Главная страница

Севера светлое диво


Скачать 188.21 Kb.
НазваниеСевера светлое диво
Дата27.05.2022
Размер188.21 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsevera.pdf
ТипДокументы
#552411

___ Севера светлое диво»
Белые ночи в творчестве поэтов Русского Севера А. В. ПЕТРОВ доктор филологических наук
В статье характеризуется один из ключевых образов северного текста русской литературы - образ белых ночей, возникающий в творчестве поэтов Русского Севера.
К лю чевы е слова северный текст русской литературы, символ, эпитет, метафора, олицетворение, оксюморон.
П онятие северный текст русской литературы объединяет произведения о природе и истории Русского Севера, о жизни и труде северян, о специфике северного характера. Тем не менее, северный текст в большей степени явление не тематическое, а ментальное, поскольку оно отражает особый севернорусский вариант национальной картины мира.
К ключевым, концептуальным образам в языковой и художественной картине Русского Севера по праву относится образ уникального явления природы - белых ночей в конце весны - начале лета, когда солнце фактически не заходит за горизонт. Художественное осмысление, которое получило это явление в произведениях, посвященных Северу, привело к созданию многопланового, разветвленного образа, обладающего, при всем разнообразии смысловых оттенков, смысловым ядром, своего рода сверхсмыслом, который выявляется при анализе и сопоставлении отдельных произведений, составляющих Северный текст [1. С. 442]. Для доказательства данного положения обратимся к творчеству нескольких северных поэтов, как коренных северян, таки тех, для кого Север стал второй родиной.
Н и кол ай Андреевич Журавле в (1935-1991) родился в Ивановской области, в юности приехал в Архангельск и навсегда прикипел душой к суровым северным краям, неслучайно главной темой его творчества стали Русский Север и северяне - мужественные, стойкие люди сот крытой душой. У поэта можно встретить ряд образных описательных
оборотов с ключевым словом край которые он использует для номинации Севера м ерянны й край, снежный край, простуженный край, край терпения и славы Север, Север / До чего ж ты ласковый, / Мой м е ­
рянны й край - восклицает он в стихотворении Север (Курсив здесь и далее наш. - А.П .). Среди них выделяется яркая метаф ора-оксю мо­
рон край полуночного солнца образно характеризующая отличительную черту северной природы - летние белые ночи, когда ив полночь на небе возможно увидеть солнце В краю полуночного солнца / Своих любимых имена / Давали им рекам первопроходцы (Торопят реки звонкий бег Белая ночь представляется Н. Ж уравлеву как нечто необычное, даже нелепое, однако чудесное и непредсказуемое, а сама номинация белая ночь также предстает оксюмороном. Так, водном из стихотворений, описывая пору Белоночья
(сложное существительное емко обозначает особенность этой поры, поэт отмечает кажущуюся противоестественность данного природного явления, передавая недоумение ночной птицы - филина, который тоской обессилен «Ух-х-ты! - / Ухнул ночной забияка. - / Как на севере лето / Нелепо (Талым звоном апрель захлебнулся. Однако в этой противоестественности видится поэту исключительность, особая красота северного края Словно загадка полярное лето рядом с закатом / пылают рассветы ... / Значит, закатов / на Севере нету только рассветы, / только расцветы !» (Белые ночи у Белого моря- противопоставление закаты - рассветы ассоциативно выводит на размышления о началах и концах, о жизни и смерти, о добре и зле.
В стихотворении Ах эти белые закаты заглавная строчка начинает и завершает поэтический текст и еще дважды повторяется, становясь рефреном, при этом акцентируя внимание читателей на заветных признаниях поэта И беспредельность чистоты, / где чувствуешь себя святым И бесконечно виноватым. / Ах эти белые закаты И ненужны совсем слова Все так прозрачно и понятно. Одним из символов белого цвета является символ невинности души, чистоты и святости Там же. С. 443], белая ночь, по мнению поэта, делает все прозрачными ясным не только в природе, но ив душе человека.
Образы птиц используются Н. Ж уравлевым для выразительного описания белой ночи И птаха ворохнулась где-то / Спросонья под пугливый вскрик, / И до формального рассвета / У белой ночи только миг (Утро в деревне) - прозаизм формальный оттеняет необычность описываемого природного явления Под парусами белой ночи / Едва гагара прокричит Архангельску здесь также используется яркая метафора, уподобляющая белую ночь паруснику с белыми парусами.
Белая ночь представляется поэту сказочной, волшебной, колдовской
« И сказка / Белых северных ночей (Недолог зимний день в моем
краю И колдовское наваждение / Прозрачных северных ночей Цветы. Важно, что определения белый и северный характеризуя ночь, становятся синонимами, также, как и эпитет прозрачный неизменно вызывающий самые благоприятные ассоциации Все цвета растворила свежестью / Ночь прозрачная ночь весенняя (А вода на Двине янтарная. В стихах о белых ночах появляются миф опоэтические образы Границу утра протори, / Когда всю ночь ведут беседу, / Гуляя рядом, две зари (Утро в деревне Гуляет солнце незакатно / Вокруг поморских деревень (На Севере всё в крупных формах. Глагол гулять в значениях совершать прогулку и перемещаться в разных направлениях [2. С. 152] здесь вполне уместен и точен, также, как и одушевление зари и солнца.
Белые ночи соотносятся в поэзии Н. Ж уравлева с белым цветом черемухи, с белым цветеньем трав, с белым опереньем лебедей, словно концентрируют белизну цвета и света, создавая неповторимый образ белого Севера. Обращает на себя внимание сближение важных для Севера образов - белые ночи и Белое море Знать, отблеск майской ночи белой / На хрупких веточках застыл (Черемуха Белые ночи / у Белого моря / белая кипень / черемух на взгорье (Белые ночи у Белого моря Догорают белые зори, / Ночи белые догорают. / Уплывает тепло заморе Белым лебедем уплывает Догорают белые зори Главная составляющая образа белых ночей - свет, в прямом и переносном смыслах Белая ночь как торжество света - самое распространенное образное воплощение этого феномена. СИ ни закатов, ни восходов / У солнца в белоночье нет. / Лишь цветень трав под небосводом / Да негасимый белый свет » (Утро в деревне. Негасимый белый свет - яркий, емкий, многозначный символ, характеризующий специфику художественного образа Русского Севера.
Самобытный северный поэт Вадим Анатольевич Бедно в (1 9 3 7 -
1992) всю свою жизнь и творчество посвятил родному городу на Двине - Архангельску Здесь родился я, здесь и умру, / тут мой корень и точка опоры (Лягу рядом сию ньской Двиной, он стремился создавать в стихах колоритный образ Русского Севера, яркий запоминающийся портрет своего края и его жителей, передавать традиции, быт и нравы северян.
Не могла не привлекать поэта чудесная пора конца весны - начала лета, когда ночью светло, как днем, когда особо ощутима благодать красоты северного края Белой ночи нисходит / на Двину благодать Быстрый майна исходе. Существительное благодать употреблено в значении о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии
[3. С. 5 5 ] ;« светлой ночью / с дальних промыслов вернутся / и пойдут / по тихим улицам / поморы (Гравер) - здесь подчеркивается прямая связь белых ночей со светом У белых ночей как будто бы нет начала
и конца, на эту особенность обращает внимание поэт, гиперболически сравнивая длинные северные песни сию ньскими ночами Июньским ночам
/ эти песни сродни - не иначе. / Где границы у них Ни концов, ни начал (Бархат и парча).
Названия нескольких стихотворений Вадима Беднова содержат различные наименования белой ночи Солнечная ночь, «Белоночье»,
«Солнцелуние». Для описания белых ночей поэт подбирает выразительные метафорические эпитеты - солнечные, жемчужные, нагие, молодые, пресвет ло-беззвездны е, прозрачные, ясные Белые ночи вызывают в душе самые светлые, жизнеутверждающие, оптимистические чувства, они оказывают, по мнению поэта, очистительное и буквально лечебное воздействие на человека и окружающий мир, приведем примеры таких эпитетов Мой Север, / всё дивлюсь я, северянин, / твоим сполохам, / солнечным ночам / их сказочно живительным лучам, / когда меж сном и явью стерты грани (Мой Север И верится в жизнь незакат ­
ную, / как этаж емчуж ная ночь (От солнышка не закатного- белая ночь придает силы, пробуждает надежду на лучшее незакатная бесконечная жизнь уподобляется бесконечности, незакатности белой ночи. Когда беспечная стихия / не экономит солнца свет, / приходят ноченьки нагие / всё на виду, покровов нет (Когда беспечная стихия- белые ночи символизируют открытость души, чистоту поступков и помыслов. Сумерки в светлой ночи / потонули, / даже на дне под водой / невидны (Знойные дни) - белая ночь заставляет отступить сумерки, а вместе сними и темные стороны жизни.
При описании белых ночей В. Бедновым часто используется олицетворение, при этом одушевляется дневное светило - солнце, которое, собственно, и создает белые ночи Тихо солнышко катится / чуть касаясь воды (Солнечная ночь « Солнце лишь сполоснет ся, / тень / сокроет вода Быстрый майна исходе. Солнце характеризуется как незакатное, бессонное От солнышка незакатного / не спрятаться в сладкие сны (...) под солнцем бессонным (От солнышка незакатно­
го ...» ); дни при этом становятся бесконечными, просторными Слепнут светлые ночи в июле, / сокращая просторные дни (Тихо белые ночи отходят...»).
Ф антастичность и необычность поры белых ночей связаны стем, что в это время совмещаются признаки ночи и дня «Закат-восход по небу распластался. / И по соседству - солнце и луна / как на рисунке юного фантаста (Белоночье); Только заместительница Солнца та, что светит, если ночь темна, - / белыми ночами остается / в небе, бледным пятнышком видна (Улетают звезды в маем есяц е ); недаром для названия этой волшебной поры поэт создает сложное наименование солнцелуние, которое использует в сильной позиции как заголовок и рефрен стихотворения Надвигается солнцелуние, / золотая грядет
пора / с полуночными поцелуями, / провожанием до утра ( ...) В солн-
целунъе простись со сном / будет солнечная бессонница, / время словно приостановится / где-то между ночью и днем (Солнцелуние). Белая ночь оказывает ощутимое воздействие на человека, это время мечтаний игр з Белой ночью не грех / бредить давними детскими снами Сентиментальный мотив « от забытых, лежащих под спудом, / но июнем разбуженных грёз» (Тихо белые ночи отходят это время, когда пробуждаются чувства, которые переполняют и будоражат душу Но бывает и бременем / время белых ночей ( ...) Переполненный полночью , / я сижу у окна. / Нет, недаром ты солнечной / наша ночь, названа (Солнечная ночь Тихо белые ночи отходят, / возвращая целительный сон (Тихо белые ночи отходят. Белые ночи обогащают духовно человека, придают ему силы, буквально освещают его душу Этой ночью пресвет ло-беззвездной / я душой беспредельно богат (...) В эту ночь откровений, наитий / ничего от друзей не таю / приходите ко мне, загляните / в освещенную душу мою (Белой ночью. Белые ночи проверяют человека на честность и искренность В солнцелунъе дружи с легендами, / только с кривдой водиться брось / белоночья лучи рент­
геновы / нас просвечивают насквозь (Солнцелуние).
В представлении Вадима Беднова белые ночи становятся не только символом природы Русского Севера, но и характеристикой особого состояния души северянина, который поверяет свои чувства и помыслы воздействием на него уникального природного явления. К тому же, пора белых ночей для поэта, рожденного в июне, становится просто родной стихией.
В зрелом возрасте переселился из Рязани в Архангельск поэт Анатолий Ильич Л ё в ушки н (1922 - 2001). И хотя до конца дней своих он оставался верен своей малой родине, дорогой сердцу Рязанщ ине, посвятив ей немало вдохновенных строк, все-таки главной темой творчества поэта становится Север и суровое северное море. А. Лёвуш кин не понаслышке знало тяжелых моряцких буднях, о крутом нраве полярных морей, поскольку вдохновение для своих стихов и поэм он черпал вовремя плавания на судах Северного морского пароходства в Заполярье ив Арктику. Так, обыгрывая топоним Белое море и номинацию белые ночи поэт создает емкий выразительный образ Севера На Белом море волны беглые. / Над Белым морем - ночи белые / Совсем без меры и бездна над Белым морем- белизна (На Белом море - волны беглые. Именно образ белых ночей лучше всего передает особенность Севера В Архангельске - белые ночи / Ив полночь Архангельск- дневной Белая ночь).
Белые ночи представляются поэту как Севера светлое диво он не устает восхищаться этим чудом природы Уплыли последние льдины, / сбежали с угоров ручьи. / И Севера светлое диво / явилось мне в
майской ночи (Уплыли последние льдины. Для него белые ночи обладают волшебной живительной силой Пил бы 'и пил до дна / белые эти ночи (Северная Двина они раскрывают, обнажают бескрайность, распахнутость пространств Севера И призрачна и н ео гл яд на земля распахнулась кругом (Уплыли последние льдины А Север могучи просторен / навстречу распахнутый весь (Белые ночи).
И злю бленным тропом, служащим для описания белой ночи, становится олицетворение, при этом одушевляются солнце, заря, весна Как есть, наваж денье прямое / ни сумерек нету, ни звезд - / лишь солнце умоется в море / и вновь занимает свой пост (Уплыли последние льдины всю ночь / своей вольною волею / заря / не уснет / над рекой (Солнце полуночи У весны особое искусство / солнце лить без меры, без границ (У весны особое и скусство...»).
Белые ночи неизменно вызывают у поэта праздничное настроение, пробуждают в нем надежду на лучшее «Какой-то неведомый праздник / сулит эта белая ночь (Белая ночь И сам я поверить не прочь, / что жизнь распахнется безбрежно, как здешняя белая ночь (Уплыли последние льдины. Прилагательное здешняя в данном контексте говорит о том, что поэт все-таки не до конца осознает себя северянином, хотя и прожил на Севере около сорока лет.
Белая ночь стимулирует рождение удивительных поэтических мета ф ор-оксюморонов, украсивших произведения А. Лёвуш кина: В белесой мгле смотрю , девчонка-беломорка / навстречу выпорхнула мне На Белом море - волны беглые И, словно беспечно балую чи, / весеннего счастья полно, / поморское солнце полуночи / в мое заглядится окно (Солнце полуночи Над лохматой сосновой чащобою незакат ­
ное солнце встает (Край лесной с молодыми березками Пусть / жизнь обернулась окраиной, / пусть годы стучат по плечу - / я снова / душой неприкаянной / полночного / солнца / хочу (Солнце полуночи. Последний пример подчеркивает жизнеутверждающее, оптимистическое воздействие на поэта белых ночей.
Коренная северянка, лауреат Государственной премии России Ольга Александровна Фок и нар, уроженка Вехнетоемского района Архангельской области, живущая в Вологде, в своей самобытной поэзии, основанной на подлинно народном мировосприятии, создает неповторимый по своей красоте и глубине образ Русского Севера, в котором не могло не найтись места поэтическому описанию северных белых ночей.
Н оминация белые ночи используется поэтессой для образной характеристики родного края И пойду заворота Слушать белую ночь Она называет ее Эта белая сонь (От крутых поворотов. Этот образ служит и для противопоставления севера и юга Я отвыкла от белых ночей / По небелым широтам кочуя (Я отвыкла от белых
ночей Слишком темные ночи на юге, / Слишком тяжкие сны по ночам (Шорох волн, бытовые услуги Белая ночь воспринимается поэтессой как чудо, как торжество света и тишины, как средоточие таинственности и красоты На таинственный свет без лучей / О бновленно смотрю , как на чудо / От земли до небес - тишина Так незыблема Так ощутима (Я отвыкла от белых ночей По никем непризнанной науке / Не отражены - поглощены Хоть кричи - бесследно тонут звуки / В глубине огромной тишины (Как давно такого не бывало Без видимого дела, / Спу­
стивш и рукава, / Брожу я ночью белой / По белым островам (Я летом запасаю сь...»).
Белая ночь, родная и близкая ночь без тьмы рождает у поэтессы неожиданные ассоциации Белой ночи немое кино / Наполняется прежним звучаньем» (Я отвыкла от белых ночей. Белые ночи удостаиваются восторженного признания, наряду с другими признаками родного для поэтессы края Я люблю вас, ночи черные, / Я люблю вас, ночи белые / И ручьи некипяченые, / И березы поседелые (Я люблю вас, ночи черные. Белая ночь воспринимается как неотъемлемая часть родного дома Дома я. Знакомо незнакома / Белой ночи тихая печаль Как давно такого не бывало Описание белых ночей в творчестве северных поэтов объединяет общность эпитетов светлые, прозрачные, солнечные общность образов (незакат ное солнце, солнце полуночи общность символов (чистота, бескрайность, открытость, сказочность сближение номинаций белые ночи и Белое море все это создает сверхсмысл этого образа в художественной картине мира северного текста, Русского Севера как мифопоэтического пространства.
Л ит ерат ура. Галим ова Е.Ш . Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст // Геокультурное пространство Европейского Севера генезис, структура, семантика сборник научных статей. Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 5. Архангельск. Ож егов СИ Словарь русского языка. М ., Архангельск


написать администратору сайта