Диплом журналисткое расследование. Диплом Медведевой от Распутного 25.03.13 (1) (1). Школа гуманитарных наук кафедра журналистики и издательского бизнеса особенности журналисткого расследования в печатных сми приморья
Скачать 0.74 Mb.
|
1 2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательно учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И ИЗДАТЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ПЕЧАТНЫХ СМИ ПРИМОРЬЯ Дипломная работа студентки с4504 группы Работа допущена к защите ________________________ «____» ________________ ________________________ Зав.кафедрой ___________ (фамилия, имя, отчество) (подпись) Научный руководитель _______________________ Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание Защищена на оценку: __________________________ Владивосток 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………………3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1.Теоретические аспекты журналистских расследований в печатных СМИ 1.1. Современные тенденции рынка российской периодики………………6 1.2. Расследовательская журналистика в системе медиа-жанров………………………………………………………………………..14 1.3. Особенности современной российской расследовательской журналистики……………………………………………………………………….22 Глава 2. Анализ журналистских расследований в печатных СМИ Приморья....36 2.1. Сегмент расследовательской журналистики в Приморье………...….36 2.2. Тематическая характеристика журналистских расследований в СМИ Приморья……………………………………………………………………...…….47 2.3. Экспрессивные и стилевые особенности в журналистских расследованиях СМИ Приморья………………………………………………..…55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….66 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….71 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Жанр журналистского расследования является в значительной степени дефицитным в условиях современной российской журналистики, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, расследовательская журналистика является опасной для тех, кто ею занимается. Согласно оценке международной неправительственной организации Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists (CPJ)) Россия входит в десятку самых опасных для деятельности журналистов стран, а общее количество убитых с 1992 года журналистов составляет 54 человека1. Во-вторых, большая часть из данных журналистов были убиты в силу профессиональной журналистско-расследовательской деятельности (наибольший урон понесла флагман журналистики расследований – Новая газета (в числе убитых журналистов только одного этого издания: Наталья Эстемирова, Анастасия Бабурова, Станислав Маркелов, Анна Политковская, Светлана Орлюк, Юрий Щекочихин, Виктор Попков, Игорь Домников)). И если в начале 1990х годов после убийства журналиста (например, В. Листьева) – поднимался широкий общественный резонанс, то убийства журналистов в 0-е и 10-е годы – стали нормой (так, было почти не замечено убийство Н. Эстемировой, которая писала про государственный бандитизм в Чечне и преступления Р. Кадырова). Набор приведенных минимальный фактов свидетельствует о том, что журналистское расследование является чрезвычайно опасной журналистской работой. Именно поэтому данный жанр является дефицитным, т.к. журналисты опасаются за свою жизнь. Преимущественно в сегменте расследовательской журналистики на федеральном уровне работают лишь два печатных издания: Новая газета (редактор Д. Муратов) и The New Times (редактор Е. Альбац). Если первое СМИ пишет о криминале и коррупции в целом, то второе – преимущественно о преступлениях и коррупции в высших эшелонах власти. На региональном уровне журналистские расследования еще более дефицитны, чем на федеральном уровне. Это связано как c нежеланием журналистов писать правду и делать независимые расследования, так и с недостаточным количеством независимых региональных СМИ, которые могли бы публиковать результаты громких и резонансных журналистских расследований. Тем не менее, несмотря на препятствия со стороны государственной и региональной бюрократии и криминала, жанр журналистского расследования в регионах развивается. При этом его особенностью является то, что сам формат расследования очень часто интегрируется с другими более легкими жанрами (например, заметки), т.е. объединение жанров по признакам в единое целое. С учетом российских условий данный процесс закономерен и логичен. Анализ сегмента журналистского расследования в печатных СМИ Приморья представляет несомненный интерес, что объясняется тем, что в последнее время наш регион дал значительное количество информационных поводов, от проведения саммита АТЭС, до масштабного воровства на строительстве различных инфраструктурных объектов (уже подтвержденных Счетной палатой России). Ряд данных фактов в той или иной степени получают свое отражение в региональных приморских изданиях. В этой связи тема «Особенности журналистского расследования в печатных СМИ Приморья» нам представляется актуальной, требует объективного научно-теоретического и научно-практического рассмотрения и изучения. Цель работы – проведение анализа журналистских расследований в печатных СМИ Приморья. Задачи исследования: - изучить современные тенденции рынка российской периодики - рассмотреть особенности расследовательской журналистики в системе медиа-жанров - рассмотреть особенности современной российской расследовательской журналистики - проанализировать сегмент расследовательской журналистики в Приморье - провести тематическую характеристику журналистских расследований в СМИ Приморья - рассмотреть экспрессивные и стилевые особенности в журналистских расследованиях СМИ Приморья. Объект исследования – жанр журналистского расследования. Предмет исследования – реализация приемов жанра журналистского расследования на примерах из местных приморских газет («Аргументы и Факты.»Приморье, «Дальневосточные ведомости», «Деловой еженедельник» «Конкурент», «Ежедневные новости», «Известия», «Комсомольская правда» во Владивостоке, «Московский Комсомолец» во Владивостоке, «Новая Газета» во Владивостоке). Гипотеза исследования: мы полагаем, что в современных условиях главной тенденцией журналистских расследований является объединение данного жанра с другими более простыми типами журналистских произведений (например, заметки, документального интервью и пр.), что особенно характерно для региональных СМИ. Характеризуя степень научной разработанности проблемы, отметим, что жанр расследовательской журналистики незаслуженно обойден вниманием значительной части исследователей, которые касаются лишь его общего описания, но не процесса создания полноценного журналистского произведения для периодических изданий (Н.В. Бергер1, Е.В. Гострова2, Е.С. Зубаркина3, С.А. Мищенко1, А.Д. Константинова2). Кроме того, отсутствуют исследования, связанные с характеристикой региональных особенностей журналистского расследования в печатных СМИ. Эмпирическую базу исследования составили примеры публикаций в жанре журналистского расследования в СМИ Приморья. Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей проработке вопросов региональной специфики современной расследовательской журналистики в России. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты анализа тематической характеристики журналистских расследований, а также экспрессивных и стилевых особенностей в журналистских расследованиях СМИ Приморья позволят сделать новые выводы о современных тенденциях развития расследовательской журналистики в регионах. Дипломное исследование может помочь студентам, выпускникам, журналистам при проведении собственных журналистских расследований. В числе использованных методов необходимо выделить методы: анализа (в частности, контент-анализа печатных СМИ), сравнения, а также научного обобщения. Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список использованной литературы, а также приложения. В главе 1 «Теоретические аспекты журналистских расследований в печатных СМИ», автор рассмотрел современные тенденции рынка российской периодики, охарактеризовал расследовательскую журналистику в системе журналистских жанров, проанализировал особенности современной российской расследовательской журналистики. В главе 2 «Анализ журналистских расследований в печатных СМИ Приморья» изучен сегмент расследовательской журналистики в Приморье, проведена тематическая характеристика журналистских расследований в СМИ Приморья, а также рассмотрены экспрессивные и стилевые особенности в журналистских расследованиях СМИ Приморья. В заключении автор делает выводы по проведенному исследованию. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Теоретические аспекты журналистских расследований в печатных СМИ 1.1. Современные тенденции рынка российской периодики Главным вызовом времени для печатной периодики сегодня считается нарастающее проникновение в жизнь людей интернета и цифровых технологий в целом. В общественное сознание настойчиво внедряется тезис о том, что интернет, в конце концов, «разгромит» печатную прессу1. Тема стала навязчиво-традиционной. При попытках рассмотреть её по существу дела, мнения неизбежно поляризуются, предрекая как скорую и неминуемую смерть традиционных печатных СМИ, так и несокрушимую их способность к вечной жизни. Новых значимых медийных компаний на рынке печатных СМИ России в 2012 году действительно не появилось, а его пропорции существенно не изменились. Не первый год на этом рынке доминируют около 50 национальных и порядка 100 региональных издательских компаний, вместе занимающих на нём примерно 75-процентную долю в обороте и 87-процентную долю рекламного доходов прессы2. В сложившейся цифровой реальности и российских, и зарубежных издателей вопрос будущего печатной прессы, конечно же, беспокоит весьма серьёзно. Вектор поиска ответов на него пока вертится вокруг дилеммы: сосредоточиться ли на развитии и обеспечении прибыльности цифровых версий своих изданий, или же сделать главный упор на печатную прессу, а интернет и «новые медиа» использовать как союзников в её продвижении. Традиционные печатные СМИ в 2011 году слегка восстановили свои рекламные доходы и закрепили эту тенденцию в 2012 году1. Но темпы восстановления не позволяют говорить о выходе рынка печатной прессы на докризисный уровень. Ясно одно – индустрия печатных СМИ сможет лучше развиваться, если предложит рынку новые действенные современные рекламные кампании, а не будет ограничиваться заурядной продажей рекламных площадей на страницах своих изданий. Хотя запуск журнальных и газетных приложений для планшетных устройств пока не привёл к прорывным результатам позитивного свойства, по всем признакам эта новинка может превратиться в серьезную платформу для прессы и рекламодателей. По мнению экспертов, общая ситуация на рынке прессы России в 2013 году несколько улучшится, что во многом стало следствием определённого подъема экономики страны и роста рынка рекламы. Потребительская активность российского населения в отношении прессы при этом не изменилась. Физические продажи тиражей периодики сокращаются. За 2013 год рынок печатных СМИ России в денежном выражении вырастет примерно на 4,8 млрд рублей, или на 4,3%, и составит 112,8 млрд рублей. С учётом инфляции, однако, этот рост выглядит достаточно условным2. Рисунок 1. Основные финансовые параметры рынка прессы России, 2012 год, в млрд руб. (%), с НДС / Источники: Роспечать, АКАР, АРПП, ГИПП1 По-прежнему проблемным остаётся состояние рынков розничного и подписного распространения прессы. Из-за постоянных «экспериментов» местных органов власти по передислокации и изменению дизайна точек торговли прессой практически во всех субъектах России стабильность и рентабельность этого бизнеса находится на низком уровне. Повсеместно недостаточно развиты механизмы продвижения печати потребителям, наблюдается явный диктат продавца по отношению к издателю, взаимоотношения партнёров на этом рынке продолжают строиться преимущественно на основе договоров купли-продажи, согласно которым продавец берёт на реализацию лишь то, что ему выгодно и быстро раскупается. Вместе с тем вне розничных сетей остаётся огромный массив газет и журналов, качественных по своему содержанию, но мало востребованных массовым покупателем. И этот вопрос не решается годами. Е.П. Прохоров отмечает, что «тенденции, действующие на рынке прессы России, не первый год носят разнонаправленный характер, что определяют преимущественно два фактора: изменение информационных запросов населения под влиянием интернета и мобильных устройств и непростое состояние покупательной способности граждан»2. Таблица 1. ТОП-10 ИД России по суммарному показателю аудитории журналов АIR,* тыс. чел., % населения**1
* AIR – усредненная аудитория изданий ИД в городах с населением 100 и более тыс. человек от 16 лет и старше (100 000+, 16+). ** Данные приведены только по изданиям, участвующим в замерах TNS, а не по всему портфелю издательского дома. Источник: TNS Россия (16+, 100 000), NRS, май – октябрь 2011/май – октябрь 2012 Издания, не пользующиеся активным спросом у потребителя, сокращают, поэтому в крупных городах и столицах, уменьшаются тиражи платных газет, снижается интерес к дорогим «глянцевым» журналам, которые не удовлетворяют растущие потребности читателей и возможностями полиграфии, а также плохо владеющими современными технологиями продвижения. Пока сохраняется высокий спрос на дорогостоящие коллекционные издания, хотя пик их популярности, похоже, пройден. Хорошо продаются прикладные и развлекательные журналы средней ценовой категории, но в целом, как видно из таблиц, представленных выше и ниже, аудитория прессы за прошедший год сократилась. Таблица 2. ТОП 10 ИД России по суммарной аудитории газет AIR в тыс. чел., % населения1
Источник: TNS Россия (16+, 100 000), NRS, май – октябрь 2011/май – октябрь 2012 Вместе с тем на рынке печатных СМИ набирает силу понимание того, что издательские дома с годовым оборотом менее $10 млн приносить значимую прибыль уже не в состоянии, а это подталкивает медийные компании к объединению активов. Умеренно-стабильного роста обычно добиваются издатели, реализующие принципы мультимедийности и предлагающие рынку пакетный контент, включающий печатную и web-версии, фирменные радио и ТВ, а также возможность продвижения генерированной ими информации на мобильных устройствах. Ряд издателей разрабатывают проекты выпуска новых бесплатных печатных СМИ как ответ на вызовы интернета. Таким образом, общие тенденции российского рынка распространения прессы сводятся к сокращению реализуемых тиражей на одну торговую точку, общему снижению спроса со стороны потребителей, усилению конкуренции, консолидации и укрупнению компаний с целью сокращения издержек и росту рекламных бюджетов в печатных СМИ. Реализация тиражей в натуральном выражении в ближайшее время, скорее всего, будет падать от 5% до 10% ежегодно. Таблица 3. Прогноз структурных изменений в сфере розничной торговли (доли по видам торгующих организаций)1
Источники: РБК, Эксперт-РА Киоски прессы остаются в России главным каналом розничных продаж печатных СМИ. К примеру, на территории Московского региона их доля составляет около 35% оборота и почти 50% реализации тиражей. По России эти цифры ещё выше. Киосковые сети повсеместно являются стабильным сектором, но его развитие до европейских стандартов количества покупателей на один киоск в 1000 человек сдерживается отсутствием отлаженных и прозрачных механизмов регулирования порядка установки и функционирования данных торговых объектов, что в решающей степени определяется административной политикой на местах. Как и ранее, в структуре розничного распространения прессы в 2012 году наиболее динамично развивался сегмент реализации прессы через сети FMCG. Супермаркеты являются устойчивым каналом сбыта печатной продукции. В целом реализация тиражей на один торговый объект в них стабильна, так как падение продаж одних тематических групп компенсируется ростом других. При этом оборот в данном канале распространения прессы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился (рост оценивается в 5-8%), главным образом за счёт повышения отпускных цен. Рисунок 2. Дистрибуция прессы в сети супермаркетов / Источник: АРПП1 Наблюдается и рост доли сетевой торговли в общем объеме розничной торговли прессой. Если в 2000 году она составляла всего 1,7%, в 2010 году превысила 30%, то в 2015 году, по мнению специалистов, на сетевую розницу будет приходиться до 40% всех продаж. Печатные СМИ в России исторически выступали основным гарантом информационного обеспечения общественных и инновационных процессов, имеющих огромное значение для большинства граждан страны. Несмотря на активное развитие интернета, пресса, особенно в регионах, и сегодня является наиболее авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации. Социологические исследования показывают, что уровень доверия со стороны населения к печатной прессе по-прежнему высок. В свою очередь, система распространения печатной продукции является национальным ресурсом, одним из элементов информационной безопасности России, формой реализации конституционного права граждан на получение информации, инструментом обеспечения свободы слова и формирования в стране единого информационного пространства, развития демократических процессов, укрепления национального и культурного самосознания. Вот почему индустрия печати Российской Федерации вправе рассчитывать на более весомую поддержку своей деятельности со стороны государства. 1.2. Расследовательская журналистика в системе медиа-жанров Жанрообразующими признаками, которым традиционно уделяют внимание при описании жанровой характеристики журналистских сообщений, являются: предмет отображения, цель (функция) отображения, метод отображения. Вероятно, жанр расследования как явление современной журналистики обладает специфическим набором целей, предмета отображения, средств и методов профессиональной деятельности, условий осуществления. Рассмотрим их подробнее. А.А. Тертычный утверждает, что «полнокровное журналистское расследование трудно спутать с каким-то иным жанром» и своеобразие жанра определяет «качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала»1. М.И. Шостак, говоря о журналистском расследовании, выделяет жанры расследования-репортажа, расследования-панорамы и расследования-статьи2. В первом случае, где «сбор информации предстает как сюжет», речь идет о сочетании традиционных репортажных моментов (показ наглядных особенностей происшедшего, воссоздание события, ввод значимых и попутных эмоциональных оценок) со специфическими чертами расследования (фиксация версий героя и других собеседников; фиксация реакций; подробный показ препятствий, которые возникали в ходе расследования; оперативное комментирование, «когда читатель ждет не точный вывод, но подсказку, в каком плане можно интерпретировать событие»; наглядность и сенсационность; обостренная конфликтность «детективной истории»; обозначение доли журналистского риска при подготовке материала). В «репортаже-расследовании главный интерес сосредоточен на том, как журналист искал и находил «следы» и шел по этим следам», «Расследование-панораму», по мнению М.И. Шостак, отличает сопоставление поведения, поступков людей, их высказываний, прозвучавших версий, проясненное и подкрепленное документами, неоднократная смена угла зрения». В данном случае журналист сосредоточен не на процессе поиска, а на его итогах: «главным приемом становится «мозаика фактов», намеренный отказ от «хронологии» в пользу «панорамы». Автор «складывает мозаику» на глазах у зрителя – производит сортировку найденных фактов, сведений, сравнивая их с документами, известными до поиска. В жанре «расследования-статьи» «выделяется «Я» «размышляющее», подробно показываются «зигзаги» и «тупики» мысли на пути к истине, перед читателем разворачивается история складывания авторской версии». Как «жанры журналистского расследования» «расследование-репортаж» и «расследование-панорама» предстают и в концепции В. В. Ворошилова. Тем не менее, на наш взгляд, оба исследователя ведут речь о специфических особенностях, которые приобретают традиционные журналистские жанры, используемые для изложения результатов проведенного расследования, тогда как жанровые доминанты остаются неизменными – репортаж, статья и др.1 Определенности в суждениях исследователей о «содержательных» особенностях текстов, помещаемых под рубрикой «Расследование», нет: одни к предмету расследования относят случаи коррупции, халатности и другие виды правонарушений, другие говорят, что расследование не может быть связано тематическими рамками. Более детально на предмете расследования мы остановимся несколько позже, сейчас же для нас важно то, что четких критериев содержания и тематики, позволяющих выделить расследование в самостоятельный жанр, ни теория, ни практика журналистики нам не дают. Единственный компонент тематики, который, так или иначе, присутствует во всех расследовательских публикациях и на который обращают внимание специалисты, – это правонарушение. Но на этом основании придется назвать «журналистским расследованием» и колонку криминальной хроники, и судебный очерк. В журналистском расследовании цельи результат всегда характерны, например: в том, чтобы исследовать скрытые стороны различных явлений действительности и человеческой деятельности; установить причину определенного явления, процесса, ситуации, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат; чтобы получить новые, незамеченные или неизвестные прежде факты, в определенной мере проливающие свет на случившееся; чтобы создать журналистское произведение, которое обладает высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества; в том, «чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире». Т.е. кроме информирующей функции, расследовательская журналистика приобретает также и назначение – своими собственными силами и обязательно честными средствами отстаивать принципы справедливости и равенства перед законом, ставить барьер на пути коррупции, лжи, махинаций и т.п. Как видим, описанные выше цели отображения в тексте журналистского расследования могут преследоваться авторами сообщений и других информационных жанров. Кроме этого отметим, что хотя обозначенное в теоретической литературе целевое назначение журналистского расследования связано с тематической ориентированностью журналистского расследования, функциональная сторона осуществления журналистского расследования в научных исследованиях все-таки игнорируется. Что касается композиции и стилевых особенностей в определении жанровых границ журналистского расследования, то выраженность этих жанровых признаков может быть определена только после соответствующего изучения текстов журналистского расследования. Предметжурналистского расследования трактуется по-разному. Одни исследователи ограничивают проблематику расследований различными проступками (wrongdoing) и «рассказами о злодеях и жертвах». Другие подходят к определению предмета более широко: расследоваться должны ситуации, имеющие жизненно важное значение для общества1. Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин считают, что журналистское расследование – это «единственный жанр, влекущий конкретную, ощутимую и результативную реакцию общества — именно журналисты раскрутили «уотергейт» и это привело к смещению Никсона, причем вся история оказалась настолько значимой для Америки, что была воплощена в художественном фильме «Вся президентская рать» с Дастином Хофманом»2. Несмотря на промежуточность расследования как журналистского жанра на пути информации от первичного источника до аудитории его востребованность возрастает. Рубрика «журналистское расследование» встречается в публикациях достаточно независимо о самого факта расследования и чаще, чем компания реально расходует значительные средства на поиск и получение значимой информации. А.А. Тертычный в монографии «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход» выделял особый жанр журналистского расследования, считая, что его предметом «обычно ... становится наиболее «кричаще» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие» случаи, события, приковывающие внимание общества)»1. Как правило, журналистские расследования направлены на разоблачения злоупотреблений чиновников и коррупции. Однако уязвимость подобного определения очевидна: далеко не все публикации (в том числе и аналитические) на криминальные темы основаны на расследовании. Позднее А. А. Тертычный, отказавшись от сугубо жанровой трактовки феномена расследовательской журналистки, уточнил свои взгляды и на предмет журналистского расследования. Это «прежде всего разного рода преступления, происшествия, конфликты, существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и иные (кроме государственной и военной) тайны». Всю возможную тематику расследований автор распределяет по трем группам: 1. Нераскрытые дела, непонятные происшествия, громкие преступления, когда преступник не найден, а на вопросы почему? как? и подобные им никто не может дать четкого ответа. 2. Раскрытые дела, которые вызывают у журналиста некоторые сомнения. 3. Не начатые дела и скрытые преступления. Тематический «каталог», предлагаемый А. А. Тертычным, содержит шесть наиболее популярных «феноменов»: случаи коррупции, политические, экономические, экологические и социально-бытовые преступления, а также исторические тайны2. Соглашаясь с выводами исследователя, мы тем не менее считаем, что для формирования научного определения предмета расследования необходимо не перечисление, а некие универсальные категории, позволяющие дефиниции охватить все входящие в понятие феномены. В.В. Ворошилов предлагает иной угол зрения на предмет журналистского расследования, сосредотачиваясь не на описании его эмпирических свойств, а на его внутренних, структурных особенностях. Он считает, что журналист берется за расследование тогда, когда противоречия в социальной действительности обостряются настолько, «что не решаемые проблемы ведут к предконфликтному напряжению, а затем и к конфликту»1. К итогам журналистского расследования следует отнести не только сенсационные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Поводом для подготовки всех этих материалов является конфликт. Конфликты могут быть самыми разными – социальными, трудовыми, моральными, межличностными и внутриличностными; кроме того, все они классифицируются по масштабу распространения, по сферам и характеру проявления. Соглашаясь с тем, что конфликт действительно является неотъемлемой частью предмета расследования, мы все же считаем, что приведенное понимание предмета расследовательской журналистики ведет к практически не ограниченному расширению ее рамок. В журналистское расследование вполне можно и нужно включать факты и события, которые либо не имеют однозначного толкования с точки зрения права, либо вообще не являются нарушениями законодательства, но спорны с точки зрения морали и этики. Единого понимания того, что такое журналистское расследование и что может быть его предметом, нет и в профессиональной среде российских работников СМИ. Ю. Шум считает, что «метод журналистского расследования не формирует отдельного уникального одноименного жанра, однако он оказывает влияние на жанровое своеобразие традиционных жанрово-композиционных форм»2. Есть все основания говорить о появлении жанровых модификаций репортажа, корреспонденции, возникающих под влиянием изучаемого творческого метода. Наиболее характерной чертой большинства «расследовательских» текстов является обширный комментарий (авторский или экспертный), анонимная атрибуция, а также наличие мета-события – описания хода расследования. Разумеется, отмеченные элементы присутствуют в текстах в разной мере, есть жанровые ограничения, влияет авторская манера письма и т д. Предложим жанровую характеристику журналистского расследования на основе следующих компонентов и критериев. 1. Общие черты: актуальность, информативная насыщенность, документальность, объективность, оперативность, фактическая точность. 2. Автор: указание и присутствие в тексте обязательно. Читатель: единомышленник, вовлеченный в процесс журналистского расследования. 3. Содержит ответ на вопросы: Что? Где? Когда? + Почему? Как? 4. Оценка автора: есть. 5. Изложение от: 3-го лица / 1-го лица. 6. Цель: информировать, дать оценку, аргументировать, привлечь внимание, убедить. 7. Информационная плотность текста: развернутость. 8. Жанровые варианты: комплексный (гибридный, синтетический) жанр – информационно-аналитический. 9. Органическое соединение аргументативного анализа и оценки описываемых фактов, явлений. Оценка фрагментов реальной действительности подтверждается анализом, аргументацией, а элементы анализа носят отчетливо выраженный оценочный характер. 10. Структурно-тематические признаки жанра: 10.1. Предмет отображения: негативные явления в жизни современного общества. 10.2. Методы познания действительности: разнообразные. 10.3. Композиция: неоднородная, отражает этапный характер профессиональной деятельности журналиста. 10.4. Структура текста журналистского расследования: определяется содержанием подробного целостного анализа ситуации. 10.5. Стилистические приемы обработки материала не ведут к искажению сущности изображаемого явления (в отличие от художественно-публицистических жанров). 11. Функционально-семантические признаки жанра: 11.1. Целевая установка на объективное журналистское отображение действительности и на детальное, подробное описание события, выявление его причин, прогноз решения проблем. 11.2. Журналистское расследование представляет собой коммуникативную (интерактивную) модель, которая обладает сложной коммуникативно-прагматической организацией, ориентированной на реализацию вопросных (интеррогативных), оценочных, аргументативных (информативно-дескриптивных), директивных коммуникативных (речевых) действий. 11.3. Многокомпонентная инвариантная структура журналистского расследования представляет собой поэтапную реализацию иллокутивных звеньев разной прагматической направленности. 11.4. Ядро семантико-прагматической конфигурации журналистского расследования представлено следующим образом: Убеждать —► спрашивать / констатировать / оценивать / утверждать, побуждать (Г, С, р) —► намереваться (Г, каузироватъ (Г, становиться (знать, понимать, принимать (С, р)))1. Журналистские публикации расследовательского типа при более внимательном рассмотрении представляют собой не просто интервью, беседы или опросы, а «завершенные аналитические произведения со строгой структурой изложения, в которых автор выдвигает различные версии, приводит аргументы в пользу тех или иных мнений, решений и подводит нас к определенному выводу». При этом журналистское расследование не может являться полным аналогом журналистских произведений других жанров, так как в текстах-расследованиях встречаются лишь отдельные элементы информативных и аналитических жанров журналистики. Как вид аналитической публицистики журналистское расследование вскрывает причинно-следственные связи между явлениями и дает им социально-политическую оценку. Факты становятся средством обоснования позиции журналиста-расследователя, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств. Анализ в журналистском расследовании сводится к развернутой оценке фактов и развернутой аргументации выдвигаемого тезиса. 1.3. Особенности современной российской расследовательской журналистики В современной российской журналистике расследование занимает важное место. Этим объясняется фактом частого появления в прессе рубрик «журналистское расследование», на телевидении – программ, в СМИ все чаще возникают специальные отделы, работа которых нацелена на аналитическую и репортерскую виды деятельности. Основные принципы работы современного «инвестигейтора» (т.е. лица, занимающегося расследованием) были заложены западными и отечественными публицистами и журналистами1. Именно, опираясь на практику М.Е. Кольцова, В.А. Гиляровского, Г. Вальрафа, М. Твена, сегодня проводят расследования авторитетные журналисты, беря на вооружение опыт предшественников2. Новейший период развития расследовательской журналистики в России начинает свой отсчет с начала перестройки и гласности 1980-х гг. С этого времени начинают формироваться отделы расследований в отдельных СМИ, специализированные агентства, к настоящему времени можно говорить о сложившемся тине «расследовательских» СМИ – газет, ежемесячников и телепрограмм, занявших свою нишу на медиарынке. Новый тип СМИ складывается под взаимодействием двух малосочетаемых тенденций: с одной стороны, присутствуют оформительские и тематические предпочтения «желтой» прессы, с другой – в части подхода к работе с источниками и информацией заметно влияние стандартов качественной прессы. Вместе с тем маркер «журналистское расследование» все чаще используется лишь для привлечения большей аудитории, под видом расследования преподносятся различные реконструкции раскрытых работниками милиции уголовных дел, особенно заметна эта тенденция на телевидении. Цель автора журналистского расследования «определяется также глобальными целями публицистического дискурса – сообщить информациюконкретно и объективно; убедить, т.е. склонить адресата (индивидуального и коллективного / массового) к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту; внушить, т.е. обратиться не только к разуму, но и к чувствам адресата, использовав наряду с логическими эмоциональные средства воздействия; побудитьк действию, т.е. призвать, убедить партнера в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было бы непосредственное действие»1. Предметомжурналистского расследования становится «какое-либо «громкое» негативное явление, которое невозможно не заметить (это различные преступления, факты преступных намерений, некомпетентности, халатности и др., события, вызывающие повышенный, часто нездоровый, интерес аудитории)»2. В качестве предмета журналистского расследования выступают прежде всего разного рода негативные феномены окружающей действительности (преступления, происшествия, конфликты и т.п.), существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и другие (кроме государственной и военной) тайны. Это и определяет своеобразие предмета расследования, его отличие, например, от предмета выступления журналиста-аналитика, очеркиста, фельетониста и пр., которые могут тоже писать о преступлениях, происшествиях, тайнах, но уже выявленных кем-то, известных. Предмет, которым предстоит заниматься журналисту-расследователю, может быть любым, однако он должен соответствовать значимой для общества цели. Так, приведем классификацию журналистских расследований по предмету, которым занимается расследователь в современной российской журналистике: 1) случаи коррупции; 2) политические преступления; 3) экономические преступления; 4) экологические преступления; 5) исторические тайны и т.п.; 6) социально-бытовые преступления1. К какому бы типу ни относился предмет будущего расследования, в любом случае он не будет расследован без инициативы, усилий со стороны самого журналиста. Тем не менее, говорить о жанровой принадлежности журналистского расследования, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах. В настоящее время российские журналисты-расследователи являют собой образец мужества, т.к. публикуя те или статьи, создающие им угрозы жизни (см. в СМИ тексты журналистского расследования Ю. Щекочихина2, Р. Ариджанова, Д. Филимонова, О. Лурье, Л. Кислинской и др.). Так, 16 января 2013 года в посте «Где страна для Микрюкова» А. Навальный рассказал о ситуации при которой томского журналиста С. Микрюкова пытаются депортировать из страны за его расследования. В частности, именно С. Микрюков рассказал жителям Томской области, что глава местного УВД, живущий в очень стеснённых жилищных условиях (дом 360 кв.м), получил от бюджета ещё и квартиру в 192 кв метра в центре города. При этом С. Микрюков в СССР. А конкретно, на территории Узбекистана. Потом, как и подавляющее большинство русских, он уехал в ту страну, куда, в основном, уезжают русские, когда их выгоняют - в Россию. Последние 15 лет С. Микрюков проживает в Томске. И все эти годы, благодаря умышленному противодействию со стороны сотрудников исполнительных органов РФ на территории Томской области ему не дают гражданство Российской Федерации. По состоянию на 16 января 2013 года русскому человеку С. Микрюкову было предписано выехать на территорию Узбекистана1. Ситуация с давлением на журналиста С. Микрюкова типичная для современной России. В этом смысле история очень похожа на беспредельный случай с журналистом The New Times Натальей Морарь, которую, после публикаций о «черной кассе Кремля», объявили «нежелательной персоной» на территории РФ и не пускали на протяжении многих лет. Таким образом, коррумпированная российская власть борется с журналистами, рассказывающими обществу о коррупции и криминале в ее эшелонах. Вместе с тем, в новейшей истории России появилось множество изданий, телепрограмм, которые считают расследовательскую деятельность важнейшей частью своей работы («Совершенно секретно», «Ваш тайный советник», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Независимое расследование», «Профессия репортер» (НТВ), «Честный детектив» (РТР) и т.д.). Расследовательская деятельность журналистов-современников демонстрирует, что жанр не застывает ни в одном из видов, не останавливается навсегда в своем развитии. Однако точному и подробному описанию мешает «узкий» подход к факторам жанрообразования. Степень изученности проблемы определяется лишь попытками дать описания относительно предмета и методов расследовательской деятельности журналиста. Сейчас в расследовательской журналистике идет мощнейшая переоценка ценностей, жанров, форм и методов подачи. Именно поэтому назрела необходимость более тщательного изучения журналистского расследования как разновидности жанра СМИ. Действительно, изучение жанра журналистского расследования в современной журналистике нельзя считать законченным, поскольку до сих пор не установлены категориальные признаки жанра журналистского расследования. Более того, не описан набор (комплекс) жанровых признаков структурно-тематического плана (а также – функционального), позволяющих определить автономность журналистского расследования или его принадлежность к конкретному жанровому виду. Таким образом, точному и подробному описанию жанра журналистского расследования мешает «узкий» подход к факторам жанрообразования: описанные «традиционные» факторы жанрообразования не играют «решающую» роль в установлении жанровой специфики журналистского расследования. Поэтому для выделения категориальных признаков журналистского расследования в жанровом ряду современной журналистики нами был установлен и описан комплекс жанровых признаков структурно-тематического плана. Выяснилось, что жанровая специфика информационных и аналитических текстов воплощается в таких особенностях журналистского сообщения, как: 1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения; 2) сдержанность, некоторая официальность либо «нейтральность», подчеркивающие значимость фактов, информации; 3) обобщенность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичности; 4) намеренная выразительность и оценочность; 5) проявления обозначенных выше жанровых черт журналистского расследования в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов, широком употреблении профессионализмов, в именном характере речи, в частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, своеобразии фразеологии (клише) и др.; 6) аргументированность выводов в описании фрагмента реальной действительности1. Действительно, оперативность, фактическая точность текстов журналистского расследования характеризуют журналистское расследование как информационный жанр. Главное отличие журналистского расследования от других текстов информационных жанров заключается в том, что изложение и интерпретация фактов не могут варьироваться под влиянием различных условий, а должны подчиняться правилам системы аргументирования. Как вид аналитической публицистики журналистского расследования вскрывает причинно-следственные связи между явлениями и дает им социально-политическую оценку. Анализ в журналистском расследовании сводится к развернутой оценке фактов и тщательной аргументации выдвигаемого тезиса. Можно говорить о наличии, по меньшей мере, двух стратегических подходов к построению расследования журналистами – традиционно-журналистской стратегии и научной. Тактико-методические особенности каждого из подходов определяются как объектом и предметом расследования, так и базовым профессиональным образованием инвестигейтора Выбранная стратегия влияет и на специфику традиционных методов сбора эмпирических данных в ходе расследования – интервью, наблюдения и метода изучения документов. Е.С. Зубаркина считает, что «особенности формы репрезентации результатов журналистского расследования во многом определяются этапом поискового процесса, на котором инвести-гейторы решают опубликовать текст»2. Результаты расследования могут воплощаться практически в любой жанровой форме. На практике итоги законченных журналистских расследований предстают в жанрах репортажа, корреспонденции, статьи и очерка. В то же время промежуточные данные по проблематике расследования публикуются в жанровых формах заметки, комментария, отчета. Собранные воедино, все тексты одного расследования образуют единый сверхтекст, показывающий процесс «распаковки» тайны, поиска и обнаружения журналистами потаенных фактов об общественно-важном правонарушении. Работа по поиску информации и проверка полученных сведений на предмет достоверности являются ключевыми этапами в проведении журналистского расследования. Источники получения информации можно разделить на две группы – легитимные и нелегитимные, т.е. открытые и конфиденциальные. Прежде всего, к легитимным источникам информационные продукты шести подсистем СМИ: телевидения, радио, прессы, информационных агентств, сетевых ресурсов, пресс-служб. Некоторые исследователи, в частности А. Д. Константинов, к отдельному типу открытых источников относит официальные пресс-релизы и сводки информационных служб различных силовых структур и правоохранительных органов: ГУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры. Этот род источников информации обладает существенными недостатками, поскольку деятельность пресс-служб указанных структур направлена не только на предоставление информации СМИ и общественности, но и на формирование положительного мнения о своих ведомствах. Кроме того, руководство силовых структур часто использует собственные пресс-службы как механизм для дозировки и фильтрации сообщений о текущих происшествиях, вследствие чего предоставленная информация может искажать истинную картину действительности1. Следующим источником информации, который может входить как в группу легитимных, так и нелегитимных, является документ. Понятие «документ» происходит от латинского docuraentura («доказательство», «поучительный пример»). Проработка документов – метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранимые в его многообразных «информационных кладовых». В настоящее время под этим понимается чаще всего письменное свидетельство о чем-либо. Документы важны для журналиста-расследователя потому, что выступают в текстах (и воспринимаются аудиторией) именно как наиболее достоверные доказательства в пользу тех положений, которые из них вытекают в силу логической необходимости. В то же время возможность ошибки при использовании документов в журналистском расследовании не исключена даже в том случае, если они сами по себе и являются подлинными. Ошибки, как считает А.А. Тертычный, могут возникать, когда журналист пытается уяснить суть документа1. Если это происходит быстро, он может просто не заметить некоторые взаимосвязи между излагаемыми в документе положениями, не придать значения тому, что из чего вытекает и почему. К разряду нелегитимных источников информации относятся базы данных, в частности, находящиеся в распоряжении сотрудников правоохранительных органов. Назовем некоторые из них. Опираясь на практическую базу, созданную публицистами и телерепортерами, можно сформировать следующую типологию расследовательских сюжетов: политический, криминальный, социально-экономический, исторический, потребительский, рекреативный. Е.С. Зубаркина отмечает, что «наиболее соответствующие жанру расследования на российском телевидении представлены фильмы с потребительским, криминальным и политическим сюжетами»2. Как правило, в процессе подготовки именно таких материалов журналист использует емкую базу источников информации, представляет доказательства собственных версий посредством многочисленных методов сбора данных, время от времени предлагая сенсационные заявления. Расследования, в основе которых лежат социально-экономический и исторический сюжеты, пребывают на стадии формирования. В готовых продуктах просматривается недостаток аргументов, дефицит доказательности авторских версий. Эти факторы в совокупности не позволяют отнести большинство проанализированных фильмов к перечню подлинных журналистских расследований. Между тем, телевизионное журналистское расследование находится лишь на этапе становления, на пути к автономному жанру журналистики. На российском телевидении происходит процесс жанровой трансформации: телевизионный репортаж или ток-шоу приобретают черты, характерные для расследования, в то время как журналистское расследование отвечает признакам репортажа или хроники. Сегодня наблюдается тенденция к упрощению телевизионного расследования, что находит отражение в сокращении количества источников информации, использовании преимущественно одинаковых моделей сюжетного построения, а также стремлении к экспертной интерпретации, а не к поиску эксклюзивной информации. Следует отметить и ангажированность телепродуктов, которые претендуют на отнесение их к жанру журналистского расследования. Более всего на отечественном телевидении представлены расследования на криминальную тему. Особенное внимание представители телевизионных СМИ уделяют преступлениям против детей в современном обществе. Социально-экономические сюжеты, посвященные проблемам детства, способствуют развитию и восстановлению гуманистических отношений между людьми. Вместе с тем, периодическое обращение СМИ к сюжетам, в дневное время суток демонстрирующим насилие над детьми, жестокие условия проживания детей в семьях, послужило катализатором возникновения дискуссии у психологов и социологов, склонных считать, что подобные продукты деятельности журналистов российского телевидения могут оказывать негативное воздействие на психику ребенка, деформировать его представление о действительности, провоцировать страхи и агрессию. В то же время, как верно отмечает, Н.В. Бергер, «телевизионный продукт «журналистское расследование» необходим обществу»1. Опыт русских и зарубежных публицистов показывает, что качественное журналистское расследование помогает регулировать социальные процессы в обществе, бороться с коррупцией властных структур, преступностью и другими противозаконными явлениями, происходящими в социуме, несмотря на существование цензурных ограничений. В условиях путинской России большое распространение получила псевдорасследовательская журналистика2, которая представлена пропагандистскими продуктами, выполняемыми в рамках политического заказа. За последние годы у псевдожурналистов, претендующих на жанр расследователей, сложились определенные штампы в восприятии их репутации. Так, хорошо известен российский журналист и телеведущий, автор программы «Момент истины» А. Караулов. Значительная часть его программ и журналистских продуктов представляет собой результат государственного заказа (или заказа конкретной фигуры). Как верно отмечает журналист и писатель В. Шендерович, «Караулов – это же не фамилия, Караулов – это симптом. И это симптом очень внятный. […] Так вот, у Караулова даже в нашем довольно сомнительном телевизионном цехе нерукопожатная репутация. Караулов – это, конечно, абсолютно ясный диагноз. […] Неважно даже, что именно он делает, – сам факт того, что этим занимается Караулов, означает отмашку, без которой этот человек не делает ничего. Я не припомню, чтобы господин Караулов чем-нибудь обнаруживал свои человеческие чувства, не связанные с его профессиональной деятельностью провокатора»3. Примером псевдорасследовательской журналистики являются два фильма под названием «Анатомия протеста» (первый фильм был показан по НТВ 15 марта, второй — 5 октября 2012 года). По утверждениям авторов, фильм исследовал вопрос о возможности целенаправленного влияния на общественное мнение на примере действий организаторов оппозиционных митингов. Авторы задаются вопросом, как можно купить общественное мнение, большей частью рассказывая о подкупе участников оппозиционных митингов. Аналитики фильма сделали вывод о провокациях, призванных дискредитировать митинги в поддержку Путина, и о сфабрикованности роликов, фиксирующих нарушения на выборах. Второй фильм был посвящен тому, что российские оппозиционеры Сергей Удальцов, Константин Лебедев и Леонид Развозжаев будто бы готовили захват власти в России при помощи грузинский спецслужб. Оба фильма представляют собой классический подлог (после самих фильмов последовали аресты, так Л. Развозжаев был похищен (выкраден) с территории Украины, подвернут пыткам с тюремных застенках). Такие расследования типа «Анатомия протеста», несомненно, дискредитируют жанр расследовательской журналистики. Между тем, в условиях тотальной российской коррупции жанр расследования имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Жанр расследований постепенно переходит и в блогинг (ведь именно расследованиями занимается блогер А. Навальный, публикуя факты о коррупции и по сути выступая ньюсмейкером для СМИ). Повседневная практическая деятельность журналиста-инвестигейтора диктует необходимость в изучении как нормативно-правовых аспектов, характерных для расследовательской деятельности, так и этических для предотвращения непредвиденных конфликтных ситуаций со стороны представителей исполнительной и законодательной власти. В силу своей специфики «журналистское расследование предполагает исследование фактов и явлений, скрываемых от общества»1. При этом журналист – расследователь обычно сталкивается с такой особенностью данного вида деятельности, как труднодоступность информации. Зачастую из данной особенности вытекает еще одна специфическая черта расследовательской деятельности журналиста, а именно угроза личной безопасности. Использование криминолого-следственных методов исследования повышающее эффективность журналистского расследования также характерно только для расследовательской журналистики. Перечисленными факторами, а также возможностью судебного преследования журналиста после опубликования результатов работы со стороны героев материала, в том числе обусловлена необходимость высокой юридической подготовки журналистов, занимающихся расследовательской деятельностью. Текст журналистского расследования, как правило, излагается в форме доказательного суждения. В тексте всегда присутствует, по меньшей мере, один тезис, который доказывается с помощью системы аргументов. Обязательно наличие выводов из системы доказательств. Сведения, содержащие информацию, которая может нанести урон чести, достоинству или деловой репутации фигурантов расследования, а так же достоверные факты, источники которых автор по тем или иным причинам не может обнародовать, подаются в тексте журналистского расследования в форме мнения или суждения, но ни в коем случае не утверждения. Для изложения материала в тексте журналистского расследования характерно активное присутствие авторского «я» и преобладание исследования над описанием. Поскольку в процессе расследования журналист сталкивается с необходимостью обработки большого объема информации, текст, являющийся результатом такого исследования имеет значительный объем и содержит определенное количество узко специальной информации. Графические способы выделения и членения текста облегчают восприятие читателем текста журналистского расследования. В качестве методологической основы журналистского расследования выступает синтез эмпирических и теоретических методов исследования. Цель, предмет, метод и форма изложения материала в расследовательских текстах позволяет сделать вывод о принадлежности журналистского расследования к группе аналитических жанров1. В то же время журналистское расследование имеет собственные виды, объединяющиеся по цели и методу, но разделяющееся по предмету исследования: политическое расследование, предметом которого являются политические преступления; экономическое расследование, предметом которого являются экономические преступления; экологическое расследование, предметом которого являются экологические преступления; должностное расследование, предметом которого являются политические преступления; социальное расследование, предметом которого являются бытовые преступления; историческое расследование, предметом которого являются загадки истории или исторические факты до сих пор не получившие однозначного толкования2. Принимая во внимание узкую специфику жанрообразующих факторов журналистского расследования в совокупности с особенностями системы изложения полученного в ходе исследования материала, а так же наличие жанровых видов, можно сделать вывод об отнесении журналистского расследования к отдельному жанру аналитической журналистики. Все перечисленные признаки всегда присутствуют в тексте журналистского расследования, либо являются частью его процесса» то есть являются формообразующими. Как показало исследование, некоторые из этих особенностей относятся к жанрообразующим факторам журналистики и тогда исследователи относят содержащий их текст к жанру «журналистское расследование». Если речь идет о специфике профессиональных приемов журналистской деятельности, а текст не обретает особой жанровой формы, о журналистском расследовании принято говорит как о методе сбора информации. То есть так называемая матрица, состоящая из формообразующих признаков, может наполняться разным содержанием, не теряя при этом своего изначального значения. Иными словами, мы не можем говорить о журналистском расследовании только как о составляющей одной из информационных категорий – метод или жанр. Данный феномен следует рассматривать в совокупности всех его уникальных, характеристик, говоря о журналистском расследовании не только как о поликоординатном, но и как о формообразующем явлении. Выводы по главе 1 Основной тенденцией рынка российской периодики является интеграция традиционного формата СМИ (газеты или журнала) с возможностями интернет-коммуникаций (через интернет-подписку, работу с андроидами и пр.). Под расследовательской журналистикой следует понимать такой жанр, который связан с поиском и обработкой материала, который не находится в свободном доступе, но носит актуальный и интересный (или даже интригующей) характер по отношению к телезрителям. Расследовательская журналистика в системе жанров СМИ заслуживает особого внимания в силу того, что выполняет ряд важнейших социальных функций: доведение актуальной информации, являющейся до факта проведения расследования – недоступной – до широкой публики, общества, в целом. Таким образом, расследовательская журналистика способствует формированию социального контроля над деятельностью властных структур и различных социальных институтов. Основными признаками расследовательской журналистики является последовательный хронологический подход к подаче и изложению материала, который опирается а приемы документалистики. Элементами расследовательской журналистики могут также являться эпатажность и скандальность в подаче материала в тех или иных сюжетах. Целью журналистского расследования является выяснение скрытых причин и тенденций развития различных противоправных деяний или исторических фактов и установление виновных в возникновении исследуемых явлений лиц. 1 2 |