СЕМИОТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГЕРАЛЬДИКИ НА ПРИМЕРЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР. статья Кочанов. Семиотика и ее значение в изучении отечественной геральдики на примере геральдических фигур
Скачать 1.47 Mb.
|
УДК 929.624.11 СЕМИОТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГЕРАЛЬДИКИ НА ПРИМЕРЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР Кочанов Иван Игоревич Белгородский государственный национальный исследовательский университет студент 3 курса историко-филологического факультета Аннотация В статье рассматривается влияние семиотики на труды отечественных историков-геральдистов. В исследовании поднята проблема зарождения геральдики в нашей стране и ее связь с европейской геральдической системой. Ключевые слова: семиотика, знак, геральдика, геральдическая система, геральдические фигуры, составные части герба, сфрагистика, эволюция герба. Термин семиотика восходит к греческому слову σημειωτική – оно обозначает «знак». Это слово употреблялось при обозначении того, что на данный момент нельзя увидеть, то, что недоступно человеческому главу. Данное понятие было позаимствовано у стоиков Древней Греции. А они взяли этот термин у медиков того времени. В медицинском деле семиотика обозначала диагноз и прогноз как знаковые явления. Следовательно, семиотике можно дать определение как научной дисциплине, которая изучает системы знаков абсолютно разного происхождения [1, c. 5]. Что же касается геральдики, то тут все намного сложнее. Это термин берет свои корни из языка древних римлян. В нем есть такое понятие как «heraldus», что в переводе на наш язык обозначает глашатай. Известный российский историк Галина Александровна Леонтьева так определяла задачу геральдики: «Основной задачей геральдики является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба» [2, c. 215]. В нашу страну эта, без преувеличения увлекательнейшая, наука попала прямиком из Западной Европы во второй половине XVII столетия. Особое влияние на ее становление в России оказала традиция польской геральдики. Одним из первых отечественных геральдических сочинений можно считать Царский титулярник 1672 года. В начале XVIII века интерес к геральдике продолжает нарастать. В 1705 году по указу царя Петра Алексеевича в Амстердаме напечатали книгу «Символы и эмблемата». Она содержала более 840 гравированных рисунков различных эмблем. Каждая из них имела трактовку надписями на восьми языках (немецкий, английский, испанский, итальянский, нидерландский, французский, латынь и, наконец, русский). Советский и российский ученый, доктор исторических наук Надежда Александровна Соболева оценивала значение этой книги так: „Книга «Символы и эмблемата» долгие годы служила в России в качестве справочника. Она входила в библиотеку В. Н. Татищева, и он заимствовал оттуда некоторые сюжеты при составлении гербов вверенных ему территорий. Ряд эмблем, созданных М. М. Щербатовым и утверждённых спустя несколько лет после их создания в ранге городских гербов, также имели своим прототипом рисунки «Символов и эмблемат» “ [3, c. 133]. Таким образом, книгу «Символы и эмблемата» можно считать неким методическим пособием для составления гербов в нашей стране. Европейские эмблемы, находящиеся в ней, по праву можно считать определяющим набором в русском изобразительном искусстве XVIII—XIX века в целом, и для создания многих российских гербов, в частности. По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, корона, нашлемник, намет, щитодержатели, клейноды, девиз, мантию и особые украшения вокруг щита [4, c. 7]. Самым важным элементом любого герба является щит, так как именно на него помещаются все символы и эмблемы, характеризующие армигера – объекта, имеющего право использовать герб. Другими словами, эти символы и эмблемы можно назвать гербовыми фигурами. Тут необходимо отметить работу первого классификатора отечественной геральдики Александра Борисовича Лакиера под названием «Русская геральдика», изданную в 1855 году. Хронологические рамки этого исследования охватывают промежуток начиная с древнейших времен и до начала XIX века. В третьей части под названием «О русских гербах» этого, без притязаний фундаментального произведения, Александр Борисович пишет, «…что история государственной печати в разные царствования должна быть тождественна с повествованием об изменении объема нашего отечества и отношений его к другим державам» [5, c. 136]. Если говорить проще, то Лакиер мало того, что отметил взаимосвязь геральдики со сфрагистикой, так еще и сформулировал один из основополагающих методологических принципов последней – принцип взаимосвязи изображений гербового орла с историческим процессом. Теперь перейдем к тому, как Александр Борисович трактовал геральдические фигуры. Он писал: «Они обязаны своим происхождением изложенному выше разделению щита, сообразно защищаемым им частям человеческого тела, и пересечению основных линий, которые, встречаясь наподобие ударов, принимаемых на щит, образуют разные фигуры. Вследствие того в щите может быть покрыта краскою или глава его (le chef) (см. рис. 1.1), или средняя продольная полоса - пояс (la fasce) (см. рис. 1.2), или, наконец, ноги (lа champagne). Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов каждая такая часть щита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точно так и по поперечному делению щита, его рассечению, образуется в средине его столб (le pal) (см. рис. 1.3), занимающий также треть щита вдоль, а при встрече двух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым углом, крест (la croix) (см. рис. 1.4). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы, перевязь влево (la bande) (см. рис. 1.6), перевязь вправо (la barre) (см. рис. 1.6), умещающиеся на пятой части щита, при полном пересечении их перекрест, или Андреевский крест (le sautoir) (см. рис. 1.7), а при встрече под углом - шеврон или стропило (le chevron) (см. рис. 1.8)» [5, c. 36-37]. Также он считал, что «могут быть обозначены краскою: одна первая четверть щита (le franc quartier) (см. рис. 1.9), или треугольник, образуемый встречающимися у центра линиями, разбивающею и диагональною (le giron) (см. рис. 1.10), равно как фигура вроде пирамиды (1а pile) (см. рис. 1.11), вершина которой касается верхней линии щита, а основанием упирается в его конец. Иногда означен краскою бордюр, идущий параллельно стенкам щита, и притом или просто без всяких второстепенных прикрас (1'orle), или с отделкою из цветков и лепестков лилии (le trescheur ou essonier), и, наконец, фигура в виде большого французского игрек (le pairle)» [5, c. 39]. Если говорить современным языком, то, непосредственно, к геральдическим фигурам Лакиер отнес 11 фигур: главу, пояс, столб, крест, перевязь слева, перевязь справа, косой крест, стропило, вольную четверть, пирамиду и клин. Очень похожей классификации геральдических фигур придерживался советский журналист, писатель, краевед и археолог Виктор Семёнович Драчук. В своем произведении «Рассказывает геральдика» он говорит о девяти геральдических фигурах. А именно: глава (см. рис. 2.1), подножие (см. рис. 2.2), столб (см. рис. 2.3), пояс (см. рис. 2.4), перевязь справа (см. рис. 1.5), перевязь слева (см. рис. 2.6), стропило (см. рис. 2.7), крест, комбинированный из столба и пояса (см. рис. 2.8) и, наконец, крест, составленный из двух перевязей (см. рис. 2.9). Если говорить в целом, то Виктором Семёновичем был поставлен вопрос о месте и времени появления первых геральдических эмблем в нашей стране. Также, он попытался дать на разных стадиях отечественной геральдической истории им толкование. Автор проследил всю эволюцию гербов начиная с самых простых родовых знаков, и заканчивая сложными изображениями гербов известных деятелей истории, населенных пунктов и стран. Из современных исследователей в проблеме идентификации геральдических фигур можно отметить Надежду Александровну Соболеву. В своем фундаментальном труде «Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии» она тоже приводит классификацию геральдических фигур. Однако, эта классификация полностью совпадает с классификацией, которую предложил Виктор Семёнович Драчук. Таким образом можно сказать, что истоки русской геральдики беру свое начало еще в XVII веке. Однако, несмотря на значительный толчок в этой науке, связанный с деятельностью Петра Великого, впервые геральдику как научную дисциплину начали рассматривать в середине XIX века. В целом, в истории отечественной геральдической системы можно выделить 3 исследователя: Александр Борисович, Виктор Семёнович Драчук и Надежда Александровна Соболева. Библиографический список: Токарев Г.В. Введение в семиотику: учеб. пособие / Г.В. Токарев. – Москва: ФЛИНТА, 2013. 160 с. Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. Для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин / — Москва: ВЛАДОС, 2015. 381 с. Соболева Н. А. Старинные гербы российских городов / Н. А. Соболева. – Москва: Наука, 1985. 176 с. Шаповалов В. А Российская геральдика: учебное пособие / В. А, Шаповалов. – Белгород: Издательство БелГУ, 2006. 68 с. Лакиер А. Б. Русская геральдика / А. Б. Лакиер. – Москва: Книга, 1990. 432 с. Рисунок 1. Изображения геральдических фигур, согласно классификации, предложенной А. Б. Лакиером. Рисунок 2. Изображение геральдических фигур, согласно классификации, предложенной В. С. Драчук. |