Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинар 2 Художественное своеобразие новелл Гофмана «Золотой Горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек».

  • Семинар 3 Поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

  • Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон_ Жуан».

  • Исторический роман В. Скотта «Айвенго».

  • Семинар 5. Исторический романтический роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

  • Романтический психологический роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

  • Глоссарий

  • Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

  • Семинары Семинар 1 Концепция личности художника в романе Новалиса Генрих фон Офтердинген


    Скачать 42.26 Kb.
    НазваниеСеминары Семинар 1 Концепция личности художника в романе Новалиса Генрих фон Офтердинген
    Дата16.10.2022
    Размер42.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2022_SEMINARY_ZL_XIX_v_Romantizm.docx
    ТипСеминар
    #735724

    Зарубежная литература XIX века. Романтизм

    Семинары

    Семинар 1

    Концепция личности художника в романе Новалиса

    «Генрих фон Офтердинген»

    1. Особенности сюжетно-композиционного строения романа.

    2. Раннеромантическое понимание времени и вечности в романе. Специфика изображения Средневековья.

    3. Символика Голубого цветка. Символика цвета. Образ Матильды.

    4. Признаки романа воспитания, романтическое переосмысление.

    5. Особенности образа Генриха. Становление поэта: основные переломные моменты, условия, роль наставников.

    6. Романтическая концепция любви, труда и искусства в романе. Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Цианы.

    8. Аллегорическая сказка Клингсора и ее функция. Элементы сказки. Элементы философского сочинения.

    9. Предположительный финал романа. Романтическое понятие гения. Поэт как спаситель мира.

    Литература

    Новалис. Генрих фон Офтердинген. http://lib.ru/INOOLD/TIK/heinrich_von_ofterdingen.txt

    1. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987. http://danshorin.com/liter/bent1.html

    2. Берковский Н.Я. Новалис // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.т С. 145– 182. https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/b3a0052c1154dac2ce86b1a0604676e614f4dd83.pd f 4

    3. Вайнштейн О. Язык романтической мысли: (О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля). М., 1994. http://www.twirpx.com/file/1388803/

    4. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Книга есть на сайте http://www.twirpx.com/file/1702018/

    5. Иванов В. И. О Новалисе // Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Т.4. Брюссель,1987.http://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol4/01text/02papers/4_162.htm

    6. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / 2-е изд. – СПб., 1996. http://www.twirpx.com/file/1741659/ http://www.twirpx.com/file/1741658/

    7. Ботникова А. Б. “Сказка Клингсора” Новалиса и романтическая теория “новой мифологии” // Национальная специфика произведений зарубежной литературы ХIХ–XX веков. Проблемы романтизма: Межвуз. сб. научн. трудов. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 1996. С. 5–17. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/botnikova-nemeckij-romantizm/skazkaklingsora-novalisa.htm

    8. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: Ф. Шиллер, Новалис. – М., 1978. https://yadi.sk/i/orSB1pYq34t6Y3

    9. Лагутина И.Н. «…Пространством и временем полный…»: раннеромантический художник в поисках идентичности (По роману Новалиса «Генрих фон Офтердинген») // Романтизм: вечное странствие / Отв. ред. Н.А. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. – М., 2005. – С.36–51. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istoriya-filosofii-romantizm/romantizm-vechnoestranstvie-2005

    10. Горбовская С. Г. Из истории «голубого цветка» как одного из художественно-литературных символов французской, немецкой и русской литератур XIX в.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-golubogo-tsvetka-kak-odnogo-izhudozhestvenno-literaturnyh-simvolov-frantsuzskoy-nemetskoy-i-russkoy-literatur-xix-v

    К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение терминов:

    Аллегория

    Гений у романтиков

    Роман воспитания

    Символ в романтизме

    Сказочность в литературе

    Семинар 2

    Художественное своеобразие новелл Гофмана «Золотой Горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек».

    1. Романтическое двоемирие в организации художественного пространства. «Идеальный мир» и «просвещение» в сказке «Крошка Цахес». Мир Серпентины и мир филистеров в «Золотом Горшке». Способы разграничения миров в сказках.

    2. Мотив двойника и двойники в сказках: функции, способы противопоставления.

    3. Смыслы уродства в сказке «Крошка Цахес».

    4. Романтический герой и сущность его конфликта с миром. Герой как пограничный персонаж.

    5. Особенности фантастики у Гофмана.

    6. Как у Гофмана развернут конфликт вещного мира и космической жизни?

    7. Найдите приемы и способы выражения ограничений человека у Гофмана (ранги, профессии, бюрократический режим, мотив власти над человеком маленьких вещей).

    8. Карнавальные мотивы и романтическая ирония; позиция автора-повествователя.

    9. Мотив безумия в повести «Песочный человек». «Ночная» сторона души у Гофмана.

    10. Мотив «глаз» и тема деформации зрения (видения мира).

    11. Тема автомата/куклы, образ автомата/куклы в «Песочном человеке». Демонизм механического в образе.

    12. Отражение эволюции немецкого романтизма от оптимизма к пессимизму, от «светлого», творящего хаоса к «темному», убивающему (по Берковскому).

    Литература

    Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. http://www.lib.ru/GOFMAN/gorshok.txt http://www.lib.ru/GOFMAN/zahes.txt http://www.lib.ru/GOFMAN/koppelius.txt

    1. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.

    2. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. Бэлза Э.Ф., Логинова О.К., Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. (ред. коллегия). — М.: Наука, 1982. http://www.twirpx.com/file/2122414/

    3. Миримский И.В. Гофман // История немецкой литературы. ТЗ. М., 1966. http://19veuro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/mirimskij-ernst-teodor-amadej-gofman.htm

    4. Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990. С. 51–59. http://www.twirpx.com/file/1386527/

    5. Сафрански Р. Гофман. М., 2005. (ЖЗЛ). http://royallib.com/book/safranski_ryudiger/gofman.html

    6. Аствацатуров А.Г. Демония бессознательного в новелле Э.Т. А. Гофмана «Песочный человек» // Эл. ресурс: http://www.ifl.ru/docs/kollektiv/astv-peschel.pdf

    7. Куличихина М.А. Тело-автомат в новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек» // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: В 3-х ч. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып. 11, ч. II, с. 26-29. Эл. ресурс: http://www.ec-dejavu.net/a/Avtomat.html

    8. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Книга есть на сайте http://www.twirpx.com

    К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение терминов:

    Автомат у романтиков

    Двоемирие

    Двойничество

    Филистер

    Хаос у романтиков

    Семинар 3

    Поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

    1. История создания поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

    2. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме.

    3. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения. Взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования.

    4. «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи. Эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой песни к четвертой.

    Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон_ Жуан».

    1. Происхождение легендарной фигуры Дон-Жуана, предшественники Байрона в разработке образа.

    2. Байроновский образ Дон-Жуана: продолжение традиции и новое. Дон-Жуан Байрона как полемика с:

    1) легендой о Дон-Жуане,

    2) с байроническим типом героя.

    3. Лирическое начало поэмы: авторское высказывание, автобиографические элементы. Кто лирический субъект поэмы: Байрон, автор-рассказчик, Дон-Жуан?

    4. «Дон-Жуан» как сатирический эпос: картины социальной жизни, историзм, сатирические зарисовки, широта охвата действительности, реалистичность. 5. Элементы плутовского романа в поэме. Дон Жуан как невольный соблазнитель, раб обстоятельств. Сравните Дон-Жуана и Тома Джонса.

    6. Драматическая составляющая, сценичность поэмы.

    7. Романтическая разработка любви и пародирование романтических стереотипов.

    8. Ирония, пародия, скепсис в разработке характеров и сюжетных поворотов, в авторской речи, по отношению к основным положениям романтизма.

    9. Проследите влияние поэмы Байрона на роман Пушкина «Евгений Онегин».

    Литература

    Байрон Дж. Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда».

    Дон-Жуан. http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/donjuan.txt

    1. Нусинов И. М. История образа Дон Жуана // Нусинов И. М. История литературного героя. — М., 1958. — С. 325–441. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1629/1/philolog-ahp-05.pdf 7

    2. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие. Есть также здесь: http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron.txt

    3.Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975. http://www.twirpx.com/file/459598/

    4. Зверев А. М. Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988. http://www.ereading.club/bookreader.php/110785/Zverev_-_Zvezdy_paducheii_plamen%27.html 5

    5. Воробьев В.П. Лермонтов и Байрон. Смоленск, 2009. // http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/vorobev-lermontov-i-bajron/index.htm

    6. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин // Пушкин и западные литературы: Избранные труды. Л., 1978. http://imwerden.de/pdf/zhirmunsky_bajron_i_pushkin_1978.pdf

    7. Клименко Е.И. Байрон: язык и стиль. М., 1960. https://vk.com/doc127392813_417375973

    8. Штейн А.Л. «Дон-Жуан» Байрона и демократический идеал // Штейн Л. На вершинах мировой литературы. М.: Художественная литература, 1988. http://www.twirpx.com/file/2068059/

    9. Рак В.Д. Байрон // Пушкин: Исследования и материалы. СПб., 2004. С. 38-59. Эл. ресурс http://feb-web.ru/feb/pushkin/isj-abc/isj/isj-0381.htm

    Глоссарий:

    Байронический Герой

    Лирический Субъект

    Реалистичность

    Сатира

    Скепсис

    Сценичность

    Семинар 4

    Исторический роман В. Скотта «Айвенго».

    1. Суть «открытия истории» романтиками. Творческие задачи исторического романа как жанра. Прошлое, настоящее и будущее в романтическом сознании.

    2. Какой исторический период запечатлен в романе «Айвенго» и почему? Что породило конфликт между саксами и норманнами?

    3. Что такое история, согласно Скотту: цепь случайных событий, осуществление чьего-то замысла? Кто творит историю? Личность, народ, бог, никто? Как эти вопросы развернуты и решены в романе?

    4. Система характеров исторического романа Скотта: соотношение исторических личностей, выдуманных персонажей, героев народных легенд. Почему в центре повествования выдуманный персонаж (а не историческая личность)?

    5. Образ Айвенго: способы выстраивания, роль в сюжете. Некоторые исследователи полагают, что его роль не настолько значительна, чтобы выносить его имя в заглавие? Каковы основания для такого мнения? Если вы с ним согласны, как объяснить парадокс заглавия?

    6. Какие исторические личности представлены в романе? Как строятся их образы?

    7. Сравните Ребекку и Ровену: общее, отличия в способах обрисовки характера, внешности, функции.

    8. Робин Гуд у Вальтера Скотта: источники и развитие образа. Роль в сюжете. 9. Мотив сокрытия/подмены личности, его связь со средневековой культурой и функция в романе.

    10. Проблема соотношения вымысла и факта в романтическом историческом романе. Почему и как автор использует вымысел? Убедительна ли картина средневековой Англии в романе Скотта? Приведите примеры использования местного колорита.

    11. Черты рыцарского романа в «Айвенго».
    Литература:

    Скотт В. Айвенго. http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/ivangoe.txt 8

    1. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М; Л., 1965. https://vk.com/doc22366597_381620014

    2. Реизов Б.Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 4. М., 1971. С. 306-311. В интернете: http://www.philology.ru/literature3/reizov-71.htm

    3. Реизов Б.Г. Вальтер Скотт // Вальтер Скотт. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 1. М.-Л., ГИХЛ, 1960. http://lib.ru/PRIKL/SKOTT/scott0_1.txt

    4. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960. http://www.twirpx.com/file/1385977/ или http://padaread.com/?book=95270

    5. Лукач Г. Пушкин и Вальтер Скотт // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

    6. Лазарева Т. Г. Возвращение к роману о средневековье: Умберто Эко и Вальтер Скотт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 87. http://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-k-romanu-osrednevekovie-umberto-eko-i-valter-skott

    7. Шохина A. H. Образ короля Ричарда I как художественное воплощение мечты о «Народном короле» (на примере исторического романа В. Скотта «Айвенго») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008 № 2, том 2. http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-korolya-richarda-i-kak-hudozhestvennoe-voploscheniemechty-o-narodnom-korole-na-primere-istoricheskogo-romana-v-skotta-ayvengo

    8. Жачемукова Б. М., Бешукова Ф. Б. Художественная специфика жанра исторического романа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-spetsifikazhanra-istoricheskogo-romana

    9. Лазарева Т. Г. Мотивный инструментарий рыцарского романа в романах Вальтера Скотта о средневековье// Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 5. http://cyberleninka.ru/article/n/motivnyy-instrumentariy-rytsarskogo-romana-vromanah-valtera-skotta-o-srednevekovie

    Глоссарий:

    Заглавный персонаж

    Исторический роман

    Легенда

    Местный колорит

    Рыцарский роман

    Семинар 5.

    Исторический романтический роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

    1. В какое время происходят события романа? Способы воссоздания атмосферы эпохи. Почему Гюго избрал эту эпоху?

    2. Специфика ис­торизма романа «Собор Парижской Богоматери». Выбор исторической эпохи – перехода от средних веков к Возрождению. Собор как символ связи эпох, вневременное начало. Собор – композиционный стержень романа. Воссоздание исторических деталей эпохи. Соотношение исторических и вымышленных персонажей. Сходства и различия исторических концепций В. Скотта и В. Гюго. Контрастность как главный принцип поэтики.

    3. Эсмеральда как типичная представительница своего времени. Романтические черты в образе Эсмеральды: свободолюбие, экзотичность, творческий дух.

    4. Эволюция характера Квазимодо, его духовный потенциал. Смысл имени. Связь с собором. Сравните крошку Цахеса, Квазимодо и монстра Франкенштейна: общее и различия трёх этих уродцев.

    5. Клод Фролло как романтический персонаж и символ эпохи перехода от средневековья к Возрождению. Его внутренний конфликт.

    6. Прием гротеска и контраста в построении образов в развитии сюжета.

    7. Романтические элементы в образе Пьера Гренгуара и Феба де Шатопера. Прокомментируйте выбор имени «Феб».

    8. Три формы проявления рока в концепции В. Гюго – рок догмы, рок закона и рок природы. Рок догмы в романе «Собор Парижской Богоматери». Рок в восприятии героев и автора. Трагический финал романа как торжество гуманизма. Шекспировские параллели.

    9. Символика в романе. Многозначность образа собора. Символический смысл образов Эсмеральды, Квазимодо и Клода Фролло.

    Литература

    Гюго В. Собор парижской богоматери. http://www.lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor.txt_with-big-pictures.html

    1. Реизов Б.Г. Гюго. «Собор парижской богоматери» // Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958. 482 – 553. (О романе Гюго «Собор Парижской богоматери»). https://goo.gl/bF9JQJ

    2. Обломиевский Д. Виктор Гюго в эпоху Реставрации и Июльской монархии// Французский романтизм. М., Государственное издательство художественной литературы, 1947. С. 257 – 291. http://www.twirpx.com/file/460356/

    3. Андреев Л. Г. Виктор Гюго// Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. Москва: Высшая школа, 1987. С. 301–315. http://www.dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-06-17/201106171823021.pdf http://www.twirpx.com/file/642939/

    4. Карельский А.В. Виктор Гюго// Метаморфозы Орфея. Французская литература XIX век РГГУ, 1998. С. 63–71. http://www.rulit.me/series/metamorfozy-orfeya

    5. М. Толмачев. Свидетель века Виктор Гюго // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие. 7

    6. Муравьева Н. И. Что может заключаться в бутылке чернил // Муравьева Н. И. Гюго. ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия»., 1961. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/muravevagyugo/v-butylke-chernil.htm

    Глоссарий:

    Внутренний конфликт

    Гротеск

    Карнавал

    Констраст

    Семинар 6

    Романтический психологический роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

    1. Жанр исповедального романа в литературе французского романтизма: проблематика, главный герой, особенности психологизма. Альфред де Мюссе и традиция исповедальной прозы.

    2. История создания романа «Исповедь сына века», автобиографическая основа произведения.

    3. Публицистическое вступление к роману (вторая глава первой части). Исторические и социальные причины «болезни века» и ее «симптомы». Стилистические средства создания образа молодого поколения, страдающего этой болезнью.

    4. Образ Октава. Его социальное положение, воспитание и занятия. Система ценностей Октава, его жизненные приоритеты. Любовь в жизни героя: а) юношеские представления об истинной любви; б) разочарование в любви и «уроки» Деженэ; в) роман с госпожой Пирсон и духовное возрождение героя. Двойственность натуры Октава, раскрывающаяся в его самоанализе. Смысл трагедии Октава и его поколения.

    5. Система образов в романе. Деженэ как идеолог «болезни века».

    6. Композиционно-повествовательные особенности романа. Причины смены субъекта повествования в последней главе.

    Литература

    Мюссе А. де. Исповедь сына века (любое издание).

    1. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2000. С. 341 — 347.

    2. Карельский А. Мюссе // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. Т. 6.

    3. Соколова Т.В. Альфред де Мюссе // История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия: Учеб. для вузов / под ред. Т.В. Соколовой. М., 2003. С. 92 — 101.

    4. Храповицкая Г. Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. М., 2003. С. 271 — 284.

    Глоссарий:

    Исповедь, психологический роман, «болезнь века» в литературе

    Семинар 7

    Романтическая мистика Э. А. По.

    1. Новелла «Падение дома Ашеров».

    • зачин, его роль в новелле; характер лексики, используемой в зачине;

    • образ Родерика Ашера, средства его создания: эпиграф, портрет, роль интерьера, отношение к музыке, живописи, поэзии и др.;

    • значение вставных частей;

    • дом Ашеров как готический хронотоп: пространственная организация здания. Роль пейзажа, связь с героем.

    • функции смысловых лакун, недостатка сюжетной информации.

    2. Психологизм Э. По: исследование тёмных сторон человеческой психики (необоснованная, неконтролируемая жестокость, раздвоение личности) в рассказах «Черный кот», «Сердцеобличитель», «Вильям Вилсон».

    3. Пограничье жизни и смерти как одна из главных тем творчества Э. По в рассказах

    • «Падение дома Ашеров» (возвращение из смерти),

    • «Без дыхания» (ироничное осмысление мотива живого мертвеца),

    • «Что случилось с мсье Вольдемаром» (научное исследование границы смерти),

    • «Маска красной смерти» (символизация, аллегоризация пограничья),

    • «Черный кот» (маркеры смерти: имя первого кота, пятно на шерсти второго кота и т.п.).

    4. Сочетание рационального и иррационального, двойственность возможного объяснения (мистическое/материалистическое) необычных явлений в новеллах Э. По:

    • живучесть кота («Черный кот»),

    • двойничество («Вильям Вилсон»), i

    • воскрешение мертвых (Падение дома Ашеров, «Что случилось с мсье Вольдемаром»),

    • страшная болезнь («Маска красной смерти»)

    • Рационализация страшной тайны как импульс к созданию детективного жанра в рассказах «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо»

    5. Приведите примеры проявления романтической иронии в новеллах Э. По.

    Литература
    По Э. А. Новеллы «Черный кот», «Падение дома Ашеров», «Вильям Вилсон», «Без дыхания», «Правда о том, что случилось с мсье Вольдемаром», «Маска красной смерти», «Сердце-обличитель», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо».

    Стихотворение «Ворон».
    http://www.lib.ru/INOFANT/POE/ или http://www.edgarpoe.ru/rasskazy/

    1. Гиленсон Б. А. Прозаик: краски романтической новеллы// Гиленсон Б. А. История литературы США: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С 95–99. https://vk.com/doc20232889_281229225

    2. Зверев A.M. Вдохновенная математика Эдгара По // По Э.А. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе: Пер. с англ. / Э.А. По. - М.: ACT, 2003. http://www.lib.ru/INOFANT/POE/poe0_2.txt

    3. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984. http://imwerden.de/pdf/kovalev_po_biografiya_1984.pdf 4

    4. Николюкин А.Н. Новеллистика Эдгара По// Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968. С. 189–250. https://vk.com/doc237555008_441445036

    5.Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики: Э. По, Г. Мелвилл, Дж. Гарднер / ; Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, М. : «Наследие», 1995 http://www.twirpx.com/file/812539/

    6. По Э. А. Фантастическое. – Юмор. – Остроумие. – Сарказм. Философия творчества // Эстетика американского романтизма: Сб. текстов / Сост. А.Н. Николюкин. М., 1977.С. 106– 122. https://vk.com/doc237555008_441424193

    7. Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. — СПб.: Филологический факультет СП6ГУ, 2004. https://vk.com/doc98905724_148765664 16

    8. Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество. Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. https://vk.com/doc253586823_441868424

    9. Заломкина Г. В. Рационализация готического пограничья жизни и смерти у Э. По // Готический миф. Самара: Издательство «Самарский университет», 2010. С. 161–167.
    Глоссарий:

    Двойничество

    Детективный жанр

    Иррациональное

    Рациональное

    Смысловая лакуна

    Семинар 8

    Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

    1. Специфика жанра романа о фронтире. Что такое фронтир? Как понятие фронтира с такими романтическими представлениями, как двоемирие, экзотичность, контраст?

    2. Место романа «Последний из могикан» в пенталогии Дж. Ф. Купера о Кожаном чулке. Прокомментируйте заглавия романов в комплексе. Какова хронология событий в романах (на основе жизненного пути Натти Бампо/Бумпо)? Под какими именами выступает Бампо в каждом из романов? 3. Можно и назвать роман «Последний из могикан» историческим? Обоснуйте.

    4. Как отношения индейцев с природой отличаются от отношений с природой белых поселенцев? Как это связано с романтическими представлениями о противопоставлении природы и общества? Как в романе развита идея естественного человека? Кого из персонажей романа можно назвать естественным человеком и почему? Функция пейзажа в романе.

    5. Как в романе представлена романтическая антитеза «культура – цивилизация»? В какой степени гармоничная одухотворенная поэтичная индейская культура противопоставлена бездушной прозаической материалистической европейской цивилизации? Как создан эффект экзотичности жизни индейцев? Как это проявляется в сравнении языка белых и индейцев? Какие возможные модели развития американского мира представляет Купер?

    6. Как и для чего используются в романе приемы авантюрности и напряженного сюжета? (Бегство-преследование, неожиданное узнавание, спасение в последний момент и т.п.),

    7. Какие индейские племена и в связи с чем упоминаются в романе? Положительные и отрицательные образы индейцев.

    8. Пограничность, двойственность положения Соколиного Глаза (Натти Бампо)

    9. Смысл трагического финала романа.

    10. Каково значение выражения «последний из могикан», ставшего после выхода романа Купера нарицательным?

    Литература

    Купер Дж. Ф. Последний из могикан. http://az.lib.ru/k/kuper_d_f/text_0020.shtml

    1. Гиленсон Б. А. Пенталогия о Кожаном Чулке: замысел, структура, главный герой. Последний из могикан: Соколиный Глаз спешит на помощь // Гиленсон Б. А. История литературы США: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С 71–76. https://vk.com/doc20232889_281229225

    2. Николюкин А.Н. «Естественный человек» и «новое общество» (Социальный роман Джеймса Фенимора Купера) // Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968. С. 94–188 https://vk.com/doc237555008_441445036 4.Глава VI.

    Экспансия//Литературная история США. Пер с англ. / Под ред. Р. Спиллера и др. М., 1977–1978. Т.2. С 173–340. https://vk.com/doc6764297_437564573

    Глоссарий:

    Noble savage /благородный дикарь

    Авантюрность

    Пенталогия

    Фронтир

    Экзотичность


    написать администратору сайта