диплом_Соколова. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Скачать 65.41 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………………. 1 Девиантное поведение молодежи: теоретические подходы и сущность понятия
ВВЕДЕНИЕ Девиантное поведение (по Э. Гидденсу — несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе1) уже не является чем-то уникальным и новым для исследователя, но это не отнимает у вышеупомянутого феномена его актуальности в настоящий момент. Проблема девиантного поведения широко освещена в работах зарубежных и отечественных ученых. Изучению девиаций за рубежом посвятили себя многие исследователи: теории аномии Р. Мертона и Э. Дюркгейма, теория культурного переноса Г. Тарда и Э. Сазерленда, стигматизации или клеймения Э. Гоффмана и Г. Беккера2 и другие. Анализ данного феномена представлен и в трудах отечественных ученых: девиантологи Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев3, а также в работах В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, А.П. Нечаева, С.Т. Шацкого4 и других. На данный момент все ярче зреет проблема одной из крайних форм девиантного поведения — употребление молодежью наркотических веществ5. Какие бы методы ни применялись в искоренении производства, употребления и распространения наркотических веществ, добиться их полного уничтожения пока не удается. Естественно, государства прилагают усилия для борьбы с данной проблемой, принимается огромное количество законов, направленных на борьбу с наркоманией6, существуют бесплатные государственные медицинские центры, куда наркозависимый может обратиться за консультацией или врачебной помощью. Но это редко приводит к положительным результатам. Наркомания, к тому же, находится на одном из первых мест в списке глобальных социальных проблем в обществе, потому что ей, в большинстве своем, подвержена молодежь, то есть та часть общества, несущая собой все основные изменения. На наркоманию как проявление негативной девиации оказывает воздействие множество факторов: макро– и микросоциологических, объективных и субъективных, социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных7. У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует первичная психологическая защита, они слишком эмоционально неустойчивы для того, чтобы сформировать тот ценностный барьер, который препятствует приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, который начал употреблять наркотики, ставит себя в сложную социально-психологическую ситуацию: с одной стороны, он теряет уже укрепившиеся связи с близким окружением (семья, друзья), а с другой — открывает для себя новый стиль жизни. Этот новый стиль жизни может быть выражен субкультурой. Естественно предположить, что в условиях постоянной динамичности современного общества человечество все чаще сталкивается с неформальными проявлениями молодежной культуры — субкультуры. Основная черта ее — отрицание ценностей общепринятой культуры. В России существует множество молодежных течений, которые имеют свои цели, стили, манеры поведения, способы времяпрепровождения и другие черты, отделяющие ее адептов от остальных людей. И молодежь в силу своей психоэмоциональной неустойчивости первой воспринимает постоянно возникающие формы явлений субкультур — как позитивные, так и негативные8. Именно негативные формы проявления принадлежности к контркультуре становятся частым объектом исследования. Отмечается, что во многих контркультурах употребление наркотических веществ стало составляющим элементом для инициации, интеграции и членства в сообществе9. Следовательно, накопленные теоретические знания и эмпирические данные ранее проводимых исследований по схожим тематикам позволяют выполнить выпускную квалификационную работу. Исследовательский вопрос данной работы связан с поиском корреляции между употреблением наркотиков и членством в контркультуре. Такой феномен девиантного поведения — молодежная контркультура как фактор наркотизации — требует более глубоко анализа и поиска путей решения. Актуальность обусловлена в первую очередь тем, что за последние несколько лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины — психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем, требующих комплексного изучения. Негативные последствия экономического кризиса и иных государственных процессов связаны с ухудшением духовной сферы нашего общества, ростом преступности среди подростков и молодежи особенно, с падением нравственных устоев и идеалов, недостаточной занятостью молодежи. В таких условиях подростки и молодежь склонны к девиантному поведению, а именно к такой ее разновидности, как наркомания и токсикомания. Молодежь не может найти ответы на интересующие ее вопросы, объединяется в группы и зачастую это принимает негативные формы. Целью нашей работы выступит всестороннее изучение принципов, которыми руководствуется молодежь, вступающая в контркультуры, мотивов их девиантного поведения и поиск связи между употреблением наркотиков и членством в контркультуре. Объектом выпускной квалификационной работы выступает наркомания как социальный феномен. Предмет данной выпускной квалификационной работы — употребление наркотических веществ как результат членства в контркультурных сообществах. Задачи:
Гипотезы:
Для достижения поставленной цели и решения всех задач нами были использованы следующие методы социологического исследования: включенное наблюдение и глубинное полуструктурированное интервью. Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что был произведен анализ деструктивного влияния субкультуры на своих членов. Также разработанные научные рекомендации могут быть применены на практике. В свою очередь, практической значимостью данной выпускной квалификационной работы является возможность использования предлагаемых рекомендаций для решения проблемы неконтролируемой наркотизации молодежных субкультур. 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
Девиантное (делинквентное) поведение — (от лат. deviatio — отклонение) — система поступков или отдельно взятые поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Ключевые виды отклоняющегося поведения — преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, которые способствуют его возникновению, развитию, а также поиску возможных путей предупреждения и преодоления возникновения оных10. Делинквент — (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия11. Начальным термином для понимания и дальнейшего анализа девиантного поведения можно назвать понятие социальной нормы, которая характеризуется как граница, мера допустимого (дозволенного или неоспоримого) в поведении или деятельности людей, отвечающая за сохранность целостности огромной социальной системы. С помощью норм формируются привычки, обычаи, обряды. Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации. Поведение, которое соответствует закрепленным в обществе нормам, носит массовый характер и значимо не отличает одно поведение от другого обозначается как конформистское. В противоположность конформистскому выступает отклоняющееся, или девиантное поведение. Отклоняющееся поведение можно считать своего рода общественным выбором: в том случае, когда цели социального действия несопоставимы с действительными способами их достижения, индивиды прибегают к другим средствам для достижения поставленных целей. Случается так, что отдельные индивиды в погоне за призрачным успехом, деньгами или властными полномочиями выбирают методы, негласно запрещенные обществом, а в некоторых случаях и противозаконные и встают на стезю либо правонарушителя, либо преступника. Я. И. Гилинский — советский и российский ученый-юрист — стал первым в России, кто ввел в оборот термин «девиантное поведение», который и по настоящее время ставится наравне с термином «отклоняющееся поведение». Гилинский пишет, что под отклоняющимся поведением нужно понимать поступок, действие человека или социальное явление, которое выражается в групповых (массовых) формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или традиционно сложившимся в конкретном обществе нормам (стандартам, шаблонам)12. К ключевым формам девиантного поведения зачастую относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, случаи совершения самоубийств. Девиантное поведение считается субъективным явлением. То, что для одного человека или общества будет отклонением от нормы, для другого может быть повседневным действием. Девиантное поведение — это в основе своем попытка избежать давление общества, уйти от каждодневных жизненных проблем. Девиация может нести в себе и положительный характер. Например, оно может быть направлено на стремление индивида к чему-то новому, попыткой стереть устоявшееся, консервативное. К девиантному поведению относят всевозможные виды технического, научного и художественного творчества. Биологические13 и психологические14 подходы к изучению девиантного поведения главным образом основываются на анализе характера человека, проявляющего девиантное поведение. Отличие социологического объяснения в том, что оно рассматривает общественные и структурные факторы, изучив которые, людей можно считать девиантами. Впервые подробно социологическое объяснение отклоняющегося поведения было изложено в теории аномии, которую предложил и обосновал французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм. Он подходит к рассмотрению данной проблемы с точки зрения индивидуальной теоретико-методологической концепции. В своем труде «Самоубийства: социологический этюд» он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией. Дюркгейм саркастически относился к отвлеченным рассуждениям о самоубийстве и задумал эмпирическое социологическое исследование причин самоубийств. Известно, что существуют социальные и психологические причины для совершения самоубийства. Ученый в своем труде пытался доказать, что случаи совершения самоубийств обуславливаются только социальными причинами, полностью исключая психологические15. По его мнению, над каждым индивидом в обществе «витает» общественное сознание и убеждает его совершать определённые поступки16. Американский социолог Роберт К. Мертон внес некоторые поправки в концепцию, которую предложил Дюркгейм. Классификация отклоняющегося поведения Мертона опирается на видение девиации как разрыва между культурными целями и социально приемлемыми приемами их достижения. В связи с этим социолог видит четыре допустимых вида поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм и мятеж (бунт)17. Теория Мертона позволила открыть широкие возможности для аргументации причин возникновения конфликтов на базе дифференциации потребностей в обществе (в том числе классовых). Концепция социолога нашла применение в социологии права, преступности и в других практически важных областях. Мы убедились в наличии многих различий между биологическими, психологическими и социологическими подходами к изучению девиаций. Отметим, что в течение последних лет значение биологических или психологических факторов, которые толкают людей к девиантному поведению, начинает снижаться. Например, более новые теории, особенно криминология18, акцентируют внимание на характере общества и выявляют, в какой степени оно заинтересовано в наличии и укреплении девиации. Добавить про концепцию стигмы в трудах И. Гофмана, Г. С. Беккера, идеи Э. Сазерленда (Sutherland) о социальных механизмах противоправного поведения. К ним же можно вернуться и в следующем параграфе. У Вас там эти персоны упоминаются, но без каких бы то ни было развернутых комментариев. При этом в параграфе 1.2. из-за этого возник перекос в пользу биологизаторских и психоаналитических объяснений – для студента-социолога это по меньшей мере странно. При дефиците материала можете ещё обратиться к анализу работ американских «радикальных криминологов» - они близки к неомарксизму…
При исследовании причин возникновения девиантного поведения исследователями рассматриваются три типа теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические (или культурные) теории19. В нашей работе мы подробно остановимся на каждой из них: 1. Фундаментальная основа каждой теорий физических типов включает в себя тот фактор, что различные отклонения от социальных норм предуготовляются специфическими индивидуальными физиологическими чертами личности. В настоящих теориях присутствует одна существенная идея: люди с установленной физической конституцией склонны совершать социальные аномалии, которые судятся членами общества20. Биолого-психологические теории отклоняющегося поведения содержат в себе рассмотрение биологических, физиологических и психологических причин девиации. Практический смысл этих теорий обращён на дефиницию врожденных задатков человека, способных являться ядром для совершения правонарушения и, как вариант, поиск безопасных для человека методик избавления от этих черт. Среди них наиболее популярными остаются биолого-антропологические теории (Ф. Галь, Ч. Ламброзо) «о прирожденном преступнике»; теория «конституциональной предрасположенности» человека к преступлениям (Э. Кречмер, Э. Хуттон), последователи которой предприняли попытку установления корреляции между преступлением и типом строения тела и характером человека; а также их последователи и сторонники (У. Шелдон, Ш. Глюк, Дж. Кортес, Т. Гиббенс), модернизировавшие «антрополого-конституциональный подход» к личности преступника с учетом самых современных достижений медицины. «Эмпирика-индуктивная теория» (М. Шлапп, Э. Смит, И. Ланге, Г. Кранц и др.) изучала воздействие на поведение человека желез внутренней секреции. И, в конце концов, завершает биолого-психологические теории «генетическая концепция», приверженцы которой предполагают корреляцию девиантного поведения с хромосомными нарушениями типа «47 ХХУ» (синдром Клайнфелтера). Тем не менее, практика обнаружила несостоятельность теорий физических типов. В научных средствах массовой информации описывались эпизоды, когда индивиды с лицом херувимов21 совершали тягчайшие правонарушения, а индивид с грубыми, «заведомо преступными» линиями лица вел себя вполне приемлемо. 2. В основе психоаналитических теорий девиантного поведения лежит анализ конфликтов, которые происходят в сознании личности. Главной стороной изучения «психоаналитических теорий» (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Д. Абрахамсен и другие) находятся развитие личности, факторы бессознательного, прохождение психосексуальных фаз, воспитание подструктур личности (Оно, Я, Супер-Я)22. Для исследователей поведение молодых девиантов детерминируется опытом прошлого, врожденными инстинктами, в процессе взросления вытесненными в подсознание. В соответствии с теорией австрийского психоаналитика З. Фрейда, у всякой личности под фоном активного сознания находится область бессознательного — это психическая энергия каждого, в коей сосредотачивается все природное, первозданное. Человек способен защититься от личного естественного «беззаконного» состояния при помощи вырабатывания собственного «Я», а также так называемого «сверх-Я», устанавливаемого только лишь мировой цивилизацией. Всё же, есть вероятность возникновения ситуации, когда душевные противостояния между «Я» и бессознательным, а также между «сверх-Я» и бессознательным ломают защиту и наружу пробивается наше внутреннее, не знакомое с окружающей культурой содержание. В таком случае возможно отклонение от культурных норм, которые выработаны социальной средой индивида23. Представленная идея имела развитие и конкретизировалась в более узком контексте А. Бассом, Л. Берковцем, Д. Зильманом, Дж. Доллардом в теориях «агрессии и фрустрации». В рамках теории «умственной отсталости и душевных расстройств» (Г. Годдард, С. Пульман, Л. Зелани и др.) имелась попытка установления связи между интеллектом и психическим состоянием человека с его антисоциальными поступками. «Патопсихологическая теория» (Р. Горафало, И. Колеман, X. Морган, Г. Мюрей, С. Хатузь, Дж. Маккинли и др.), отыскавшая отклик во многих странах, приводит доказательства того, что волюнтаристские действия совершаются «людьми-психотиками» с характерным для них обособлением от социальной действительности. Как итог развития идей бихевиоризма можно рассматривать «социально-когнитивную» теорию (А. Бандура, Дж. Доллард, И. Миллер, Дж. Уолп и др.), приобретшую название «поведенческого моделирования», «теорию эмоциональных проблем» (К. Бартол Ф. Монахэм, Р. Курцберг М. Левин и др.), «теорию мыслительных моделей» (С. Иохельсон и др.). При всем том, беря в расчет каждую отдельно взятую теорию, мы понимаем, что она не способна раскрыть причины возникновения и функционирования девиантного поведения молодежи из-за излишней биологизации и психологизации социальных процессов и явлений. Этот вывод также свидетельствует и о том, что только биологическими или психологическими основаниями, какими бы передовыми они ни были, проблемы роста преступности и ее профилактики искоренить нельзя. 3. Начиная с последних десятилетий XX в. активно разрабатывается социально-культурная направленность отклоняющегося поведения, которая включает в себя социально-культурную обусловленность и комплексность в истолковании оснований девиантного поведения молодежи. В русле данного направления Р. Мертоном была модифицирована концепция «социальной аномии» Э. Дюргейма, оживлённо разрабатываются теория «социального неравенства» (Клоуард, Л. Оулин, Л. Филипс, Г. Фотей и др.), теория «социопатической личности» (Х.М. Клеклей, Х.К. Гоу и др.), теория «неоднородности и изменчивости нормативно-ценностной системы общества» (А. Коэн, В. Фурлонг и др.), теория «научения» (Баулби, А. Эйчхорн, М. Лемей и др.), концепции «дифференциальной ассоциации» (Сатерленд и др.), «нейтрализации» (Г. Сайке, Д Матза), теория «распространения огнестрельного оружия» (К. Рамсай), теория «субкультуры» (А. Коэн, У. Миллер и др.) и «стигматизации» (Ф. Танненбаум и др.), теория «масс-медиа» (Дж. Форнас, Г. Болин, Дж. Фридман и др.), теория «множественности факторов» (Э. и Ш. Глюк) и другие. В соответствии с социологическими или культурными теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе случаются быть неуспешными по отношению к отдельным вполне установленным нормам, причем эти неудачи непосредственно отражаются на внутренней структуре личности. В тех случаях, когда процессы социализации проходят успешно, индивид первоначально приспосабливается к окружающим его нормам культуры, а затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его психологической, эмоциональной потребностью, а запреты культуры — частью его сознания. Он детерминирует нормы культуры таким образом, что машинально ведет себя в ожидаемой обществом манере поведения большую часть своей жизни, не склоняясь к девиациям. Промахи индивида исключительны, и всем окружающим известно, что они не являются его обыкновенным поведением. Присутствие в будничной практике значительного количества конфликтующих норм, расплывчатость в связи с этим вероятного предпочтения линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия в обществе регулирующих поведение индивидов норм). По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не обладает твердым чувством принадлежности, никакой надежностью и стабильностью в выборе линии нормативного поведения24. Роберт К. Мертон привнес отдельные трансформирования в концепцию аномии, предложенную Эмилем Дюркгеймом. Мертон полагает, что основанием для девиации обнаруживается пропасть между цивилизованными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) методами их достижения25. Например, в то время как общество поддерживает стремления своих членов во влечении к росту благосостояния и значительному социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма узки: когда человек по каким-то причинам не может достигнуть благосостояния, используя легальные средства — применение дара и способностей — он может прибегнуть к лжи, подлогу или краже, не одобряемым обществом.
1 Гидденс, Э. Социология. — М., 2005. — 632 с. 2 Мещерякова, Н.Н. Аномия в сложном обществе // Вестник МГИМО. — 2014. — №2 (35). — С.201-207. 3 Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб: Филиал Института социологии РАН, 1993. — 167 с. 4 Хан, С.Н. Девиантное поведение подростков как проблема научного исследования. — Южно-Сахалинск, 2015. — 7 с. 5 Григоращенко-Алиева, Н.М. Наркомания в системе девиаций поведения современной молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2011. — №2. — С.198-204. 6 Мировой опыт в борьбе с наркотиками | РИА новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20140626/1013636752.html (дата обращения: 04.12.2017). 7 Чепурных, Е.Е. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи / Ф.Е. Шереги, А.Л. Арефьев // Наркология. — 2004. — №4. — С. 23-31. 8 Биятто, Е.В., Правда, В.Л. Молодежные неформальные субкультуры и проблема наркотизации молодежи в современном обществе // Вестник КузГТУ. 2013. — №3. — С.163-167. 9 Косарецкий, С.Г., Егорышева С.В. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. — М.: Институт педагогических инновации РАО, 2009. — 65 с. 10 Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — 2 изд., расш., исп., доп. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. — 512 с. 11 Там же. 12 Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс. - 1991. - № 4. - С. 72-78. 13 Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, обладает склонностью к самоанализу, повышенной чувствительностью и ранимостью (Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. — 336 с.). 14 Психоаналитики предлагали теории, которые устанавливали связь между девиантными поступками и многими психологическими проблемами. Например, Фрейд ввел понятие о потенциальных «преступниках с чувством вины» — речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми (Смелзер, Н.Дж. Социология за рубежом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/507/062/1217/017.SMELZER.pdf (дата обращения: 25.12.2017)). 15 Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. — 399 с. 16 Там же. 17 Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура. — М.: АСТ, Хранитель, 2006. — 880 с. 18 Криминология («наука о преступлении», от лат. crimen — преступление и др.-греч. λόγος — учение) — социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году французский антрополог Поль Топинард; до этого употреблялся термин уголовная социология (Шестаков, Д.А. Криминология. — СПб: «Юридический центр Пресс», 2006. — 561 с.). 19 Стрельцов, В.В. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения молодежи // Теория и практика общественного развития. — 2010. — №1. — С.144-149. 20 Фролов, С.С. Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2000. — 344 с. 21 Лицо почти квадратной и одутловато-округлой формы из-за симметричного вздутия кости в области обоих углов нижней челюсти, характерный признак херувизма — одной из разновидностей диспластического поражения нижней челюсти). (Лицо херувима [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://universal_ru_en.academic.ru/1434181/лицо_херувима (дата обращения: 25.12.2017). 22 Фрейд, З. Я и Оно: [сочинения] / З. Фрейд. — М. : Эксмо-Пресс, 2003. — 864 с. 23 Лейбин, В.М. Психоанализ: учебное пособие / В. М. Лейбин. — 2-е изд., — СПб.: Издательство Питер, 2008. — 592 с. 24 Фролов, С.С. Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2000. — 344 с 25 Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с. |