Главная страница

Шпаргалка по общей психологии_Ильдар Резепов_2008 -72с. Шпаргалка по общей психологии Понятие о предмете психологии


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеШпаргалка по общей психологии Понятие о предмете психологии
Дата20.06.2018
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалка по общей психологии_Ильдар Резепов_2008 -72с.doc
ТипШпаргалка
#47463
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в

единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и

не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств,

направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических

особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в

первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают

определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система

управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование

самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление

деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и

планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и

состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных

формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать

определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической

деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности

личности.

14. Личность как самоуправляемая система

Активность личности упорядочена и целесообразна. Это достигается тонким управлением

как познавательной, так и практической деятельностью. Именно при согласовании знаний

и опыта личность действует наиболее целесообразно. Вот почему так важно раскрыть

психологический механизм самостоятельной активности личности.

Все в личности упорядочено, системно, целесообразно, согласовано как в статике,

так и динамике. Все это обеспечивается благодаря собственному самоуправлению.

Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно,

при учете социальной ситуации, оценке значимости импульсов, учете последствий

действий и т. п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.

Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как «я».

Эта система – образование самосознания. В процессе жизни и воспитания «я»

формируется как центр самосознания. У маленького ребенка нет представления о

собственном «я», а потому он находится во власти внешних и внутренних условий

жизни. По мере образования «я» он начинает выделять себя из предметного мира и

человеческого окружения и, более того, в отдельных случаях противостоять их

воздействиям. По мере дальнейшего развития система саморегуляции укрепляется и

человек становится хозяином своих сил. В зависимости от воспитания и образа

жизни ребенка и взрослого определяется качество «я», его возможности в саморегуляции

собственных сил и средств.

«Я» как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием

оценок взрослых и осознания своих возможностей. Сформировавшись определенным

образом, она может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение требует

нередко сильных или слабых, но продолжительных воздействий, особенно со стороны

авторитетных лиц.

Человек, осознавая свои силы в процессе деятельности, в последующем сам может

корригировать оценку себя, может ее изменять. Самооценка у взрослого может изменяться

и под влиянием оценки окружающих людей.

Можно допустить, что личность может преодолеть так называемый комплекс

неполноценности или, по крайней мере, его замаскировать. Способность к

самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями

личности.

Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания

уже апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех

сил и способностей и испытана во всех отношениях. Само собой разумеется, что и в

этот возрастной период самоуправление у отдельных индивидов может находиться на

различных уровнях.

15. Понятие о направленности личности

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность

отношений и активность человека.

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности,

смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным

мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение

долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (И. Кант). При этом

долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.

Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Человеком

могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге –

внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические

отношения.

В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других

– личными потребностями и интересами, а в третьих – поступает определенным образом

на основе чувств. Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее,

что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной

или научной деятельности, другие – в области искусства, а третьи – в общественной

деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного

и прочувствованного долга – служить людям там, где он осознает наибольшую

общественную пользу от своего труда, или из индивидуалистических побуждений,

корысти и славы, карьеристских соображений.

Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности следует не только

определить основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои

личности, которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным

сторонам действительности.

От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения,

когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов,

которые не осознаны, т. е. не взвешена их личная и общественная значимость, не

учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы

человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как

компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.

Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания морально-психологической

сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду в силу

потребности, другие – в силу сознания долга, а третьи – в интересах достижения

карьеристских замыслов.

Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития

личности.

16. Потребности

Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище,

одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в

определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые

требования внутренней среды организма или внешних условий жизни. Будучи осознанными,

они проявляются в форме мотивов поведения.

Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают

общественное производство материальных и духовных ценностей. Вместе с тем сами

потребности развиваются с ростом производства. И это понятно: только процесс

удовлетворения потребностей ведет к их развитию, а удовлетворение потребностей

полностью зависит от производства средств жизни и характера распределения продуктов

труда, господствующего в обществе. Только потребление воспроизводит потребность.

Таким образом, все потребности человека общественно обусловлены, их развитие

определяется характером общественного производства и распределения. Даже по

отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму их удовлетворения,

а по отношению к социально-духовным – как форму, так и их содержание.

Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека.

В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от

средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или

успокоения, удовольствия или неудовольствия.

Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической

деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен изыскивать

те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические

задачи.

Воля также побуждается потребностями. Потребности проходят через человеческую

голову, т. е. осознаются, и проявляются в форме воли. Благодаря волевому усилию,

настойчивости человек преодолевает трудности на путях к цели и практически решает

поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и

взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе

направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять

все остальные и определять основное направление деятельности. Потребность имеет

тенденцию регулировать направленность психической деятельности индивида, но

вместе с тем она сама подвергается регуляции со стороны более высоких побуждений,

таких как нравственно-политические убеждения, сознание общественного долга и т.

д.

17. Интересы

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного

значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе

потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес

выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся

интерес может стать потребностью.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания

или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и неосознанно

вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его

жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями,

общественными требованиями, способностями.

Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может

быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах

субъекта. Объект привлекает внимание, доставляет радость, если по своим

свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности.

Вот почему один и тот же объект не может увсех людей вызвать одни и те же переживания.

Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе людей, другие – возрастным

особенностям, третьи – социально-групповым и четвертые – индивидуальному складу,

специфическим склонностям, взглядам и вкусам личности.

Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности личного опыта,

образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности, отражающего

историю ее жизни и деятельности.

Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми.

Таким образом, интересы индивида хотя и зависят от особенностей объекта и

психических качеств самого индивида (его культуры, воспитанности, способностей и

характера), в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом,

общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое

происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры

общества, развития социальных отношений и т. д.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и

счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы

побуждают к деятельности, активизируют личность. И.П. Павлов рассматривал

интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа,

отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для

развития личности и формирования знаний.

18. Мировоззрение и идеалы личности

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое

мышление. Мировоззрение в узком смысле слова – это система взглядов на общественную

жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.

Следует различать мировоззрение общества и мировоззрение отдельной личности,

принадлежащей к этому обществу. Мировоззрение общества выражается в идеологии,

или систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение личности

составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной

жизни. Общественное сознание общества и сознание личности совпадают в своей

сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени действенности.

Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого

общества, отражает также и психологию этого общества. Мировоззрение личности

формируется под влиянием определенной идеологии. Чем более развито общество, тем

значительнее роль идеологии в формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая

мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование

взглядов отдельного человека.

Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение

совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности.

Отражение общественного бытия совершается опосредованно, когда в процессе

обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработанными

определенным обществом. Этот путь формирования сознания личности не менее важен.

Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести

человека вперед в его борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии

опосредованного отражения бытия может правильно совершенствоваться и непосредственное

его отражение. Без сознательного усвоения передовых общественных идей личность

будет «блуждать в потемках». Она не сможет глубоко понять общественные события

своего времени, разобраться в них.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к

действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств,

соотносится с морально-политическими взглядами человека и, соответственно, санкционируется

или затормаживается им. Твердость мировоззрения придает определенность и

стойкость личности.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее

целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, – оно сказывается

на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий,

привычек и наклонностей.

19. Понятие о группах и коллективах

Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.

Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее

повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

существования, умножила силы в борьбе с природой. Вместе с тем социальная среда,

взаимоотношения в труде явились решающим фактором становления и развития психики,

появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в

нации, государства, классы, партии и другие общности. Они складывались не по

желанию, а в силу объективных законов. Каждая общность характеризуется теми или

иными психологическими особенностями.

Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою

социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности

не однородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости

и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к

нормам группы и др.

В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотношений выделяют

первичную группу – относительно устойчивое, немногочисленное по составу,

связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный

контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и

общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Размер

первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта