хуета. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме. Семинарского занятия No1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории
Скачать 372.86 Kb.
|
: Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось. Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат. 9. Идейно-политическая борьба в России после отмены крепостного права в 1861 – 1895 гг. Вслед за французской буржуазной революцией в странах Европы и Северной Америки одна за другой поднимались волны буржуазных революций и национально-освободительных движений. Основное содержание этого процесса составляла борьба против феодальных и полуфеодальных отношений и государственно-политических учреждений, что означало продолжение процесса модернизации. В результате капитализм одержал окончательную победу, утвердилось индустриальное общество. Его установлению в значительной степени способствовала промышленная революция, которая оказала влияние и на социальную структуру. Появились новые классы - буржуазия и пролетариат. Этот процесс сопровождался становлением правового государства и утверждением элементов гражданского общества. В результате в последней четверти XIX в. в странах Западной Европы и США окончательно сложился тип буржуазного государства, основными признаками которого были: парламентская система, буржуазные партии, сильный аппарат государственной власти, расширение демократических прав граждан. Во второй половине 50-х гг. XIX в., в период подготовки крестьянской реформы, в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений, связан ное с пониманием необходимости обновления страны. Однако процесс реализации реформы, ее итоги обострили и углубили идейно-политическое противостояние в обществе. Противоречия экономического и социально-политического развития России во второй половине XIX в. остро ставили проблему выбора путей общественного развития. Причины подъема общественного движения во второй половине XIX в.: • сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод; • нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны; • половинчатость реформ 60-70-х гг. и колебания правительственного курса; • разнообразие и острота социальных противоречий между крестьянами и помещиками, рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении - консервативное, либеральное и революционно-демократическое. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции. Консервативное направление. • Социальная основа - реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. • Идеологические рамки - теория «официальной народности». • В политической области боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х гг., а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов в интересах дворянства. • В экономической сфере - за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. • В социальной области настаивали на укреплении позиций дворянства - основы государства и сохранении сословного деления общества. • Во внешней политике развивались идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России. • В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. Идеологами консерваторов были обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой, публицист М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать - газета «Московские ведомости». Итак, консерваторы отстаивали незыблемость сословно-монархической системы. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность. Либеральное направление. • Социальную основу составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции - ученые, писатели, журналисты, врачи и др. • Отстаивали идеи об общем с Западной Европой пути исторического развития России. • Во внутриполитической области требовали введения конституци онных начал, демократических свобод и продолжения реформ. Выступали за создание общероссийского выборного органа -Земского собора, расширение прав и функций местных органов земского самоуправления. Политическим идеалом была конституционная монархия. Либералы выступали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. • В социально-экономической сфере - за развитие капитализма и свободу предпринимательства, сохранение частной собственности, снижение выкупных платежей. Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности, ее права на свободное духовное развитие - основа их морально-этических взглядов. Стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-поли- тической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников. • Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели - К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов, И.И. Петрункевич, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков. Их организационной опорой были земства, журналы, такие как «Русская мысль», «Вестник Европы», научные общества. Итак, особенностью российского либерализма являлся его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами, с которыми их объединяла боязнь народного «бунта» и действий революционеров. В отличие от консерваторов и либералов представители революционно-демократического направления развернули активную антиправительственную деятельность, причиной которой был полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Причинами реакционной политики правительства в отношении революционно-демократического направления являлись: • стремление к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества революционным путем; • отсутствие широкой социальной основы, хотя объективно выражали интересы трудящихся - крестьян и рабочих; • в движении участвовали выходцы из разных слоев общества -разночинцы, посвятившие себя служению народу; • в самой России могли существовать только тайные организации; • теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигриро вать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений; • господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма». В истории революционно-демократического движения второй половины XIX в. выделяются три этапа: 1-й этап - 60-е гг. - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; П-й этап - 70-е гг. - оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; Ш-й этап - 80-90-е гг. - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х гг. -ослабление популярности народничества и увлечение марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией. Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. На 1-м этапе радикалы активизировались, надеясь на крестьянское восстание. В 60-е гг. XIX в. сложилось два центра радикального направления: • Англия, Лондон, журнал «Колокол», во главе с А.И. Герценом: - пропагандировал теорию «общинного социализма» - резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. • Россия, Петербург, журнал «Современник», возглавлявшийся Н.Г. Чернышевским: - критиковал правительство за антикрестьянскую сущность реформы, - мечтал о социализме, - видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В июле 1862 г. Н.Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь. Поводом к аресту послужило обвинение его в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В документе в популярной форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. и давались советы по подготовке к организованному выступлению. На восемь месяцев было приостановлено издание журнала «Современник». «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. Осуждение Чернышевского усилило радикальные настроения среди молодежи. Начали возникать подпольные организации. Первой крупной революционно-демократической организацией стала «Земля и воля» (1861-1864). Ее руководителями были Н.А. и А.А. Серно-Со-ловьевичи, Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском. Ее программным документом являлась статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованная в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались - передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны. Члены общества надеялись, что в ближайшем будущем - в 1863 г., произойдет крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, «Земля и воля» самораспустилась. Революционно-демократическое движение во второй половине 60-х гг. XIX в. было представлено немногочисленными узко заговорщическими студенческими кружками, которые сохранили идейное наследие Н.Г. Чернышевского. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами - выбрали путь индивидуального террора. В 1863 г. в Московском университете возник тайный кружок Н.А. Ишутина, который ставил своей целью подготовку крестьянской социалистической революции. 4 апреля 1866 г. член кружка Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра И и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, а остальных членов кружка - к разным срокам каторги и ссылки. Результатом стало усиление реакционной политики правительства и закрытие «Современника». В 1868-1869 гг. на волне студенческих волнений в Петербурге бывший учитель С.Г. Нечаев создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или Народная расправа», которая имела две ячейки - в Петербурге и в Москве. В составленном С.Г. Нечаевым программном документе «Катехизис революционера» выдвигались следующие установки: насилие как главный способ достижения победы революции; члены общества должны слепо подчиняться руководителю, отказаться от всех моральных норм; исповедовалось правило: «цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, нечаевцы отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь. Студент И.И. Иванов за несогласие с методами С.Г. Нечаева был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарии, но был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма. В 1871-1874 гг. в Петербурге действовал еще ряд студенческих нелегальных кружков. Среди них наиболее известные кружки - Н.В. Чайковского, «Большое общество пропаганды»; студента-технолога А.В. Долгушина, которые ставили своей задачей революционную пропаганду среди народа. Впоследствии их члены стали активными участниками народнических организаций. В 1868 г. в Женеве образовался кружок эмигрантов-революционеров, участников движения 60-х гг. в России. Они стали выпускать журнал «Народное дело». В 1870 г. эта группа вошла в состав созданного в 1864 г. К. Марксом I Интернационала в качестве «Русской секции». Таким образом, первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском 1863 г., усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск революционеров первой половины 60-х гг. На П-м этапе, на рубеже 60-70-х гг. XIX в., во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского оформилась народническая идеология. Она заключалась в отстаивании особого, «самобытного» пути развития России, минуя капитализм и опираясь на русскую крестьянскую общину. Эти взгляды стали весьма популярными у демократически настроенной интеллигенции последней трети XIX в., считавшей своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное. Основные идеи революционных народников: - капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; - будущее страны - в общинном социализме, так как крестьяне, в силу привычного демократизма, могут воспринять социалистические идеи; - преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров |