Социология (2). Семинарские занятия Эволюционная теория Г. Спенсера
Скачать 6.69 Mb.
|
Семинарские занятия Эволюционная теория Г. Спенсера Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно - эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера - одна из популярнейших теорий в 19 в. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах: · эволюционной теории, · органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма), · учении о социальной организации - структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов: 1. рост, увеличение в объеме, 2. усложнение структуры, 3. дифференциация функций, 4. рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны: · интеграция - переход от простого к сложному, объединение индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. · дифференциация - переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. · возрастание порядка - переход от неопределенного к определенному Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем: 1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции. 3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. 4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции. Вывод: Эволюция - это всегда развитие, рывок вперед. Социальная эволюция, как и любая другая эволюция, имеет свои причины возникновения, предпосылки и возникать сама по себе не может. Поэтому я согласна с Г. Спенсером в том, что социальная эволюция является следствием деятельности самих людей. И главную роль в эволюционистской социологии играет такой социальный институт, как политический, потому как именно он, создавая определенные социальные условия, способствует развитию социальной стороны жизни общества. Семинар 3 Социологические теории среднего уровня и их характеристика. Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых преимуществ, главные из которых: · возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий; · осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества; · демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания. Все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы: - теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения); - теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса); - теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. В настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества. Семинар 4 Основные понятия отраслевых социологии и социологических теорий среднего уровня. Подходы к определению структуры социологии В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: 1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; 2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; 3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности). В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории. 2. Понятие общей социологической теории Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования. В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории. 3. Понятие эмпирической социологии Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. 4. Понятие «теории среднего уровня» Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. К числу теорий среднего уровня относятся: 1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.); 2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.); 3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.). 5. Понятие микро– и макросоциологии Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20—30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию. 6. Элементы системы социологического знания Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как: 1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро– или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма; 2) отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача – дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных; 3) методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу сбора данных избирается метод их анализа. Семинар 5 Программа социологического исследования и этапы ее реализации. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов: 1. Подготовительный этап. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования. 2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога- получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента. 3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. 4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают: 1) информационная справка, 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование. После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. Программа социологического исследования - это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной. Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов. Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны. Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект - это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Определение целей и задач исследования. Цель - это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные - это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности. Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация - логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация - дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов). Методико-процедурный раздел включает: - Определение общего плана исследования. - Построение требуемого планом типа выборки. - Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных. Семинар 6 Социология в Санкт-Петербургском университете. В развитии социологии и социологического образования в нашей стране Ленинградский — Санкт-Петербургский университет занимает особое место. Здесь и родилась российская социология. Здесь работали первые выдающиеся русские социологи, формировались известные теперь всему миру научные школы. Здесь закладывались традиции, создавая основы преемственности в развитии отечественной социологической мысли. Однако судьба социологии в университете складывалась очень непросто. Несмотря на достаточно широкое распространение и популярность социологических идей, в стране — ни в дооктябрьский период, ни в советское время — не было социологического образования. Власти всегда смотрели на социологию как на «неблагонадежную» науку и препятствовали как ее преподаванию, так и подготовке профессиональных социологов в университетах. Выдающийся русский мыслитель Максим Максимович Ковалевский в 1910 г. в своей «Социологии» с возмущением писал: «…Социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные выводы, раскрывающая перед нами причины прогресса и упадка отдельных наций, указывающая на условия примирения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ и пользуется незавидной репутацией у официальных педагогов». Тем не менее, начиная уже с 90-х годов XIX в., социологические идеи начали активно использоваться в преподавании курсов лекций по различным дисциплинам. «Социологизация» учебных курсов — в первую очередь юридических и исторических — была особенно характерна для Санкт-Петербургского университета. Позднее П. А. Сорокин, преподававший в Петроградском университете, а после высылки из России в основавший и возглавивший факультет социологии в Гарвардском университете, отмечал: «Несмотря на отсутствие официального признания социологии как науки, многие социологические проблемы обстоятельно рассматривались в лекционных курсах, посвященных праву, экономике, теории и философии истории, политическим наукам, криминологии, этнографии и т. д.». Одновременно шла борьба за признание статуса социологии как университетской дисциплины. Особенно активно ее вели профессора и преподаватели Петербургского университета М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев и др. Особую остроту эта борьба приобрела в начале ХХ века в связи с открытием социологической секции при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета (1912 г.). Только в 1917 году в Петроградском университете было официально разрешено читать курсы социологии, а в 1919 г. были открыты кафедра и отделение социологии при факультете общественных наук (ФОН) под руководством П.А Сорокина. Именно в Санкт-Петербургском университете формировались, по словам Н. И. Кареева, первые «профессиональные преподаватели» социологии. Здесь были подготовлены и изданы первые в стране программы по социологии, которые были затем модернизированы для нужд университетов и включены в учебные издания. По известным причинам, начиная с середины 20-х годов и на долгие годы вперед, социология в СССР оказалась в жестких тисках «единственно верной» идеологии марксизма-ленинизма. Тем не менее, на протяжении всего этого периода социологическая наука в тех или иных модификациях всегда была представлена в Ленинградском университете. Особенно активизировались социальные исследования в 60-е гг. В это время в университете были созданы лаборатория социологических исследований (1960 г.) и лаборатория социально-экономических исследований (1959 г.). В 1965 г. в ЛГУ был образован Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ). Частью многих университетских образовательных программ (философии, экономики, права, психологии) стали курсы лекций по методологии и методике социологии, получили развитие философско-социологические школы, среди которых особое место занимали ленинградская школа истории русской философии и социологии и социально-философская школа. В это время в университете занимались научными исследованиями и преподавали И. С. Кон, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, В. Я. Ельмеев, А. Г. Харчев, В. Т. Лисовский, Р. П. Шпакова и другие известные отечественные социологи. В конце 70-х — начале 80-х гг. студенты-философы получили возможность специализироваться по прикладной социологии, а в 1984 г. отделение прикладной социологии было открыто для обучения наших экономистов. Дальнейшему развитию социологии в университете способствовало когда-то известное постановление ЦК КПСС 1989 года «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества. Тридцать лет назад, после принятия этого постановления впервые в истории отечественного образования в Московском и Ленинградском (ныне — Санкт-Петербургском) университетах открылись первые факультеты социологии. И два крупнейших университета страны впервые начали готовить профессиональных социологов. Социологи ЛГУ — СПбГУ всегда в своей работе основывались на традициях, которые были заложены их выдающимися предшественниками, в первую очередь — представителями русской академической школы социологии. Значительную роль в становлении коллектива нового факультета сыграл опыт, накопленный коллективом преподавателей отделения прикладной социологии экономического факультета, коллективом преподавателей социологической специализации философского факультета, исследователями лабораторий и отделов НИИКСИ. |