Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Что такое мировоззрение Какие проблемы являются мировоззренческими 2. Каковы исторические типы мировоззрения, их особенности

  • 4. Религия как исторический тип мировоззрения. Почему религиозные учения являются догмами

  • 6. В чем заключается специфика философского знания

  • 1. Что изучает философия 2. Что такое «понятие» Почему категории философии являются предельно общими (универсальными) понятиями

  • 5. Почему философия выступает как способ познания мира 6. Почему от решения основного вопроса философии зависит общее понимание мира, универсума

  • 7. Каким образом на основе философского плюрализма формируется целостное философское мировоззрение отдельного человека

  • 10. Какова роль философии в решении актуальных проблем человечества

  • философия. Лекция 1 Философия как научнотеоретический тип мировоззрения. Понятие мировоззрение, роль мировоззрения в жизни человека


    Скачать 57.09 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Философия как научнотеоретический тип мировоззрения. Понятие мировоззрение, роль мировоззрения в жизни человека
    Анкорфилософия
    Дата18.01.2022
    Размер57.09 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла208__155__208__208__186_N_771__134__208__184__208__184_1_2.doc
    ТипЛекция
    #335230

     Раздел I.  Философия, ее предмет и место в культуре

     

    Лекция № 1 Философия как научно-теоретический тип мировоззрения.

           1. Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека.

           2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

           3. Философия как высший тип мировоззрения.

     

    1. Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека. 

    Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.  

    Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

    Являясь неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания, мировоззрение представляет собой «ядро» сознания. Мировоззрение – это  не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельное обобщение.  Мировоззрение есть целостная система знаний, ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает оптимальные пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику – в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии) называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами – алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

    В структуре  мировоззрения  выделяют четыре основных компонента:

    (1) Познавательный компонент: включает обобщенные знания – повседневные, профессиональные, научные и т.д.

    (2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе (оценка)  формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

    (3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

    (4) Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Мировоззрение проектирует, стимулирует определенный тип поведения, поэтому без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

    Мировоззрение есть интеграция, «логический сплав», а не механическое суммирование знаний, ценностей, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание человеком мира и самих себя.

     

    2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 

     ​Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп (общественное мировоззрение) также подвержено историческим переменам, оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Под общественным мировоззрением имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

    Каждому исторически протяженному периоду истории соответствует свой исторический тип мировоззрения.

    Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Миф – сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, «духов» и т.д. Миф – это мировоззрение, выступающее фактором социализации человека: 1) растворяет  человека в обществе через следование ритуалам; 2) формирует систему страхов и запретов (табу), формируя устойчивые гипертрофированные образы.

    Черты мифологического мировоззрения:

    • опора на чувства и эмоции;

    • понятия заменяет метафора или образ, которому придается реальное существование;

    • целостность – мир целостен, он сочетает в себе реальное и сверхъестественное;

    • антропоморфизм – рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком.

            Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному.  

    Религия – тип мировоззрения, основанный на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

    При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

    Религия исследует те же вопросы, что и миф:

    • происхождение Вселенной, земли, жизни на Земле, человека;

    • объяснение природных явлений;

    • поступки, судьба человека;

    • нравственно-этические проблемы.

    Основными мировыми религиями являются:

    • христианство;

    • ислам;

    • буддизм.

    Основу любых религий составляют принимаемые на веру, обязательные для всех верующих догматы, которые не могут подвергаться сомнению и критике. Догма – это учение, принимаемое за истинное без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

    Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

    • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

    • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

    • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

     

     3. Философия как высший тип мировоззрения.

    Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

    Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Философия стремится рациональными (от лат. ratio – разум)  средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

    В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия  базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические (от греч. гносис – познание, знание) критерии для обоснования своих положений.

    Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

    • основано на знании (а не на вере либо вымысле);

    • осуществляет самостоятельный поиск (а не опирается на готовые истины);

    • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя, т.е. способность мышления к критическому самоанализу);

    • логично (имеет внутреннее единство и систему);

    • опирается на четкие понятия и категории.

    Таким образом, философия – это высший уровень и тип мировоззрения, это теоретически оформленное, системно рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

     

    Вопросы для обсуждения

     


    1. Что такое мировоззрение? Какие проблемы являются мировоззренческими?


    2. Каковы исторические типы мировоззрения, их особенности?

    3. Миф как исторический тип мировоззрения, его значение как фактора социализации человека. Каковы черты мифологического мировоззрения?


    4. Религия как исторический тип мировоззрения. Почему религиозные учения являются догмами?

        5. Философия как высший тип мировоззрения. В чем принципиальное отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного?


    6. В чем заключается специфика философского знания?

     

     

    ЛЕКЦИЯ 2. Предмет и специфика философского знания.

           

            1. Категории  философии как наиболее общие  понятия.

            2. Предмет философии. Философия и наука.

             3. Структура философского знания.

             4. Основной вопрос  философии, главные философские направления.

             5. Функции философии.

     

                    1. Категории  философии как наиболее общие  понятия.

      ​

    Все, что человек знает об окружающем его мире и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Не только в процессе научного исследования, но и в обыденной жизни, в своей практической деятельности человек мыслит не конкретными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а  обозначениями этих предметов  (общими именами классов предметов) – понятиями. Одна из основных функций понятия в процессе познания состоит именно в том, что понятие выделяет, представляя в обобщенном виде, предметы некоторого класса по некоторым определенным (существенным) их признакам. Понятие – это форма мысли, в которой обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования (от лат. abstractio – отвлечение, отделение), т.е. процесса мысленного отвлечения одних свойств, особенностей предметов от других.

    По степени общности понятия могут быть разными:

    а) менее общими (обыденные понятия: дом, квартира, машина, стол);

    б) более общими (научные понятия: в механике, например, рассматриваются такие понятия, как сила, масса, энергия, поле, потенциал; биология пользуется такими понятиями, как жизнь, клетка, наследственность, рефлекс).

    в) предельно общими – эти понятия отражают и фиксируют наиболее общие и наиболее существенные черты объективной действительности и познания. Предельно общими (универсальными) понятиями являются философские категории: «бытие», «материя», «сознание», «движение», «пространство», «время», «явление», «сущность», «необходимость», «случайность», «количество», «качество» и др. Категории – не плод чистой мысли, содержание их вырастает из материальной практики. Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в нашем сознании логико-понятийными компонентами, т.е. в форме законов и категорий. Категории и понятия, являясь определениями бытия, представляют собой основные вехи, узлы познания. Это формы мысли, в которых сконцентрированы и закреплены результаты практической и познавательной деятельности людей. Категории представляют собой гносеологическое значение явлений действительности.

     

                  2. Предмет философии. Философия и наука.

     

    Философия как целостная система знаний, функционирующая в виде рациональных категорий, возникла в VI в. до н. в Древней Греции. Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и   sophia – мудрость и означает любовь к мудрости.

    Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Предмет философии, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и идеальных) объектов и связей. Но предмет философии отличен от предмета частных наук тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Фактором, конструирующим предмет философии, являются индивидуальные и общественные потребности в целостном, максимально обобщенном представлении о мире, человеке и их взаимоотношениях. В предмет философии входит всеобщее (закономерная форма связи вещей, явлений и процессов в составе целого) в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.

    Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:  

    • имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

    • однако не является научным знанием в чистом виде.

    Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

    Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

    Таким образом, философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, методу, функциям. Но философия отлична от частнонаучного знания:

    (1) Предметом философии являются универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.

    (2) Философия исследует проблему субстанции мира как причины и сущности ее форм, систем и процессов природы, общества и сознания.

    (3) Содержанием категорий философии являются универсальные связи бытия.

     

    3. Структура философского знания.

    Предметом философии является всеобщее как закономерная форма связи вещей, явлений и процессов в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек».   Взаимоотношения между этими подсистемами подразделяются на три аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический. Это определяет структуру философии как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая  теория ценностей).

    Онтология – философское учение о бытии. На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком.

    Гносеология – философское учение о познании. На гносеологическом уровне строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека.

    Аксиология – философское учение о ценностях. На аксиологическом уровне происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.

    Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Кроме онтологии, гносеологии и аксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии,  сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания:

     Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.

    Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия.

    Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей.

    Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего.

    Социальная философия изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества; раскрывает общественную обусловленность развития различных типов разделения и кооперирования человеческой деятельности, перспективы ее изменений.

    Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

    Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету, что свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине ΧІΧ – ΧΧ вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

     

    4. Основной вопрос философии, главные философские направления.  

    ​Как сложившаяся система знаний философия имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Основным в философии традиционно считается вопрос о соотношении материального (многообразие материальных предметов, существующих объективно и данных человеку в ощущении) и идеального (человеческое сознание, абсолютная идея, Бог). От его решения  зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В зависимости от решения основного вопроса философии выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

    Материализм утверждает, что первично материальное, а идеальное появляется в процессе развития материи как его свойство.

    Идеализм утверждает, что первично идеальное, порождающее или определяющее материальное. В идеализме можно выделить объективную и субъективную формы.

    Объективный идеализм: первично духовное начало, существующее самостоятельно, независимо от человека и порождающее материальный мир.

    Субъективный идеализм: первично сознание субъекта (человека), определяющее его видение и представление мира.

    ​Итак, первичным предметом философского рассмотрения, начальным пунктом философствования является вопрос о реальности как о противостоящем человеку мире, исходной данности человеческого бытия. И вопрос этот состоит лишь в одном: объективна или субъективна реальность, т.е. существует ли она сама по себе, независимо от существования человека, или неразрывно связана с ним, являясь лишь данностью в его сознании?

               

    5. Функции философии. 

             Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об  устройстве мира, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Философия помогает человеку осмыслить свою жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Гносеологическая функция имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности. Она заключается в разработке философского метода познания действительности, его принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятий и теоретических структур научного знания.

    Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, эстетических, социальных  и др. Содержание этой функции заключается в разработке представлений о ценностях, таких как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном идеале.

    Социальная функция – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

    Прогностическая функция – в ее рамках осуществляется формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

     

    Вопросы для обсуждения

     


        1. Что изучает философия?


        2. Что такое «понятие»? Почему категории философии являются предельно общими (универсальными) понятиями?


        3. Как соотносятся  философия и наука? В чем единство и в чем различие философии и науки?


        4. Какова структура философского знания?


        5. Почему философия выступает как способ познания мира?


        6. Почему от решения основного вопроса философии зависит общее понимание мира, универсума?


        7. Каким образом на основе философского плюрализма формируется целостное философское мировоззрение отдельного человека?


        8. Зависит ли инженерная деятельность от мировоззрения инженера?

        9. Какие задачи решает философия в современном мире?  


       10. Какова роль философии в решении актуальных проблем человечества?

     

     

         

     


    написать администратору сайта