства рассматривается как результат, прежде всего, социально-экономического развития. Многообразие в подходах к историческим явлениям и событиям сменяется их единым идеологическим толкованием. Историческая наука стала зависима от установок власти. Труды ученых контролировались партийными органами и подвергались жесткой цензуре. Часть историков эмигрировала, многие были репрессированы. Развитие советской исторической науки во многом определялось исследованиями академиков Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачева, Л.В. Черепнина и др. – по истории древней и средневековой Руси, Н.М. Дружинина, М.В. Нечкиной, П.А. Зайончковского и др. – по истории России в новое время. Тарле Е.В. 1874-1955 (ГОДЫ ЖИЗНИ) Евгений Тарле родился в еврейской семье[1], был назван Григорием. Отец, Вигдор Григорьевич Тарле, был купцом второй гильдии, но занимался в основном воспитанием детей; служил распорядителем магазинчика, принадлежавшего киевской фирме, а управлялась там его жена Розалия Арнольдовна Как многие студенты Киевского университета того времени, он пошел в марксистские кружки социал-демократов. Там Тарле делал доклады, участвовал в дискуссиях, «ходил в народ» — к рабочим киевских заводов. 1 мая 1900 года Тарле был арестован вместе с другими членами кружка на студенческой квартире во время доклада Луначарского о Генрихе Ибсене и выслан под гласный надзор полиции по месту жительства своих родителей в Херсон. В 1903 году после прошений, поддержанных видными профессорами, полиция разрешила Тарле преподавание на почасовой основе приват-доцентом в Петербургском университете[9]. В феврале 1905 года он был арестован вновь за участие в студенческой сходке и снова отстранён от преподавания в университете. 18 октября 1905 года Тарле был ранен конными жандармами на митинге у Технологического института в Петербурге. Митинг был посвящён поддержке царя Николая II и его манифеста о «гражданских свободах» от 17 октября 1905 года. Манифест амнистировал всех неблагонадёжных, и Тарле вернулся в Петербургский университет. В 1903—1917 гг. (с небольшим перерывом в 1905 году) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 году защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913—1918 гг. одновременно профессор университета в Юрьеве. С 1918 года Тарле — один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 года избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве. 10 декабря 1921 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению исторических наук и филологии, а 7 мая 1927 года — действительным членом Академии наук СССР. Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Тарле, ещё до революции занявший ведущие позиции в российской исторической науке, позднее был одним из авторитетнейших историков СССР. Наибольшую известность приобрела его монография «Наполеон», написанная в популяризаторском стиле. Написанная с блестящим литературным талантом, она остаётся до сих пор одной из наиболее популярных работ о Наполеоне. Большое значение в исторической науке имеют работы Тарле «Европа в эпоху империализма», «Нашествие Наполеона на Россию», «Крымская война». Работам Тарле свойственна некоторая вольность в отношении к историческим фактам, допускаемая ради живого, захватывающего стиля изложения, представляющего Тарле в ряде работ скорее как исторического писателя, нежели историка. В 1942 году вышла его работа «Гитлеровщина и наполеоновская эпоха», написанная в публицистическом жанре; книга восхваляла Наполеона как великого преобразователя и давала уничижительную характеристику Адольфу Гитлеру. 3. Выделите ведущие идеи евразийской теории. С каким течением общественной мысли XIX в. они были связаны? Как Вы считаете, что, по мнению евразийцев, имело решающее значение для развития России - западное (европейское) или восточное(азиатское) начало? ОТВЕТ : Основные идеи евразийства. Евразийцы считали территорией Евразией не сам материк. А его континентальную часть – Российскую империю. В этом вопросе большая заслуга принадлежит географу П.Н. Савицкому. Он отмечал, что «Россия является особым географическими миром, отличным как от Европы, так и от Азии. Уральский горный хребет лишь условно разделяет эту горизонтально расположенную систему, так как никакого принципиального изменения в ней за его рубежом не происходит. Поэтому утверждение, что Европа продолжается до Урала, где начинается Азия, не имеет никакого научного основания. Напротив, география, а также почвоведение, неоспоримо свидетельствуют о существовании особого географического мира, приблизительно совпадающего с территорией Российской империи. Евразийцы придавали большое значение географическому фактору. Взаимодействие с географической средой и, как следствие, ее влияние на человека, евразийцы называли месторазвитие - совокупность естественных условий (особенности ландшафта, почвы, растительности, климата и т.п.), в которых разворачивается история данного народа. Влиянием месторазвития обусловлен ряд черт психологии, культуры, "менталитета" этноса. При этом разные народы, не связанные общностью происхождения, но длительное время сосуществующие в пределах одного месторазвития, могут становиться ближе друг к другу, чем народы изначально родственные, но развивающиеся в разных условиях. В данном случае прослеживается взаимосвязь Л.Н. Гумилева и евразийцев. Он также считал, что природная среда оказывает влияние на человека, таким образом, этносы отличаются друг от друга стереотипом поведения. Филолог Н. С. Трубецкой, изучая языки народов Евразии, пришел к заключению, что «помимо генетического родства языков существует еще родство иного порядка, обусловленное не общим происхождением, а длительным соседством и взаимодействием языков. В результате такого взаимодействия складываются языковые союзы. Также Н.С. Трубецкой отметил и «особый туранский этнопсихологический тип, присущий кочевым народам Азии. Для него, в частности, характерны: приоритет духовного над материальным, стремление к четко очерченным и не допускающим "разброда и шатания" границам мировоззрения, устойчивым ценностям и формам самосознания. Эти черты в равной степени присущи и русскому народу, что позволяет говорить об общности ряда черт этнической психологии русских и туранцев, а так же о туранском элементе в русской культуре. Евразийцы считали, что Киевская Русь являлась нежизнеспособным государственным образованием. Для России монгольское иго было не злом, а благом. Наказание посылается Богом не ради наказания как такового, а для исправления. И именно такова роль наказания Руси монгольским игом. Оно служило к исправлению Руси и свое назначение выполнило. Монголы отличались веротерпимостью. Чингисхан и его ближайшие наследники требовали политического подчинения, но не касались области веры. И монголы были далеко не однородны по религиозному признаку: кроме мусульман, буддистов, приверженцев разных форм шаманизма и язычества, среди них были и христиане. Среди монголов было немало и православных. Русские переняли у монголов необходимые элементы единого государства - систему сообщений (почтовые станции) и финансовую систему. После распадения Монгольской империи на ряд улусов, с последующим еще более мелким дроблением некогда единой государственности, Евразия снова оказалась разъединенной. Нужна была новая сила, способная объединить Евразию. Теперь этой силой стала Россия. Началось колонизационное движение русских на восток, приведшее к образованию Московского царства, вышедшего к Тихому океану. Евразия снова была объединена новой исторической силой — русским народом. Петр I превратил Московское царство в Российскую империю. Евразийцы не отрицали и не могли отрицать положительных сторон государственности императорского периода, но считали при этом, что европеизация России была проведена необдуманно — огулом, без какого-либо чувства меры и целесообразности. Таким образом, рассматривая основные постулаты евразийской идеи, необходимо отметить, что евразийцы пришли к мнению, что на территории Евразии существует «братство народов». Они подчеркивали, что русские ближе к азиатским народам – тюркам, монголам, чем европейцам, поскольку совместное длительное проживание не может продолжаться только при наличии противоречий и столкновений. На территории Евразии существовало добрососедство, что и объясняется этнокультурными и этноязыковыми заимствованиями этносов, принадлежащим к различным расовым типам, лингвистическим группам. Так называемые народы Евразии гораздо ближе русским, чем народы Европы. Это добрососедство обусловлено было на их взгляд, прежде всего природно-климатическими условиями. Предпосылки возникновения Евразийство возникло среди эмигрантской интеллигенции 20-х гг. как реакция на события 1917 г. имело целью понять причины гибели Российской империи и прихода к власти большевистской партии, а также извлечь некоторые, наиболее общие исторические и геополитические уроки. Хотя Бердяев, Ильин , Федотов и другие российские историки и философы обвиняли евразийцев за «симпатии» к большевикам и резко их критиковали. Большинство современных исследователей евразийства связывают дату возникновения этого течения с появлением вавгусте 1921 г. в Софии сборника статей под названием "Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". многих людей, в том числе и будущих евразийцев, серьезно задуматься над судьбами родины заставили именно Мировая война и революция. Но концептуальная основа Евразийства начала складываться в сознании двух основных его лидеров — П. Н. Савицкого и Н. С. Трубецкого еще до этих событий. Национальный перелом в умах русской интеллигенции назревал уже давно. Трагические обстоятельства первых десятилетий ХХ века только ускорили его наступление. Евразийство возникло не на пустом месте, оно развилось в русле самобытной и яркой традиции. Своими предшественниками евразийцы считали ту традицию общественной и философской мысли России, для которой "...следует считать характерным отрицание европейской культуры, как общечеловеческой, — пишет К. И. Флоровская, — в частности — утверждение ее непригодности для пересадки на русскую почву; раскрытие самобытности русской культуры и ее независимости от культуры европейской, ввиду того, что русская культура имеет своими истоками византийское православие и родовое самодержавие. Одним из главных фактором истории евразийцы считали связь культуры и жизни народа с географической средой - "месторазвитием" народа. Именно здесь они искали истоки самобытности различных стран и народов, в том числе и причины своеобразия русского национального самосознания. Громадные пространства России, утверждали они, охватывающие две части света, лишенные естественных резких географических рубежей, наложили отпечаток на историю страны, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Наряду с этим подчеркивалось особое влияние на российское (русское) самосознание восточного -"туранского" (преимущественно тюркско-татарского) фактора, без учета которого, по мысли евразийцев, нельзя понять ход русской истории. Отсюда проистекало противопоставление Европы и Азии, усиленно пропагандировалась связь России с Азией. Они больше гордились азиатским Чингисханом, чем европейским Платоном. В связи с этим и события 1917 года евразийцы восприняли как финал давнего кризиса европейского республиканизма и социализма. Кризис европейской культуры, по их мнению, свидетельствовал о начале великого поворота истории к Востоку и возрождению Азии. 4.Подготовить информационный материал о Гумилеве Л.Н. и его теории этногенеза. Ответ : Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) Родился 1 октября 1912 г. в Царском Селе в семье знаменитых русских поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой. Брак родителей фактически распался в 1914 г., воспитанием занималась его бабушка, в усадьбе которой около Бежецка (Тверская область) прошли детские годы ребенка. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа». В 1926 г. Гумилев переехал жить из Бежецка в Ленинград, к своей матери. В 1930 г. ему отказали в поступлении в Ленинградский педагогический институт им. Герцена из-за непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1934 г. поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935 г. его впервые арестовали. После письма матери А.Ахматовой к Сталину последовало освобождение Гумилева, В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 г. его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. После окончания срока он не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944 г. ушел добровольцем на фронт и в составе Первого Белорусского фронта дошел до Берлина. Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил исторический факультет Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института Востоковедения, где занимался своей любимой темой – кочевой мир евразийских степей. Наученный горьким предыдущим опытом, Гумилев опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут, поэтому в сжатые сроки сдал все экзамены и готовил диссертацию. Однако защитить ее молодой ученый не успел – в 1947г. его как сына опальной поэтессы исключили из аспирантуры. Научная биография вновь прервалась, Гумилев работал библиотекарем психиатрической больницы, а затем научным сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. Наконец, в 1948 г. ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по теме «Политическая история первого Тюркского каганата (546-569)». Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали. Новый 7-летний срок он провел в лагерях под Карагандой и под Омском. В 1956 г. вернулся в Ленинград, устроился работать в «Эрмитаж». В 1960 вышла в свет книга «Хунну»,где Гумилев изложил систематизированную историю кочевников Центральной Азии, и которая вызвавшая диаметрально противоположные рецензии – от разгромных до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию «Древние тюрки VI-VII», написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961г., а в 1963 г. стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни. С 1960 г. начал читать в университете лекции по народоведению, которые пользовались среди студентов огромной популярностью. «Политическая неблагонадежность» перестала мешать его научной карьере, количество опубликованных работ резко увеличилось. Однако его вторую докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли», защищенную в 1974 г., ВАК утвердил с длительной задержкой , т.к. пассионарная теория этногенеза, отстаиваемая Гумилевым, диаметрально расходилась с официальным направлением в этнологии того времени. Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди читателей они пользовались большой популярностью. Этому способствовала не только неординарность идей ученого, но и удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е Гумилев стал одним из самых читаемых советских исследователей, его труды издавались большими тиражами. Гумилев, наконец, получил возможность свободно выступать с изложением своих взглядов. В концептуальном отношении взгляды Гумилева являются продолжением развитием идей евразийства. Вслед за евразийцами Гумилев особое внимание уделял органической связи этноса с окружающей его природой – «кормящим ландшафтом», от которого зависят взаимоотношения этносов, стереотипы их поведения, включая социальные отношения, форму государственности, ценностные ориентации. Для Гумилева Евразия - не только континент, но и суперэтнос с таким же названием, единство которого имеет объективную географическую и природно-климатическую основу существования. Скончался Лев Николаевич Гумилев 15 июня 1992 г., похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Л.Н. Гумилев считал, что человек, будучи членом общества (социосферы), сопричастен биосфере Земли и является неотъемлемой частью природы. «Мы порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса», — писал ученый. Этнос — это форма существования человеческого вида, которая отличается как от социального образования (коллективное бытие, связанное с производст-вом), так и от чисто биологического развития (эволюция как представителя животной популяции). Во взаимодействии биосферы и социосферы связующим звеном считается этногенез — процесс развития этноса от возникновения до исчезновения, который занимает приблизительно 1200 — 1500 лет. Являясь частью биосферы Земли, этносы, подобно всей природе, подвержены энергетическому воздействию солнечной и космической энергии, а также энергии распада радиоактивных элементов. На уровне отдельного индивида эти энергии потребляются в виде биохимической энергии живого вещества, существование которой было открыто В.И. Вернадским. Причины рождения и исчезновения этноса Л.Н. Гумилев раскрывает через понятие «пассионарность», что означает внутреннее стремление человека к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Возникновение этноса происходит вследствие мутации – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под воздействием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Этносы, будучи биосоциальной системой, создаются и существуют за счет энергетического импульса, производящего эффект физической деятельности, благодаря которой система имеет внутреннее развитие и способность сопротивляться окружающей среде. Эффект от энергетического взрыва Л.Н. Гумилев назвал пассионарным (этническим) толчком. Именно он приводит к образованию индивидов, обладающих экстремальной энергетикой – пассионариев. Они отличаются особым нервно-психологическим настроем и повышенной активностью поведения. Характер деятельности пассионариев определяется условиями ореола их обитания — ландшафтными, этнокультурными, социальными, а также силой энергетического взрыва. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны. Вслед за евразийцами Л.Н. Гумилев особое внимание уделял органической связи этноса с окружающей его природой, «кормящим ландшафтом», от которого зависят взаимоотношения этносов, стереотипы их поведения, включая исторические отношения, формы государственности и т. д. Природно-климатические условия оказывают прямое влияние на быт народа, обусловливают особенности его хозяйственной деятельности, накладывают отпечаток на весь ход исторического развития общества. Под воздействием природной среды, в ходе постоянных миграционных процессов сформировался этнический состав населения России, включивший славянский, угро-финский, балтийский и тюркский элементы. Л.Н. Гумилев последовательно отстаивал идею, что этническая пестрота, характерная для России с древнейших времен, представляет собой оптимальную форму выживания человечества. Формирование русского этноса, по мысли ученого, осуществлялось на основе этнической терпимости, внутреннего неантагонистического соперничества, а с принятием православия — на базе глубокой религиозности. Комплементарность на уровне взаимной симпатии и расположенность друг к другу различных этнических компонентов обеспечили русскому этносу устойчивость, прогрессивное развитие и в дальнейшем превращение в суперэтнос. 5.Используя учебное пособие «Введение в учебную дисциплину «История». М.: Изд-во. МЭИ.2017, изучите раздел II «Эволюция отечественной историографии России в трудах отечественных историков». Познакомившись с выдержками из произведений российских историков, ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Татищев В. Н. (1686-1750) «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» и «История Российская с самых древнейших времён» с.36, вопросы 1-5; Какие науки Татищев считает плезными? |