педагогика 4 семинар. Семинарскопрактическое занятие 4. Тема Системный подход в воспитательной деятельности План занятия
Скачать 44.88 Kb.
|
Семинарско-практическое занятие №4. Тема 3. Системный подход в воспитательной деятельности План занятия: 1. Категория среды в воспитании. Воспитательная среда образовательного учреждения. 2. Концепция Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека». Культуросообразная среда образовательного учреждения. Концепция диалога культур В.С. Библера. 1. Категория среды в воспитании. Воспитательная среда образовательного учреждения. Категория среды в воспитании Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия интерес к изучению проблем среды многократно возрос. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативный влияний. В общем случае под средой понимают «вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что–н.; окружение, совокупность природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого общества, организмов; окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, 1997). Очевидно, что именно последнее значение является актуальным для теории и практики воспитания. Т. е., нас интересует социальная среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000). Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды. Путь через влияния среды с позиции социального воспитания — это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка. Большое значение для понимания сути того, что называется опосредованным управлением, имеет структурно-функциональный подход. Этот подход позволяет представить опосредованное управление в виде «подбора» надлежащих параметров среды или «приготовления» нужной среды, в которой система ведет себя необходимым образом (Ю. Г. Марков). «Для принятия общих решений детальная информация не нужна. Нужен общий взгляд на вещи и масштабное видение средства. Человеку, который решил управлять потоком воды, нет необходимости изучать движение каждой отдельной молекулы. Такая работа бессмысленна. Более правильно изучение поведения потока в целом на уровне его макроскопических характеристик» (Д. Ж. Маркович, 1991, с. 193). В укрупненной модели управления среда выступает в роли обобщенного, совокупного, объединенного, целостного средства. В учении Б. Ф. Скиннера среда является главным понятием теории и практики модификации поведения. По Скиннеру «дела человека — следствие запланированных факторов среды». Подобно тому, как общество планирует часы работы людей, оно планирует и их поведение» (Цит. по К. А. Шварцман, 1989, с. 159). В кибернетической модели управление рассматривается как непрерывный процесс, складывающийся из целенаправленного формирования условий и изменения параметров среды, обеспечивающих превращение ее возможностей в действительность. Имея в своем распоряжении некоторые ключевые параметры, «центр», реализующий соответствующие цели, организует среду для получения желаемого результата7. В данной концепции параметр трактуется как знак, значения которого могут быть различными, но при этом фиксированными, выделенными, не изменяющимися на определенном отрезке времени. Управляющие параметры могут иметь различные значения, выражающиеся в количественных величинах типа: «критические», «допустимые», «свободные», либо в качественных: эстетические, этические и прочие. Заданные параметры среды координируют практические шаги субъектов управления. Параметры среды становятся управляющими параметрами по мере приближения их значений к необходимым величинам. Сам выбор управляющих параметров порой представляет собой весьма непростую задачу. Он делается, как правило, либо на основе уже имеющейся информации, либо на основе дополнительных исследований. В обоих случаях возможны ошибки в выборе (Ю. С. Мануйлов, 1997, с. 77–79). И. Д. Фрумин (1998) называет такой подход «институциональным», подчеркивая роль характеристик образования как социального института в демократическом становлении будущего гражданина. При этом он выделяет ряд важных отличий средового подхода от социального воспитания (или «прямой социализации»). Во-первых, прямая социализация организуется в виде специальных мероприятий, а «средовая» происходит в «естественной» среде школьного обитания ребенка. Во-вторых, опыт, полученный в специальных учебных занятиях, не содержит внутренних механизмов переноса на другие практики, в то время как в естественной среде формируются умения, связанные с переносом, поскольку ребенок сам проходит этап инициации действия. В третьих, источником активности в искусственных практиках является учитель, а в среде — сам ребенок, его жизненный интерес, с одной стороны, и объективные компоненты институционального контекста — с другой. Четвертое отличие состоит в том, что при всех попытках создать систему воспитательной работы совокупность отдельных мероприятий никогда не приобретет целостность (а значит, и кумулятивный эффект8) правильно устроенной жизни. Институциональный подход позволяет полностью анализировать и задавать контекст развития школьников. Пятое замечание касается того, что любая область школьной жизни при организации соответствующей специальной рефлексии и коммуникации может стать местом получения опыта демократического поведения и взаимодействия (И. Д. Фрумин, 1998, с. 125 126). Созидательный воспитывающий потенциал среды привлекает педагогов-практиков и исследователей. Н. Е. Щуркова (1996, с. 357) определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру». В другой своей работе Н. Е. Щуркова (1997, с. 17 24) подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение. Предметно-пространственное окружение школьника (обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок и т. д., а также костюмы директора школы, учителей, технических работников и самих школьников) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания школьника лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда школьник активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома. Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся в школе интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге, характер совместной деятельности детей и педагогов, отдельные поступки школьников, протекающие конфликты и их разрешение, а также время от времени возникающие сложные ситуации этического порядка. Событийное окружение — это совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: если ребенок видит отношения там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, то данное событие становится фактором его личностного развития, потому что событие для него стало событие его самого, он был с происходящим и сопереживал случившемуся, переживая отношение. Информационное окружение школьника является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; все дети имеют учебники; педагоги (в союзе с родителями) делают все возможное, чтобы приобщить детей к домашнему чтению; постепенно приучают детей слушать публичные выступления, приглашая ли Гостя в школу или проводя традиционные Публичные лекции в школе, проводятся конкурсы, смотры познавательных сил, вводятся регулярные реферативные выступления школьников и конференции для старшеклассников. Воспитание, заключает Н. Е. Щуркова (1997, с. 23) — это создание нормальных, соответствующих культуре условий жизни для ребенка, позитивные влияния которых педагог усиливает, негативные нейтрализует либо интерпретирует с позиции современной культуры. Реализация цели — личность, способная строить жизнь, достойную человека, — с позиций культурологического подхода к воспитанию в первую очередь обеспечивается социально богатой окружающей средой.Среда рассматривается как решающий фактор воспитания. Отсюда понимание социального воспитания как целенаправленного создания условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека (А. В. Мудрик, 1993, с. 165). «Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где будут осуществляться развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей» (Е. В. Бондаревская, 1995, с. 20). В зарубежных исследованиях для определения воспитывающей среды укоренился термин скрытое учебное содержание («hidden curriculum»). К скрытому содержанию относят «такие практики и результаты обучения, которые, не будучи явно обозначены в учебных программах или правилах организации обучения, тем не менее являются важной частью образовательного опыта» (Vallance, 1991, p. 40); дифференциацию по способностям; структуру реальной власти в школе; язык класса; необходимость отвечать учителю то, чего он ждет; экономное использование времени, умение сдавать экзамены; дифференциацию учащихся (J. Oakes, 1989) или методы управления учениками (R. Dreeben, 1968). Фактически эти организационные условия задают никем формально не установленные и не замечаемые формы деятельности (R. Dreeben, R. Barr, 1987). «Дебаты по поводу скрытого содержания были важны не только потому, что они акцентировали такие аспекты школьной жизни, которые связывают школы с объемлющим обществом, но также потому, что стала очевидной необходимость создания нового набора категорий, с помощью которых можно было бы анализировать функции и механизмы школьного образования» (H. Giroux, 1983, c. 42). Однако — замечает по этому поводу И. Д. Фрумин (1998, с. 133), — эта амбициозная задача не была решена в западной педагогической теории. До сих пор в ней отсутствуют работы обобщающего характера о неявном содержании, не появилось сколько-нибудь общепринятой типологии неявных реальностей образования. До недавнего времени не было таких всеобъемлющих исследований и в отчечественной педагогике. Отдельные аспекты средовой проблематики в истории отечественной школы получили освещение в трудах М. М. Скаткина, В. З. Равкина, Р. Б. Вендровской, Ф. А. Фрадкина, Т. Н. Мальковской, В. Д. Семенова, З. А. Галагузовой, В. Г. Бочаровой и др. Одной из серьезных попыток всестороннего анализа воспитательного потенциала среды с позиций современности была сделана Ю. С. Майнуловым. В своем докторском исследовании «Средовый подход в воспитании» (1997) он приводит обстоятельный обзор педагогических исследований среды. Социальное воспитание в Советской России, отмечает автор, было подготовлено всем ходом отечественной философско-публицистической и научно-педагогической мысли. Уже Л. Н. Толстой писал: «Всякая среда законна. Веяние бессознательной педагогики незаменимо и потому не должно быть разрушаемо». «Успех Америки произошел только от того, что школы ее развились сообразно времени и среде». А до него К. Д. Ушинский указывал на то, что «пока не будет у нас такой среды, в которой бы свободно и широко, на основании науки формировались педагогические убеждения... общественное образование наше будет лишено основания». Ф. М. Достоевский большое значение в воспитании детей придавал среде: «Возьмите, наконец, ту среду, то общество, в котором она [личность] возрастает, и спросите себя: может ли быть в наше время что-нибудь менее защищено от известных влияний». «Среда-пагуба» отнимает личность, делает человека рабом обстоятельств. В Советской России придавали первостепенное значение организации среды. А. В. Луначарский провозглашал: «Революционный марксист с величайшей тщательностью и объективизмом производит анализ окружающей среды, но он делает это для того, чтобы наиболее мощно на нее воздействовать» (цит. по: Ю. С. Майнулов, 1997, с. 16). Н. К. Крупская отмечала в «Политических установках», что «окружающая среда имеет громадное влияние на воспитание человека, поэтому реорганизация общественного строя имеет в деле воспитания громадное значение» (там же). «Вопрос о роли и значении среды при воспитании — не новый», —писал еще Н. Н. Иорданский (1925, с. 19), — но в его трактовке часто отсутствует ясное, отчетливое преломление ее непосредственно в жизни и психике детей. Все переплетается со средой взрослых и рассматривается с их точки зрения. Сильное влияние на такую постановку изучения среды имеет современная тенденция насытить детей современностью, ее требованиями, острыми задачами современного политического момента». Н. Н. Иорданский суммировал свои наблюдения и сформулировал пожелания в следующих высказываниях: 1) среда должна быть как можно ближе к личности, тогда ее влияние сильнее; 2) чем больше свободы педагог дает детям, тем больше он «владеет» их душой; 3) чем меньше возраст, тем глубже влияние среды; 4) чем более детская среда, тем больше непринужденности в поведении детей и меньше рисовки, которая возрастает особенно там, где между детьми и взрослыми мало внутренней связи и сближения; 5) засасывающая сила среды — в бессодержательности жизни, которую ведут в ней дети; 6) чем испорченнее характер детей, тем идеальнее должна быть действующая среда (там же, с. 48 49). Взгляд на личность как индивидуальность и социальный тип, позволяет понять, что чем шире возможности, предоставляемые средой, тем неповторимее жизненный путь и самобытнее ребенок. В связи с последним замечанием представляет интерес вывод А. Н. Басова (1999) о педагогическом потенциале среды в социальном закаливании личности. «Мы увидели, что успешность или неуспешность социального закаливания зависит, от особенностей школьной среды, в которой происходит социальное взросление старшеклассников… Среда, обладая определенной принуждающей силой, игрой своих стихий, многообразием ниш и видов деятельности, создает для ребенка возможности следовать некими коридорами, требующими овладения и реализации соответствующих наборов социальных действий, включающими в разнообразные варианты взаимодействия» (с. 16). Автор выделяет такие типы среды, как доброжелательная, в которой учащиеся ощущают себя субъектами деятельности; формализованная, где жизненное пространство организуется взрослыми для детей и довлеет позиция ребенка как объекта воспитания; аморфная, где отсутствуют связи, отношения между людьми, видами деятельности, всем происходящим, и агрессивная, в которой происходящее выталкивает ребенка за пределы школьной среды. Средовой подход в воспитании базируется на комплексе научно-философских представлений о том, чем является личность, среда, как они связаны друг с другом, каким может и должно быть опосредованное управление процессом развития и формирования личности ребенка. Стремление педагогов и исследователей к поиску путей гармонизации отношений, смягчения кризисных факторов, педагогизации среды, приобщения обучающихся еще в школе, к ценностям культуры, на основе которых человек формируется как гуманная нравственная личность и реализует себя в мире, в создании новых ценностей, культуры — все это закономерно привело к необходимости системных исследований в области проблем воспитания. Воспитательная среда образовательного учреждения. Сущность воспитания заключается в создании благоприятных возможностей для саморазвития и самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий, при том, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый. Мощным фактором, влияющим на педагогический процесс, является окружающая среда. Само понятие «среда» не имеет однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Наряду с термином «среда» активно используется еще ряд терминов: «среда человека», «окружающая среда», «образовательная среда», «воспитательная среда», «развивающая среда» Особенности среды создают условия для развития воспитанности, поведения и навыков социализации. Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитательной среды. Именно воспитательной, то есть целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. Проблема организации воспитательной среды в образовательном учреждении нашла отражение в работах А. С. Белкина, А. В. Беляева, В. С. Безруковой, С. Я. Батышева, И. А. Шаповаловой. О роли воспитательной среды в истории педагогики Значение среды в воспитании человека осознавали многие - К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. Н. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, В. Н. Сорока-Росинский и др. В мировой педагогике теоретически обоснованная идея воспитания средой была реализована в опыте немецких так называемых соседских, интегрированных школ (Э. Нигермайер, Ю. Циммер), французской «параллельной школы» (Б. Бло, Л. Порше, П. Ферра), американских «школ без стен» (Р. Х.Уолтер, С. Уотсон, Б. Хоскен), школы «экосистемы» (Дж. Гудленд). В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной так называемой педагогике среды (Н. И.Иорданский, А. Г.Калашников, М. В.Крупенина, С. С.Моложавый, С. Т.Шацкий, В. Н.Шульгин) и в практике социального воспитания. Некоторые представители педагогики отождествляли саму среду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда», - писал А. С.Макаренко. Лишь к концу 30-х гг. появилась формула «среда-наследственность-воспитание» (Г. С.Костюк, И. М.Шмальгаузен)
В 30-е гг. цель в соответствии с установками «соцвоса» связывалась с известным типом личности. Средством реализации цели мыслилась широкая социальная среда (В. Н.Шульгин), а ее организатором - педагог (Л. С.Выготский, А. Г.Калашников, А. П.Пинкевич). Считалось возможным и нужным изменять среду в воспитательных целях. Использовать ее воспитательный потенциал значило организовывать различные экскурсии, наблюдения, проводить исследования с помощью метода проектов, бригадно-лабораторного метода, вовлекать детей в политические кампании, в общественно полезный труд. Среда рассматривалась в качестве не только «главного рычага воспитания» в «большом» педагогическом процессе (В. Н.Шульгин), но и условия изучения ребенка. По мнению М. В.Крупениной, нельзя говорить о детях вообще: «Их нет. Есть рабочий ребенок и ребенок деревни». Вошедшая в практику детских учреждений «средовая диагностика» (М. С.Бернштейн) не ограничивалась опытом обследования среды и его изучения по результатам развития личности. Педологи разрабатывали методы использования среды для индивидуального тестирования (А. Б.Залкинд, М. Я.Басов) [1]. Среда учитывалась при планировании деятельности детских учреждений, выборе целей воспитания: «Жизнь диктует программу» (Н. И.Попова); «школьные планы, программы должны отражать всю сумму воздействий на ребенка среды» (А. Г.Калашников). «Педагогика среды» располагала экспериментальными базами (Первая опытная станция Наркомпроса С. Т.Шацкого, школьная коммуна Наркомпроса им. П. НЛепешинского, руководимая М. М.Пистраком, и др.), а также исследовательскими институтами, ставившими своей задачей «определение показателей и измерительных единиц среды» (М. В.Крупенина). Последовавшие за «годом великого перелома» события в отечественной науке не были благоприятными для развития теории среды. Но системные исследования 70-90-х гг. способствовали ее развитию. Вместе с усилением педагогического значения категории «взаимодействие» стала просматриваться зависимость влияния среды от образа жизни сообщества. Постепенно наращивались знания о конкретных составляющих среды: предметно-пространственной, природной, эстетической, предметно-эстетической, архитектурной, внешкольной, микрорайонной и др. Теперь сложились новые направления междисциплинарного научного творчества, позволяющие иначе подойти к явлениям, традиционно изучаемым в педагогике. Речь идет о металогике, функционально-структурном анализе, синергетике, философской лингвистике применительно к среде и ее использованию в воспитательной работе. Средовой подход в воспитании - это новое явление, хотя и тесно связанное с историей развития педагогики как науки и особой отрасли социального управления С начала 90-х гг. основные направления педагогических исследований связаны с гуманизацией учебного процесса, с учетом интересов формирующейся личности и культурных потребностей отдельных народов и регионов России. Деятельность общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений направлена как на изучение базового содержания образования, так и на овладение дифференцированной частью содержания образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся. Понятие воспитательной среды В социально - педагогическом аспекте сущность, содержание понятий «воспитывающая среда», «образовательная среда», «социально-психологическая среда» рассматриваются в работах В. Г. Бочаровой, Л. П. Буевой, В. Н. Гурова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, Л. Я. Рубиной. С точки зрения социологии, под средой понимают «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественную систему в целом. В узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, учебный коллектив, микрогруппа. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. Социально-образовательная среда - это совокупность пространств, в которых протекает жизнедеятельность человека: образовательное, социальное, социально - образовательное, предметное, личностное, экологическое, экономическое, досуговое. В соответствии с данными пространствами можно говорить о средах как системном единстве. Основные функциональные признаки социально-образовательной среды - ее гуманитарный, развивающий характер. Однако, чтобы эти признаки смогли проявиться, социально-образовательная среда должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Обобщая ряд исследований, можно выделить следующие признаки среды: Реальность, объективность, наличие разнообразных факторов, воздействующих на личность; Наличие устойчивой совокупности вещественных и личностных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих на процесс его социализации и индувидуализации; Активность, открытость среды, комплексный характер; Управляемость, динамизм, единство тенденции к стабильному функционированию и инновационному развитию. В. Г. Бочарова, В. Н. Гуров обращают внимание на специфические особенности микросреды. Индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени, по их мнению, есть результат воздействия микросреды. Социальная микросреда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, необходимым условием развития этого процесса. Воспитывающая среда образовательного учреждения может рассматриваться одновременно в двух измерениях: деятельностно-коммуникативном и социально-психологическом. Первое включает в себя вещественные элементы среды и их функционирование, второе (например, взаимодействие «педагог-воспитанник») рассматривается по параметрам: направленность (обучение, воспитание), объем (количество учебного и внеучебного времени общения), результативность (уровень знаний). Психология среды предполагает в первую очередь определить «пространственную структуру»: территориальность (определение мест для работы и отдыха, обозначение своего места для каждой группы); персонализация среды (возможность оставить индивидуальный отпечаток на своем окружении и самоутвердиться в данной среде). При социально-психологическом анализе степени гуманизации среды важно видеть уровень и характер конфликтности в трудовом коллективе, его социальное самочувствие. Образовательную среду должно наполнять взаимоуважение и соблюдение этических норм общения. Сотрудничество понимается как взаимозависимая духовная совместная деятельность в комфортных для всех участников условиях. Комфортность, гуманистический характер этой среды во многом зависит от уровня общей и педагогической культуры. Педагогическая культура в качестве структурных элементов включает: компетентность, профессионализм, исполнительскую дисциплину, инициативность, вежливость, а также коммуникативность, психологический такт. Усиление педагогического потенциала гуманизированной среды связано с реализацией требований личностно-ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Н. Д.Никандров, И. С. Якиманская и др.). Смысл образования, воспитания не может ограничиваться только подготовкой воспитанников к жизни. Смысл образования необходимо понимать в более высоком значении - формирование человека, обретение им себя, своего образа, потенциала, достоинства. 2. Концепция Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека». Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой. Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Основополагающие принципы: 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Содержание воспитательного процесса. Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание. Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания. Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями. Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении». Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении. Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею». И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия. Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п. При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство. Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников: 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие: - формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; - формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; - формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; - формирование образа жизни, достойной Человека; - формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Механизм формирования образа жизни, достойной Человека - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт). Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения. Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень - это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: 1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире; 2) усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе; 3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры. Результат формирующего влияния этих процессов наличность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной На практике это означает, по мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие: 1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса - необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Показатели определения целостного и детального анализа и оценки результативности: - внешний облик ребенка; - физическое и психическое развитие детей; - их поведение; - качественность разнообразной деятельности; - способности и самочувствие детей; - ценностные предпочтения; - отношение ребенка к своему Я. Наиболее характерными признаками культуросообразной среды являются: 1.система взаимодействия ОУ и семьи, направленная на восстановление семейной культуры; 2.нравственный характер взаимоотношений как основы жизни людей, смыслом которой становятся такие ценности, как любовь, милосердие, терпимость, уважение, достоинство, оптимизм; 3.культуросодидающий характер жизни людей, основанной на сохранении и продолжении культурно-исторических традиций, заботе об экологическом благополучии; 4.отношение к образовательному учреждению как части среды, ищущей гармонию со средой, сотрудничество с ней. |