Семинарам можно использовать хрестоматию Онтология. Часть 1
Скачать 34.95 Kb.
|
Для подготовки к семинарам можно использовать хрестоматию : «Онтология. Часть 1» Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2015; «Онтология. Часть 2» Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2016 (под ред. Е.В.Бакеевой, О.Н.Томюк). Тема 1. Предмет и специфика философии. Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Введение. Вопросы к семинару: 1. Проблема предмета философии. 2. Отношение «философия – общество», его противоречивый характер. 3. Личностный смысл философии как любви к мудрости. Знание и мудрость. Литература: М.Хайдеггер Основные понятия метафизики.Гл.1. – Вопросы философии, 1989, № 9 М.К.Мамардашвили. Философия – это сознание вслух. – Как я понимаю философию. М.,1992, с.57-63. Там же: Философия и свобода . с. 365- 374. И.Берлин. Назначение философии. – Вопросы философии, 1999, № 5, с. 91-98. Платон. Апология Сократа. – Платон. Сочинения. М.,1990, Т.1. Литература к докладам: М.Хайдеггер.Основные понятия метафизики. Глава 2. 2. Х.Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.,1991. – Главы 3,4,5. 3. К.Ясперс . Введение в философию. Минск, 2000. 4.Г.Риккерт.О понятии философии. – Хрестоматия по философии.3-е изд. М.,2009, с. 148-162. 5. В.Эрн. Природа философского сомнения. – Хрестоматия по философии. 3-е изд. М.,2009, с. 236-247. Вопросы по текстам: М. Хайдеггер: - почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью? -что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека? -как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»? - в чем заключается специфика метафизических понятий? -какое определение метафизического мышления предлагает автор? И.Берлин: -о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье? -какова общая черта философских вопросов? -какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии? - как понимает автор задачи философии? М.К.Мамардашвили: «Философия – это сознание вслух»: -какое определение философии дает автор? -какова связь философии и предназначения человека? -в чем заключается специфика философских проблем, по мнению автора? «Философия и свобода»: -что такое «трансцендирующее усилие»? -какова природа «чистых состояний» или «идеалов»? Платон: -как сам Сократ понимает причины смертного приговора? -в чем заключается предназначение философа, по мнению Сократа Тема 2. Основные школы и понятия древнегреческой и средневековой европейской философии. Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 1. Онтология Единого. Лекции 1, 2, 4, 5. Раздел 2. Средневековая философия: онтология творения. Вопросы к семинару: 1.Представления античных мыслителей о взаимопревращаемости вещей. Число, эйдос, идея. 2.Справедливость как соразмерность. Этический рационализм. 3. Благо, истина, красота в философии Платона. 4. Средневековые христианские мыслители о времени и вечности 5.Внешний и внутренний закон. Открытие «внутреннего измерения» человека. Литература: 1.Платон. Парменид. Раздел « Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого». – Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид.М.,1999. 2.Антология мировой философии . М., 1969, Т.1,Ч.1. с.270-290. 3.Платон. Федр. Вторая речь Сократа // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.,1999. 4.Платон. Государство. Книга 6. Спб,2005,с.327-356. 5. Платон. Федон. Раздел «Душа и тело с точки зрения познания истины»// Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.,1999. 6. Августин. Исповедь. Кн. 1 (разд. 6),кн. 2. ( разд. 5), кн. 4 ( разд. 9), кн. 11 (разд. 4,5,8, 10-14, 18-21, 30). 7. П.Абеляр. Этика, или Познай самого себя. – Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 248-268. Литература к докладам: 1.Т.В.Васильева. Путь к Платону: Любовь к мудрости или мудрость любви.М.,1999. 2. Т.В.Васильева. От «фюзис» к «эйдос», от «природы» к «идее». – Т.В. Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002, с. 21-32. 3. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Аристотель. М., 1982. 4. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб, 1999, с.259-270. 5. Т.В.Васильева. Символы человека у Платона и платоническая любовь. – Т.В.Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002,с. 83-90. 6.А.Ф.Лосев.История античной эстетики. Кн. 2. М.,1994,Р.7: «Человек», пар. 3-6, с.280-293. 7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М,. 1993.-Кн. 4, гл. 4,5,6.с.131-147. 8. Платон. Алкивиад 1. 9.Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.,1988, с.24-30. 11. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.1989. – Раздел 2. пар. 1.2.- Истоки схоластического мировоззрения, с.102-115. 12. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.1989. – Раздел 2. Глава 4. Границы средневековой науки (проблема универсалий).Р.4.1, 4.2.с. 173-185. Вопросы по текстам: Антология мировой философии: -какое определение начала дает Анаксимандр? -как с понятием «апейрон» связана множественность миров? -как понимается «несправедливость» в философии Анаксимандра? -каковы аргументы Анаксимена в пользу понимания «архэ» как воздуха? -как можно истолковать фразу Гераклита «все обменивается на огонь и огонь - на все»? -прокомментируйте утверждение Гераклита: «мудрость отрешена от всего»; -как объясняется происхождение вещей в учении пифагорейцев? -почему, по выражению Филолая, «ложь чужда природе числа»? Платон (Федр): - какое понимание человеческой души предлагает Сократ? -в чем, по мнению Сократа, заключается противоречивость человеческой жизни? -что мешает человеку приблизиться к благу? -каковы основные положения концепции «познания как припоминания»? Платон (Государство): - почему, по мнению Платона, именно философы должны править в идеальном государстве? -как связаны свойства философской души со стремлением к цельному знанию? -как связаны основное свойство философской души и соразмерность? -в чем заключается основная причина враждебности между философом и толпой? -как Платон понимает идею Блага? -каковы условия разумности души? -что такое «беспредпосылочное начало» в мышлении? Платон (Федон) -в чем Платон видит причину человеческих заблуждений? -какой способ познания признается в тексте наиболее надежным? -о какой «единственно правильной монете» говорится в тексте? Августин: - как можно понять выражения Августина «мертвая жизнь или живая смерть», «совершенное Бытие и совершенная жизнь»? -как, по Августину, соотносятся земные блага и «Лучшее и Наивысшее»? -какова истинная природа человеческих желаний? - о каком способе сохранения временного и изменчивого говорит Августин? -какова связь акта творения и божественного Слова? -установите связь между понятиями в тексте Августина: «разум», «слово», «Начало»; -почему вопрос о времени сотворения мира является незаконным? -прокомментируйте выражение «сегодняшний день Твой - вечность»; -о каких трех видах времени говорит Августин? Абеляр: - чем отличаются друг от друга «порок души», «грех» и «злодеяние»? -как оценивает Абеляр человеческие желания? -в чем заключается отличие «факта поступка»от «духа поступка»? - почему совершение поступка не увеличивает грех, по Абеляру? Тема 3. Европейская философия Нового времени. Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 3. Онтология субъекта. Вопросы к семинару: Переориентация философии на проблемы познания. Наука и философия Нового времени о понятиях материи и движения. Механицизм. Соотношение спекулятивного и практического разума в философии И.Канта. Автономия нравственного субъекта . Человек как цель. Литература: Антология мировой философии. М.,1970, Т.2. с. 237-248, 309-318, 413-419. Антология мировой философии. М.,1970, Т.2, с. 256-261. П.А.Гольбах. Избранные произведения. Т.1.М.,1963- «Система природы»,гл. 2,3. И.Кант. Основание метафизики нравов. – И.Кант. Лекции по этике.М.,2000, с. 239-265, 269-271. И.Кант. Критика практического разума. Гл.2. Ч. 1,2,3. –И.Кант. Лекции по этике. М.,2000, с. 369-375. Литература к докладам: 1.А.В.Ахутин. Новация Коперника и коперниканская революция. 3.1. Замысел «коперниканского» разума.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб,2005, с. 382-398. 2.П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (17-18 вв). М.,1987,гл.3. «Научная программа Декарта». Р. 1 «Философские предпосылки картезианской научной программы». С. 139-150. 3. Н.Кузанский. О предположениях. Пролог, Гл. 1-9. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х томах, Т.1. М.,1979,с.187-204. 4.М.Хайдеггер. Время картины мира. – М.Хайдеггер. Время и бытие 5.П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки ( 17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987, с. 259-267, с. 150-165. 6. П.П.Гайденко. Время. Длительность. Вечность. М.,2006.- Гл.4, Р.1. «Абсолютные время, пространство и движение». – С. 134-138. 7.Р.Декарт. Размышления о первой философии. Размышление 6. О существовании материальных вещей и о реальном различии между умом и телом. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 174-185. 8.М.К.Мамардашвили. Кантианские вариации. М.,1997.- Лекция 6. с.103-124. 9.Б.Спиноза. Этика. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 358-364. 10. И.Кант. Критика практического разума. Кн.1.Гл.1. пар.8,ч. 2: «О праве чистого разума». – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000,с. 321-326. 11. И.Кант. Критика практического разума. Кн.1, Гл.3. «О мотивах чистого практического разума». – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000,с.337-350. Вопросы по текстам: Декарт: -почему в познании необходим момент сомнения? -почему в области поступков сомнение неуместно? -какие аргументы против существования чувственных вещей приводит автор? -почему необходимо сомневаться также в существовании идей? -какое достоверное положение может рассматриваться основание всего человеческого познания? -как Декарт понимает соотношение души и тела? -как определяются в тексте мышление и врожденные идеи? -какое определение «ясного и отчетливого мышления» дает Декарт? Гоббс: -почему ощущения Гоббс называет «призраками»? -находятся ли качества в объектах, согласно автору? -что такое, по Гоббсу, «представление» и «опыт»? - как трактуется «чудо» в концепции Гоббса? -как понимаются автором категории конечности и бесконечности? -каковы, согласно Гоббсу, условия формирования человеческих представлений о вещах? Локк: -на каком основании Локк отрицает врожденные идеи? -о каких двух источниках формирования идей в человеческом познании говорит Локк? Антология мировой философии: -какие качества, согласно Декарту, составляют природу тела? Почему? -почему мир, по мнению Декарта, не может быть конечным? -почему необходимо отрицать множество миров? -какое определение движения предлагает Декарт? -о каких трех законах природы говорит автор? Гольбах: -как Гольбах понимает движение, причину, следствие? -на чем, согласно автору, основано единство природы? -как в концепции Гольбаха трактуется «жизнь»? -как автор относится к сверхъестественному? -как можно понять выражение автора: «материя без свойств есть чистое ничто»? -почему Гольбах утверждает вечность материи? -познаваема ли, по мнению автора, материя в своей сущности? Кант: «Основания метафизики нравов»: -можно ли вывести представления о нравственности из опыта? -почему идея нравственности должна основываться на чистом разуме? -как автор определяет волю и практический разум? -что такое императив ,согласно Канту? -как автор понимает различие между «хорошим» и «приятным»? -как понимается различие гипотетического и категорического императивов? -чем, по Канту, отличаются друг от друга «правила умения», «советы благоразумия» и «законы нравственности»? -почему, согласно Канту, «в отношении счастья невозможен никакой императив»? -почему «только категорический императив нравственности является практическим законом»? Какие примеры ,подтверждающие это суждение, приводит Кант? - почему, по мнению Канта, императив нельзя выводить из человеческой природы? -что значит «увидеть добродетель в ее собственном облике»? -как понимается Кантом выражение «человек как цель сама по себе»? (Приведите примеры из текста); -в чем, по мнению автора, заключается различие между «вещами» и «лицами»? -как формулируется автором категорический императив нравственности? -как в тексте определяются автономия и гетерономия воли? - что такое «царство целей»? -в чем, по мнению Канта, заключается различие «рыночной цены» от «достоинства»? -что ,согласно Канту, составляет абсолютную ценность человека? -почему свобода является «свойством воли всех разумных существ»? -в чем, по мнению Канта, заключается «круг свободы»? -в чем заключается отличие рассудка от разума? -как возможен категорический императив? «Критика практического разума» -как формулируется антиномия чистого практического разума? -как, по мнению Канта, можно разрешить эту антиномию? -как определяется в тексте «самоудовлетворенность» или «довольство»? -почему практический разум первичнее спекулятивного (теоретического)? Тема 4. Основные проблемы и категории онтологии. Бытие как основная проблема онтологии. Основные категории онтологии. Понятие детерминизма. Основные концепции детерминизма. Пространство и время как онтологические феномены. Литература:_Бакеева_Е.В._Учебное_пособие_(гносеология)'>Литература: Бакеева Е.В. Введение в онтологию. Введение. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014, с. 6-14. Бакеева Е.В. Учебное пособие (онтология). Н.Гартман. Основной онтологический вопрос// Онтология. Учебное пособие. Часть 1. Екатеринбург, 2015. С. 234-238. М.Хайдеггер. Европейский нигилизм. Раздел: «Бытие как пустота и богатство» // М.Хайдеггер. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007. С. 237-244. Платон. Софист. Раздел «Диалектика бытия и небытия»//Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999. С. 301-333. П.Гольбах. О природе // Онтология. Учебное пособие. Часть 2. Екатеринбург, 2016. С. 330-336. М.Бунге. Спектр категорий детерминации // Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 513-518. Августин. Исповедь. Книга 11. И. Кант Критика чистого разума. Первая часть. Трансцендентальная эстетика. СПб.: Тайм-аут, 1993. С. 49-68. М.Хайдеггер. Пролегомены к истории понятия времени. Раздел II. Выявление самого времени. Томск: Водолей, 1998. С. 321-337. Н.А. Бердяев Я и мир объектов. Размышление IV // Н.А.Бердяев. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 283-296. Литература к докладам: Е.А.Мамчур. Понятие пространства в контексте культуры (на материале перехода от аристотелевского пространства к пространству физики Нового времени // Пространство как трансцендентальная предпосылка познания реальности. М., 2014. С. 46-65. А.Ю.Севальников. Виртуальное и метафизика // Теоретическая виртуалистика. М.: Наука, 2008. С. 79-91. Тема 5. Гносеология: основные понятия и проблемы. Проблема сущности знания. Проблема источников познания. Проблема истины. Основные концепции истины. Литература: Бакеева Е.В. Учебное пособие (гносеология) Платон. Теэтет. Р.Декарт. Рассуждение о методе. Части I, II // Р.Декарт. Сочинения. СПб.: Наука, 2006. С. 93-103. И.Кант. Критика чистого разума. Предисловие ко второму изданию. СПб.: Тайм-аут, 1993. С. 17-31. М.Хайдеггер. Время картины мира. // М.Хайдеггер. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007. С. 58-74. Ф.Бэкон. Заблуждения людей. //Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 270-273. Дж.Локк. Вторичные качества предметов. // Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 273-280. М.Шлик. О фундаменте познания. //Аналитическая философия: избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 33-49. Чудинов Э.М. Классическая концепция истины // Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 346-352. У. Матурана, Ф.Варела. Древо познания. Раздел 1. Познание познания. М., 2001, с. 13-26. Литература к докладам: А.В.Ахутин. Чтение «Теэтета». //А.В.Ахутин. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2005. С. 218-293. Н. Кузанский. О предположениях. Часть 1. Пролог, главы 1-8. // Н.Кузанский. Сочинения в двух томах. Том 1. М.: Мысль, 1979. С. 185-204. Тема 6. Социальная философия: основные понятия и проблемы. Понятие и функции социальной философии. Общество как основное понятие социальной философии. Социальное время и социальное пространство. Проблемы типизации социально-философского процесса. Литература: Учебное пособие: Т.Х.Керимов. Социальная философия. Учебник. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2018. К вопросу 1: Глава 1. К вопросу 2: Глава 2. К вопросу 3: Глава 6. К вопросу 4: Глава 8. Платон. Государство. Книга вторая. Т.Гоббс. Левиафан//Антология мировой правовой мысли. Т.3. С. 37-54. Ж.-Ж.Руссо. Об общественном договоре// Антология мировой правовой мысли. Т.3. С. 128-140. И.Кант. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К.Маркс. Немецкая идеология. Раздел «Материалистическое понимание истории». Э. Тоффлер, Х.Тоффлер. Создание новой цивилизации // Апокалипсис смысла. М.: Алгоритм, 2007, с. 253-270. А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. Раздел «Средневековый хронотоп». Литература к докладам: А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. Разделы:«Макрокосм и микрокосм», «Что есть время?». С. 43-166. Ж.Бодрийяр. Фантомы современности // Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007, с. 186-224. З.Бауман. Текучая современность. Глава 3. Время и пространство. СПб.: Питер, 2008, с. 100-140. Тема 7. Философская антропология: основные понятия и проблемы. Человек как философская проблема. Тело, душа и дух как аспекты человеческого бытия. Феномен телесности. Свобода как феномен человеческого бытия. Литература: Платон. Федон. Разделы: «Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни»; «Этические выводы учения о душе» // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1993, с. 55-70. И.С.Эриугена. О разделении природы // Онтология. Учебное пособие. Часть II. Екатеринбург, 2016, с. 41-63. Р.Декарт. Размышления о первой философии… Размышление второе // Р.Декарт. Сочинения СПб.: Наука, 2006, с. 144-151. И.Кант. Основание метафизики нравов. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравов // И.Кант. Лекции по этике. М.: Республика, 2000, с. 239-265. Ж.-П.Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989, с. 319-344. Н.Н.Трубников. Смерть и вечность (метафизика или нравственный смысл смерти в свете соотношения времени и вечности) // Н.Н.Трубников. О смысле жизни и смерти. М.: РОССПЭН, 1996, с. 86-90. М.К.Мамардашвили. Эстетика мышления. Беседы вторая и третья. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 24-50. Литература к докладам: В.Франкл. Самотрансценденция как феномен человека // В.Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 54-69. М.Шелер. Положение человека в космосе. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95. М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме // М. Хайдеггер. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007, с. 266-305. О.В.Попова. Тело как территория технологий. Раздел 1.1. Представления о телесности в этико-философской мысли. М.: Канон+, 2021, с. 6-35. Тема 8. Проблема ценности в философии. Ценность как философская категория. Благо, истина, красота как универсальные ценности. «Переоценка ценностей» в неклассической философии и в современной культуре. Литература: В.И.Плотников. Ценностный мир человека и его судьба. Разделы: «Феномен ценности в контексте философского миропонимания», «Ценностный выбор и оценка на индивидуальном уровне бытия». // Двадцать лекций по философии. Учебное пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 376-380, 390-392. Плотин. О том, что ноумены не вне ума, и о благе // Плотин. Избранные трактаты. Мн.: Харвест, 2000, с. 67-91. Ф.Ницше. Генеалогия морали. Трактат первый. «Добро и зло», «хорошее и дурное» // Ф.Ницше. Избранные произведения. Кн. 2. М.: Сирин, 1990, с. 13-40. В.Франкл. Самотрансценденция как феномен человека// В.Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 54-69. Э.Фромм. Отделение от себя // Кризис сознания. М.: Алгоритм, 2009, с. 97-104. |