Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные смыслы соотношения понятий «культура» и «цивилизация» и их историческая динамика.

  • Определите основные критерии типологизации цивилизаций.

  • Охарактеризуйте четыре основных типа цивилизации

  • Термин «глобальная цивилизация» и опишите ее основные содержание.

  • Перечислите наиболее общие принципы межцивилизационного диалога.

  • Какие черты современного кризиса культуры представлены Римским клубом.

  • Основные условия преодоления техногенности

  • Это и есть 7-ой вопрос. Почему принцип толерантности определяется как важный фактор по преодолению кризисных явлений современной цивилизации.

  • культурология контрольные вопросы по 4 семинару. культ сем-4. Семинару 4. Происхождение и значение слова цивилизация


    Скачать 27.98 Kb.
    НазваниеСеминару 4. Происхождение и значение слова цивилизация
    Анкоркультурология контрольные вопросы по 4 семинару
    Дата14.10.2021
    Размер27.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакульт сем-4.docx
    ТипСеминар
    #247807

    Культурология. Контрольные вопросы по семинару №4.

    1. Происхождение и значение слова «цивилизация»

    Ответ: Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование: в XVIII—XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость — варварство — цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия — она приобрела особенную популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.

    1. Основные смыслы соотношения понятий «культура» и «цивилизация» и их историческая динамика.

    Ответ: Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

    Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (по проф. М.С.Кагану)

    Первобытное состояние

    Традиционная культура

    Индустриальная цивилизация

    Постиндустриальное общество

    Доцивилизационный тип культуры

    Цивилизация в культуре

    Культура в цивилизации

    Отождествление культуры в цивилизации



    1. Определите основные характеристики видов цивилизаций по господствующему типу хозяйственной деятельности, естественно-географическому, временному и религиозному принципам с приведением конкретных примеров.

    Цивилизации различаются:

    1. по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;

    2. по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);

    3. по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э. Тоффлера: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному (культуры религиозные и светские) принципам.

    1. Определите основные критерии типологизации цивилизаций.

    В основу этой типологизации положены четыре основных критерия:

    1. общие фундаментальные черты духовной жизни;

    2. общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

    3. взаимопереплетение культур;

    4. наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

    1. Охарактеризуйте четыре основных типа цивилизации

    четыре основных типа цивилизации:

    1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования) Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм;

    2) восточный тип цивилизации исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

    Характерными чертами восточной цивилизации являются:

    • традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;

    • представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.;

    • нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;

    • неразвитость личностного начала; общественная жизнь построена на принципах коллективизма;

    • политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;

    • экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.;

    3) западный тип цивилизации характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

    Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

    1. динамизм, ориентация на новизну;

    2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

    3. индивидуализм, установка на автономию личности;

    4. рациональность;

    5. идеалы свободы, равенства, терпимости;

    6. уважение к частной собственности;

    7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.;

    4) современный (техногенный) тип цивилизации. исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до XXI столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества - индустриальное общество и постиндустриальное общество.

    1. Термин «глобальная цивилизация» и опишите ее основные содержание.

    Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация цивилизация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

    1. Перечислите наиболее общие принципы межцивилизационного диалога.

    В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить; элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новое качество; в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер.

    1. Какие черты современного кризиса культуры представлены Римским клубом.

    1) ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осозна-ется более конкретно как ограниченность некоторых видов ресур­сов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;

    2) возникновение опасных тенденций в использовании различных видов ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки воз­никает непомерная нагрузка на экологическую сферу;

    3) черты, связанные с развитием самого общества - риск гигантских катастроф, поскольку современная промышленная и энергетиче­ская инфраструктура уязвима для воздействия природных стихий­ных и социальных сил; несправедливое распределение отрица­тельных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработ­ку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.

    Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения со­циокультурных ориентации, целей и идеалов современного человека.

    1. Основные условия преодоления техногенности

    • осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценно­стей, создание нового отношения к природе, формирование эколо­гической культуры;

    • смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включая и систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокуль­турное, собственно человеческое, измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки. Од­нако сложность заключается в том, что такие оценки лежат в об­ласти междисциплинарных подходов.

    • революционное изменение инженерного мышления: социокуль­турная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие тех­нологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений.

    1. Это и есть 7-ой вопрос.

    2. Почему принцип толерантности определяется как важный фактор по преодолению кризисных явлений современной цивилизации.

    Во многих культурах понятие «толерантность» является своеоб­разным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. Понятие то­лерантности, хотя и отождествляется большинством источников с по­нятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толе­рантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взгля­дам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравствен­ная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаи­мопонимания между этническими, социальными группами, во имя по­зитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

    «Помни, что ты только человек!» - эти слова заимствованы из три­умфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный глашатай. Тогда они звучали как предосте­режение против установления тирании. Сегодня так можно сформули­ровать жизненный принцип любого человека, независимо от его соци­ального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это пре­достерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что ни­кто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права пора­бощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобно­го. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального го­сударства, каким является Россия.


    написать администратору сайта