Римское право- 1 семинар. Римское право. Семинар Понятие Римского гражданского права. Понятие Римского частного права. (Прудников)
Скачать 0.67 Mb.
|
Больше 2 пропусков - комиссия. 1 балл за посещение, 3 за ответ. Готовимся минимум по 3 учебникам. Ответ с места, можно подглядывать в материал, но рассказывать. Семинар 1. 1. Понятие Римского гражданского права. 2. Понятие Римского частного права. (Прудников) Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Вопрос 3. Отличие частного права от права публичного (ПРУДНИКОВ) б 4. Историческое значение Римского права (Новицкий) Когда-то римское право называли «писаным разумом» (ratio scripta). Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.). Ф. Энгельс говорил даже, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений». Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс — рецепция римского права. Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского права. 5. Важность изучения Римского права для современного юриста (Новицкий) Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации вместо римского термина “цессия права” употреблен без всякого ущерба для дела термин «уступка права»). Но во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл. Далее, римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона. Законы должны излагаться не только понятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применять его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельного. Реализация всех этих требований, предъявляемых законодателю, предполагает владение высокой юридической техникой. Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случаев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода. (Примеры из гражданского кодекса, заимствованные из Римского). Рассмотрим некоторые случаи рецепции римского права в российском законодательстве. Новый Гражданский кодекс РФ от 21,10.1994 г. закрепляет основные постулаты римского частного права. Так законодательно закреплено деление права на публичное и частное, истоком чего являются Дигесты Юстиниана. «Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц» Построение первой части ГК РФ совпадает с построением Институций Гая: лица – вещи – обязательства. Статья 17. ГК РФ закрепляет так же как и в римском праве, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Здесь хотелось бы еще отметить и тот факт, что римскими юристами было установлено правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. Еще в Законе XII Таблиц было закреплено, что за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери. Данный постулат был воплощен в части 3 ГК РФ, в частности, в статье 1116, которая определяет круг наследников: «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства» В соответствии с ГК РФ, несовершеннолетние по ограничению в дееспособности делятся на три возрастные категории (до 6 лет; до 14 лет; до 18 лет). Столько же групп было и в римском праве (до 7 лет; до 12 – девочки, до 14 лет мальчики; до 25 лет) Именно в римском праве был введен институт эмансипации – статья 27 ГК РФ. Процесс установления опеки и попечительства (статьи 29, 30 ГК РФ) практически аналогичен римскому институту. В Институциях Гая (Гай. 3. 148) определяется содержание договора товарищества. - Мы имеем обыкновение вступать в товарищество или в отношении всего имущества, или для какого- нибудь одного дела, например для покупки или продажи рабов. Все это находит свое отражение в статьи 66-86 ГК РФ, посвященных институту товарищества. 6. Состав источников Римского частного права к началу 1 века нашей эры (Новицкий) Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский период — постановления народного собрания; в эпоху принципата — сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция). Выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, например кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. — начало I в.н.э.)); римских антикваров («грамматиков»); ), Феста (I в.н.э.)1 ; римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н.э.); Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров не в качестве общих типов, а конкретных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. 6. Право цивильное, право преторское. (ПРУДНИКОВ) Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н.э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами. Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius рraetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Не отменяя норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права. Нормы преторского права, так же, как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. 7. Римские магистраты и значение их эдиктов для выработки новой системы права.(НОВИЦКИЙ) Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов. Термин “эдикт” происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала претор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Например, лицу, которое признавалось по цивильному праву ближайшим законным наследником после другого лица, претор стал давать еще свои предусмотренные эдиктом средства защиты права этого цивильного наследника, причем преторское средство защиты фактически было более действенным, чем защита по цивильному праву. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он заполнял пробелы цивильного права. Например, на случай, если у лица не будет ни одного из наследников, признаваемых цивильным правом, претор в своем эдикте обещает иск для защиты права на наследование некоторым другим лицам и, таким образом, создает новую категорию наследников. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного права. Например, когда старое родство, основанное на подчинении власти одного и того же главы семьи (так называемое агнатское родство) стало терять свое значение, уступая место кровному родству, претор объявил в эдикте, что в известных случаях наследство фактически будет закреплено не за цивильным наследником, а за другим лицом. Претор не имел права отменять нормы цивильного права и не делал этого. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву преторский эдикт создавал новые нормы права. Юрист Марциан называет преторское право живым голосом цивильного права именно в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял. → В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась наряду с ius civile, исконным гражданским правом, новая система норм, получившая название ius honorarium (от слова honores, почетные должности, т.е. право магистратское) или i ius praetorium — преторское право, так как наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел именно преторский эдикт. ИЛИ НОВИЦКИЙ)_Ни_претор,_ни_другие_магистраты,_издававшие_эдикты,_не_были_компетентны_отменять_или'>(ПРУДНИКОВ) 8. Процесс взаимодействия права цивильного и преторского (НОВИЦКИЙ) Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы Например, Гай говорит, что претор не может дать кому-нибудь право наследования. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника (и тем самым оставить без защиты того, кто был собственником по цивильному праву), но он не мог несобственника превратить в собственника. Источник и объяснение этого противоречивого положения надо искать в особенностях римского государственного права: закон не может исходить от магистрата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает судебную защиту новым общественным отношениям, нуждавшимся в защите и заслуживавшим ее. 9. Кодификация эдиктов НОВИЦКИЙ Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. Так, известны два сборника императорских конституций, составленные в конце III в. — начале IV в.н.э.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (I1 в.н.э.) до конца III в.н.э. и Codex Hennogenianus, дополнивший первый сборник последующими конституциями, До Константина (начало IV в.н.э.). 2. В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосии II издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), в котором были Soklan.Ru 15/150 собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги — на титулы, внутри которых отдельные конституции расположены в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл Рецепция Итак, рецепция римского права – это процесс заимствования, восприятия правовой системы Римского государства правовыми системами других государств. Проникновение римского права в России началась еще в Древнейшие времена, а именно, с заключения Византийских договоров 911 и 945 г.г. Огромное влияние в этом процессе оказало принятие христианства. «Но, конечно, основной причиной полномасштабной рецепции византийского (греко-римского) права являлось принятие христианства как господствующей религии. Игнорировать роль донора – Византии в этой спланированной акции для российского государства нельзя. Выиграла от христианизации Руси, прежде всего, Византия. По сути дела, принятие христианства привело к превращению русских земель в периферию Византийского мира» Ткаченко выделяет пять этапов рецепции римского прав в России: Первый этап - 1917–1922 гг. Римское право характеризуется отрицательно как рабовладельческое, классовое. Второй этап - 1922–1937 гг. - характерен смягчением позиции по отношению к «рабовладельческому» праву в связи с рецепцией его положений (пандектное право) в Гражданский кодекс. Третий этап - 1937–1961 гг. - неустойчивое отношение к римскому праву. Начало этапа ознаменовала позиция А. Я. Вышинского, сформулированная в докладе о положении на правовом фронте. Она выразилась в декларативном отказе от афиширования преемственности в праве. Четвертый этап - 1961–1990 гг. - ознаменовался продолжением развития «усеченного» пандектного права и распространением этой модели на другие союзные республики. Растет авторитет римского права. В учебной литературе отмечается, что оно хотя и неприменимо в условиях социалистического строя, но для юриста, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, его изучение необходимо. Пятый этап - 1990 гг. - настоящий момент. Характеризуется реципированием основных положений римского права и повышением его авторитета в идеологических целях. Современная Россия с учетом современного опыта восстанавливает и развивает основные положения римского частного права, ибо после октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corus iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание. |