Сестринская помощь. Сест. помощь при общении с обреченными и их родными. Сестринская помощь при общении с обреченным человеком, его родными и близкими
Скачать 28.07 Kb.
|
Сестринская помощь при общении с обреченным человеком, его родными и близкими. План. Роль паллиативной медицины. СТАДИИ ГОРЯ. Организация и оказание медицинской помощи в хосписе. Далеко не все онкологические больные своевременно проходят диагностику, лечение, реабилитацию. Поздняя обращаемость к врачу и прогрессирование болезни приводит к образованию контингента больных так называемой 4 клинической группы (не подлежащие специальному лечению), что сопровождается поддержанием больного, облегчением его страданий на заключительном этапе жизни. В связи с этим возрастает роль паллиативной медицины, облегчающей проявления болезни. ВОЗ дает такое определение паллиативной медицины: "Активный целостный уход за пациентами, чьи болезни не поддаются излечению. Первостепенную важность имеют контроль за болью и другими симптомами, а также помощь при психологических, социальных и духовных проблемах. Цель паллиативной медицины - достижение наилучшего качества жизни для больных и их семей. Паллиативный уход утверждает жизнь и рассматривает умирание как нормальный естественный процесс, паллиативный уход не ускоряет и не отдаляет смерть, он обеспечивает систему поддержки семье во время болезни их близких и в период скорби". У нас в стране согласно приказу МЗ СССР от 29.04.79 N 425 инкурабельные онкобольные передаются в общую лечебную сеть под наблюдение участковых терапевтов. Страх перед болью, страх смерти, одиночество, недостаток помощи - реальность этих больных. Тяжелое состояние часто остается нескорригированным и, в лучшем случае, при назначении больших доз наркотиков больной продолжает жить не как человек, а как ни на что не жалующийся кусочек жизни. Страдания этих больных имеют свою специфику: нарастающие по интенсивности боли, выход из строя все новых систем организма, беспомощность, летальный исход. Основным симптомом является боль (70%), другие проявления - запоры, рвота, одышка, кашель, распадающиеся опухоли, кровотечения, колостомы, мочевые свищи. СТАДИИ ГОРЯ Горевание после смерти близкого человека имеет достаточно четко определенные стадии, проходя через которые человек учится управлять своим горем и сохраняет душевное здоровье. В этом процессе многое может казаться человеку и окружающим странным («не сходит ли он с ума от горя?»). Необходимо знать особенности этих стадий, чтобы понимать: внутри идет нормальная работа горя, отследить возможное «застревание» на одной из стадий и, если это произошло, обратиться за профессиональной помощью. Шок и оцепенение. До девяти дней. Человек не может принять потерю, не верит в нее. Может быть как будто оцепеневшим («застыл в своем горе»), так и суетливо-деятельным (организовывает похороны, активно поддерживает других). Не надо думать, что во втором случае человек переживает потерю легче: просто она еще не осознана. Перестает понимать, кто он, где и зачем (явление «деперсонализации»). Он не сошел с ума, эта реакция в пределах нормы. Дайте успокоительной настойки, зовите по имени, растирайте руки, ноги. Возможен порыв уйти из жизни вслед за умершим, поэтому человека желательно не оставлять одного, «умные» успокаивающие разговоры здесь не помогут. Основное правило: дайте выплакаться, не уводите от гроба, не торопите процесс похорон. Это последняя возможность взглянуть на близкого. Плач, рыдания на похоронах — это целительно, обретение себя, и этот процесс нельзя блокировать. А тем, кто «застыл» в горе, можно попробовать помочь расплакаться. Отрицание. До сорока дней. Поминки знаменуют момент «отпускания» умершего: его душа больше не с нами. Человек уже понимает свою потерю, но его тело и подсознание ее не принимают. Именно поэтому он может видеть в толпе умершего, слышать шаги. Не надо этого пугаться! Хорошо, когда умерший снится, хотя бы иногда. Если очень хочется увидеть во сне, мысленно с ним разговаривайте, просите его прийти во сне. Если за этот период ни разу не приснился, это значит, что процесс горевания был блокирован и требуется помощь психолога. Все разговоры о покойном должны быть поддержаны. В этот период хорошо, когда горюющий плачет (но не круглые сутки). Принятие потери, проживание боли. До полугода. Боль идет «волнами»: то кажется, что отпускает, то вновь усиливается. Это происходит потому, что человек учится управлять своим горем, но это не всегда получается. Через три месяца после потери может наступить провал из-за истощения сил: человеку кажется, что уже никогда не будет хорошо, боль очень сильна. На этой стадии (но может, и раньше) появляются нормальные и полезные чувства: чувство вины («ты умер, а я остался»). Это защитная реакция организма, попытка обретения контроля («я мог что-то изменить»). Однако чаще всего люди никак не могут повлиять на обстоятельства смерти близкого, и с этой мыслью приходится смириться; агрессия на умершего («ты меня бросил»). Это нормально в процессе горевания, но тоже на короткое время. Очень часто люди пугаются этой агрессивной мысли, но она должна быть прожита. Вспомним ритуальную словесную формулу: «На кого ты меня покинул?»; агрессия на других («поиск виновных»). Общество блокирует агрессию на умершего, и человеку ничего не остается, как перевести ее на других: врачей, начальство, государство, Бога. Это тоже попытка обрести контроль. И она благотворна, но важно, чтобы поиск виноватых не затянулся. Все три чувства хороши только на короткий период! В этот период слез, как правило, уже меньше. Человек учится жить без умершего, выполняя его обязанности. Если процесс горевания проходит нормально, то в этот период умерший снится уже по-другому (не в этом мире). Облегчение боли. До года. В этот период человек полностью принимает близкого в роли умершего, происходит постепенное выстраивание новой жизни. Появляются новые знакомства, человек предстает уже в другом качестве. Если процесс горевания идет правильно, то ушедшего вспоминают живым (а не мертвым), рассказывают о приятных моментах его жизни. В этот период, кажется, что человек научился управлять своим горем. Мягкое повторение всех этапов. Продолжается весь второй год. В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены. В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины. Горевание проходит чуть легче, если было время подготовиться к смерти (например, умерший до этого болел, и исход был предрешен). Играют роль даже несколько дней такой «подготовки». Самое трудное и болезненное – это неожиданные смерти в результате несчастных случаев или неожиданной болезни. Чуть легче проживаются смерти пожилых людей, наиболее мучительно – уход детей. Мужчинам сложнее, чем женщинам, ведь в отношении них социальные ожидания гораздо более строги («мужчины не плачут»), в то время как женские слезы воспринимаются более естественно. Но плакать необходимо всем, как мужчинам, так и женщинам. Если горевание проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это не значит, что об умершем забывают. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло. Организация и оказание медицинской помощи в хосписе. Боль у инкурабельных больных в большинстве случаев купируется при использовании 3-ступенчатой методики обезболивания, рекомендованной ВОЗ (НПП (ибупрофен, индометацин, диклофенак) - слабые опиаты (кодеин, пенталгин, седалгин, солпадеин) - сильные опиаты (морфин, бупренорфин, омнопон, промедол). Лекарства назначаются не "по тре¬бованию", т,е. не на пике боли, а "по часам", т.е. строго через регулярные временные промежутки. Опыт лечения болевого синдрома показал, что при правильно подобранной медикаментозной схеме с одновременным решением психологических, социальных проблем пациентов и их близких, наркотики использовались лишь у 44,5% больных, причем 15% уже получали их до этого. Паллиативный уход включает в себя гигиену тела, уход за кожей, полостью рта, кормление стомированных больных, профилактику пролежней, их лечение, обработку разнообразных ран, опорожнение кишечника, катетеризацию мочевого пузыря, обработку стом и т.д. Сотрудникам хосписа приходится переосмысливать ряд классических положений медицинской практики. Первостепенно не продлить жизнь, а сделать оставшуюся жизнь по возможности комфортной и значимой. Вот почему та помощь, которая подходит обычному пациенту, может оказаться неприемлемой для умирающего. Работа в хосписе требует душевного тепла, искренности и сопереживания, "лечения собой". Профессионализм, достигаемый постоянным обучением и опытом, и милосердие - для хосписа является повседневной необходимостью. Основные задачи социальной помощи в хосписе: поддержка связи с трудо¬выми коллективами, где раньше работал больной, содействие в оформлении необходимых документов (инвалидность), помощь в адаптации, реабилитационная помощь, услуги больным и их родственникам (организация питания, закупка продуктов, стирка, кормление, чтение книг, переписка с родственниками, друзьями). Социальный работник освобождает медперсонал, что повышает эффективность его работы. Медико-психологическая помощь в хосписе - это профессиональное умение общаться с умирающими. Она включает в себя не только вербальный контакт, но и невербальные способы общения - умение активно слушать, прикосновение, поза при разговоре. Сестра должна быть способна справиться с ухудшением состояния здоровья пациента и его смертью, она должна уметь подготовить пациента принять неизбежное наступление смерти. Сестра должна создавать пациенту возможность обратиться к кому-нибудь за поддержкой, поощрять его способность горевать, т.к. это помогает ему справиться со своими чувствами. Для сестры очень важно отвлечь внимание пациента от болезни, подготовить его к тому, чтобы процесс умирания происходил как можно легче и не обременительно для него. Самое главное, что хотелось бы слышать пациенту во время надвигающегося конца: "Что бы ни случилось, мы не оставим Вас". Для того, чтобы обеспечить больному поддержку, следует дать ему возможность высказать свои чувства, даже если это будут чувства гнева, горя. Не нужно препятствовать проявлению отрицательных эмоций. Общаясь с пациентом, следует придумать свою манеру поведения, место беседы, позу. Если пациент лежит, следует поставить стул у постели и сесть так, чтобы глаза сестры и пациента были на одной линии. Это позволяет ему надеяться, что сестра не торопится и располагает достаточным временем, для того, чтобы выслушать пациента. Следует учитывать, что даже если пациент неизлечимо болен, он сам иногда не чувствует страха и отчаяния, пока не увидит страх и отчаяние в глазах других. О своем диагнозе пациент может догадаться по вашим глазам, мимике, жестам, т.е. по языку тела. Не следует притворяться, бодриться, лгать, избегать прямого и честного разговора. Пациент всегда почувствует фальшивый оптимизм и перестанет говорить с сестрой о своих страхах, замкнется в себе. В нашей стране право сообщить пациенту и его родственникам диагноз принадлежит врачу. Сестра же, проводя с пациентом и его близкими больше времени, должна уметь обсудить с пациентом (при его желании) и его родственниками вопросы, возникающие в связи с полученной от врача информацией. Общение с пациентом должно строиться на 2-х принципах: с одной стороны - не обманывать, с другой - избегать бездушной откровенности. Сочетание правдивой информации с постоянной поддержкой и подбадриванием почти всегда ведет к зарождению надежды. Но в то же время если пациент не желает воспринимать свою болезнь как неизлечимую, если он не желает говорить о смерти, то было бы ошибочно говорить с ним об этом. Также есть пациенты, осознающие приближение смерти и спрашивающие у сестры: "Как это будет?", "Когда это будет?". Пациент имеет право на получение этой информации, т.к. каждый человек вправе распорядиться своими последними днями по-своему. Пусть ему будет совершенно ясно, что все время, каким вы располагаете, пусть 5 минут, принадлежит ему безраздельно. Кроме того, надо уметь молчать. Сядьте, возьмите его за руку и скажите спокойно: "Я рад побыть с тобой..." и замолчите, будьте с ним, ему не нужны незначительные слова и поверхностные эмоции. Пусть ваше посещение будет ему в радость. И вы обнаружите, что в какой-то момент люди становятся способными сказать серьезно и глубоко о том немногом, о чем стоит сказать. Важно внушить пациенту, что никто не собирается ни ускорять смерть, ни искусственно продлевать ему жизнь. Для него будет облегчением, если он осознает, что лучше прекратить бессмысленную борьбу за жизнь и предаться естественной смерти. При этом следует продолжить сестринский уход, направленный на поддержание гигиены, обеспечивать чистоту и профилактику пролежней, применять расслабляющие процедуры - глубокое дыхание, растирание и массаж спины, конечностей. К желаниям пациента нужно относиться внимательно, помня об обычае, сложившемся у людей "исполнять последнее желание умирающего". Его исполнение является обязательным в таких лечебных учреждениях, как хоспис. Причем исполняются такие желания, которые не могли бы быть выполнены, если бы пациент находился в обычной больнице, например, держать около себя свою любимую кошку или собаку. Задача хосписов - обеспечить максимально возможное качество жизни, а стало быть, и смерть с достоинством. В хосписе пациенты живут сегодняшним днем и сосредоточены на событиях конкретного дня. Хоспис - это не Дом Смерти, это Дом жизни, Дом, где снимают боль. В процессе взаимоотношений между родственниками и медсестрой возникают определенные проблемы. Неизлечимая болезнь, смерть близкого человека является для его родных большой психической травмой. Они могут уставать, у них могут развиваться раздражение, депрессия, злость по отношению к умирающему, нескрываемое ожидание его скорой смерти ("как мы все устали", "когда все это закончится?"). В семьях с хроническими больными, социальной нагрузкой и тяжелым материальным положением, больше встречается соматических и психических заболеваний (осложнений). В таких семьях почти в два раза возрастает заболеваемость и смертность, поэтому семьи, переживающие потерю близкого человека, требуют медицинского наблюдения и поддержки. Когда человек принимает неизбежное, понимая, что изменить ничего нельзя, ему становится нечего терять, и он может сосредоточиться на главном. Один из способов помочь в этом - постараться направить мысли умирающего в будущее или прошлое. Важно, в каком состоянии духа, как именно человек расстался с жизнью - в ужасе, смятении, сломанный - "на коленях", или умиротворённый, достойно, с чувством выполненного долга и завершенности земных дел, расставаясь с нами так, как будто надолго уезжает. Широко известно рассуждение просветителя античного мира Эпикура: "...Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть ещё не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем...". Подготовленному человеку смерть представляется естественным финалом жизненного пути, а не ее безысходным крахом. |