сочинение рассуждение. Сенека приветствует Луцилия!
Скачать 19.37 Kb.
|
Письмо CI Сенека приветствует Луцилия! Каждый день, каждый час показывает нам, что мы – ничто. Все новые доказательства напоминают об этом людям, забывшим о своей бренности, и заставляют их от простирающихся на целую вечность замыслов обратиться взглядом к смерти. – Ты спрашиваешь, к чему такое начало? – Ведь ты знал Корнелия Сенециона, римского всадника, человека блестящего и услужливого; он пробился своими силами, начав с малого, и перед ним уже открыт был пологий путь к остальному. Ибо достоинство растет скорее, чем возникает. И деньги, едва вырвавшись из бедности, долго мешкают поблизости от нее. А Сенецион подошел вплотную к богатству, к которому вели его два способствующих успеху свойства: уменье приобретать и уменье беречь, – а из них и одно может сделать любого богачом И вот этот человек, весьма воздержный и заботившийся о теле не меньше, чем об имуществе, утром по обыкновению побывал у меня. потом весь день до вечера просидел у постели безнадежно больного друга, потом весело поужинал, а вечером захворал быстротечною болезнью – перепончатой жабой, которая сдавила ему горло так, что он дышал, да и то с трудом, только до рассвета. Так он и отошел, спустя несколько часов после того, как сделал все, что положено здоровому и крепкому. Он, пускавший деньги в оборот по морю и по суше, он, не оставлявший без вниманья ни одного источника прибыли и уже подбиравшийся к откупам, был унесен из самой гущи ладившихся дел, в разгаре охоты за деньгами. Груши теперь, Мелибей, прививай, рассаживай лозы! Как глупо строить расчеты на весь свой век, не владея даже завтрашним днем! Какое безумство – сегодня надеяться на далекое будущее! – "Я куплю, я построю, я дам взаймы и стребую, я получу эти должности, – а потом, усталый и пресыщенный, проведу на покое старость". Поверь мне, даже у счастливцев будущее неверно. Никто не должен ничего сулить себе: даже то, что мы держим, ускользает из рук, и вот этот час, уже пойманный нами, случай может оборвать. Время катится – по установленному закону, но темным путем; что мне до будущего природы, которое ясно, когда мое будущее неясно? Мы рассчитываем, объездив чужие берега в долгом плаванье, много спустя вернуться на родину, рассчитываем на позднюю награду за военную службу и лагерные труды, на управленье провинцией, на восхожденье от должности к должности, – смерть же стоит рядом, а так как мы думаем о ней только по поводу чужой кончины, нам напоминают о том, что люди смертны, все новыми примерами, хоть мы и будем помнить их, только пока они перед глазами. Сегодня случилось то, что может случиться каждый день, и есть ли что глупее, чем удивляться этому? Всем нам неумолимая неизбежность судеб поставила некий предел, но никто из нас не знает, близко ли он. Настроим же душу так, словно мы дошли до конца; не будем ничего откладывать, чтобы всякий день быть в расчете с жизнью. Величайший изъян жизни – вечная ее незавершенность из-за нашей привычки откладывать со дня на день. Кто каждый вечер заканчивает дело своей жизни, тому время не нужно. Между тем нужда в нем родит страх и жажду будущего, истачивающую душу. Нет ничего более жалкого, нежели сомненья в том, чем кончится наступающий день. Сколько бы и что бы нам ни предстояло, тревожный дух будет мучиться неизъяснимым страхом. Как избежать этих треволнений? Нужно одно: чтобы наша жизнь не рвалась вперед, чтобы она была сосредоточена, ибо у кого настоящее уходит впустую, тот и зависит от будущего. А когда я расквитался с самим собой, когда спокойный дух знает, что день и век – одно и то же, тогда он смотрит свысока на все дни и дела, которые наступят, и с громким смехом думает о череде времен. Разве страшны изменчивость и непостоянство случая, если ты заведомо спокоен перед неведомым? Так что спеши-ка жить, мой Луцилий, и каждый день считай за целую жизнь. Кто приладился жить так, для кого каждый вечер – конец жизни, тот не знает страха. Кто живет надеждой, тот упускает ближайшее время, – а тогда на него нападают жадность и жалкий, делающий жалким все вокруг страх смерти. Вот откуда взялась постыдная молитва Мецената, в которой он не отказывается ни от расслабленности, ни от уродства, ни даже от пытки – лишь бы среди этих бедствий ему продлили жизнь: Пусть хоть руки отнимутся, Пусть отнимутся ноги, Спину пусть изувечит горб, Пусть шатаются зубы, Лишь бы жить, и отлично все! Даже если и вздернут На крест, – жизнь сохраните мне! Он желает себе худшего, что только может случиться, и молит о продлении пытки, как о жизни! Я счел бы самым презренным любого, кто хотел бы жить вплоть до пытки. А он говорит: отними у меня руки и ноги, лишь бы в расслабленном, бесполезном теле осталось дыханье; изувечь меня, но только прибавь чудовищному уроду хоть немного времени; вздерни меня на крест, заставь сесть на кол3, – стоит зажать свою рану и висеть распятым, лишь бы оттянуть самое лучшее среди бедствий конец муки; стоит сохранить душу, чтобы дольше с нею расставаться! Что пожелать такому, как не благосклонности богов? Разве другого хочет позорная изнеженность этих стихов? Эта сделка с безумной трусостью? Это гнусное выклянчиванье жизни? Можно ли подумать, что ему когда-то Вергилий читал: Так ли гибель страшна? Он желает себе худших бедствий и жаждет того, что тяжелее всего вынести: чтобы они тянулись и не прекращались. Ради какой награды? Ради чуть более долгой жизни. Но разве долго умирать значит жить? Неужто найдется такой, кто предпочтет хиреть в пытках, терять один за другим члены тела, расставаться с душою по капле вместо того, чтобы сразу испустить ее? Неужто хоть кто-нибудь, будучи приведен к позорному дереву и уже прежде расслабленный, уже изувеченный, со вспучившейся горбом спиной и грудью, еще до креста имевший тысячу причин умереть, захочет продлением пыток продлить жизнь? Вот и спорь теперь с тем, что неизбежность смерти – великое благодеянье природы! Многие готовы вытерпеть и кое-что похуже, готовы предать друга, чтобы жить подольше, собственноручно отдать на растление детей, чтобы только глядеть на свет – свидетель стольких злодеяний. Нужно избавиться от жажды жизни и заучить одно: безразлично, когда случится с тобою то, что все равно когда-нибудь случится. В жизни важно благо, а не долгий век; и нередко в том и благо, что он короток. Будь здоров. Сочинение-рассуждение В своём письме Сенека пишет Луцилию: «Неужто найдется такой, кто предпочтет хиреть в пытках, терять один за другим члены тела, расставаться с душою по капле вместо того, чтобы сразу испустить ее? Неужто хоть кто-нибудь, будучи приведен к позорному дереву и уже прежде расслабленный, уже изувеченный, со вспучившейся горбом спиной и грудью, еще до креста имевший тысячу причин умереть, захочет продлением пыток продлить жизнь? Вот и спорь теперь с тем, что неизбежность смерти – великое благодеянье природы!» Я совершенно с этим не согласна. Очевидно, что молитва Мецената, которую Сенека приводит как пример абсолютной глупости, - утрирование реальности. Я считаю, что судить людей, которым не повезло пережить страдания, будь то болезнь, душевная или физическая, по яркому эмоциональному окрасу текста нельзя. Также я считаю, что на мнение Сенеки по поводу желания жить хоть как-то, даже если человек испытывает муки, повлияла его болезнь в молодости, из-за которой он чуть не совершил самоубийство. Мы никогда не узнаем, что на самом деле говорил бы Сенека, если бы ему пришлось пережить жуткие травмы или настолько страшные болезни, о которых многие отзываются, как и он, считая, что в подобных ситуациях лучше умереть, так как он никогда не был в таком несчастном положении в зрелом возрасте. Говоря о сегодняшнем дне, хочу привести пример, связанный с одним из самых ужасных заболеваний в современном мире: онкологической опухолью. Услышав такой диагноз, большинство людей мысленно прощаются с жизнью и сразу же ставят на себе крест. Но несмотря ни на что они борются за каждый день жизни: проходят через ужасные процедуры, опасные операции, соглашаются на сомнительные эксперименты с собственным телом, лишь бы подольше можно было жить: любить, радоваться каждому новому дню, дышать воздухом, мыслить, смеяться, чувствовать. Даже если они знают, что скоро конец, цепляясь за любую возможность, надеясь на лучшее, люди делают всё, чтобы находиться в этом мире дольше. Как можно судить их за это? Изнуренные, уставшие от бесконечного лечения, увядающие, они счастливы только тому, что могут думать, видеть небо над головой, испытывать эмоции. В фильме «127 часов» показана история альпиниста Арона Ралстона, который оказался в беде: его руку зажал камень весом более трёх сот килограммов. На протяжении почти шести дней мужчина находился в одном и том же положении в каньоне Блю Джон. Никого не было рядом. Никто не пришёл на помощь. И тогда он принял решение ампутировать себе руку. Чтобы выжить. Что такое рука для современного человека? Обычные, каждодневные вещи усложняются даже в том случае, если ты не располагаешь лишь одним пальцем. Арон Ралстон – альпинист, который всю жизнь посвятил приключениям. И даже он ценит жизнь настолько, что готов пожертвовать очень важной, особенно для него, частью тела только ради того, чтобы продолжать наслаждаться каждым моментом. Люди, которые имеют тысячу причин умереть, действительно будут цепляться за жизнь изо всех сил, чтобы её сохранить. Такие люди, я уверена, были всегда. И будут всегда. И они правы. Жизнь – это величайший дар для каждого человека. Она всего одна. И за неё стоит бороться, «расставаясь с душой по капле вместо того, чтобы сразу испустить её». |