Концепция государства Платона. Шепеленко В. 21701 Концепция государства Платона
Скачать 17.77 Kb.
|
Шепеленко В. 21701 Концепция государства Платона Платон – афинский философ Древней Греции. Он считается одним из самых важных и влиятельных людей в истории человечества и ключевой фигурой в истории древнегреческой и западной философии. Ему принадлежит самое известное учение об идеальном государстве. Рассмотрим его концепцию «идеального» государства. Философ считал, что идеальное государство – справедливое государство, в котором интересы всего общества ставятся превыше интересов отдельного человека. Кроме того, принцип справедливости подразумевает выполнение каждым человеком своих функций. В связи с этим Платон делит людей на три сословия, опираясь на их задатки. Первое сословие: философы – люди, способные мыслить, размышлять и в результате находить истину, а затем принимать верные решения. По мнению Платона, философы должны править государством. Второе сословие – воины или стражники. В их задачи входит защита государства. Третье сословие – ремесленники и земледельцы – это все люди, которые занимаются производством благ. Эти сословия являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Платон отмечает, что каждое сословие должно строго выполнять свои функции и не вмешиваться в дела другого. Рассмотрим условия, необходимые для того, чтобы сословия успешно выполняли свои функции и служили на благо общества. Во-первых, особую роль Платон уделяет воспитанию, поскольку именно оно формирует в человеке те качества, которые буду ему необходимы для выполнения своих задач в будущем. Для этого нужно убедить человека с самого детства, что все люди должны заботиться о своём государстве и поддерживать друг друга. Кроме того, каждый должен заниматься своим делом, в котором у него есть талант. Если же ребёнок рождён в одном сословии, но у него задатки другого сословия, то его нужно перевести туда, где он сможет добиться большего успеха. Во-вторых, Платон считает, что человек достигнет успеха в том деле, которое он любит. А истинные философы всей душой ценят истину, справедливость, благо. Следовательно, их них получатся отличные правители, которые буду заботиться о процветании своего государства. В-третьих, образ жизни так же должен формировать качества, необходимые для выполнения своих функций. Например, стражники живут вместе во время военных походов и имеют общую собственность. Это способствует формированию принципа «брат за брата». С одной стороны, концепция Платона отражает действительность с позиции того, что каждый человек становиться профессионалом только в своём определённом деле. Жители страны, которые обладают способностями в определённом деле и которых обучали эту в детстве явно смогу добиться успеха и принести пользу своему государству. Это будут единомышленники, которые смогут поддерживать друг друга и вместе заниматься своей профессией. Не будет раздора и борьбы за власть и все будут едины. С другой стороны, воспитание детей государством – идея не совсем разумная, поскольку отличие людей друг от друга и разность взглядов, по-моему, залог развития общества. Ведь воспитание включает в себя не только образование, но и духовное воздействие на человека, от которого зависит формирование полноценной личности. Классовое разделение мне представляется несовершенным потому, что те правила и условия, которые в нем присутствуют, отвергают принципы саморазвития человека. Ведь индивид должен иметь собственно поставленную цель, задачу, чтобы он мог развиваться по своей воле. Никакое внешнее воздействие на человека не заменит его внутренний стимул развиваться в том направлении, которое ему самому интересно. Кроме того, когда человек делает выбор сам, он несёт за него ответственность. В государстве Платона человека освобождают от ответственности за выбранный им путь, поскольку за него всё определяют свыше. Данная модель уничтожает стимул развития человека, поскольку она определяет его классовую ступень без возможности перехода на более высокую позицию и это, по моему мнению, главный недостаток «идеального» государства Платона. Государство Платона нельзя назвать демократическим, так как в нём за человека с детства определяют практически всё: где он будет жить, кем воспитываться и чем заниматься. В этом государстве у человека нет свободы выбора. Ему суждено выполнять поставленные перед ним задачи ради всеобщего блага. Тоталитарная форма развития описывает государство Платона в большей степени, поскольку сильное правительство философов держит под контролем все сферы общества, перераспределяя людей в «правильные», тщательно контролируя их воспитание и образ жизни, а также формируя единую идеологию для всех жителей государства. Таким образом, мы рассмотрели концепцию государства Платона, выявили положительные и отрицательные стороны его модели и сравнили эту форму государства с тоталитарной и демократической. |