Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социальное взаимодействие

  • Теории социального конфликта

  • Теория символического интеракционизма

  • Символический интеракционизм

  • Теория управления впечатлением

  • 2

  • Невербальная коммуникация

  • невербалики

  • невербальных

  • 4 семинар социология. Семинар Социальное взаимодействие в повседневной жизни


    Скачать 27.23 Kb.
    НазваниеСеминар Социальное взаимодействие в повседневной жизни
    Дата23.02.2022
    Размер27.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 семинар социология.docx
    ТипСеминар
    #371203

    Семинар 4. Социальное взаимодействие в повседневной жизни.

    Вопросы для подготовки:

    1. Сущность социального взаимодействия. Основные положения теории конфликта, символического интеракционизма, теории управления впечатлениями о социальном взаимодействии.

    2. Невербальная коммуникация и ее значение в социальном взаимодействии. Роль жестов, поз и эмоций. Влияние личностного пространства на коммуникацию (исследования Эдварда Холла). Приведите примеры.

    3. Влияние социальных статусов и ролей на социальное взаимодействие. Ролевые ожидания. Эксперименты «гарфинкелинги».

    1. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов,   имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория  «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно  различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической,  экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.

    Теории социального конфликта создавались на основе критики метафизических элементов структурного функционализма Т. Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место материальных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме, в подчеркивании значения интеграции и согласия за счет радикального изменения и нестабильности.

    У истоков теории «социального конфликта» стоял американский социолог Ч.Р. Миллс. Опираясь на идеи К. Маркса, Т. Веблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

    Более четкую формулировку теория «социального конфликта» получила в работах германского социолога Р. Дарендорфа, английского Т. Боттомора, американского Л. Козера и других западных социологов.

    Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Р. Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

    Таким образом, согласно Р. Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo politicus («человек политический»), а поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты имманентно присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей. «Все отношения индивидов, построенные на несовместимых целях, утверждает Р. Дарендорф,- являются отношениями социального конфликта».

    Теория символического интеракционизма разрабатывалась американскими социологами Джорджем Мидом (1863-1931 годы жизни) и Чарлзом Кули (1864-1929 годы жизни), заложивших исходные основания данного социологического направления. Само понятие «символический интеракционизм» было введено в научный оборот в 1937 году учеником Джорджа Мида Гербертом Блумером(1900- 1987 годы жизни).


    Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:

    1. Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты;

    2. Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами;

    3. Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов.


    По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов. Именно язык - это первейший и основной фактор человеческого взаимодействия, «каждый человек создается в разговорах», по мнению интеракционистов, если отсутствует языковое общение, то отсутствует и человек. Общаясь, индивиды как бы осуществляют обмен символами. Для продолжения интеракции (общения) от каждого вовлеченного в нее требуется еще и интерпретация намерений других с помощью принятия роли, т.е. постановки себя на место партнера по общению. Под самим же общением понимается обмен взаимопонятными символами, чтобы достигнуть определенных практических результатов в совместной деятельности.
    Теория управления впечатлением — теория Ирвинга Гофмана, описывающая наше желание производить благоприятное впечатление на других людей. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. С точки зрения Ирвинга Гофмана, человек предстаёт как художник, творец образов. Его жизнь — это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

    Основная идея теоpии Гофмана cоcтоит в тoм, что в процессе взаимодействия люди обычно pазыгpывают друг перед другом своеобpазные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причём обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Pегулиpование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Исполнитель должен ответственно подходить к выбору выразительных или экспрессивных средств своих действий, так как многие маленькие нечаянные акты иногда оказываются прекрасно приспособленными для передачи несоответствующих данному моменту впечатлений. Такие события были названы непроизвольными. Когда посторонний случайно вторгается в зону, где дают представление, или когда член аудитории нечаянно входит за кулисы, то такой вторженец как бы застает присутствующих flagrante delicato. Без чьего-либо злого умысла, лица, присутствующие в зоне, возможно будут уличены в деятельности, совершенно несовместимой с впечатлением, которое они обязаны, по более общим соображениям социального характера, поддерживать перед вторженцем. В этом случае срыв исполнения обусловлен несвоевременным вторжением.

    2. Каждый человек ежедневно вступает в межличностное взаимодействие при различных обстоятельствах. При взаимодействии решаются определенные коммуникативные задачи, их осуществление зависит от успешности коммуникации. Личностное и профессиональное развитие человека, его взаимодействие с социумом невозможно без общения. В процессе взаимодействия большую роль играет не только вербальное, но и невербальное общение. Проблема невербальной коммуникации до сих пор остается открытой, так как недостаточно изучена. Однако известно, что невербальная коммуникация позволяет получить 70% информации, в то время как вербальная лишь 30%. Мимика и жесты, как средства невербальной коммуникации являются одними из универсальных визуальных систем. При межличностном взаимодействии разворачивается познание одной личности другой, проявляется отношение друг к другу. Передача информации посредством невербальных средств происходит одновременно с вербальной передачей, усиливая, дополняя при этом смысл сказанных слов. В ходе межличностной коммуникации невербальное общение осуществляется при помощи мимики, жестов, прикосновений, дистанции, визуального контакта, темпа и интонации речи.
    Невербальная коммуникация – это общение без помощи слов, возникающее бессознательно и дополняющее словесное общение.

    При помощи невербалики люди:

    • Сознательно и бессознательно передают информацию;

    • Регулируют процесс разговора;

    • Выражают свои чувства и эмоции;

    • Поясняют, подтверждают или опровергают информацию;

    • Дополняют информацию;

    • Контролируют и воздействуют на собеседников.


    Значимость невербальных средств в коммуникации

    Невербальное общение включает 5 подсистем:

    • Экспрессивно-выразительная (мимика, жесты, поза);

    • Оптико-кинетическая (движения, внешний вид, выражение лица);

    • Тактильный контакт (рукопожатие, похлопывание, прикосновения, поцелуи, объятия);

    • Экстралингвистическая (темп, тембр речи, паузы, интонация);

    • Пространственная (дистанция между собеседниками, личное пространство).


    Движения лицевых мышц, их сочетание позволяет выразить эмоциональное состояние и понять состояние собеседника. При помощи жестов человек активизирует обратную связь, увеличивает ее интенсивность или завершает общение. Немаловажным компонентом невербального общения также является взгляд – с помощью визуального контакта передаются точные сигналы межличностной коммуникации. Направленность взгляда собеседника указывает на направленность его внимания и дает обратную связь. Несомненно, важным является тембр, темп речи, включение в речь пауз, изменение интонации. При межличностной коммуникации необходимо учитывать совокупность невербальных средств для правильной интерпретации коммуникаций, а также окружающую обстановку. Психологи считают, что невербалика является важным условием эффективного общения, ибо: Невербальные средства позволяют понять истинные чувства, мысли собеседника; Впечатление о собеседнике, формирующееся под влиянием первого впечатления.
    3. Социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.

    Человек может иметь несколько статусов, но, как правило, только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным  или интегральным.  Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике и во внутренней позиции.

    Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус  навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус  определяется усилиями самого человека.

    Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус  – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус  – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

    Социальная роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; поведение человека, ожидаемое со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих. Социальная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения этой роли (игры).

    Социальные роли могут быть институционализированными  – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни, например институтом брака (роль мужа, отца, жены, матери), – и спонтанными  – возникающими в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.

    Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – содержание и характер взаимодействия между людьми. Субъективная сторона – это сознательное отношение участников взаимодействия друг к другу. Элементы социального взаимодействия:

    • индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;

    • изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

    • влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;

    Джордж Хоманс  (1910–1989) определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. При этом уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Толкотт Парсонс  (1902–1979) рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. По мнению Питирима Сорокина  (1889–1968), социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

    Для проверки своей теории Гарфинкель проводил «кризисные эксперименты», нацеленные на сознательное разрушение нормального хода социального взаимодействия. Среди социологов эти эксперименты получили название «гарфинкелинги». Во время или по заключении «гарфинкелингов» подробно фиксировалась удивленная, возмущенная реакция людей на нестандартное поведение экспериментаторов. Энтометодологические эксперименты «разрывали», «нарушали» повседневную рутину общения, раскрывая ту напряженную работу, которая производится каждым членом общества для сохранения, восстановления нормального хода жизни.

    Эти эксперименты по вмешательству в привычную жизнь показали, как люди всякий раз активно сопротивлялись, когда их вынуждали подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия.


    написать администратору сайта