Главная страница

Шпаргалка по общей психологии_Ильдар Резепов_2008 -72с. Шпаргалка по общей психологии Понятие о предмете психологии


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеШпаргалка по общей психологии Понятие о предмете психологии
Дата20.06.2018
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалка по общей психологии_Ильдар Резепов_2008 -72с.doc
ТипШпаргалка
#47463
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения

и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится

языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь).

Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и

предложения, закрепляющие опыт человечества.

Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории

являются общечеловеческими. Мысль имеет трехчленное строение: субъект, предикат

и связка. Выражение логических категорий через соответствующие грамматические построения

специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается

инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. В отличие от понятия (логической

категории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие,

ассоциируется в языке с различными значениями и свою определенность приобретает

в контексте фразы.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые

пользуются ими. Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но

который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.

Речь – процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения

является речь, а не язык.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а

слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое

слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия

ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

53. Виды речи

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает

несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и

монологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких

человек. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают

потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом

по поводу происходящих событий.

Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы,

может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность

выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.

Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их

взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга

жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за

обсуждаемым предметом.

Диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или

существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою

направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о

нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы

мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа,

лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической.

Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи,

постепенно приводит к новому качественному образованию – монологической речи.

Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения

изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и

жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит

лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего

ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции

автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста.

Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.

Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает

мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней

речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на

внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.

54. Речевые свойства личности

Направленность личности и стиль речи. В речи раскрывается направленность

личности: ее интересы, потребности, убеждения. Направленность личности определяет

содержание, предмет разговоров человека.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах

личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Так, образному мышлению

соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большой обобщенностью

речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно

направлена мыслительная деятельность. Задача передать знания, раскрыть в речевом

общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических формах

шлифует формы выражения мышления в слове.

В стиле речи отражены особенности умственной и трудовой деятельности человека,

специфика его профессии. Самым низшим стилем речи является неорганизованный

разговорный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и

выражения, много междометий и слов-сорняков.

На основе разговорной диалогической речи возникает и гораздо более высокий стиль,

который можно назвать образно-эмоциональным. Для этого стиля характерны чистота

языка, образность выражений, точная передача мысли и слова без использования

научной терминологии.

Научно-деловой стиль речи сложился в результате влияния на разговорный язык

письменной и монологической речи. Этот стиль речи более сух, менее богат образными

выражениями. Для него характерно включение большого количества научной терминологии.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь. В речи проявляются

морально-волевые качества личности. Оценивая разговор с человеком, всегда можно

отметить, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к

высказываемому трудно даже искусному оратору. Робость, почтительность, наглость,

уважение, как и многие другие отношения и черты характера, раскрываются в содержании

и в эмоционально-интонационной окраске высказываний человека.

Важным моментом является волевая саморегуляция речи. Выступающий обычно не только

говорит, но одновременно и слушает себя как бы со стороны. Оратор должен уметь

мысленно поставить себя на место слушателей.

Темп речи и относительная сила голоса связаны обычно с силой возбудительного

процесса. Ритм речи, особенно его изменения в соответствии с требованиями

обстановки, свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность

принимается психологами за показатель темперамента.

55. Понятие о воображении

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций,

обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать,

человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления,

тем больше возможностей для комбинации образов.

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не

всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует,

создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но

восполняет пробел в знаниях.

Объяснить природу и сущность воображения пытались многие ученые прошлого.

Существует несколько точек зрения как в целом на воображение, так и на отдельные

его стороны.

Идеалистическая концепция фантазии сводится к тому, что утверждается ее полная

спонтанность (самопроизвольность). По мнению идеалистов, фантазия не носит

отражательного характера. Она не связана с окружающей средой и, таким образом,

свободна от нее. Фантазия, по мнению идеалистов, есть результат саморазвития,

она зарождается в человеке как духовная сила, как проявление его энергии, состояния

духа.

Гипотеза случайных находок. Согласно этой гипотезе все открытия были сделаны в

результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного

столкновения человека с некоторым внешним обстоятельством. Практическим выводом

из нее следует: чтобы создать новое, оригинальное, нужно пассивно ждать

счастливого случая.

Гипотеза рекомбинации. Главным содержанием этой точки зрения является следующее:

воображение направлено на перестановку ощущений, представлений, принципов, правил

путем проб и ошибок.

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного

мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и запоминании впечатлений

от окружающего мира. Здесь же, в коре, происходит и перегруппировка этих связей

(ассоциаций). Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и

есть физиологическая основа воображения. Разложение, анализ прошлых знаний и

объединение частей в новое сочетание приводят к созданию образа, не оторванного

от прежнего содержания, но и не копирующего его.

Определенную роль в процессе воображения играют подкорковые центры и, в частности,

гипоталамическая система. Этот подкорковый центр участвует в построении цепи

последовательно сменяемых действий.

56. Виды и приемы воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы:

словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет

знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью,

богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную

информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной

направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с

мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в

тексте, графических знаках.

Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным

по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном

случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно

новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном,

ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально.

Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее,

но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое

и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний.

При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное

место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов

и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть

материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но

образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать

на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов,

процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально

существующую вещь, живой организм, действие;

3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется,

особо подчеркивается;

4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

57. Творчество

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо

одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой

сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером,

способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает

воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся

другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его

функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми

мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается

эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение

выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям,

созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного

накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями

в данной области.

Творчество имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности.

Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для

творчества в пределах конкретного содержания.

Этапы творческого процесса, взятого в общем виде.

1. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание

недостающих сведений.

3. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение,

перебор вариантов, озарение.

4. Проверка и доработка.

Научное творчество. Оно направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их

связей, отношений, на познание еще неведомых процессов в природе и обществе.

Научное творчество предполагает установление факта существования явлений,

процессов, а главное – вскрытие причин, их порождающих. Оно предполагает

установление логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий.

Поэтому важнейшую роль в научном творческом процессе играет мышление. Опираясь

на воспринимаемые или представляемые факты, оно устанавливает закономерную связь.

Литературное творчество. Творческий процесс писателя начинается с идейного

замысла. Писатель работает над идеей, смыслом произведения. Большая и кропотливая

работа проводится по сбору, накоплению материала не только того, что войдет в

произведение, но и того, который создает фон описываемых событий, позволит вжиться

в изображаемую ситуацию, проникнуть в нее чувствами и разумом.

58. Воображение и личность

Развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств

человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится

одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную

деятельность, отношение человека к другим людям, к жизни эмоционально приподнято.

Временное состояние одухотворенности, вызванное особыми обстоятельствами, можно

наблюдать у многих людей. Такое скоропреходящее состояние не дает оснований

считать человека одухотворенной натурой. Под одухотворенностью как чертой

личности следует понимать ее (личности) общую позицию, которая позволяет человеку

подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне

содержательной жизнью в обычных повседневных условиях.

Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность

натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов,

в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого

человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается

проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают

типичную для него прозаичность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта