Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  • Семинар 2. Принципы драматургии в трагедии Гете «Фауст» Текст, предназначенный для работы на семинаре: Гете «Фауст»

  • ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЧАСТЬ 26). Истрия зарубежной литературы. Семинар Принципы драматургии в трагедии Гете Фауст Текст, предназначенный для работы на семинаре


    Скачать 29.07 Kb.
    НазваниеСеминар Принципы драматургии в трагедии Гете Фауст Текст, предназначенный для работы на семинаре
    АнкорИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЧАСТЬ 26
    Дата09.06.2022
    Размер29.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстрия зарубежной литературы.docx
    ТипСеминар
    #581875


    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    История зарубежной литературы (2/6)


    Группа Го19Ж111
    Студент
    В.О. Калмыкова


    МОСКВА 2022

    Семинар 2.

    Принципы драматургии в трагедии Гете «Фауст»

    Текст, предназначенный для работы на семинаре:

    Гете «Фауст»


    1. Синтетическая форма трагедии Гете. Идейно-логическая основа композиционных частей. Специфика соединения классицистического (античного) членения текста и шекспировского разделения на сцены внутри актов.

    Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья, то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

    “Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

    Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.


    1. Философско-эстетический смысл Прологов.

    «Фауст» открывается двумя прологами. В первом из них («Пролог в театре») Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй («Пролог на небесах») непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии. В «Прологе на небесах» Гёте пользуется традиционными христианскими образами.

    Мефистофель, появляясь перед Богом, издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Мнению Мефистофеля Гёте противопоставляет страстную веру в человека, в силу и величие его разума.

    Так, в «Прологе на небесах» Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение.

    Вторая часть трагедии во многом сложнее первой.

    Узкий душный мир маленького немецкого города, в котором жили и Вагнер, и Маргарита, и студенты, пировавшие в погребке, и соседки, судачившие у колодца, мир, из которого стремился вырваться Фауст, был изображен в первой части живыми красками, во всей его реальной повседневности.

    Теперь Фауст продолжает свои искания за пределами этого маленького мира. И здесь все приобретает условный, символический характер – и обстановка, и герои.

    Фауст показан то при дворе императора, беспомощного перед лицом неотвратимых сил, разрушающих его империю, то среди мифологических героев древней Греции.

    Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем столетним старцем обретает истину

    Перед смертью он вдохновлен мечтой о том, чтобы на отвоеванной от моря земле поселить миллионы свободных тружеников.

    1. Особенности сюжетного развития двух частей трагедии. Система персонажей. Пространственно-временная организация художественного мира.

    Фауст представлял собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя. Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с «глухой каменной норой», мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении «тлена и хлама». Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии. Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.

    Гретхен- прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.

    Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время. Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место.


    1. Образы Фауста (его истоки) и Мефистофеля. Проблема обретения истинного смысла жизни. Трагедия Маргариты.

    В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). Два героя произведения немецкого поэта — Фауст и Мефистофель — наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал.

    Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения, Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное — жизнь.

    Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди — пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона, Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность, и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного. И он, лермонтовский демон, печален.



    написать администратору сайта