Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.Опираясь на текст Судебника, рассмотрите социальную структуру русского общества.

  • 7.Какие категории феодалов и зависимого населения знает Судебник 1497 года Охарактеризуйте правовой статус каждой социальной группы населения.

  • 11. Проанализируйте процедуру перехода крестьян от одного феодала к другому. Раскройте содержание терминов «Юрьев день» и «пожилое». Юрьев день

  • Пожилое

  • Эссе на тему Становление поместной системы как способа содержания государственного аппарата и военной организации Руси в XV―XVI вв.

  • Ответ на вопрос

  • ИГиП России Судебник 1497 г. Семинар 3 Денисов 01002102. Семинар по Судебнику 1497 г


    Скачать 28.46 Kb.
    НазваниеСеминар по Судебнику 1497 г
    Дата26.11.2021
    Размер28.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГиП России Судебник 1497 г. Семинар 3 Денисов 01002102.docx
    ТипСеминар
    #282988

    Завершающий семинар по Судебнику 1497 г.

    5.Опираясь на текст Судебник 1497 года, проследите, какие изменения произошли в системе феодально-поземельных отношений в XV веке.

    Правление князей вело к укреплению самодержавных порядков в России. К XV в. монастырям принадлежали обширные процветающие вотчинные владения в центре и на севере России. Секуляризация этих вотчин позволила бы московским властям окончательно сформировать в центре государства всеобъемлющий фонд государственных земель, который можно было использовать для обеспечения поместьями всех членов московского двора. Но церковный собор 1503 г. решительно отверг проекты секуляризации земель у московских монастырей.

    В ХV в. боярское землевладение заметно выросло, что упрочило могущество знати. Но одновременно с образованием крупных земельных богатств происходил интенсивный процесс дробления вотчин. Приметой кризиса было появление внутри высшего сословия новой категории служилых людей, получивших наименование “детей боярских”. “Дети боярские” не обязательно были безземельными. Они в любой момент могли получить долю в наследственной вотчине, пожалование от князя, могли, наконец, сами купить землю. Однако при наличии многих детей в боярских семьях и многократных разделах вотчин недостаточная обеспеченность землей стала самой характерной чертой для новой социальной группы.

    В этой ситуации выходит судебник 1497 г. закрепляющий “Землей” права, зафиксированные ранее в “Белозерской грамоте”. Начинается процесс, обозначаемый закрепощение. До XV в. зависимость крестьян была в основном как бы добровольной (в том числе и похолопление). Крестьянин закабаляет себя сам, не имея возможности (а часто и желания) сохранить себя как вполне самостоятельного хозяина. Договорные отношения также регулировались традицией, и “перекупить” крестьянина мог любой конкурент-феодал, возместив “купу”.

    Теперь следует залезть в 57, 62, 63 статьи Судебника 1497 г., в которых описаны феодально – поземельные отношения.

    Статья 57 Судебника 1497 г. ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Прежде чем покинуть свой двор, любой “хрестьянин” должен был уплатить землевладельцу “пожилое” за двор в размере 1 рубля (при условии, что крестьянин прожил во дворе не менее 4 лет). Рубль примерно соответствовал цене 200 пудов ржи. Эта сумма была весьма значительна для жителей деревень, имевших в своем распоряжении незначительные денежные средства, а в реальной жизни, конечно, каждый землевладелец стремился получить возможно большую плату. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране.

    «Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной - полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года - половину стоимости двора, три года»

    Также в статье 62 начали регулировать повреждение межевых знаков (граница земельных участков, узкая полоса необработанной земли между соседними сельскохозяйственными наделами.). Это говорит нам о более глубокой регулировке земельных отношение и о глубоком земельном кризисе.

    «Ст.62. О межах. Если кто-нибудь перепашет межу или повредит межевые знаки у боярина и монастыря на земле великого князя или у великого князя на боярской и монастырской земле, или у боярина на боярской или монастырской земле, или у монастыря на боярской земле, он подвергается битью кнутом и с него взыскивается рубль в пользу истца. Если перепашет или перекосит межу крестьянин у крестьянина своей же волости или села, то волостель или посельский взыскивает с виновного штраф в 2 алтына и вознаграждение в пользу потерпевшего от перепалки в зависимости от человека и количества перепаханного по своему усмотрению.»

    Также о крайней степени земельного кризиса нам говорит статья 63. Об этом мы можем судить по малой исковой давности для всех, исключая великого князя, в три года.

    «Ст.63. Разбирательство дел о землях. По искам о земле боярина к боярину, монастыря к монастырю, боярина к монастырю или монастыря к боярину устанавливается исковая давность в три года. По искам о земле чернотяглого крестьянина к чернотяглому, или помещика к помещику, получивших землю от великого князя, или чернотяглого или сельского крестьянина к помещику, или помещика к чернотяглому или сельскому крестьянину также устанавливается исковая давность в три года. По искам о землях великого князя к боярам или монастырям устанавливается исковая давность в шесть лет. Спорные земли передаются до суда под наблюдение пристава.»

    6.Опираясь на текст Судебника, рассмотрите социальную структуру русского общества.

    Здесь следует воспользоваться статьями 57 и 66 Судебника 1497 г., в которых есть упоминание: о переходе крестьян от одного хозяина к другому и о холопстве.

    Но для начала пройдёмся по социальной структуре.

    1) Феодалы. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, "слуг под дворским".

    Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако они сохранили право собственности на землю.

    Бояре составили экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве.

    Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Те и другие также несли службу великому князю.

    Низшую группу феодалов составляли "слуги под дворским", которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. "Слуги под дворским" существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.

    В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина "боярин". Если раньше он означал лишь принадлежность к определённой социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.

    2) Крестьяне. Сельское феодальное население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым - крестьяне (от "христиане"), хотя в XV в. употребляется и древний - смерды. Крестьянство делилось на 2 категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю.

    Установление феодальной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы всё более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче.

    Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Статья 57 установила, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день осенний (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. Для уходившего крестьянина устанавливалась повинность «пожилое».

    3) Холопы. Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, бег из татарского плена по статье 56 освобождал хлопа от его холопства.

    «Холоп, попавший в плен к татарам и бежавший из плена, становится свободным, освобождаясь от холопства своему прежнему господину».

    Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты.

    Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Всё более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По ст.66 Судебника в отличие от РП свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом.

    Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы, это можно увидеть в 66 статье. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трёх рублей. Количество холопов сокращалось также за счёт отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением.

    «Ст.66. О полной грамоте. Холопом становится человек, продавший себя в полное холопство, поступивший в тиуны или ключники в сельской местности, независимо от того, оговаривает он свою свободу или нет. Холопство распространяется на его жену и детей, живущих вместе с ним у одного господина. Дети, живущие у другого господина или самостоятельно, не становятся холопами. Поступление в ключники в городе не влечет за собой холопства. Холопом становится тот, кто женится на рабыне, или выходит замуж за холопа, или передается в приданое или в силу завещания.»

    4) Городское население. Города делились обычно на 2 части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово- ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому "чёрному" люду.

    Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.

    7.Какие категории феодалов и зависимого населения знает Судебник 1497 года? Охарактеризуйте правовой статус каждой социальной группы населения.

    Основная масса населения, согласно Судебнику, разделяется на свободных и зависимых людей.

    Крестьянство делилось на 2 категории: чернотяглых; владельческих.

    Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю.

    XV в. знаменуется прикреплением чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих крестьян. Прикрепление черносошных крестьян к земле осуществлялось путём договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением владельческих являлось прикрепление крестьянина к определённой вотчине или поместью, т.е. к земле и её владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.

    Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Согласно 57 статье крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок и заплатив пожилое.

    С феодалами было сложнее. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, "слуг под дворским".

    Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Бояре составили экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Низшую группу феодалов составляли "слуги под дворским", которые часто набирались из княжеских холопов. Но уже в XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина "боярин". Если раньше он означал лишь принадлежность к определённой социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре).

    8.Рассмотрите правовое положение крестьянства. Какие произошли изменения по сравнению с периодом феодальной раздробленности.

    С оживлением хозяйственной деятельности возникли новые категории крестьян, их правовой статус приобрел новые черты. В XVI в. все сословия находились в определенной зависимости от государства, на крестьян распространялся суд и подати государства, которые выплачивали и население вотчин, и «свободные» крестьяне. Государственные земли назывались «черными», а крестьяне на них - «черносошными» (или черными). Положение черносошных было несколько легче, они не облагались повинностями в пользу феодалов.

    Переходы крестьян становятся центральной проблемой экономики, встает вопрос о развитии крепостничества. Крестьянские переходы и их ограничения, вероятно, возникли на Руси в период раздробленности и ордынского владычества. Вызваны они были потребностями политико-экономическими, необходимостью государства иметь устойчивый контингент налогоплательщиков. Запреты и разрешения на выход включались поначалу в княжеские договоры, в XV в. сформировался один срок «выхода» в осеннее время. Судебник 1497 г. в своей 57 статье прописал порядок перехода, установив Юрьев день (26 ноября).

    За полвека до следующего Судебника 1550 г. положение крестьян почти не изменилось, однако формирующееся сословие дворян оказало на ситуацию большое влияние. Получая земли с крестьянами как обеспечение своей государственной службы, дворяне-помещики были заинтересованы в привлечении крестьян для обработки «своей» земли (часто им выдавали за службу земли негодные), а следовательно, в развитии барщины и ограничении выхода. Помещик получал специальную («послушную») грамоту, где государственные органы перечисляли права сторон и их обязанности по обработке земли.

    Вопреки имеющимся в литературе заявлениям, помещик не только не мог убить крестьянина, он не имел права допускать в отношении его какие-либо нарушения закона. В статье 63 Судебника 1497 г. указано, что крестьяне могут обращаться в суд на помещика с жалобами о земельных делах.

    «Ст.63. Разбирательство дел о землях. По искам о земле боярина к боярину, монастыря к монастырю, боярина к монастырю или монастыря к боярину устанавливается исковая давность в три года. По искам о земле чернотяглого крестьянина к чернотяглому, или помещика к помещику, получивших землю от великого князя, или чернотяглого или сельского крестьянина к помещику, или помещика к чернотяглому или сельскому крестьянину также устанавливается исковая давность в три года. По искам о землях великого князя к боярам или монастырям устанавливается исковая давность в шесть лет. Спорные земли передаются до суда под наблюдение пристава.»

    11. Проанализируйте процедуру перехода крестьян от одного феодала к другому. Раскройте содержание терминов «Юрьев день» и «пожилое».

    Юрьев день - 26 ноября, дата, к которой приурочивалось установление срока перехода крестьян от одного владельца к другому.

    Судебник 1497 г. статьёй 57 устанавливает довольно простую форму крестьянских переходов. Крестьяне имели право переходить из волости в волость, из села в село за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября).

    Пожилое – установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу.

    При выходе устанавливалась плата с каждого двора, которая называлась “пожилое”. Т.е. “пожилое” - денежный сбор с крестьян при их уходе (выход крестьянский) от землевладельцев в Юрьев день. На обработанных землях плата составляла 1 руб., а на менее плодородных лесистых землях - полтины. Законодатель достаточно разумно подходил к вопросу о финансовых возможностях крестьянина. Полная стоимость пожилого выплачивалась лишь после четырехлетнего проживания на одном месте, когда крестьянин экономически укреплялся и становился старожильцем с полной выплатой налогов. Прожившие меньше четырех лет выплачивали по четверти рубля за каждый год проживания.

    Эссе на тему

    Становление поместной системы как способа содержания государственного аппарата и военной организации Руси в XV―XVI вв.

    Поместная система -порядок служилого землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI веков. В основе этого порядка лежало поместье. Поместьем в Московской Руси назывался участок казенной, государственной земли, данный государем в личное владение служилому человеку под условием службы, т.е. как награда за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчинысоставлявшей полную и наследственную собственность своего владельца.

    Оно стало складываться в стройную систему при Иване III, начали вырабатываться точные правила раздачи казенных земель в поместное владение служилым людям. Наиболее известный случай такого испомещения относится к 1550 г. Для разных служб при дворе правительство тогда набрало из разных уездов 1000 служилых людей – городовых дворян и детей боярских. Служилым людям, которых служба привязывала к столице, нужны были для хозяйственных потребностей подмосковные вотчины или поместья. Всего 1078 служилым людям разных чинов в том году роздано было зараз 176 775 десятин пахотной земли. Вскоре после завоевания Казани правительство привело в порядок поместное владение и поземельную службу, составило списки служилых людей с разделением их на разряды по качеству вооружения, также по размерам вотчинного и поместного владения и по окладам денежного жалованья, какое получали служилые люди в прибавку к земельным своим доходам. С этого времени поместное землевладение и является стройной и сложной системой, основанной на точно определенных и постоянных правилах. Вот главные черты этой системы. Поземельным устройством служилых людей заведовало особое центральное учреждение – Поместный приказ, как приказ Разрядный заведовал их служебными делами. Служилые люди владели землей по месту службы, как и служили по месту, где владели землей. Служба привязывала служилых людей либо к столице, либо к известной области. Поэтому и служилые люди разделялись на два разряда: к первому принадлежали московские чины вместе с думными, ко второму – чины уездные или городовые дворяне и дети боярские. Социально-политическая роль П. с. состояла в том, что она служила целям материального обеспечения дворянства — основной социальной силы государства в борьбе с феодальной раздробленностью. Поместная система землевладения оказалась разносторонней. Поместные оклады были чрезвычайно разнообразны, смотря по чинам и но службе. Притом обыкновенно давали не весь оклад сразу, а только часть его, делая потом прибавки по службе. Поэтому оклады отличались от дач. Помещики, служившие с поместий и вотчин, если были последние, держали при себе до возраста и готовили к службе своих сыновей. Дворянин XVI в. начинал свою службу обыкновенно с 15 лет. До этого он числился в недорослях. Поспев на службу, он получал название новика. Поместное владение постепенно уравнивалось с вотчинным. Уравнение шло двояким путем: 1) и вотчинники, подобно помещикам, стали служить с земли, и таким образом личная военная служба служилых людей превратилась в поземельную; 2) поместья, первоначально пожизненные землевладения, постепенно, подобно вотчинам, становились наследственными, сперва фактически, посредством передачи поместья детям или родственникам помещика с разрешения или по распоряжению правительства, а потом и юридически

    Ответ на вопрос

    Автор статьи выделяет несколько моментов. Ключевыми мне показались: зарождение судебной системы, выделение двух категорий населения и действие судебника лишь в своём домене. Начнём с первого.

    Автор выделяет, что Судебник организовывал судебную систему как таковую, а не говорил о правах и обязанностях населения проживающего на территории Руси. В доказательство, он приводит Статью 1 Судебника, устанавливающую, то что суд должны вершить именно те лица, что указаны в заголовке: «Судити суд бояром и околничим», и добавляла: «а на суде быти у бояр и у околничих дьяком».

    Автор подчёркивает, что основное внимание в Судебнике 1497 г. уделялось не всем, а лишь двум общественным прослойкам, существовавшим в Русском государстве конца XV в.: детям боярским и черным людям. Дети боярские составляли ядро великокняжеского войска, черные люди являлись основой великокняжеского хозяйства. Это доказывается Статьёй 12 Судебника которая определяла, кого же судят бояре и окольничие с приставленными к ним дьяками: «а на кого взмолвят детей боярскых человек пять или шесть добрых, по великого князя по крестному целованию, или черных человекь пять-шесть добрых христиан целовалников, что он (обвиняемый. – В. К.) тать…» и статьёй 63 где как боярские дети, так и чёрные люди имели равные права.

    Также автор замечает, что судебник действовал лишь в домене великого князя. Это доказывается не упоминанием в Судебнике множества старинных и сильных Русских городов, которые на тот момент не принадлежали великому князю.


    написать администратору сайта