Главная страница

Ответ на семинар5-6 ,БЖД,Попсуева ,1курс. Семинарское занятие 5 Безопасность работы журналиста в условиях чрезвычайного состояния и в зоне вооруженных конфликтов. Права журналиста в конфликтных ситуациях


Скачать 22.96 Kb.
НазваниеСеминарское занятие 5 Безопасность работы журналиста в условиях чрезвычайного состояния и в зоне вооруженных конфликтов. Права журналиста в конфликтных ситуациях
Дата17.04.2023
Размер22.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтвет на семинар5-6 ,БЖД,Попсуева ,1курс.docx
ТипЗанятие
#1068220

Семинарское занятие №5-6. Безопасность работы журналиста в условиях чрезвычайного состояния и в зоне вооруженных конфликтов. Права журналиста в конфликтных ситуациях

План.

  1. Личная безопасность журналиста во время работы в зоне боевых действий, вооруженных конфликтов и условиях чрезвычайного положения. Комендантский час.

Ответ:

Журналисту в «горячей точке» нужно постоянно быть начеку, нельзя расслабляться ни на минуту, даже когда все вроде бы тихо, когда вокруг дружелюбные приятные люди. Это правило сформулировал, в частности, корреспондент газеты «Московские новости» Д. Бальбуров, который во время первой чеченской кампании проникся доверием к одной женщине и к ее сыну, а они впоследствии продали его за деньги боевикам. Журналист сделал для себя вывод, что полностью никому доверять нельзя. Если начал терять страх, перестал пугаться пуль, разрывов и т.д., нужно срочно уехать из зоны боевых действий хотя бы недели на две, чтобы снова «научиться бояться». Потому что страх нередко помогает выжить.

Жизнь человека дороже, чем самый выдающийся репортаж или иной журналистский материал. Поэтому не нужно рисковать жизнью других людей (да, наверное, и собственной тоже) ради получения «сенсационной» информации (а само слово «сенсация» лучше даже не употреблять в присутствии военных). Журналисту как и всем нужно придерживаться правил комендантского часа.

  1. Подготовка журналиста к командировке в зону вооруженного конфликта. Журналистское удостоверение, одежда, символика.

Ответ:

Первое, что необходимо сделать по прибытии на место – это аккредитоваться при соответствующей структуре (либо это штаб, либо специальная служба по работе с журналистами), и получить аккредитационную карточку. Иначе у журналиста не будет реальной возможности работать в зоне вооруженного конфликта. Побывав у военных властей, имеет смысл тут же установить контакт и с местной гражданской администрацией.

Выезжая в командировку желательно иметь следующий набор личных вещей:

-легкая куртка из водоотталкивающего и непродуваемого материала;

— свитер или джемпер из материала типа Polar или натуральной шерсти;

— пара хлопчатобумажных футболок или рубашек-ковбоек;

— брюки из вышеперечисленных тканей или обычные джинсы;

— головной убор типа шляпы, вполне годится армейская панама;

— шейный платок;

— хорошо разношенные трекинговые ботинки для переходов и легкие кроссовки для стоянок;

— прочный рюкзак с широкими лямками, поясным ремнем и каркасом для облегчения и перераспределения нагрузки с плеч на бедра».

Отличительным знаком (признаком) представителя СМИ являются бейдж и специальный жилет журналиста. В момент нахождения представителя СМИ на публичном мероприятии они должны быть ясно видимы.

Бейдж журналиста – прямоугольная карточка размером не менее 95х140 мм из белой бумаги плотностью 200 г/м2 с влагозащитной оболочкой; размещается на ленте (веревке) или ином креплении.

  1. Медицинский осмотр, прививка, вакцинация. Порядок аккредитации в зоне вооруженного конфликта. Проблема доступа к источникам информации.

Ответ:

Первое, что необходимо сделать по прибытии на место – это аккредитоваться при соответствующей структуре (либо это штаб, либо специальная служба по работе с журналистами), и получить аккредитационную карточку. Иначе у журналиста не будет реальной возможности работать в зоне вооруженного конфликта. Побывав у военных властей, имеет смысл тут же установить контакт и с местной гражданской администрацией.

Представитель СМИ, оказавшись в зоне современного вооруженного конфликта, должен быть готов к тому, что офицеры пресс-службы будут водить его повсюду как на экскурсию и указывать, что можно снимать, а что нельзя снимать, о чем можно говорить, а о чем нельзя(так сейчас обстоит дело не во всех, но во многих «горячих точках»).

Аккредитующий орган отвечает за безопасность журналиста,и обязан обеспечивать эту безопасность до тех пор, пока журналист выполняет правила аккредитации.

Производить видео- или фотосъемку можно, только получив согласие человека, которого вы собрались снимать. Это же касается и диктофонной записи. По возможности лучше не пользоваться во время общения ни диктофоном, ни блокнотом (так люди охотнее будут разговаривать), а уже после беседы потихоньку записать все услышанное в блокнот.

Порой тележурналисты, видя, что ничего захватывающего и экстраординарного вокруг не происходит, просят военных «пострелять под камеру», чтобы снять интересный сюжет. Подобные просьбы зачастую подвергают людей серьезной опасности и способны спровоцировать активные боевые действия.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним.

Если пропала связь,то журналистам нужно заранее знать свои возможности и иметь план на случай, если телефонная или интернет-связь выйдет из строя. Очень вероятно, что это поможет им разобраться, как восстановить связь с внешним миром и спланировать дальнейшие действия.

4. Поведение журналиста во время ареста или захвата в плен.

Ответ:

На журналиста распространяются все те нормы МГП, которые бы распространялись на каждое гражданское лицо. То есть если журналист захватывается в плен, ему должна быть обязательно предоставлена защита, судебные гарантии, что при первой возможности он должен быть выдан тому государству, которому он принадлежит, и многие другие положения.

Многие журналисты на практике порой забывают об ином положении МГП, которое указывает, что журналист утрачивает право на защиту как гражданское лицо, если он начинает принимать участие в вооруженных действиях, или находится рядом с военными объектами. То же самое может быть отнесено и к желанию журналистов использовать военную форму, камуфляж. С точки зрения международного права, это дает лишний повод принять журналиста за обычного военнослужащего со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Чрезвычайно важно следующее условие - в любом случае не разрешается журналисту брать в руки оружие, если он начинает помогать той или иной вооруженной группировке. Международным гуманитарным правом в такой ситуации он квалифицируется уже не как журналист, а как военнослужащий, который в данном случае занимается не своей прямой обязанностью, а становится участником вооруженного формирования.

  1. Применение международного гуманитарного права (МГП). МГП о деятельности журналистов в зоне вооруженных конфликтов. Определение статуса журналиста, который находится в зоне вооруженного конфликта.

Ответ: В Женевской конвенции 49 года, журналист на войне определяется, как "военный корреспондент". А в первом протоколе это понятие расширяется. Журналист на войне, в целом, рассматривается как гражданское лицо, правда, до тех пор, пока он ведет себя как гражданский, т.е., пока не берет оружие. + я думаю, можно сказать, что на редакции СМИ и теле и радиостанции запрещается нападать, даже если они СМИ используются для пропаганды. Но на редакции можно нападать, если их здания используются исключительно в военных целях. И самое важное: статья 79 Первого Дополнительного протокола устанавливает, что журналисты имеют те же права и ту же степень защиты, что и мирные жители во время международных вооруженных конфликтов. То же самое можно сказать и о ситуациях немеждународных вооруженных конфликтов, когда защита регламентируется в соответствии с обычным международным правом. (Норма 34 исследования МККК "Обычное международное гуманитарное право" ).

Таким образом, для того, чтобы получить полное представление о защите, предоставляемой журналистам в соответствии с международным гуманитарным правом, нужно просто заменить слово «мирных житель» в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним на слово «журналист».

Статус журналиста в зоне вооруженного конфликта:

1. Военный журналист (комбатант).

2. Журналист – гражданское лицо:

а) аккредитованный журналист (одной из сторон, участвующей в конфликте), получивший законное разрешение военных властей следовать за вооруженными силами;

б) аккредитованный журналист, но не имеющий разрешения следовать за вооруженными силами;

в) журналист без аккредитации.

  1. Основные международные правозащитные институты, работающие в зоне вооруженного конфликта, и порядок установления связи с ними.

Ответ:



  1. Использование средств связи, передача информации в редакцию. Проблемы хранения информации и передвижения журналиста в условиях вооруженного конфликта.

Ответ:

Порой тележурналисты, видя, что ничего захватывающего и экстраординарного вокруг не происходит, просят военных «пострелять под камеру», чтобы снять интересный сюжет. Подобные просьбы зачастую подвергают людей серьезной опасности и способны спровоцировать активные боевые действия. Так, во время карабахского конфликта начала 90-х гг. XX в. журналистка в период затишья приехала на передовую и попросила офицера пострелять. Тот вышел, сделал выстрел, и его самого тут же убил вражеский снайпер.

Для собственной безопасности нужно регулярно выходить на связь со своей редакцией, не только для того, чтобы сообщить новую информацию о развитии событий, но и просто, чтоб там были в курсе того, где вы находитесь, как вы себя чувствуете и т.д.

Журналистов часто подозревают в шпионской деятельности (причем, иногда небезосновательно). Поэтому не нужно давать лишний повод для таких подозрений, перерисовывая военные карты, проявляя чрезмерный интерес к военной технике, к численности и дислокации войск. Также не нужно подбирать патроны и гильзы в качестве сувениров, как это любят делать некоторые журналисты. Если журналиста обыщут и найдут такие сувениры – ему придется долго доказывать, что он не занимался доставкой боеприпасов.

  1. Применение журналистами бронежилетов и других средств защиты. Журналист и оружие.

Ответ:

Бронежилеты для корреспондентов отличаются от военных большей площадью защиты, так как, в отличии от бойцов, им не нужно вести боевые действия, иметь при себе боезапас и не требуется такая высокая мобильность. Такие бронежилеты предназначены максимально защитить военного журналиста со всех проекций.

В любом случае не разрешается журналисту брать в руки оружие, если он начинает помогать той или иной вооруженной группировке. Международным гуманитарным правом в такой ситуации он квалифицируется уже не как журналист, а как военнослужащий, который в данном случае занимается не своей прямой обязанностью, а становится участником вооруженного формирования. Главным инструментом журналиста продолжает оставаться его профессиональная ручка, видеокамера, диктофон и т.д. но не оружие. Журналисту не разрешается брать в руки оружие, даже если он намерен защищать себя или членов своей группы. Согласно МГП, в такой ситуации –это уже не журналист, а военнослужащий, который в данном случае занимается не своей прямой обязанностью, а становится участником вооруженного конфликта.

  1. Поведение журналиста во время артобстрелов и бомбовых ударов, поведение журналиста в населенном пункте во время боевых действий.

Ответ:

Как действовать, попав под обстрел.

На улице:

- Немедленно залечь и не двигаться.

- Осмотреться, найти укрытие (канава, бордюр, угол здания) и осторожно, ползком переместиться туда.

- Не покидать укрытие до полного прекращения стрельбы.

В здании:

- Не подходить к окнам.

- Укрыться в помещении, не имеющем окон (ванная, кладовая, туалет).

- Не покидать укрытие до полного прекращения стрельбы.

Правило "двух стен"

Прежде всего всегда следует помнить, что от опасности вас должно отделять по меньшей мере 2 стены, потому что одна, вероятно, разрушится от удара, а вторая возьмет на себя обломки стены, оконного стекла и тому подобное.

Поэтому прячьтесь в месте, которое расположено за второй от фасада опорной стеной – тамбур, коридор или прихожая.

Правило "двух выходов"

Кроме того, вы должны четко знать, что из укрытия есть по меньшей мере 2 выхода. Поэтому подвал или гараж с одним выходом – это ловушка.

Дело в том, что единственный выход может завалить или заблокировать, поэтому лучше выбирать помещение с двумя.

  1. Работа журналиста в условиях снайперского огня. Особенности роботы снайперов и их оружия, определение источника опасности. Основы личной безопасности в условиях действия снайперских групп.

Ответ:

Две основные концепции снайпинга:

1. Снайперская пара или одиночный стрелок работают в режиме «свободной охоты», т.е. основной их задачей является уничтожение живой силы противника на передовой линии и в ближайшем тылу.

2. Снайперско-разведывательный патруль, состоящий из четырех-восьми стрелков и двух наблюдателей, сковывает действия противника в своей зоне ответственности и собирает сведения об организации переднего края противника. При необходимости такая группа может быть усилена единым пулеметом или гранатометом.

Выбор места съёмки очень важен. В случае обстрела вы должны быть в укрытии и в то же время снимать происходящее. В подобных ситуациях работа военкора опаснее, чем работа солдата. Солдат во время обстрела может укрыться, а военкор должен фиксировать обстрел. Советуйтесь с командиром подразделения, в котором вы находитесь. Но всегда говорите, что место должно быть относительно безопасным.

Задачи снайпера -при этом одни и те же - вести постоянное наблюдение за обстановкой и первым обнаружить противника. Лучше снайпера с его обостренным зрением и тренированной наблюдательностью никто этого сделать не сможет. Только снайпер может на расстоянии обнаружить цель по блеску стекол оптических приборов, колыханию травы и веток, замаскированные силуэты на замаскированных позициях. Снайпер может, должен и обязан обнаружить присутствие противника еще до прямого соприкосновения с ним по природным приметам резко ощущаемая (именно ощущаемая) тишина, взлетевшая стая птиц (кто-то их спугнул), следы на дороге - транспортные и пешие, наличие сломанных веток, сучьев, примятая трава - все это признаки засады. У снайпера, постоянно включаемого в состав разведгруппы, вырабатывается безошибочное "звериное чутье" на опасность и возможное появление противника.

  1. Работа журналиста на территории, которая могла быть заминирована. Основные виды современных мин и взрывных устройств. Мины-ловушки. Зоны и характер поражения во время минометных обстрелов.

Ответ:

12. Питание и бытовые условия работы журналиста в зоне вооруженных конфликтов, основные источники опасности. Страхование журналиста.

13. Уголовные, этнические, национальные, религиозные конфликты и основные меры по их преодолению в работе журналиста.

14. Административное задержание и основания для этого, права при задержании.

15. Задержание по подозрению в совершении уголовного преступления и основания для этого. Арест и основания для этого. Основания для открытия уголовного дела, основания для закрытия уголовного дела. Дача объяснений, допрос, обыск, изъятие, иски, экспертизы, доказательства.


написать администратору сайта